Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
декабря 3rd, 2024, 1:49pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Мифология
(Модератор: Mim)
   Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения  (Прочитано 29163 раз)
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения
« В: апреля 4th, 2005, 4:39pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Борис Чертов
http://www.livejournal.com/users/chertov/32402.html
 
Загадки Стоунхенджа и Сихенджа.
Порой бывает так, что один человек скажет глупость в качестве истины, потом её подхватывают другие, третьи начинают цитировать. И так до тех пор, пока она не становится общепринятой. Одним из таких общепринятых заблуждений лично я всегда считал разговоры о Стоунхендже как о «компьютере» или об «астрономической обсерватории» древности.  
Для скепсиса у меня было немало причин. Чтобы засечь положение какой-нибудь звезды на небе, совсем не обязательно устанавливать многотонные камни. Достаточно поставить пару столбиков с засечками, чтобы знать, откуда и куда смотреть. А уж зашифровывать гигантскими камнями какие-то соотношения чисел – полный бред. В древности у людей были занятия и поважнее.
Другой мой аргумент в таких спорах был связан с огромным количеством таких стоунхенджей в древности. Этот просто был посерьёзней соседних, а главное, - лучше других сохранился. От большинства остались только дырки в земле. Сегодня из того, что я знаю, допускаю только 2 возможных назначения таких кольцевых построек: место для погребения, а скорее всего, одновременно и религиозный храм древности.  
Думаю, что после открытия Сихенджа (Seahenge) так думают многие. Сихендж (фото слева – с сайта BBC) был открыт на побережье в Нофолке (Англия), после того, как сильный зимний шторм ноября 1998 года сорвал с него торфяное покрытие. Уникальность находки в том, что она показала элементы, недостающие во всех других хенджах такого типа, а также тем, что её удалось довольно точно (с точностью до года, даже до сезона) датировать.  
Сихендж состоял из 55 дубовых столбов, окружавших кольцом перевёрнутый вверх ногами дубовый пенёк (вот оно – потрясшее археологов недостающее звено!). Сочетанием углеродного анализа, анализа древесных колец и математической статистики установили, что деревья были спилены весной 2049 г. до н.э. Как считают, пенёк предназначался для ритуала экскарнации, характерного для ряда древних культур. Мёртвому телу нужно было дать разложиться под воздействием стихий и хищных зверей и птиц, чтобы душа смогла «правильно» освободиться.  
Лично мне кажется, что забор был нужен как раз для того, чтобы оградить центральное ложе от зверей. Что почему-то было важно, чтобы тело склевали именно птицы. Подозреваю, что между столбами был какой-нибудь плетень из веток (эдакая "колючая проволока" бронзового века).  
Кстати, находка Сихенджа, возможно, решает одну из загадок захоронений бронзового века. В этих захоронениях непропорционально много тел взрослых мужчин и очень редко встречаются женские и детские тела. Появилась версия, что именно для женщин и детей предназначалась экскарнация.
Оставшись без торфяного покрытия, ну и не без помощи местных жителей и туристов, столбы Сихенджа начали стремительно разрушаться. Но когда учёные приняли решение летом 1999 года вывезти их для очистки, изучения и сохранения в археологический центр во Флаг Фен, началась уже ставшей обычной для нашего времени клоунада. Посыпались протесты и от местных жителей (это их достояние!), и от тех, кто сегодня считает себя друидами (это их реликвия!). В результате, суд разрешил учёным временно увезти столбы на очистку и изучение зарубок, но обязал их затем вернуть всё на место для дальнейшего публичного догнивания! В ноябре 2001 года против повторного захоронения выступило общество "Английское наследие". Не знаю, чем потом всё это окончилось (перестал отслеживать), но думаю, если учёным отбить столбы не удалось, следующие поколения с более совершенной техникой скажут ещё немало матерных слов в адрес совеременного английского правосудия.
Именно в ходе исследований во Флаг Фене установили точное время спила деревьев. А 3-мерным лазерным сканированием выяснили, что бронзовые инструменты строителей Сихенджа (выявлено по надрезам 12 различных орудий!) были разнообразнее и совершеннее, чем можно было бы предположить. Ведь делали их всего лишь через столетие после начала бронзового века в этих местах.
________________________________
Вот такой текст.
Честно говоря, идея утилитарной ограды мне кажется более чем сомнительной - ограда, скорее, играла ритуальную, непрагматическую роль, как чумы из девяти жердей у якутских шаманов.
Но вот само назначение сооружения неожиданно совпало с вот таким мнением о Дельфах (см. след. пост)
« Изменён в : апреля 10th, 2006, 11:29am пользователем: Saeri » Зарегистрирован
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения
« Ответить #1 В: апреля 4th, 2005, 4:44pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Акимова Л.И, Кифишин А.Г. Аполлон и сирены (о ритуальной специфике Дельф)  
http://www.varvar.ru/arhiv/texts/akimova_kifishin1.html
 
Одно из его имен было Пифон — от слова пифесфаи 'гнить, разлагаться' (X. 6. 5): здесь разлагалась гниющая плоть убитого Аполлоном дракона. Дракон, прежний владелец местности и оракула, имел нарицательное имя Пифон. “Дурной запах” распространялся и на соседнюю область Озольских Локр (Локры 'Дурно пахнущие ' ), что связывали то ли с гниением нечистой воды, то ли с плохо выделанными шкурами животных, то ли с тяжелым духом, шедшим от разлагавшегося на солнце трупа кентавра Несса (X. 38. 1).  
Последнее обстоятельство позволяет думать, что в Фокиде и Локриде некогда существовал архаичный погребальный обряд, в соответствии с которым тела умерших не сжигались и не предавались земле, но выставлялись на солнце до полного очищения от плоти костей. Кости затем собирали в особой “остотеке” — с ними связывалась надежда на возрождение умерших. Подобный обряд, восходящий еще к палеолиту, был открыт в Центральной Анатолии, в Чатал-Гююке, и датируется VII—VI тыс. до н. э. (Mellaart 1967: 204 f.). Но он имел место и на Балканах, судя по упоминаниям в мифах “жрецов”, собиравших черепа своих убитых противников. Среди них особенно известны: Эномай (Schol. Find. Isthm. 4. 92; ср. Schol. Pind. 01. /. 114), Кикн (Schol. Find. 01.1. 147, 77, 79; cp. Eur. Her. 391), Форбант (Philostr. Im. p. 842 (424)). Все эти персонажи имеют внутренние связи с Аполлоном, который в мифе тоже собирал “кости” Пифона, чтобы внести их в свой дельфийский храм (Hyg. Fab. 140), а Форбант, помимо прочего, был царем флегиев, древнейших поселенцев на фокейской земле (Fontenrose 1959: 22).  
Аполлон, таким образом, был причастен к обряду выставления тел. Более того, он, очевидно, мыслился сам приобщенным к нему, о чем можно судить по одному необычному посвящению в Дельфы, сделанному врачом Гиппократом. В храме находилось “медное изображение [человека], у которого уже пропало все мясо и остались одни только кости” (X. 2. 4). Как посвященная богу вещь изображение должно было соотноситься с его сущностью: “скелет” и был Аполлон, лишенный плоти в ритуале погребения, а дельфийский храм был первично чем-то вроде его “остотеки ”.  
 
________________________
Вот так и хоронили в святилищах... Брр!
Зарегистрирован
arcabucero
Гость

Е-мэйл

Re: Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения
« Ответить #2 В: апреля 18th, 2005, 8:50pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Напомнило недавно прочитанное о "заложных" покойниках. "Убитого богатыря трудно похоронить так, чтобы он не вставал из могилы... и сами они мучаются посмертным существованием... Посмертной трансформации тел помогали звери и птицы, в словесном искусстве образы падальщиков приобретают символическое значение... на тот свет душа может попасть в том случае, если птицы и звери съедят весь труп до последней косточки".
(Т.А.Новикова, "Эпос и миф". СПб, "Наука", 2001, стр.21, 22,23 (о почитании богатырства))
Зарегистрирован
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения
« Ответить #3 В: апреля 19th, 2005, 1:50pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Вы совершенно правы. Спасибо за цитату.
Зарегистрирован
Мори
Гость

Е-мэйл

Re: Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения
« Ответить #4 В: сентября 14th, 2005, 4:53pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Вот еще. По твоим же лекциям, насколько помню:
 
Знатоки "Старшей Эдды" хорошо помнят, как Сигурд пришел к валькирии Сигрдриве, которая спала магическим сном в ограде из щитов. Это сказание соответствует русской былине о жнитьбе Святогора, невеста которого лежала без сознания в "гноище". Гноище - это забор, за который скидывали тела самоубийц (их нельзя было хоронить в земле)
Известно, что у ряда сибирских народов существовал (возможно, существует до сих пор) обычай не хоронить шамана в земле, а оставлять его тело в специальном "домике смерти", чтобы его склевали птицы.
 viking
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения
« Ответить #5 В: сентября 14th, 2005, 5:11pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Спасибо, Саш.
Кстати, нам тут напомнили, что это еще и зороастрийцы, а также тибетцы.  
 work
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения
« Ответить #6 В: сентября 14th, 2005, 7:08pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Вот тут (http://www.livejournal.com/community/ru_mythology/81017.html?thread=6367 93) возражают. Степень правильности оных комментариев мне неведома, я просто цитирую.
 
В 1989 г. Британским советом по науке и технике было проведена проверка точности радиоуглеродного метода (см. журнал New Scientists, 1989, Cool. Для оценки точности этого метода было привлечено 38 лабораторий из разных стран мира. Им были переданы образцы дерева, торфа, углекислых солей, возраст которых знали лишь организаторы эксперимента, но не исполнители-аналитики. Удовлетворительные результаты были получены лишь в 7 лабораториях (из тридцати восьми!) - В ОСТАЛЬНЫХ ОШИБКИ ДОСТИГАЛИ ДВУХ-, ТРЕХ И БОЛЕЕ КРАТНЫХ ЗНАЧЕНИЙ. При сопоставлении данных, полученных разными исследователями, и при использовании различных вариаций технологии определительных работ стало ясно, что ошибки в определении возраста связаны не только с неточностями определения радиоактивности образца, как это считалось ранее, но и с технологией подготовки образца к анализу. Искажения в диагностике возникают при нагревании образца, а также при некоторых способах его предварительной химической обработки. Все говорит о том, что к расчетам возраста по радиоуглеродному методу надо относиться очень осторожно".
СРАВНИТЕЛЬНО НЕДАВНО вышла книга германских авторов Christian Blöss, Hans-Ulrich Niemitz под названием "Крах С-14" [497]. Они собрали обширный современный материал, убедительно показывающий, что РАДИОУГЛЕРОДНЫЙ МЕТОД В ЕГО СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ НЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ АБСОЛЮТНЫХ ДАТИРОВОК ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения
« Ответить #7 В: сентября 19th, 2005, 6:41pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

http://www.livejournal.com/community/ru_dragon/131064.html?thread=650232 #t657144
аналогичная форма погребения известна у аборигенов Океании
 
Кстати, то же касается и происхождения образа Баба-Яги и ее избушки, о чем я сама же и писала (на основе Проппа) http://mith.ru/alb/slavic/slav6.htm
Еще более древним и сложным является образ хозяйки иного мира, известной в сказках под именем Бабы Яги. Ее избушка “на курьих ножках” изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название “курьи ножки” скорее всего произошло от “курных”, т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили “избу смерти” - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI – IX вв.). Баба Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мертвых, мертвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху – “русским духом пахнет” (запах живых неприятен мертвым).
 
В общем, Стоунхендж - это такая расширенная Изнакурнож!  kaktus cat kaktus
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения
« Ответить #8 В: сентября 21st, 2005, 10:52pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Спасибо Кошкопсу (http://www.livejournal.com/users/koshkopjos/75534.html)!
Цитирую.
Среди работ, характеризующих обряды, связанные с погребениями тувинских шаманов, особенно следует отметить труды С.И.Вайнштейна, В.Диосеги, Л.П.Потапова, В.П.Дьяконовой.
По представлениям тувинских шаманов, смерть наступает в двойственном виде. Первая - это наведенная смерть, вторая - естественная. Причиной наведенной смерти считают действия враждебного шамана, причиной естественной - болезнь.
Хамнарнын, чижири - "съедение" шаманами друг друга. У каждого шамана имеются спутники, которые активно участвуют в борьбе своего хозяина за. превосходство над шаманом-врагом. Сила шамана заключается в его содружестве с духами-помощниками, такими, как каарган -ворон, буга - бык, эзир - орел, : хартыга - ястреб, адыг - медведь, морзук - барсук и г т.д. Тот шаман, чей ворон раньше увидел приближение ворона другого шамана, остаётся победителем. Бык сильного шамана побеждает быка слабого шамана. В воздушных боях сражаются хищники, посланные шаманами. Чей орел летает быстрее, действует хитрее, тот приносит удачу своему шаману и спасает его жизнь от угроз другого шамана. Шаман отправляет в бой своего ястреба, который должен сломать крылья ястребу другого шамана. Чтобы определить силу или слабость шамана-врага, отправляют в его сторону барсука. С помощью духа Моос шаман поражает своего врага так, что у того живот становится как барабан и в конце концов лопается и т.д.  
"Съедение шаманов", или их взаимное уничтожение - это жестокая борьба за превосходство одного шамана над другим. Она проявляется в трех основных формах:  
1. словесная ссора двух шаманов;  
2. спор о мастерстве камлания;  
3. борьба за большую плату при лечении больного.
Известно, что у тувинских шаманов в прошлом существовало две основные цели камлания: открытая, для лечения больных и проведения культовых праздников; и скрытая - как отражение борьбы одного шамана против другого.
Пример словесной ссоры привела однажды в разговоре Барыкаан Хуралбай уруу Донгак, прародительница тувинской литературы.
"Сын женщины Тенек-Кадай шаман Байыр о жил в местности Кара-Дыт, на берегу реки : Чадаана. Шаман Кара-оол тоже жил в этих местах, в долине реки Чадаана. Люди говорили: "Эти шаманы начали взаимное уничтожение. Началось “съедение" друг друга. Вы, ребята, к ним близко не подходите. Враждующие шаманы очень опасны. Берегите себя. Разъяренный шаман способен "съесть" любого человека!" Я видела, что две юрты стояли совсем рядом, в середине лесной поляны. Они специально так близко поставили свои юрты, чтобы сражаться до окончательной победы одного шамана над другим. Дверь одной юрты была обращена на восток, как это и полагается, дверь другой - на запад, что противоречило древним обычаям кочевников. Каждый шлман высовывал босые ноги через стенку юрты, и я видела, как ступня одного шамана упирается в ступню другого. Так они пролежали несколько дней. Поединок кончился трагично: шаман Байыр и шаман Кара-оол скончались одновременно."
А вот какой пример спора о мастерстве шаманов рассказал в апреле 1971 года в местности Уш-Терек Барун-Хемчикского района Чымба Лопсан, 1911 года рождении. Шаман Ооржак Шокар жил в местности Хонделен Бай-Тайгинского района. По словам знающих его людей, он не имел себе равных в области выразительного исполнения шаманских стихов. В местности Кооп-Соок того же района жил и другой шаман, Доскаар. Они вступили в бой, чтобы выявить сильнейшего в мастерстве камлания. Шаман Шокар вел камлание вокруг овцы, предназначенной в жертву злому духу, чтобы возвратить душу больного. В это время в аал больного приехал шаман Доскаар и публично начал оскорблять шамана Шокара:
- Ты ничего не знаешь. Ты неверно ведешь камлание. Ты знаешь совсем мало. Я знаю очень много. Я большой шаман. Ты - слабый шаман, потому, что твои слова грубые. Твое камлание звучит не так сладко для слуха, сейчас же прекрати. У меня крепкие корни, потому что я владыка высокой тайги, - с этими слонами он наступал на шамана Шокара и начал при всех рвать на клочки его священных ээренов – помощников. - Я съем тебя!
- Я съем тебя! - ответил шаман Шокар. Прошел год. Сильно заболел шаман Доскаар. Очевидцы говорили, что в течение года он находился в невменяемом состоянии: кричал, стонал, подпрыгивал. Над юртой шамана Доскаара гневно гремел бубен шамана Шокара. Перед смертью, задыхаясь, шаман Доскаар просил милости у своего грозного врага:  
- Простите меня! Спасите мою жизнь! Прошу вас меня оставить живым на земле. Будем жить, как родные братья. Будем жить в дружбе и согласии. Задыхаюсь. Умоляю. Простите меня, могучий шаман!
Вскоре шаман Доскаар скончался, став жертвой шамана Шокара. Сильный шаман "съел" слабого шамана - так говорили в народе про этот шаманский поединок.
Еще один пример превосходства одного шамана над другим: "Во время обряда освящения оваа, что находится на левом берегу реки Алаш, в местности Шыдаяк, встретились два шамана: шаман Тогдугаш приехал рек г. Аянгаты, другой шаман, Кужугет Апаа, приехал с реки Алаш. У последнего была кличка Шокар - Рябой. На празднике шаманы поссорились и вступили в драку Причиной раздора был спиртной напиток.
- Мало пил. Тебя не оставлю жить на земле! - грозил шаман Тогдугаш.
- И я тоже мало пил. И тебя не пущу домой Увидишь, до своего аала не доедешь! - в ярости ответил шаман Апаа. Каждый сел на своего коня, и шаманы разъехались в разные стороны. Шаман Тогдугаш добрался до устья реки Эдегей, что впадает в реку Хемчик. Здесь остановился и остался ночевать в одной.юрте. Ночью Тогдугаш начал стонать:
- Беве! Беве! Сгораю! Сгораю! Сгораю! - кричал он, поднимаясь на ноги. Ему пришлось снять сапоги, и оттуда потоком выползли бесчисленные ящерицы. После того, как все ящерицы исчезли, шаману Тогдугашу стало плохо. Задыхаясь, он вскочил с места. Так скончался шаман Тогдугаш, не доехав до своей юрты. Говорят, что шамана Тогдугаша "съел" шаман Апаа, который вышел из борьбы победителем." /Опай Монгуш, 75 лет, Шеми Дзун-Хемчикского района. Записано в августе 1973 года./
Пример вражды шаманов в корыстных целях. "В местности Теректиг ДЗУН -Хемчикского района жил известный шаман Сат Сойзул. Он владел девятью кузунгу - зеркалами. Однажды по приглашению больного он "прибыл в верховья реки Ак. Там он встретился с одной шаманкой. Говорят, он не захотел разделить с ней плату за камлание и лечение больного. Сат Сойзул вызвал шаманку на состязание. Прошло некоторое время. У шамана Сата Сойзула заболело горло. Началась сильная рвота, после чего изо рта выбежала мышь. Здоровье шамана улучшилось, горло перестало болеть и Сойзул возвратился домой здоровым. Вскоре скончалась шаманка, которая послала к нему мышь с целью убить его. Об этом автору рассказывал двадцать лет назад Белек Монгуш из местности на берегу реки Улаан-Быра Дзун-Хемчикского района.
 
2.Погребение шамана
По представлению самих шаманов, у каждого из них своя смерть. Один умирает от болезни, другой от старости, третий - от "съедения" более сильным противником. Однако процесс похорон всех шаманов в принципе одинаков. Он состоит из нескольких этапов.
Орун бузары - разборка кровати. После смерти шамана в первую очередь производят разборку кровати, на которой он скончался. На место убранной кровати полагается постелить войлок, где будет лежать тело покойного шамана до выноса. У головы умершего зажигают свечу, а перед ним опускается войлочный занавес.
Хам хоору - вызов шамана. Родственники приглашают другого шамана. Он должен указать, в каком направлении ушла "куудел" - "душа" покойного. Вызванный шаман стоит возле юрты, держа в руках лоскут ткани, которым он очищает юрту от злых духов. Приглашение шамана на похороны, - отмечает Л.П.Потапов. - удостоверено записями Ф.Я.Кона относящимися к населению центральных районов Тувы..."При этом шаман как бы разговаривает с покойным. Зажигается курильница-сан. "Ладно. Хорошо, идите туда," - говорит шаман, словно ведет разговор с духом покойного. И, обращаясь к родственникам умершего, спрашивает: "Есть ли ваши кровные близкие в том месте, куда улетела душа покойного?"
Салыр черин шилип аары - выбор места захоронения. Останки покойного шамана строго запрещается хоронить в горах. Лучшим местом считается лощина или степная поляна. В.Ш.Кок-оол сообщил нам старую версию легенды о том, что шаманы, якобы, являются людьми чистых белых костей и потому их нельзя хоронить на общем кладбище. Отсюда культовое понятие "шаманская могила", как нечто исключительное, неприкосновенное. То же самое отмечает В.П.Дьяконова: "Когда этот шаман умер, то родные его по обычаю выбрали место для погребения в отдалении от мест захоронений простых людей. На выбранном месте родственники устроили из лиственницы помост - хам серизи, на него положили умершего шамана в последней одежде, а вещи - бубен... и ээрени - поместили на палку, рядом с помостом. К месту погребения тела шамана везли на палках-тасках, привязанных к седлу лошади..."
Чыдар черин садып аары - покупка участка. Место, где будет находиться тело покойного шамана, определяет приглашенный лама или шаман. В этом месте летом забивается кол в землю, зимой - в снег втыкается палка. Затем берется аркан длиною в девять "кулаш", примерно 12 или 14 метров. Первый помощник ламы закрепляем один конец аркана вокруг кола, а второй берет другой его конец и очерчивает им круг по ходу солнца. Между колом и концом аркана на земле лицом к нему ложится лама и определяет расположение рек и гор по четырем сторонам света. За выбор места для воздушного погребения шамана состоятельная семья приносила в вознаграждение ламе коня с седлом, две черных бараны, кожи, 10-20 голов скота и несколько одежд лучшего качества.
Ундурерхуну - день выноса. Существует особый день, определяемый приглашенным ламой. После чтения священной книги «лога» лама устанавливает точный срок выноса тела покойного шамана: через одни, двое или трое суток. День, который определил лама для погребения, является обязательным. Он же примерно указывает и час выноса тела, что следует строго соблюдать всем родственникам умершего.
Ундурери - вынос тела. Относительно выноса тела умершего шамана существовали различные предположения. По материалам Ф.Я.Кона, Л.П.Потапов писал, что "...возле того места, где лежит покойник, снимается кошма и вынимается юрточная решетка, и в это отверстие выносится тело одним из почетных сойот, не родственником покойного..." По нашим данным, умершего не выносили через войлочную дверь. Чтобы вынести тело покойного, сначала приподнимали хана - стенку юрты и через это отверстие выносили его не головой или ногами вперед, а боком. Прежде, чем вынести атрибуты покойного шамана, вырезают отверстие в обтяжке бубна. Было запрещено выносить из юрты целый бубен. Один всадник держит бубен перед собой и бьет в него колотушкой редкими ударами в такт похоронной процессии" до того места, где будут покоиться останки шамана. Смысл этих ударов заключается в том, что духи-помощники шамана не должны оставаться в его юрте. В похоронах шамана участвуют обязательно 3, 5, 7 и 9 человек, то есть нечетное количество людей, что зависит от былой силы умершего шамана. Как правило, было запрещено участие в похоронах женщин и детей обоего пола.
Чедирери - доставка тела на место погребения. Есть два способа доставки тела покойного шамана от аала до места захоронения. Первый - это шырга или волокуша, в которую впряжен вол. На шырга укладывают тело умершего и везут его до места погребения. Второй способ - вьюком. Тело покойного перекидывают через седло - "ынгыржак". "Спинку" - валик ынгыржака снимают так, чтобы там получилась выемка. С двух сторон, с боков, к нему прикрепляют еще два ынгыржака и скрепляют их между собой арканом. Таким образом, образуется своеобразный ящик, в котором везут тело покойного. Как правило, его кладут поперек седла: головой на правую, ногами - на левую
сторону. Один человек ведет коня за повод, второй - поддерживает тело за кончики ног. В.П.Дьяконова также отмечает, что "...покойника обычно везли на верховой лошади, перекинутым через седло. Сзади седла обычно сидел сопровождающий тело. Этот способ сохранился у тувинцев до недавних дней во всех районах Тувы, где хоронили по старинному обряду шаманистов".
"Сери" - настил. Сери - это сооружение для воздушного погребения шамана. Этот характерный вид шаманского погребения отмечали многие исследователи. Особенно следует отмстить раскопки Л.П.Потаповым подобной воздушной гробницы в Кара-Холе. Постройка сери проста: вкапывают четыре столба с развилками на концах, которые служат опорой для рамы из двух длинных и двух коротких жердей. Перекрытие настила делают из прочных жердей, специально вырубленных по длине сооружения. Тувинцы применяли два вида настила, в зависимости от времени гола.
Чайгы сери - летний настил. На готовый настил, опирающийся на четыре столба, стелят белый войлок. Тело покойного шамана, завернутое в белый материал, кладется на приготовленный войлочный матрац. Здесь же вешают все шаманские принадлежности. По сообщению С.Д.Куулара, в местности Хондергей Дзун-Хемчикского района летом шамана хоронили двояким способом: на настиле и без погребального сооружения, открыто, на земле.
Кышкы сери - зимний настил. На снегу строят невысокий сруб, иногда - в один венец из специально вырубленных жердей, внутри которого находится настил. На него стелят белый войлок и кладут тело покойного. Рядом с зимним настилом устанавливают "чагы" - столб для развешивания шаманских принадлежностей. Нижний конец столба в землю не закапывают, а прибивают деревянными гвоздями к крестовине "даван-даяк". На этот столб вешают бубен, колотушку, шапку, ээреней и ритуальный костюм шамана. Повседневная одежда шамана остается в юрте, часть ее переходит в руки близких родственников, а самую лучшую принимает в виде дара приглашенный для участия в похоронах шаман или лама.
Салыры - захоронение. В литературе существует много описаний похорон тувинских шаманов. Приведем только некоторые, наиболее существенные из них. "По приезде к месту похорон покойника снимали с лошади и клали на уже приготовленный для этого помост /сор/ на четырех столбиках, бубен, онгут и сетэр шамана уже висели здесь же, на дереве. Вещи шамана клали с ним, а седло оставляли под деревом..." В то же время Л.П.Потапов отмечает, что шаманок хоронили на помосте только тогда, когда они об этом просили сами еще при жизни. Если такой просьбы не было, то хоронили на поверхности земли, положив труп ничком, головой на север, а бубен, онгут и сетэр вешали на близстоящее дерево или клали под него..." По В.П.Дьяконовой, "...в Монгун-Тайге шаман непременно провожал в "потусторонний мир", вел с ним разговоры от имени родственников на седьмые и 49-е сутки после смерти". Судя по сообщениям наших информаторов, по пути к месту захоронения кто-либо из участников похоронной процессии находил отшлифованный плоский камень, который клали под голову умершего. Правая щека покойного должна была опираться на ладонь правой руки. Умершего клали на правый бок головой на запад. Ладонь и пальцы правой руки закрывали ухо, половину лица и правый глаз. Левая ладонь лежала на левой ягодице. Ноги должны были быть полусогнуты. Закрытые глаза покойного завязывали белой ленточкой, так как считалось, что все девять отверстий на теле человека после его смерти должны быть закрытыми. Затем за границей уже очерченного круга всадники объезжают это место по солнцу. Закончив объезд, они возвращаются в аал. Эти обрядовые особенности несомненно были связаны с представлениями о дальнейшей жизни души умершею шамана. Так, по Ф.Я.Кону, "иначе... быть не могло. Душа одною шамана, по их мнению, после его смерти вселяется в другого..."* По В.П.Дьяконовой, "судьба - сунезин - шамана оставалась на земле, вдалеке от места погребения шамана, со временем входила в того или иного родственника, который таким образом становился шаманом..." Еще раньше об этом писал Г.Н.Потанин: "Душа умершего хорошего хама остается там, где он похоронен, и каждую ночь камлает тут... Душа покойного хама, бродящая и являющаяся живым, называется аза-пук. " Следует отметить, что в этих обрядах, сохранились весьма древние элементы. Нельзя не согласиться с С.И.Вайнштейном, который отметил, что погребения шаманов в скорченном положении, головой на запад и с каменной подушкой под головой, вероятно, сохраняют древнюю традицию, восходящую я к скифскому времени, когда погребенным в могилах придавали скорченность, клали под голову камень и обращали головой на запад или северо-запад.
(по: Монгуш Борахович Кеннин-Лопсан «Магия Тувинских шаманов», Кызыл-1993)  
« Изменён в : апреля 10th, 2006, 11:28am пользователем: Saeri » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения
« Ответить #9 В: июня 1st, 2007, 4:13pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

О Стоунхендже еще на нашем форуме:
 
Базовое описание, ничего особенного, просто общие сведения достаточно качественно: http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=geo;action=display;num=11 80699690
 
Могила "короля Стоунхенджа" и прочая археология - http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=human;action=display;num= 1137427315
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru