Автор |
Тема: Посвящение якутского кузнеца (Прочитано 6013 раз) |
|
helghi
Гость
|
Попался мне как-то этнографический фильм об обрядовой жизни якутов. Фильм большой, весь его посмотреть не удалось (а с тех пор не знаю, куда он делся), но часть увиденного мне понятна по практическим причинам (успели объяснить или раньше читала), а вот посвящение кузнеца на этом фоне выглядело удивительно. Герой, будучи мальчишкой, забрел в кузницу - посмотреть, как работает кузнец. Родители прибежали искать и стали его ругать - мол, мешаешь, крутишься под ногами, смотри - духи заберут и ухи оборвут... Кузнец сказал, что если мальчику итнересно, то он будет его учить. Потом "промотано" несколько лет - видимо, само обучение не включает в себя сколько-нибудь важных ритуалов. Когда мастер решил, что ученик все освоил, он велел ему сделать в качестве теста комплект сбруи (все металлические части), нож (то и другое из железа) и женское украшение (из серебра). Видимо, этим очерчивался круг областей, где работает кузнец. Мастер посмотрел работу, одобрил ее, принес в жертву жеребца (как именно зовут божество - не помню, а книг под рукой нет), вырезал у него печень и положил на наковальню. Молодой кузнец должен был с одного удара разбить ее молотом на мелкие кусочки. Когда ему это удалось, мастер объявил, что ученик прошел посвящение, и разрешил ему жениться (!) Что он сразу и сделал Естественно, любые большие начинания (принятие ученика, выпускной экзамен и разбивание печени) сопровождались возлиянием молока всем божествам айыы. Если там и были более мелкие подробности, в фильм они не вошли. Что символизирует разбивание печени, не совсем понятно, а спросить по горячим следам я не успела (а у меня шеф - якут, этнограф, занимается как раз обрядами ).
|
« Изменён в : апреля 10th, 2007, 11:20pm пользователем: alwdis » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Спасибо! ПЕчень-печень... средоточие крови, вместилище жизненной силы (всякие Гуннары-Батрадзы гибнут через печень), символ мужественности (говорят, жрать сырую печень для храбрости оченно полезно). ОДна из самых "иномирных" частей в организме? - гадания по печени где только ни встречаются... Может быть, разбиение печени как знак инициаци - печень=жизнь, разбить = пройти через смерть, родиться заново: был учеником, стал мастером? А что мешает спросить шефа по холодным следам?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
helghi
Гость
|
в января 11th, 2006, 5:24pm, Альвдис Н. Рутиэн написал:- А что мешает спросить шефа по холодным следам? |
| Как его увижу - спрошу Мы с ноября месяца не виделись - то он, то я в командировке. А насчет того, каким именно божествам приносятся жертвы, - завтра уточню.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
helghi
Гость
|
Кстати говоря: может быть, что печень присутствует как способ проверки силы кузнеца? Орган довольно вязкий (особенно свежая, и особенно конская), поэтому разбить ее с одного удара молотом сравнительно небольшой площади непросто.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Очень может быть. Ритуал - вообще жутко прагматичная штука, чем дольше изучаю, тем больше убеждаюсь
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
helghi
Гость
|
Попался роскошный и полный (что редкость) текст якутского заклинания кузнеца (опубликовано в нашем томе "Обрядовая поэзия саха (якутов)" ). Нигде - ни в комментариях, ни во вступительной статье - нет пояснения, в каких случаях произносилось подобное заклинание. Но похоже, что это заклинание при "вступлении в должность" кузнеца, который, как видно из текста, кузнец потомственный. Сам текст (только русский перевод - якутский набирать нечем): Ну, во-от! Звонкую наковальню имеющего, Взлетающую кувалду имеющего, Пыхтящий кузнечный мех имеющего, Пылающее горнило имеющего Самого почитаемого моего дедушки Федора из Тойбохоя Предназначенное предназначение, Благословляющее благословение, У [духов-хозяев] потомственных кузнецов Для воспитания назначенная колыбель Для меня сейчас подвешена. Дух-хозяин священного моего огня - Серебристо-солнечное [сияние], Пепельно-серая Львиная шуба, Хатан Тэмиэринэ, Дух-хозяин медно-сверкающей глыбы - Пылающего моего горна, Твое разгорающееся пламя Пусть всегда ярко горит! Железная глыба - мой молот, Стержень стальной ровно сплющивай! Скрип-хруст Моего напильника, Двуногого всегда радуй! Девять отверстий имеющая Моя пластина для пробивания дырок, холода Стылого железного листа не страшась, Дырочки насквозь всегда пробивай же! Мой гудящий кузнечный мех - Разверзшаяся грудь, Дышащая сердцевина, Вздымающееся легкое, Со свистом дуй-дыши же! Горячки-болезни Насылающий, Проклятиями искрящийся, Дух-хозяин моего горна, Вздымающееся твое пламя Пусть же ярко горит! Моих кующих кузнецов, Моих плавящих металл предков Заветы пусть же всегда сбываются! Поскольку комментарии отсутствуют, а я все же не спец по кузнецам, остались 2 вопроса: 1) почему горн насылает горячки и "искрится проклятиями"? 2) встречается ли где-нибудь в других источниках (хоть в эпосе, хоть в обрядовых текстах) упоминание кузнечных инструментов как частей тела (то ли самого кузнеца, то ли кузницы как живого организма?)
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Во-первых, я склеила тему. Форум большой, и лучше, чтобы информация была максимально компактна. Отвечаю с конца. Нет, не встречала никогда. Уподобление мироздания телу человека - общее место в мифологии. В этом заклинании работает та же модель, но само сопоставление - уникально. С чем вас и поздравляем. С проклятьями сложнее. Об истории слова "коварство" помним? В моем "Хромом кузнеце" хороший список примеров отношения к кузнецу как к злому чародею. Наверное, поэтому горн и насылает проклятья... Что касается болезни-горячки, то чеВо ж хошь от горна? Горячий он, вот и насылает... Если серьезно, то - частный случай проячвления вредоносной магической силы кузнечного ремесла.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
барсук*
Гость
|
недавно только в ящике была мультяшка про японского мальчика, который поймал упавшую звезду, от которой разгорался пожар, в виде злого духа; приручил его и поселил в очаге. А дух-пожар-звезда стал источником его магической силы. Не очень, кстаи, мирной силы.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
helghi
Гость
|
А на каких условиях человек, не принадлежащий к семье кузнецов, мог стать кузнецом? В фильме, о к-ром я писала, мальчика посвящал то ли дед, то ли прадед (я потом уточнила).
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Исхэ
Пол:
Сообщений: 8
|
|
Re: Посвящение якутского кузнеца
« Ответить #9 В: марта 16th, 2006, 12:03pm » |
Цитировать Править
|
Я где-то краем глаза видела вариант про "принятие в род" - но что за культура была, в упор не помню. Там товарища потенциального кузнеца как раз принимали в род.
|
|
Зарегистрирован |
На закате ладья унесет нас в море, на закате волны поднимут нас в небо... (с)
|
|
|
helghi
Гость
|
Интересно! А как принимали? Через брак или усыновлением?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Барсук*, спасибо Хельги, тебе Quote:А на каких условиях человек, не принадлежащий к семье кузнецов, мог стать кузнецом? В фильме, о к-ром я писала, мальчика посвящал то ли дед, то ли прадед (я потом уточнила). |
| А вот на этот вопрос ответить в общем виде нельзя. Потому что в одних культурах кузнечество - только родовое, а в других - нет. Ты полазай по списку литературы к "Хромому кузнецу", у меня информация вся оттуда. (http://mith.ru/alb/mith/smith.htm) (поразмыслив) Знаешь, я плохо разбираюсь в этнографии, но, как Ходжа Насреддин, "ничего не понимаю в болезнях, но хорошо понимаю в девушках". В смысле - в мифах. А в мифах я не знаю НИ ОДНОГО случая ученика кузнеца, который бы не был сыном. СИгурд - ага, его называют учеником РЕгина - да только он никак не кузнечному ремеслу у него учился. (Версию Вагнера не предлагать!) Сосруко - воспитанник Тлепша, но не ученик. Вот относительно Тлепша и Дабеча надо выяснить. Арви-и-и! Ты как назгул нартского происхождения можешь чем-нить помочь?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Арвестер
Гость
|
Насколько помнится назгулу нартского происхождения , в данном случае как раз работает схема "ученик кузнеца - _не_ его сын". Надо бы, конечно, "Сказания" полистать еще... но помню точно, что Дабеч обошел горы, пытаясь найти себе достойного ученика, да так и не нашел; а юный Тлепш позже явился к нему сам, сказав при этом что-то вроде: "Мне все равно, у кого учиться тайнам работы, но если ты откроешь мне эти тайны, то неблагодарным я не останусь и помогу тебе во всем". Самого же Тлепша называл "учителем" некий нарт-кузнец после того, как выковал себе железный молот - но сдается мне, это скорее дань уважения, чем... ну, обозначение отношений; Тлепш его, собственно, не учил ничему...
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Ну, Тлепш таки-бог, богу положено наделить силой какого-нить человека... так что с нартом-кузнецом мне достаточно ясно. Про Тлепша с Дабечем я помню хорошо, как они одним молотом ковали, перекидывая его через несколько горных хребтов Сын - не сын... У кого-нить из нартских богов есть семья? Ну хоть неполная? Я не помню. Записать эту парочку в нерелевантные исключения? - понеже боги?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
helghi
Гость
|
Т.е. вполне может быть, что когда кузнец говорит о своих предках-кузнецах, он имеет в виду просто преемственность занятий, а не родство как таковое? Получается, что сама профессия делает занимающихся ею родней... (что, кстати, не так уж невероятно)
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Да нет, Хельги, я думаю - наоборот!
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Арвестер
Гость
|
э-э... вроде бы Тлепш и этот нарт-кузнец ковали одним молотом, перекидывая его друг другу? А Тлепш и Дабеч вполне себе работали вместе, рядом; иначе как бы произошел эпизод, когда Дабеч признает Тлепша сильнейшим? Кстати, о семьях: у Дабеча вроде как были сыновья в количестве - не то 18, не то 19... upd.: посмотрела-таки "Сказания" - Худимом звали этого "ученичка", подсмотревшего секреты Тлепша.
|
« Изменён в : марта 16th, 2006, 7:48pm пользователем: arvester » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Исхэ
Пол:
Сообщений: 8
|
|
Re: Посвящение якутского кузнеца
« Ответить #17 В: марта 17th, 2006, 12:33pm » |
Цитировать Править
|
в марта 16th, 2006, 12:39pm, helghi написал:Интересно! А как принимали? Через брак или усыновлением? |
| усыновлением.
|
|
Зарегистрирован |
На закате ладья унесет нас в море, на закате волны поднимут нас в небо... (с)
|
|
|
helghi
Гость
|
Про усыновление: тогда это частный случай клана кузнецов. "Сведем задачу к предыдущей"(с)
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|