Автор |
Тема: Стоунхендж (Прочитано 5352 раз) |
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Это просто подборка из Сети. Но пусть она будет здесь... а то бегай по всему Яндексу, когда надо датировки строительства уточнить... Текст вычитан мною, местами сокращен (особенно про инопланетян!), чуть дополнен. Копирайт один: (с) ИИ - "из интернета". Как-то в общем неправильно у нас вышло, что про Стоунхендж на сем форуме три треда, да еще и в разных разделах... посему дала перекрестные ссылки. ________________________________________________ http://www.dm-realty.ru/doc/articles/id_16129/index.aspx Одно из самых загадочных и древних архитектурных сооружений в мире — пожалуй, это единственное утверждение о Стоунхендже, с которым согласны все. Остальное — этапы и время строительства, происхождение материала, авторы и исполнители «проекта» — веками было предметом жарких споров. А уж о реальном предназначении гигантского каменного кольца, существующего несколько тысячелетий, мы, возможно, не узнаем никогда… Мифы и легенды Стоунхендж — саксонское название самого, наверное, посещаемого мегалитического сооружения в мире. По общепринятой версии означает оно «висячий (подвешенный) камень», но некоторые трактуют его как «каменная изгородь»; впрочем, оба варианта соответствуют тому, что сейчас можно увидеть на равнине Солсбери. Уникальность и необычность этого рукотворного каменного чуда не могли не вызвать появления разных версий его происхождения. Многие предания утверждают (А.Б.: Гальфрид Монмутский, "История бриттов" ), что камни Стоунхенджа обладают целебной силой — они якобы происходят из Африки, где использовались язычниками как целительные, а потом были переправлены великанами в Ирландию (А.Б.: а потом добрая душа Мерлин их по воздуху перенес в Британию). Про громадный отдельно стоящий Пяточный камень есть своя история. Будто бы дьявол купил камни у женщины в Ирландии, принес их на равнину Солсбери и воскликнул: «Никто никогда не узнает, как эти камни сюда попали». Однако его услышал монах и ответил: «Зря ты так думаешь!» Тогда дьявол швырнул в него одну из глыб и попал в пятку; камень ушел в землю и стоит на том месте до сих пор. Материал и форма Стоунхендж представляет собой систему концентрических окружностей диаметром более 100 м, обозначенных валами, лунками и огромными камнями. А.Б.: Это ТРИ кольца: внутренняя полуподкова (см. далее о трилитах), средний круг и внешние валы и рвы, где находятся четыре крупных камня. Согласно последним данным, полученным методом радиоуглеродных проб, Стоунхендж строили в несколько этапов на протяжении многих веков между 3100 и 1600 (вариант: 1100) годами до нашей эры. Он находится на большом открытом пространстве к юго-западу от Лондона, недалеко от города Солсбери в графстве Уилтшир и является одним из самых знаменитых мегалитов. Мегалитами (от греческих слов, обозначающих «большой» и «камень») называют древние сооружения из необработанных или частично обработанных каменных глыб, размещенных в особом порядке. Самая удивительная часть Стоунхенджа — трилиты (буквально «тройные камни»), расположенные в форме подковы в центре комплекса. Их всего пять, и они оправдывают свое название, поскольку это сдвоенные каменные блоки из плотного песчаника‑сарсена, накрытые сверху тяжелыми плитами. Высота трилитов возрастает от концов подковы к середине, самый большой из них возвышается над землей на семь метров. Столь же внушительно выглядит охватывающее трилиты сарсеновое кольцо — группа глыб семиметровой высоты, каждая из которых весит больше 25 т. Они были доставлены с холмов Мальборо, находящихся в 39 км к северу от Стоунхенджа, обтесаны и скреплены между собой горизонтальными перемычками. Кроме сарсена при строительстве Стоунхенджа использовали так называемые голубые камни — песчаник сине-серого оттенка, отличающийся по своему геологическому составу от местных пород. По одной версии, его по воде и волоком переместили с гор Преселли в Южном Уэльсе, расположенных на расстоянии около 300 км от Стоунхенджа (была обнаружена даже каменоломня, в которой их могли добывать). Современные энтузиасты, разумеется, не упустили случая повторить этот подвиг — в 2000 году группа англичан каждые выходные в течение полугода собиралась вместе и с помощью приемов и орудий, доступных древним, перемещала голубой камень весом три тонны по имени «Элвис» из гор Преселли к Стоунхенджу. Согласно другой гипотезе, камни не настолько однородны по своим характеристикам, чтобы происходить из одного места, и попали они на равнину Солсбери скорее в результате движения ледников. Самым заметным расположенным на отдалении элементом является Пяточный камень, который находится за пределами сарсенового кольца. Есть еще так называемые базовые камни — изначально их было четыре, а сейчас осталось два. соединяющие их линии пересекались под углом ровно 45° в самом центре сооружения. Примерно в середине его лежит на земле и так называемый Алтарный камень, представляющий собой обтесанный песчаник. (А.Б.: относительно этого камня и назначения сооружения как такового см. мой любимый тред "Стоунхендж, Дельфы и особая форма погребения: http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=mith;action=display;num=1 112618373) Кроме камней важную роль в структуре Стоунхенджа играют рвы, насыпи и разного рода углубления. Всю постройку окружает вал диаметром около 100 м. С внутренней его стороны расположены ямы, названные лунками Обри в честь исследователя Джона Обри, который одним из первых в XVII веке стал серьезно изучать Стоунхендж. От памятника на северо-восток идет огражденная рвами и валами широкая «аллея», поворачивающая затем в сторону реки Эйвон. Однако все это лишь то, что мы видим сегодня: за несколько тысячелетий Стоунхендж не только изрядно пострадал от времени и вандалов, но и несколько раз перестраивался… Строители и строительство Согласно современным научным данным Стоунхендж был возведен в три этапа тремя разными народами. Авторство делят неолитические скотоводы и земледельцы III тысячилетия до нашей эры, солнцепоклонники, носители культуры кубков (1700‑е годы до нашей эры) и, наконец, представители уэссекской культуры бронзового века (середина II тысячилетия до нашей эры). Кроме того, установлено, что создатели Стоунхенджа испытали влияние культур Средиземноморья. В частности, они преднамеренно искажали пропорции каменных глыб, чтобы скорректировать оптические иллюзии. Трилиты в верхней части толще, чем у основания, поэтому не кажется, что кверху они сужаются, а их поверхность сделана немного выпуклой, чтобы избежать эффекта вогнутости. В самом первом приближении история сооружения выглядит так. Стоунхендж-1 представлял собой кольцевой ров и вал и, возможно, служил кладбищем. В период строительства высота вала составляла 1,8 м (сейчас — примерно 60 см). С северо-востока ров и вал имеют проход шириной в 11 м. По кругу вдоль наружного вала расположены 56 маленьких лунок Обри. Примерно в двух третях из них обнаружены останки кремированных людей. К северо-востоку от входа в кольцо стоит семиметровый Пяточный камень, бывший единственным каменным элементом на первом этапе сооружения Стоунхенджа. Второй этап связан с носителями культуры кубков. При строительстве Стоунхенджа-2 была проложена земляная «аллея» между Пяточным камнем и входом, возведены два кольца диаметром 23 и 26 м из 80 каменных глыб голубого цвета — огромных монолитов долерита, риолита и других вулканических пород. Тогда же центр памятника был слегка смещен таким образом, чтобы радиус, проходящий через Пяточный камень, указывал на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния. На заключительном этапе строительства (Стоунхендж-3) была произведена перестановка мегалитов. Голубые камни заменили кольцевой колоннадой из вертикальных глыб, на которые опирались горизонтально положенные плиты. Внутри круга установили в форме подковы пять трилитов. Смысл и назначение Астроном Фред Хойл, изучив все геометрические особенности Стоунхенджа, определил, что его создатели знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года. Стоунхендж служил календарем для определения дней солнцестояния и равноденствия (А.Б.: да НЕ СЛУЖИЛ!!! ориентация на светила и положения солнца служила ритуальным целям. Б.Чертов совершенно правильно пишет, что для наблюдений за солнцем и звездами достаточно на палочке зарубки сделать, а не мегалиты громоздить). При взгляде из центра или с любой точки, расположенной на главной оси (проходящей через Алтарный и Пяточный камни и направленной вдоль «аллеи») Пяточный камень оказывается как раз напротив места восхода солнца в день летнего солнцестояния. Согласно одной из гипотез Стоунхендж не только ориентирован на некоторые главные точки цикла движения Луны, но также использовался в качестве своеобразного «калькулятора» для предсказания солнечных и лунных затмений. Наиболее оригинальную теорию предложил в 1963 году астроном Джеральд Хокинс. Он рассчитал ориентацию по сторонам света линий, соединяющих примерно 170 пар элементов сооружения, сопоставил эти данные с расположением небесных светил в 1500 году до нашей эры и заложил полученную информацию в компьютер. В 24 случаях обнаружилась тесная связь с положениями Солнца и Луны. Хокинс установил, что заход Солнца в день зимнего солнцестояния виден из центра, точно сквозь арку среднего из трилитов, а затмения Луны в период зимнего солнцестояния приходятся на моменты ее восхода точно за Пяточным камнем трижды в течение 56‑летнего цикла. Ученый предположил, что 56 лунок Обри предназначались для ежегодного перемещения из одной лунки в другую специальных камней с целью фиксации течения цикла затмений. В 1998 году астрономы пришли к выводу, что Стоунхендж представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе, которая согласно этой модели состоит не из девяти, а из двенадцати планет. Наряду с несомненными свидетельствами тесной связи Стоунхенджа с астрономией есть не менее очевидные доказательства его сакрального предназначения как места кремации и погребения. Многие считают его самым крупным древнейшим кладбищем Великобритании — здесь обнаружено минимум 250 мест кремации. Наконец, недавно опубликована работа, в соответствии с которой Стоунхендж был аналогом французского Лурда, куда стекаются паломники со всего света в надежде получить исцеление. Такая гипотеза основана на том, что в районе Стоунхенджа найдено много захоронений людей, которых сегодня мы назвали бы инвалидами. Горы Преселли, откуда, вероятно, происходят голубые мегалиты, славятся своими целебными источниками, которые могли передать целительные свойства камням. Известно также, что люди веками приходили в Стоунхендж, чтобы отколоть себе кусочек камня в качестве талисмана. Живые и мертвые В 1922 году в нескольких километрах от Стоунхенджа ученые нашли очень похожее на него по форме древнее сооружение, но сделанное из дерева и ориентированное не на точку заката в момент зимнего солнцестояния, а на точку восхода. Нетрудно догадаться, что новую находку немедленно окрестили Вудхенджем (от англ. wood — «дерево»). А совсем недавно британские археологи обнаружили рядом с Вудхенджем деревню, которая, судя по всему, использовалась не круглый год и служила местом проведения пиршеств. По подсчетам археологов, она состояла из сотни жилищ — это самое крупное из известных сегодня британских неолитических поселений. (А.Б.: Об этом подробно у нас рассказано здесь: http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=human;action=display;num= 1137427315) Радиоуглеродный анализ показал, что деревня была обитаемой в 2600 году до нашей эры — именно тогда, когда строили Стоунхендж. По сохранившимся обглоданным свиным костям ученые установили, что люди собирались там в январе — феврале (возраст животных был примерно девять месяцев, а поросята появляются на свет в апреле — мае). Исследователи предполагают, что в деревне проходили похоронные церемонии, после которых тела сплавляли по реке Эйвон и переносили в Стоунхендж, где проводили кремацию. Эта версия подтверждается и данными антропологии, согласно которым дерево ассоциировалось с миром живых, а камень — с миром мертвых предков. Путешествие от дерева по воде к камню символизировало путь от жизни к смерти. Бремя славы В отличие от многих других памятников древности Стоунхендж остается и сегодня живым и в каком‑то смысле действующим. Его имя служит шаблоном, по которому называют другие сооружения. Например, в Норфолке обнаружили похожую структуру из дерева, наполовину затопленную водой, которую стали называть Си-хендж (от англ. sea — «море»). Форма древнего каменного строения в графстве Уилтшир вызывает неудержимый зуд подражательства. В Америке, в штате Вашингтон, есть свой Стоунхендж — военный мемориал, который даже «лучше» прообраза, потому что показывает целый Стоунхендж, не пострадавший от времени и стихий. А в Новой Зеландии по заказу Астрономического общества построили Стоунхендж-антипод — точную копию, выполненную из дерева и бетона с учетом астрономических особенностей южного полушария. Свои маленькие «стоунхенджики» имеются в кампусах американских университетов в Миссури и Пенсильвании. Есть и весьма оригинальные вариации на вечную тему. В Небраске один художник построил «Кар-хендж» — копию Стоунхенджа, сложенную из старых автомобилей, а в Нью-Мехико другой художник соорудил из старых холодильников «Фридж-хендж». Говорят, в приграничной зоне Берлина в начале 1990‑х существовал «Танк-хендж», сделанный из трех советских БТР. Несмотря на огромное количество изображений, копий и пародий, многие относятся к Стоунхенджу весьма серьезно. Представители самых разных религиозных традиций в один голос говорят о его исключительной энергетике, о физическом ощущении его необыкновенности, которое нельзя объяснить никакими научными выкладками.
|
« Изменён в : июня 1st, 2007, 4:41pm пользователем: alwdis » |
Зарегистрирован |
|
|
|
|