Форум портала «Миф» (http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl)
Научный форум >> Мифология >> Посвящение якутского кузнеца
(Message started by: helghi на января 11th, 2006, 7:20am)

Заголовок: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем helghi на января 11th, 2006, 7:20am
Попался мне как-то этнографический фильм об обрядовой жизни якутов. Фильм большой, весь его посмотреть не удалось (а с тех пор не знаю, куда он делся), но часть увиденного мне понятна по практическим причинам (успели объяснить или раньше читала), а вот посвящение кузнеца на этом фоне выглядело удивительно.

Герой, будучи мальчишкой, забрел в кузницу - посмотреть, как работает кузнец. Родители прибежали искать и стали его ругать - мол, мешаешь, крутишься под ногами, смотри - духи заберут и ухи оборвут... Кузнец сказал, что если мальчику итнересно, то он будет его учить.
Потом "промотано" несколько лет - видимо, само обучение не включает в себя сколько-нибудь важных ритуалов. Когда мастер решил, что ученик все освоил, он велел ему сделать в качестве теста комплект сбруи (все металлические части), нож (то и другое из железа) и женское украшение (из серебра). Видимо, этим очерчивался круг областей, где работает кузнец.
Мастер посмотрел работу, одобрил ее, принес в жертву жеребца (как именно зовут божество - не помню, а книг под рукой нет), вырезал у него печень и положил на наковальню. Молодой кузнец должен был с одного удара разбить ее молотом на мелкие кусочки. Когда ему это удалось, мастер объявил, что ученик прошел посвящение, и разрешил ему жениться (!) Что он сразу и сделал :)

Естественно, любые большие начинания (принятие ученика, выпускной экзамен и разбивание печени) сопровождались возлиянием молока всем божествам айыы. Если там и были более мелкие подробности, в фильм они не вошли.

Что символизирует разбивание печени, не совсем понятно, а спросить по горячим следам я не успела (а у меня шеф - якут, этнограф, занимается как раз обрядами :) ).

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на января 11th, 2006, 5:24pm
Спасибо!

ПЕчень-печень... средоточие крови, вместилище жизненной силы (всякие Гуннары-Батрадзы гибнут через печень), символ мужественности (говорят, жрать сырую печень для храбрости оченно полезно). ОДна из самых "иномирных" частей в организме? - гадания по печени где только ни встречаются...
Может быть, разбиение печени как знак инициаци - печень=жизнь, разбить = пройти через смерть, родиться заново: был учеником, стал мастером?

А что мешает спросить шефа по холодным следам?

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем helghi на января 11th, 2006, 8:08pm

on 01/11/06 в 17:24:15, Альвдис Н. Рутиэн wrote:
-
А что мешает спросить шефа по холодным следам?


Как его увижу - спрошу :) Мы с ноября месяца не виделись - то он, то я в командировке.

А насчет того, каким именно божествам приносятся жертвы, - завтра уточню.

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем helghi на января 11th, 2006, 8:27pm
Кстати говоря: может быть, что печень присутствует как способ проверки силы кузнеца? Орган довольно вязкий (особенно свежая, и особенно конская), поэтому разбить ее с одного удара молотом сравнительно небольшой площади непросто.

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на января 11th, 2006, 9:28pm
Очень может быть.
Ритуал - вообще жутко прагматичная штука, чем дольше изучаю, тем больше убеждаюсь  8)

Заголовок: Еще немного о якустких кузнецах
Прислано пользователем helghi на марта 15th, 2006, 12:15pm
Попался роскошный и полный (что редкость) текст якутского заклинания кузнеца (опубликовано в нашем томе "Обрядовая поэзия саха (якутов)" ). Нигде - ни в комментариях, ни во вступительной статье - нет пояснения, в каких случаях произносилось подобное заклинание. Но похоже, что это заклинание при "вступлении в должность" кузнеца, который, как видно из текста, кузнец потомственный.
Сам текст (только русский перевод - якутский набирать нечем):

Ну, во-от!
Звонкую наковальню имеющего,
Взлетающую кувалду имеющего,
Пыхтящий кузнечный мех имеющего,
Пылающее горнило имеющего
Самого почитаемого моего дедушки
Федора из Тойбохоя
Предназначенное предназначение,
Благословляющее благословение,
У [духов-хозяев] потомственных кузнецов
Для воспитания назначенная колыбель
Для меня сейчас подвешена.
Дух-хозяин священного моего огня -
Серебристо-солнечное [сияние],
Пепельно-серая
Львиная шуба,
Хатан Тэмиэринэ,
Дух-хозяин медно-сверкающей глыбы -
Пылающего моего горна,
Твое разгорающееся пламя
Пусть всегда ярко горит!
Железная глыба - мой молот,
Стержень стальной ровно сплющивай!
Скрип-хруст
Моего напильника,
Двуногого всегда радуй!
Девять отверстий имеющая
Моя пластина для пробивания дырок, холода
Стылого железного листа не страшась,
Дырочки насквозь всегда пробивай же!
Мой гудящий кузнечный мех -
Разверзшаяся грудь,
Дышащая сердцевина,
Вздымающееся легкое,
Со свистом дуй-дыши же!
Горячки-болезни
Насылающий,
Проклятиями искрящийся,
Дух-хозяин моего горна,
Вздымающееся твое пламя
Пусть же ярко горит!
Моих кующих кузнецов,
Моих плавящих металл предков
Заветы пусть же всегда сбываются!


Поскольку комментарии отсутствуют, а я все же не спец по кузнецам, остались 2 вопроса:
1) почему горн насылает горячки и "искрится проклятиями"?
2) встречается ли где-нибудь в других источниках (хоть в эпосе, хоть в обрядовых текстах) упоминание кузнечных инструментов как частей тела (то ли самого кузнеца, то ли кузницы как живого организма?)

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на марта 15th, 2006, 9:16pm
Во-первых, я склеила тему. Форум большой, и лучше, чтобы информация была максимально компактна.  :D

Отвечаю с конца. Нет, не встречала никогда. Уподобление мироздания телу человека - общее место в мифологии. В этом заклинании работает та же модель, но само сопоставление - уникально. С чем вас и поздравляем.  [smiley=kaktus.gif]

С проклятьями сложнее. Об истории слова "коварство" помним? В моем "Хромом кузнеце" хороший список примеров отношения к кузнецу как к злому чародею. Наверное, поэтому горн и насылает проклятья...
Что касается болезни-горячки, то чеВо ж хошь от горна? Горячий он, вот и насылает... Если серьезно, то - частный случай проячвления вредоносной магической силы кузнечного ремесла.
[smiley=work.gif]

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем барсук* на марта 15th, 2006, 11:29pm
недавно только в ящике была мультяшка про японского мальчика, который поймал упавшую звезду, от которой разгорался пожар, в виде злого духа; приручил его и поселил в очаге. А дух-пожар-звезда стал источником его магической силы. Не очень, кстаи, мирной силы.  

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем helghi на марта 16th, 2006, 6:09am
А на каких условиях человек, не принадлежащий к семье кузнецов, мог стать кузнецом? В фильме, о к-ром я писала, мальчика посвящал то ли дед, то ли прадед (я потом уточнила).

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем Исхэ на марта 16th, 2006, 12:03pm
Я где-то краем глаза видела вариант про "принятие в род" - но что за культура была, в упор не помню. Там товарища потенциального кузнеца как раз принимали в род.

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем helghi на марта 16th, 2006, 12:39pm
Интересно! А как принимали? Через брак или усыновлением?

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на марта 16th, 2006, 3:48pm
Барсук*, спасибо  :D

Хельги, тебе

Quote:
А на каких условиях человек, не принадлежащий к семье кузнецов, мог стать кузнецом? В фильме, о к-ром я писала, мальчика посвящал то ли дед, то ли прадед (я потом уточнила).

А вот на этот вопрос ответить в общем виде нельзя. Потому что в одних культурах кузнечество - только родовое, а в других - нет.
Ты полазай по списку литературы к "Хромому кузнецу", у меня информация вся оттуда. (http://mith.ru/alb/mith/smith.htm)

(поразмыслив)
Знаешь, я плохо разбираюсь в этнографии, но, как Ходжа Насреддин, "ничего не понимаю в болезнях, но хорошо понимаю в девушках". В смысле - в мифах.
А в мифах я не знаю НИ ОДНОГО случая ученика кузнеца, который бы не был сыном.
СИгурд - ага, его называют учеником РЕгина - да только он никак не кузнечному ремеслу у него учился. (Версию Вагнера не предлагать!)
Сосруко - воспитанник Тлепша, но не ученик.
Вот относительно Тлепша и Дабеча надо выяснить.
Арви-и-и! Ты как назгул нартского происхождения[smiley=cat.gif] можешь чем-нить помочь?

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем Арвестер на марта 16th, 2006, 6:51pm
Насколько помнится назгулу нартского происхождения [smiley=cat.gif], в данном случае как раз работает схема "ученик кузнеца - _не_ его сын". Надо бы, конечно, "Сказания" полистать еще... но помню точно, что Дабеч обошел горы, пытаясь найти себе достойного ученика, да так и не нашел; а юный Тлепш позже явился к нему сам, сказав при этом что-то вроде: "Мне все равно, у кого учиться тайнам работы, но если ты откроешь мне эти тайны, то неблагодарным я не останусь и помогу тебе во всем". Самого же Тлепша называл "учителем" некий нарт-кузнец после того, как выковал себе железный молот - но сдается мне, это скорее дань уважения, чем... ну, обозначение отношений; Тлепш его, собственно, не учил ничему...

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на марта 16th, 2006, 7:12pm
Ну, Тлепш таки-бог, богу положено наделить силой какого-нить человека... так что с нартом-кузнецом мне достаточно ясно.
Про Тлепша с Дабечем я помню хорошо, как они одним молотом ковали, перекидывая его через несколько горных хребтов  ::)

Сын - не сын... У кого-нить из нартских богов есть семья? Ну хоть неполная? Я не помню.
Записать эту парочку в нерелевантные исключения? - понеже боги?  8)

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем helghi на марта 16th, 2006, 7:13pm
Т.е. вполне может быть, что когда кузнец говорит о своих предках-кузнецах, он имеет в виду просто преемственность занятий, а не родство как таковое? Получается, что сама профессия делает занимающихся ею родней... (что, кстати, не так уж невероятно)

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на марта 16th, 2006, 7:30pm
Да нет, Хельги, я думаю - наоборот!

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем Арвестер на марта 16th, 2006, 7:39pm
э-э... вроде бы Тлепш и этот нарт-кузнец ковали одним молотом, перекидывая его друг другу? А Тлепш и Дабеч вполне себе работали вместе, рядом; иначе как бы произошел эпизод, когда Дабеч признает Тлепша сильнейшим?

Кстати, о семьях: у Дабеча вроде как были сыновья в количестве - не то 18, не то 19...

upd.: посмотрела-таки "Сказания" - Худимом звали этого "ученичка", подсмотревшего секреты Тлепша.

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем Исхэ на марта 17th, 2006, 12:33pm

on 03/16/06 в 12:39:49, helghi wrote:
Интересно! А как принимали? Через брак или усыновлением?


усыновлением.

Заголовок: Re: Посвящение якутского кузнеца
Прислано пользователем helghi на марта 17th, 2006, 7:49pm
Про усыновление: тогда это частный случай клана кузнецов. "Сведем задачу к предыдущей"(с)



Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.