Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
апреля 29th, 2024, 11:46am

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Отголоски теории драмы. »

   Форум портала «Миф»
   Разговор по душам
   У камина
(Модератор: Mim)
   Отголоски теории драмы.
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Отголоски теории драмы.  (Прочитано 1542 раз)
Goton
Гость

Е-мэйл

Отголоски теории драмы.
« В: июня 27th, 2005, 11:50am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

(Собственно оно лежит у меня на дневнике)
 
Как-то еще по малолетству, пришла к выводу, что реальность, изображаемая в искусстве, была бы возможна, если бы люди были хоть немного смелее в обыденной жизни.  
 
А сейчас скажу, что искусство - это создание иллюзий осмысленной жизни, иллюзии мира, подчиненного смыслу и логике. Пока готовила теорию драмы, вычитала не помню у кого, что сама идея сюжета как организующего элемента, появилась в европейской культуре под воздействием христианства. Дескать, смотрите-ка, вся история подчинена замыслу Воскресения из мертвых и торжеству Божьему, знатца и на этом отрезке представленной реальности все должно быть точно так же. Хотя нам остается только верить, что все будет хорошо, но верить в это надо. И надо искать, где же это оно зарыто в тексте, обещание, что все обойдется?  
 
Только вот совершенно мне не ясно, чего в таком случае получается с античностью? Чего, у них сюжет не является организущим? Или его там вообще искать не положено?  Wink
« Изменён в : июня 27th, 2005, 11:51am пользователем: Goton » Зарегистрирован
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Отголоски теории драмы.
« Ответить #1 В: июня 27th, 2005, 1:25pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Официально заявляю, что я давно забыла все теории. Рассуждаю вслух, вся ересь - моя собственная.
Христианский театр, сколь я помню, это именно что ПРЕДСКАЗУЕМАЯ история. Всем известно, чем сказка кончится, содержание сказки тоже примерно известно, осталось посмотреть, как воплощены детали.
Античный театр - это НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ сказка. Хрестоматиен пример по бяку-Еврипида, который взял миф о Медее да и перекроил (в мифе детей Медеи убили коринфяне от страха перед ней, у Еврипида МЕдея убивает их сама от ненависти к мужу). ТО есть древний грек, идя в театр, совершенно не знал, ЧТО сделает Еврипид из "школьного" мифа про МЕдею и Эсхил из мифологических баек про мерзавца-Прометея. Про комедию я вообще молчу: там сюжет полностью свободен, никакой заранее заданной программы нетути.
Теперь смотрим на классический европейский театр. ИМХО, вполне сеье продолжение античной традиции.
Возражающие да возразят.
 work
Зарегистрирован
arcabucero
Гость

Е-мэйл

Re: Отголоски теории драмы.
« Ответить #2 В: июня 27th, 2005, 2:17pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Напрашивается банальное:
С христианством История (с прописной буквы) стала телеологичной, целенаправленной.
Дохристианская История - циклична.
А истории со строчной всегда были и будут сюжетны.
Попробуйте рассказать что-нибудь без сюжета.
Бессюжетность - сознательная инновация двадцатого века.
Зарегистрирован
Кар
Гость

Е-мэйл

Re: Отголоски теории драмы.
« Ответить #3 В: июня 27th, 2005, 2:37pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Простите, а что мы будем считать "христианским театром"? "Душеспасительные миракли" или балаганные кривляния на площади? Там ведь тоже, вперемешку с языческой правда, отражалась вполне себе христианская картина мира. А исход был зачастую непредсказуем - балаган суть импровизация. И сюжета как такового нет.
Зарегистрирован
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Отголоски теории драмы.
« Ответить #4 В: июня 27th, 2005, 6:59pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

arcabucero, Вам.
Циклична не дохристианская история, а мифологическая. И до- и после-  
Пример "послехристианской" истории - советская. КАждый год на 7 ноября  - парад и фильмы Эйзенштейна.
Античная история... ох, не циклична она.
И непредсказуемый финал - это И античность, И 16-ый век... и далее везде. НО не исключительно двадцатый.
Зарегистрирован
Mim
Тоже мифическая личность
Злобный Айну

*****




Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус

218610555 218610555    
Просмотреть Профиль WWW Е-мэйл

Пол: male
Сообщений: 306
Re: Отголоски теории драмы.
« Ответить #5 В: июня 27th, 2005, 7:27pm »
Цитировать Цитировать Править Править

У-у-у... Ладна, щас. Я теорию немножечко помню.
1. О сюжете. Сюжет в античной драме есть. Сюжет - это система взаимоотношений персонажей друг с другом и с миром. Развернутая в тексте концепция автора. Еще там есть фабула - система взаимосвязанный солбытий. Все это там не только есть, но даже продумывалось и прорабатывалось античными теоретиками. Если цитируемый Goton автор не читал "Поэтику" Аристотеля, так енто его проблемы.
2. Об осмысленности. Мысля вполне справедливая, вот только не надо ее с христианством сопоставлять. Это было задолго до. Увы, схема слишком красивая и потому неработоспособная. Ну и высокомерная, конечно, англосакс же сочинял, чего еще от него ждать... Осмысление как основа описания мира - естественная составляющая любого искусства... и любой другой формы познания. Где осмысления нет, так это в чистом мифе. который, как и всякая чистая сущность, есть голая абстракция и в реальности не существовал. Тем не менее, миф в самом деле не содержит объяснения происходящего, но - как показал еще Леви Стросс -  миф при этом САМ ПО СЕБЕ является объяснением, э-э, онтологическим. То есть он объясняет и оправлдывает происходящее просто в силу своего существования.
Действительно, осмысленность не есть необходимая составляющая реальности. Мир не нуждается в мироописании, но в мироописании нуждается воспринимающее сознание. Соответственно. любое описание мира - и искусство здесь суть только один из примеров, а не нечто исключительное - суть именно привнесение смысла в неосмысленность мира. Человек не может постигать мир ВНЕСИСТЕМНО, при том что мир сам по себе не является системой. а если и является, то человеческий разум ее пока не постиг - по Фоме Аквинтскому, собственно, и не может постичь. Кредо, КВИА абсурдум. Кстати, к тому дже выводу приходит формальная логика (теорема Геделя о неполноте). При этом, составляя мироописания, человек всегда подспудно чувствует их искусственность, привнесенность, т.е. чуждость миру. Что порождает кризисы, эпистемологические катастрофы и много чего еще. Но это уже, кажется. немношешко другая история.
 
3. И специально об античной драме. Никакого такого "правильного и всем известного" варианта мифа не может быть по определению. Тем более что начиная с Фриниха драматурги выносили на сцену, к примеру, исторические сюжеты. Или свои фантазии на исторические и даже на злободневные политические темы. Однако и полной неожиданностью сюжеты не были. Судя по текстам того же Пиндара, греческая публика была таки весьма подкованной и воспринимала сложнейшие тексты, перегруженные аллюзиями, на слух с одного прочтения. Впрочем, Пиндара вытеснил Вакхилид, который писал куда проще, так что и вполне древним грекам все это копание в вариантах, ассоциациях и генеалогиях не доставляло особого удовольствия. Кстати об удоовльствии. Единственным известным нам трагиком, который не просто себе по мере необходимости доводил театральное действо до некоей работоспособной формы, как поступали его предшественники, а именно что экспериментировал по готовому, был как раз Еврипид со своими измышлизьмами. Тока во-первых, если не врет, он их сам не измышлял, просто отыскивал редкие варианты мифа. А во-вторых и главных, вот он-то как раз и не был популярен при жизни. По крайней мере, в Афинах. Мораль: ни новизна, ни традиция сами по себе театра не делают. И наличие или отсутствие сюжета/телеологичности текста/сакрального содержания/... по выбору не задают. 
 work
« Изменён в : июня 27th, 2005, 8:33pm пользователем: Mim » Зарегистрирован

"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
arcabucero
Гость

Е-мэйл

Re: Отголоски теории драмы.
« Ответить #6 В: июня 28th, 2005, 11:50am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Предыдущее сообщение загрузилось с ошибками, и я не знаю, как их исправить, так что извините за словоблудие, приходится воспроизводить целиком.
Если кто знает, как удалить предыдущее, флаг ему в руки.
 
Прежде всего, оговорюсь: формат форума слишком ограничен для обсуждения таких вопросов. Любое краткое утверждение может быть легко опровергнуто в силу своей семантической бедности и "полемической заостренности".
Уточнение я принимаю частично. Да, циклична всякая мифологическая история, не только античная. Античная - частный случай, если можно так выразиться. Я имею в виду не НАШУ историю античности, а взгляд античных на историю. Если там и можно найти идею линейного времени, имеющего какой-то вектор, то это вектор деградации (золотой век - железный век).  
Именно христианство впервые видит, что "вся история подчинена замыслу Воскресения из мертвых и торжеству Божьему": что есть Библия, как не серия пророчеств о пришествии Мессии? Появился вектор в Истории.
Но при чем тут сюжет? Сюжет, на мой взгляд, вообще до недавнего времени был всегда предсказуем. Я убеждена, что греки знали, что они увидят. Дети Медеи должны были погибнуть, и от чьей руки - не важно. Важно, что они НЕ МОГЛИ ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ. Вся литература на протяжении веков создавалась на основе одних и тех же сюжетов.  И так продолжает функционировать всякая "массовая литература", - женская, детективная, приключенческая, - и массовое кино. Затем с сюжетами стали играть: в пародии на рыцарские романы о Дон-Кихоте Ламанчском работает, например, сюжет житийный. Только в сознательно экспериментальных произведениях появилась бессюжетность, которая сложным образом взаимодействует со скрытой сюжетностью ("Улисс"Wink... [/quote]
Зарегистрирован
Mim
Тоже мифическая личность
Злобный Айну

*****




Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус

218610555 218610555    
Просмотреть Профиль WWW Е-мэйл

Пол: male
Сообщений: 306
Re: Отголоски теории драмы.
« Ответить #7 В: июня 28th, 2005, 4:56pm »
Цитировать Цитировать Править Править

arcabucero, Вы путаете сюжет и фабулу. Да, в мифе есть глобальная линия событий (хотя Вы не правы - она отнюдь не всегда однозначна и "общепринята", да и быть таковой по определению не может, а уж в театры и вовсе чего только не выносилось: примеры глобальных отклонений от "нормы" у тогоже Еврипида - "Орест", "Елена", "Ифигения в Тавриде" ). Тем не менее, даже если принять ваш тезис об общеизвестности основной событийной линии, то это описывает фабулу и только фабулу. Что случилось. Комикс. Сюжет же - это "почему случилось", систематизированный взгляд на реальность.  Так вот там дело зачастую как раз в мелких деталях, в частностях, через котоые автор и вносит свое отношение в общеизвестные события. Это раз.
Второе. Днйствительно, фабул на свете мало. Кстати, Ваш пример с "Улиссом" принципиально некорректен, поскольку Джойс-то как раз своим романом старался доказать, что никаких таких новых фабул, да и новых сюжетов быть не может. Как. впрочем, и новых событий - все происходящее есть вечное возвращение к архетипу и протособытию, к мифу. Это крайность, тема для этаких блестящих страшилок в духе Борхеса... но в этом смысле нельзя противопоставить новую и старую литературу. они вполне плавно перетекают друг в друга. Это опять же в том, что касается фабулы. Меняется сюжет, меняется система взаимоотношений, меняется восприятие спектакля. С другой стороны, если говорить не на таком уровне абстракции, то уже в площадных зрелищах Предвозрождения суж\ществовал этот самый элемент новизны. Возьмите к примеру те же фрнцузские фарсы.  И новизна, и узнаваемость, и узнаваемость в новизне в разное время были ценимы зрителями. что показывает, что ни одна изз этих тенденций не является "правилной", "абсолютной", "прогрессивной" и тепе.
Ну и третье. Апелляция к христианству возникла, как я понимаю, именно из-за нечеткого разведения понятий "сюже" и "фабула". Действительно, христианство открывает телеологичность истории, хотя его роль в открытии "стрелы времени" все же преувеличена - оно и иудаизм бы неплохо помянуть, да и не его одного. Но концепция подчиненности СУЩЕГО некоему общему СМЫСЛУ как основа всяческого искусства куда старше христианства. Она, собственно, ровесница искусства в нашем современном понимании - а в той же Греции оно вполне себе существовало уже веке этак в VII-м до н.э., и это если Гомера считать за фольклор, а ведь не факт...
« Изменён в : июня 28th, 2005, 7:04pm пользователем: Mim » Зарегистрирован

"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Отголоски теории драмы.
« Ответить #8 В: июня 30th, 2005, 8:15pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Глубина мысли дискутирующих превысила глубину моего погружения в материал. Cry
Но Гомер - не фольклор. Такой изощренной сюжетики, как у него, нет нигде в фольклорном эпосе. Он на фольклорном материале, да. Но это авторская обработка. "Это я табе, голуба, говорю как краевед!"
Зарегистрирован
Mim
Тоже мифическая личность
Злобный Айну

*****




Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус

218610555 218610555    
Просмотреть Профиль WWW Е-мэйл

Пол: male
Сообщений: 306
Re: Отголоски теории драмы.
« Ответить #9 В: июля 1st, 2005, 5:14am »
Цитировать Цитировать Править Править

Э-э, Альвдис, не оскорбляй курицу! То есть фольклор. Есть там сложные тексты с развитой и многоуровневой сюжетикой. Ышшо как. "Похищение быка из Куальнге", например. Или "Манас".  Да те же саги взять исландские.  А насчет авторского подхода Гомера... знаешь, на самом деле я с тобой согласен, но на данный момент принципиально невозможно определить, можно ли считать это осознанным авторством (а тогда поэмы - литературными) или неосознанным )а тогда это фольклор, в котором, впрочем, осознанное тоже встречается - вот это уже Я тебе, голуба и т.д.  Grin). И пограничных явлений тут просто до немогу. Возьми, к примеру, "Калевалу"... ее образованный человек писал. А были ли у него автоские установки, авторская (осознанная и намеренно привносимая в реальность посредством текста) картина мира? А фиг его знает, скорее да - и все-таки ПОЧТИ фольклор. В опчем, Гомеровский вопрос я лично преподаю так: сначала рассказываю, какие были себе теории и какая от них великая польза, а потом говорю: а поскольку фактов все равно нету, давайте лутче смотреть, чего и как там написано в тексте, а адекватен он изначальному или нет - эт вопрос для трепа на академических тусовках, не более.  Grin Grin Grin
« Изменён в : июля 1st, 2005, 5:16am пользователем: Mim » Зарегистрирован

"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Отголоски теории драмы.
« Ответить #10 В: июля 5th, 2005, 7:04pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

МИм, не оскорбляй меня!
"Похищение" и саги - никак не фольклор!!! "Манас" - с ним сложнее, но в манасоведении четко различаются варианты от такого-то и от сякого-то (фамилии не помню, раньше знала). ТО есть "МАнас" уже - высокая степень авторизации в фольклоре.
А за то, что "Калевалу" Леннрота я как фольклорный текст использовала, мне чуть защиту диссера ни завалили - реально! Так что и канонический текст в 50 рун - тоже НЕ фольклор...
 
Кстати, а  о чем мы спорим? Вроде, оно про драму было в заголовке... Может, эту дискуссию о том, что фолькор, а что не очень, отрезать в отдельный тред?
« Изменён в : июля 5th, 2005, 7:06pm пользователем: alwdis » Зарегистрирован
Goton
Гость

Е-мэйл

Re: Отголоски теории драмы.
« Ответить #11 В: июля 7th, 2005, 12:01pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Про фольклор - Альвдис, да запросто.  
А про драму в заголовке было именно потому, что об эту странную мыслю я споткнулась в книге "Жизнь драмы" Э. Бентли, когда готовила курс теории драмы. Споткнулась и сильно удивилась.  
Про то, что история обрела цель лишь в христианстве, оно вроде как одна из излюбленных английских мыслЕй. Я на нее пару раз натыкалась - и все у англичан. У кого именно - не помню.  А Бентли ее привнес в свои рассуждения о возникновении и существовании сюжета в драматургии. Вернее, не привнес, но она там очень ясно прослеживается где-то на заднем плане. Для него сюжет - это как раз искусственно привнесенный в "историю" элемент систематизированности, причем доминантой в этой системе будет мировоззрение автора. Тенденция, вроде бы оно так называется? Далее он сопрягает сюжет с пропагандой, и, я так понимаю, ангажированностью, когда говорит о причинах неприязни зрителя к сюжету.
Тут еще камень преткновения сам английский термин "история", который я не смогла соотнести ни с каким известным мне русским аналогом.  Это уже не фабула, т.к. в отличие от фабулы в истории уже выделены самые напряженные моменты. Типа "жил король, была у него королева, она его так любила, так любила (вот тут поподробнее), и когда он умер, она так страдала, так страдала (подробности), что тоже умерла".  Перечислены события, отмечены самые значимые, но сознательно созданной системы еще нет. Подчинения значимого/незначимого этой системе еще нет.  Авторской точки зрения нет.  
А про античность там, то ли сказано, то ли это я опять вчитала, что не было необходимости в сюжете, как искусственно привнесенном в историю элементе, именно потому, что все зрители находились в общем смысловом поле и именно что знали, что дети Медеи не могут остаться в живых. Но тогда, как я понимаю, их должна была интересовать как раз авторская интерпретация, а следовательно, тот самый "искусственно привнесенный" в историю элемент систематизации с доминантой авторского мировоззрения. Т.е. сюжет.
« Изменён в : июля 7th, 2005, 12:06pm пользователем: Goton » Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru