Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
апреля 26th, 2024, 8:58am

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Лабиринты »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Мифология
(Модератор: Mim)
   Лабиринты
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Лабиринты  (Прочитано 11587 раз)
murysia
Гость

Е-мэйл

Лабиринты
« В: октября 7th, 2006, 9:43am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Смотри не заблудись!  
 
"Жизнь каждого человека -- лабиринт, в центре которого находится смерть. Прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит свой последний лабиринт".  
Исследователь Майкл Эртон  
 
 
Нет на земле более загадочных построек, чем лабиринты. Они манят, запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них оказывается. С лабиринтами связано немало мистических поверий. Взять хотя бы такое: войдя в лабиринт, человек попадает в "мир иной" и может лишиться жизни.  
Существует много историй о лабиринтах, из которых невозможно выбраться. И даже если выход был близок, какая-то неведомая сила возвращала жертву к исходной точке… Лабиринт отказывался отпускать своих гостей…  
Ученые предполагают, что разгадка кроется в устройстве лабиринта, в его переходах и ловушках. Попадая в них, человек терял ориентацию и тут же впадал в панику. В древности лабиринты использовали, чтобы сводить с ума неугодных людей, а для пущего устрашения переходы "украшали" человеческими костями, изображениями демонов и прочей нечисти.  
В мифологии лабиринт является символом смерти и возрождения. Он защищает место, наделенное особой силой, и ограничивает доступ к нему. Это место воплощает зону перехода между двумя мирами, а сам лабиринт является символическими вратами.  
 
Египетский лабиринт.
 
 
Самый древний лабиринт находился рядом с озером Биркет-Карун, расположенным к западу от реки Нил, неподалеку от города Каира. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Общая площадь лабиринта составляла 70 тысяч квадратных метров. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и крокодилов -- священных в Египте животных.  
Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова: "безумие или смерть -- вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие". Много легкомысленных вошли в эту дверь и не вышли из нее. Это -- бездна, которая возвращает назад лишь смелых духом.  
Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.  
Перед большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне выказывали свое уважение богу Себеку -- огромному крокодилу. В древних манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину.  
 
Критский лабиринт.
 
 
Самый знаменитый лабиринт находится в Кноссе на острове Крит. Это копия египетского лабиринта, в одну сотую его величины. Построил этот лабиринт афинский скульптор Дедал.  
За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А. Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки.  
Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.  
Так, попав в критские парки и дворцы, человек даже не подозревал, что вошел в лабиринт, а гранитный исполин в это время начинал вытягивать жизненные силы из жертвы. Древние знали, что проводить длительное время в лабиринте нельзя, иначе можно тяжело заболеть.  
По легенде, в Критском лабиринте обитал Минотавр -- человек с головой быка, которому каждый месяц приносили в жертву 7 девушек и 7 юношей. Страшный обряд прервался благодаря храброму Тесею, который осмелился войти в лабиринт и уничтожил чудовище.  
Эванс не нашел следов мифического животного, но кое-что в лабиринте все-таки говорило в пользу древней легенды. Один из залов украшала фреска, изображавшая гиганта с бычьей головой. Под гранитной плитой в этом же зале было найдено множество человеческих костей. Уж не останки ли это жертв минотавра?  
 
По всему свету.
 
 
* Древнегреческий историк Плиний упоминал о лабиринтах на острове Самос и Лемнос в Средиземном море.  
В городе Помпеи, погибшем в результате извержения Везувия в 79 году н.э., тоже находилось два лабиринта. Один из них, "Дом с лабиринтом", известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба Тесея с Минотавром.  
* Мальчики в Римской империи играли в лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых. Считалось, что так закаляются их души и тела. Если ребенка хотели наказать, его бросали в лабиринте на ночь. Выживет -- станет настоящим воином. Хочется отметить, что в то время в лабиринтах хватало диких птиц и хищников. Так что закалка у юных центурионов была еще та.  
* Были свои лабиринты в Индии -- в храме Халебид в Майсуре, а в Китае лабиринты строились при входе в каждый город и даже дом. Жители Поднебесной верили, что лабиринты спасают от злых духов. Демоны могут летать только по прямой, и если построить вход в дом в виде лабиринтов, можно уберечь свое жилище от злых духов.  
* В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. Многие из них построены местными рыбаками, которые верили, что, проходя через них, обеспечивают себе хороший улов и счастливое возвращение.  
* В России тоже есть свои лабиринты. Так, на Соловецких островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня. Большинство из них относится ко II-I тысячелетиям до н.э. До сих пор эти сооружения остаются одними из самых загадочных мест на Земле. На них нет никакой растительности, кроме мхов и ягодников. Высаженные растения и деревья погибают, а животные избегают этих мест. А эту историю с Соловецким лабиринтом рассказал один из монахов:  
"Та зима была первой, когда я начал жить в монастыре. Малознакомый с местностью, я по поручению настоятеля отправился за рыбой в ближайшую деревню. И по дороге заблудился. Вместо крестьянских изб мне попадались огромные валуны, над головой каркали вороны и непонятная тоска закрадывалась в душу. Ранняя весна еще не радовала погодой, и скоро я промерз до костей, но картинка передо мной была все та же: поле с прогалинами черной земли, камни и графитовое небо с набрякшими тучами над головой. Мне ничего не оставалось, как обратиться к Всевышнему с горячей молитвой о помощи. Свой путь я продолжил, перебирая в руках четки. Довольно скоро вдалеке замелькали деревянные постройки. Я увидел дымок, исходящий из труб. Переночевать мне таки пришлось в деревне. Оказалось, что я провел в каменном лабиринте почти весь день".  
* В Европе особенное распространение получили лабиринты из дерна: дерновый холмик в центре и ведущие к нему дорожки в виде неглубоких канавок. Обычно эти лабиринты делались в форме круга диаметром от 9 до 18 метров. Но были и квадратные, и многоугольные дерновые лабиринты, а также те, что имели поистине огромные размеры.  
* С конца XII века лабиринты начали появляться в храмах, на плитках церковного пола. Такие напольные изображения лабиринтов стали неотъемлемой частью наказания, когда раскаивающийся грешник должен был пройти на коленях по всем изгибам и поворотам лабиринта. Такая епитимья налагалась на тех, кто не мог совершить паломничество к святым местам, и называлась "дорога в Иерусалим".  
 
Месть.
 
 
Один из первых английских лабиринтов с живой изгородью из зеленых насаждений (ныне разрушенный) был высажен в XII веке во время правления короля Генриха II в саду возле его дворца в Вудстоке и назывался Будуар Розамунды. Генрих создал украшение для своего сада неспроста. В центре лабиринта король спрятал особнячок фаворитки Розамунды Клиффорд. Естественно, что кроме самого монарха, до поры до времени никто не знал единственно верного пути к дому прекрасной дамы. Однако королева Элеонора узнала о тайных похождениях своего царствующего супруга, пробралась-таки в укромный уголок и убила соперницу. По слухам, за разгадку лабиринта королева отдала немало денег и драгоценностей.  
 
История с лабиринтом.
 
"Перед самым Новым годом я прогуливался по улицам Нюрнберга. Крепостная стена и часть старинных сооружений сохранились и были реставрированы. Когда так прогуливаешься по этим улицам, не торопясь никуда и рассматривая все основательно, события давно прошедших времен, сохранившиеся в памяти улиц, иногда вспыхивают в воображении. А еще у меня появилось и быстро исчезло ощущение, что извилистые и крутящие улочки старого города немного напоминают лабиринт... Мысль не очень приятна, так как блуждать в лабиринте совсем не хотелось. На мой страх лабиринт отреагировал мгновенно, и я, потеряв всякую надежду найти гостиницу, три часа бродил по одним и тем же местам. Утомившись, я присел на лавочку в парке и закрыл глаза. Из полусна меня выдернул чей-то голос. Открыв глаза, я увидел перед собой маленькую девочку. Она взяла меня за руку и повела куда-то. Я поспешил за ребенком и через пять минут оказался рядом с антикварным магазином, находившимся как раз напротив моего жилья. Оставив меня в недоумении возле магазина, девочка засмеялась и вприпрыжку убежала в сквер, находящийся по правую руку от меня. Когда я оглянулся ей вслед, то даже не удивился, что улица была пуста. Вечером из новостей узнал, что в парке, где я прогуливался днем, был найден труп семилетней девочки. Тогда понял, что из лабиринта меня вывел призрак девочки..."  
 
Продолжить игру?
 
 
Лабиринты возводились и возводятся во всем мире для развлечения. Нарисованные лабиринты, детские головоломки. Все тихо, мирно, пока лабиринт не вошел в мир компьютерных игр. Виртуальная игра - "Лабиринт смерти" -- захватил многих. Попасть в мир лабиринта хотелось вновь и вновь. Еще бы! Нет ничего более захватывающего, чем переходить от простых к сложнейшим уровням и выходить победителем. Однако выигрыш не всегда приносит счастье. По свидетельству психиатров, в клинике для душевнобольных на сегодняшний день лежит немало людей, пострадавших от, казалось бы, безвредных компьютерных игрушек.  
Так, 35-летний инженер из г. Новосибирска, некий П.П. Колынов, засел за компьютерный лабиринт поздно вечером. Провел за игрой чуть ли не сутки, а на следующее утро вернувшаяся из командировки жена обнаружила его возле компьютера без чувств. Вполне нормальный еще недавно человек стал невменяемым. На мониторе застыла картинка с устрашающей надписью: "выход из лабиринта не найден".  
 
Коротко.
 
 
* Лабиринты бывают разные. В одних извилистые дорожки сообщаются между собой и ведут к единому центру. В других -- наряду с проходами могут быть и тупики, и для идущего по нему задача состоит в том, чтобы, минуя тупики, найти выход в противоположном конце лабиринта. Удивительно, но основная схема лабиринта за последние 500 лет приобрела более усложненную форму.  
* Лабиринт можно понимать не только буквально. По сути, любая неразрешимая ситуация и есть лабиринт. Древние говорили: "Найдешь выход из лабиринта -- обретешь бессмертие". Так и в жизни нельзя зацикливаться на проблеме, а искать выход.  
* Важно иметь в виду, что выход из лабиринта находится недалеко от его центра. То есть решение проблемы всегда на поверхности. Не пройдет лабиринт тот, кто, видя темные закоулки и перепутья, пугается и обращается в бегство; не пройдет его тот, кто убегает от центра и беспорядочно блуждает.  
* Если вы оказались в плену лабиринта, важно не паниковать и сохранять спокойствие. Чтобы не вернуться к исходной точке -- помечайте путь. Слушайте внутренний голос. Попробуйте закрыть глаза и довериться своим ощущениям. Зрение может обмануть, но не интуиция.  
* В лабиринт не следует заходить нервным и впечатлительным людям, а также тем, кто страдает заболеваниями сердца и легких.  
* Лабиринты-головоломки психологи называют идеальным средством для развития мозга, памяти и внимания.  
* Если вам вздумается побродить по лабиринту, запомните, что не следует отправляться на прогулку на голодный желудок, лабиринт и так отнимет у вас достаточно энергии.  
 
Суеверия из лабиринта.
 
 
* В древности изображение лабиринта считали прекрасным оберегом. Так, индейские племена тохоно и пима из американского штата Аризона и сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом с целью защитить себя от злых духов. В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду, чтобы отпугивать воришек. В Шри-Ланке узор лабиринта вплетают в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывают лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хотят исполнения своего заветного желания. Правда, тут есть свое но. Считается, что лабиринт в обмен на исполненную мечту отнимает у человека семь лет жизни.  
* Отправляясь в опасное место, можно попробовать нарисовать узор лабиринта на ладони. И беда обойдет вас стороной.  
* В лабиринт не берут детей до семи лет и стариков, перешедших 70-летний рубеж. Лабиринт якобы может отнять души тех и других.  
* Не ходят в лабиринт и беременные женщины - есть примета, что иначе ребенок может запутаться в пуповине.  
* Злых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, если надеть на себя чужие вещи. Так, если вы заблудились в лабиринте, поменяйтесь со своим спутником одеждой, и выход скоро найдется.  
* В переходах лабиринта и на его фоне лучше не фотографироваться, могут начаться неприятности в жизни и проблемы с памятью и зрением.  
* Если, стоя в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти выход, можете считать, что ваше желание быстро исполнится.  
* Чтобы избежать коварства лабиринта, нужно оставить какую-нибудь вещь в дар, например, бросить монетку.  
 
Татьяна РОМАНОВА
http://subscribe.ru/catalog/science.news.nauka
 
« Изменён в : апреля 13th, 2007, 5:53pm пользователем: alwdis » Зарегистрирован
zolotayakoshka
Гость

Е-мэйл

Re: Лабиринты
« Ответить #1 В: октября 7th, 2006, 4:44pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Очень интересно, спасибо.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Лабиринты
« Ответить #2 В: октября 8th, 2006, 3:20pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Мурысь, хромает статья...
Кносский дворец НЕ является лабиринтом. Критский Лабиринт - чисто мифологический образ, его реальные прототипы - отчасти храм Зевса Лабрандского, отчасти критские пещеры, где совершались ночные ритуалы в честь Зевса Лабрандского, отчасти (возможно!) площадка в Кноссе, где мозаикой выложен рисунок ритуального танца. Кстати, минотавры критские - это не токмо мифологический герой, но и реальные жрецы в бычьих масках.
 
Относительно других исторических лабиринтов - я не спец, но, думается мне, что и там могут быть неточности...
 
Лабиринт - действительно символ преисподней, так что все предостережения вполне уместны  Cheesy
Зарегистрирован
Darmoln
Гость

Е-мэйл

Re: Лабиринты
« Ответить #3 В: января 24th, 2007, 11:07pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Гм... лабиринт - вообще интересный символ. Пользуясь терминологией трансперсональной психологии (на которой, кстати говоря, Е. Торчинов построил свою методологию, особенно в работе "Религии мира..." ), его можно интерпретировать на двух уровнях - перенитальном и трансперсональном (надличностном).  
 
С перенитальной точки зрения, лабиринт - это символическое изображение пути в родовом канале, который проходит ребенок во время родов (БПМ-II). Проблемы на этом этапе родов могут вызвать шизофренические психозы, депрессию и др. психопатологии, связанные с ощущением сдавленности, духоты, отсутствия воздуха, "картонного мира" и т. д.
 
Как трансперсональный символ, это мандала, описанная К. Юнгом. У лабиринте обязательно должен быть центр, путь к которому означает инициацию (именно на инициатических качаствах лабиринта акцентировали внимание М. Элиаде и Р. Генон). Отсутствие центра в лабиринте указывает на его деструктивный характер (отсутствие цели (центра), что заставляет вечно блуждать - экзистенциальная ситуация). Согласно С. Грофу, видение таких лабиринтов, например, в сновидениях, означает фиксацию субъекта на травме рождения; в любом случае, это сигнализирует о незаконченной инициации. Символ лабиринта без цента часто используется в компьютерных играх, что говорит о причине зависимости от них - необходимости, жажды инициации (подростки!).
« Изменён в : января 24th, 2007, 11:10pm пользователем: Darmoln » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Лабиринты
« Ответить #4 В: января 26th, 2007, 6:52pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Относительно лабиринта и центра. КАкой лабиринт имеется в виду? архаический, в основе которого - крест с хитроумно загнутыми концами?  
Или система буддийской мандалы? Или нечто третье?
Зарегистрирован
Darmoln
Гость

Е-мэйл

Re: Лабиринты
« Ответить #5 В: января 26th, 2007, 8:29pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

В работах постюнгианцев (напр. И. Бурлаков "Homo Gamer: Психология компьютерных игр" ) архетипический лабиринт представляет собой один из аспектов мандалы. В то же время любой лабиринт служит цели инициации (М. Элиаде, Р. Генон).  
 
Можно сделать вывод, что архетипически любой лабиринт имеет подобную структуру (поскольку значение одинаково).
 
Позволю себе процитировать отрывок из моей работы "Анализ компьютерных игр и кибераддикции с позиций аналитической психологии":
 
"Огромную роль играет архетип лабиринта, в который часто попадает герой. Он спускается в пещеры, склепы, могильники (символ низшего бессознательного), поднимается в горы или даже в космические пространства (высшее бессознательное), что является построенным в виде лабиринта. Дело в том, что хождение по лабиринту является частью пути к центральному архетипу Самости, а сам лабиринт – мандала – фигура, где квадрат геометрически находится в круге или наоборот. Мандала – это символ психической целостности, которой как раз не хватает кибераддиктам. В компьютерных играх лабиринты часто не имеют смыслового центра (Самости), что является очень деструктивным символом, смысл которого лежит в бессмысленности существования и отсутствии выхода, т.е. персонаж обречен вечно блуждать в данном лабиринте, не имея ни смысла, ни выхода из него. Согласно основателю трансперсонального подхода С. Грофу, узкие коридоры таких зловещих лабиринтов, из которых нет выхода, могут ассоциироваться с тесными родовыми каналами (травма рождения). Такой, безусловно, экзистенциальный символизм компьютерных игр доказывает, что зависимость от них являются не выходом из кризиса трансформации, а наоборот – лишь иллюзией облегчения страданий, которые, вспыхивая со временем с новой силой, заставляют аддикта играть еще больше."
 
http://psynet.by.ru/texts/game_analit.htm
« Изменён в : января 26th, 2007, 8:37pm пользователем: Darmoln » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Лабиринты
« Ответить #6 В: января 29th, 2007, 9:58pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Тут, в общем, кроме "спасибо" добавить нечего  Cheesy
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru