СЛОВАРЬ/P> Абхая-мудра – скрт. мудра бесстрашия – рука поднята на уровень груди ладонью наружу. Абхеда – архат. Абхирати – скрт. “наслаждение” – восточная “чистая земля” дхьяни-будды Акшобхъи, где царит равное для всех счастье. Авалокитешвара – бодхисаттва милосердия, составляющий вместе с Манджушри и Ваджрапани основную триаду ламаизма. Воплощением Авалокитешвары был царь Сронгцен Гампо, а также далай-ламы. Основные формы бодхисаттвы – Падмапани, Шадакшари Локешвара, Экадащамукха. Агни – в индийской мифологии бог огня. Аджали-мудра – скрт. мудра моления – руки молитвенно сложены у груди. Аджанта – местность в западной Индии, где находится пещерный монастырь, знаменитый своими фресками (V–VI вв.). Адибудда – скрт. “изначальный будда” – персонификация просветленной сущности всех будд и бодхисаттв. Широкое распространение этот образ получил в связи с учением Калачакры. В роли Адибудды в разных школах буддизма могут выступать Ваджрадхара, Ваджрасаттва, Вайрочана или Самантабхадра. Адорант (лат.) – поклоняющийся, возносящий хвалу божеству. Акаништха – “чистая земля”, высший из уровней рупадхату, обитель дхьяни-будды Вайрочаны. В некоторых тибетских школах она считается обителью Адибудды или будды Самантабхадры. Акашавимала – бодхисаттва, которым после смерти стал Атиша. Акашагарбха – один из восьми бодхисаттв. Акшобхъя – дхьяни-будда, владыка восточного рая Абхирати, глава семейства ваджры, в которое входят Ваджрапани, Манджушри, Ямантака, Хаягрива, Найратмья, Экаджати и др. Амитабха – дхьяни-будда, владыка западного рая Сукхавати, глава семейства падмы (лотоса), в которое входит Авалокитешвара. Его земное воплощение – Будда Шакьямуни. Из него эманируют панчен-ламы. Амитаюс – особая форма Амитабхи, божество долголетия. Амогхасиддхи – дхьяни-будда, владыка севера, глава семейства кармы, в которое входит Тара. Его земное воплощение – будда грядущего Майтрейя. Амрита – в индийской мифологии напиток бессмертия. Ангаджа – архат. Ануттара-йога-тантра – тантра высшей йоги, ориентированная на постижение дуальной природы мироздания, единства противоположных начал. К ней принадлежат Гухъясамаджа, Ваджрайогини, Самвара, Калачакра, Ваджрабхайрава. Апсары – небесные танцовщицы и музыкантши, пришедшие в буддизм из индуизма, где они выступали как райские гетеры, обольстительницы мудрецов. Арупадхату – скрт. “мир без форм” – в буддийской космологии высший из уровней мироздания, мир чистого знания. Архат – скрт. “достойный” – ученик Будды, святой, не подверженный перерождению, проповедающий Учение. Асуры – в индийской мифологии – старшие братья богов-девов, ведущие с ними непрестанные войны. Атиша (982—1054) – великий индийский миссионер, считается эманацией бодхисаттвы Манджушри. Принес в Тибет систему Калачакры, основал школу кадампа. Основной заслугой Атиши тибетцы считают то, что он “снова и навсегда принес в страну истинное учение Шакьямуни”, т. е. очистил тибетский буддизм от искажений. Считается, что после смерти он стал бодхисаттвой Акашавималой. Ашока (правил 268–232 до н.э.) – царь династии Маурья, благодаря которому произошел подъем политической, культурной и религиозной жизни страны. Наиболее известным памятником искусства этого времени является Львиная капитель. Аятана – шесть “баз”, “источников”, “областей чувств” – способность выделять зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые элементы в потоке сознания. Шестая “область” – ум (скрт. “манас”), сознание предыдущего момента. “Источниками” их называют потому, что считается, что из этих областей чувств развиваются органы, необходимые для связи с внешним миром (т. е. способность видеть – причина существования глаза, а не наоборот). Бакула – архат. Бодхисаттва (скрт.) – изначально: сущность, принявшая решение стать буддой; впоследствии: сущность, давшая обет не уходить в нирвану, пока страдают живые существа. Как имя собственное применимо к Будде Шакьямуни в рассказах о его предшествующих воплощениях и (иногда) к Майтрейе. Божества долгой жизни – Амитаюс, Белая Тара и Ушнишавиджая. Бон – добуддийская религия Тибета. Брахма – один из верховных индийских богов, творец мира. Изображается златотелым и четырехглавым. Бромтон (1004–1065) – ученик Атиши, один из создателей школы кадампа. Будда – скрт. “пробужденный”, “Просветленный” – как имя собственное применимо к Будде Шакьямуни. Как нарицательное означает любую просветленную сущность. Бхадра – архат. Бхадрасана – скрт. “поза благой воли” – божество сидит по-европейски. Наиболее популярная поза Майтрейи. Бхайшаджьягуру – скрт. “врач-учитель” – будда врачевания, обитающий в раю “Вайдурья-нирбхаса” (“Блеск драгоценного камня вайдурьи”). Бхархут – местность в Центральной Индии, где находится ступа, знаменитая своими рельефами, иллюстрирующими сюжеты джатак (II в. до н.э.). Бхумиспарша-мудра – скрт. “мудра касания земли” – правая рука лежит на колене ладонью внутрь. Ваджра – скрт. “молния” – символ Просветления, мгновенного озарения. Воплощает мужское начало мира, выступает в паре с лотосом. Ваджрабхайрава – скрт. “просветленный ужасный” – другое имя Ямантаки. Ваджраварахи – дакини, праджня Самвары. См. также Ваджрайогини. Ваджрадхара – скрт. “держащий ваджру” – абсолютный будда, ипостась Адибудды. В скрещенных на груди руках держит ваджру и колокольчик как символы единства мужского и женского начала Вселенной, постижения мудрости методом. Ваджрайогини – см. Ваджраварахи. Персонификация тантры, принадлежащей к Ануттра-йоге. Ваджракила – идам, особо почитаемый в ньингмапе. Ваджрапани – скрт. “рука, держащая ваджру” – бодхисаттва, воплощение силы. Вместе с Авалокитешварой и Манджушри образует основную триаду ламаизма. Эманация дхьяни-будды Акшобхъи. Единственный из основных бодхисаттв, изображаемый гневным. Иногда считается гневной формой Манджушри. Ваджрасадху – скрт. “просветленный святой” – дхармапала, изображается едущим верхом на льве; в поднятой правой руке он держит ваджру, в левой – сердце врага веры. Его тибетское имя – Дордже Легпа. Ваджрасаттва – скрт. “алмазная сущность”, в переносном смысле “просветленная сущность” – абсолютный будда, олицетворяющий дхьяни-будд, вместе взятых, а его белый цвет – слияние их цветов. Держит ваджру у груди, колокольчик у левого бедра. Ваджраяна – “Алмазная Колесница”, “молниеносный путь спасения” – возникшая в Тибете в конце I тыс. н.э. система учений и духовных практик, позволяющая достичь Просветления даже в сегодняшней жизни. См. также ньингмапа, каджупа, кадампа, гелукпа, ламаизм. Ваджрипутра – архат. Вайрочана – дхьяни-будда, владыка рая Акаништха, глава семьи “будда”, к которой относится бодхисаттва Самантабхадра. В Китае и Японии Вайрочана считается Адибуддой. Ванаваси – архат. Варада- (вара-) мудра – скрт. “мудра щедрости” – правая рука лежит на колене ладонью наружу. Васудхара – богиня богатства, праджня Куберы. Вахана – ездовое животное божества. Ваю – в индийской мифологии бог ветра. Веды – древнейший памятник индийской культуры (сер. II – нач. I тыс. до н.э.). Представляет собой четыре сборника священных текстов, описывающих ритуалы, обращенные к различным божествам. Главной из Вед является Ригведа. Ветала – в индийской мифологии дух, вселяющийся в тело мертвеца. Виная – см. Трипитака. Вирудхака – локапала юга. Вирупакша – локапала запада. Висваваджра – крестообразная ваджра, символизирующая распространение силы Просветления по всем четырем сторонам света. Вишкамбхин – см. Сарваниваранавишкамбхи. Вэй (Северная Вэй) – китайская династия (386–535), при которой буддизм постепенно распространился по стране и началось развитие буддийского искусства, возведены монастыри Юньган и Лунмэнь. |
Ю.Н. Рерих
Тибетская живопись
От переводчика
Предисловие
Будды
Дхьяни-будды
Идамы
Бодхисаттвы
Майтрейя
Авалокитешвара
Манджушри
Женские божества
Падмасамбхава
Гьялба Цзонкапа
Библиография
А.Л. Баркова
Буддийская живопись в собрании МЦР
Предисловие | Будды | Абсолютные будды | Идамы | Бодхисаттвы |
Майтрейя | Авалокитешвара | Манджушри | Женские божества | Цзонхава |
Дхармапалы | Младшие божества | Шамбала | Библиография | Словарь |