Автор |
Тема: Лугнасад и др. кельтские праздники (Прочитано 6487 раз) |
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
http://www.upelsinka.com/Russian/religion_kelty_2.htm В Галлии и Ирландии год делился на две половины: зиму и лето. Зима, начинавшаяся с Самайном (1 ноября), открывала год. Самайн был самым главным праздником в году. Этот факт демонстрирует, что кельтский календарь имел, скорее, скотоводческое, нежели земледельческое происхождение. Самайн знаменовал конец пастбищного сезона, когда стада овец и рогатого скота собраны вместе. Животных забивали, оставляя только молодняк. Именно в это время все племя собиралось в ритуальном центре для совершения церемонии смерти и возрождения, посвящавшейся союзу бога племени (в Ирландии - Дагда) с богиней верховной власти Морриган, или, в более локальном масштабе, с Боанны, богиней реки Бойны. Вторым по значимости праздником был Бельтайн, или Кетшамайн (1 мая), тоже пастушеский. С этого дня отсчитывалась летняя половина года. Важным его элементом, как и на празднике Самайн, считался ритуал разжигания костров. Животных проводили через клубы дыма с тем, чтобы защитить их в предстоящем полугодии. Праздник Бельтайн может быть связан с австрийским богом Беленом, который прежде всего ассоциируется с пастушеством (264; 148). А возможно, его название происходит от слова "ярких", bel, (огней), которые были неотъемлемой составляющей праздника. Бельтайн (единственный праздник, зафиксированный в уэльских сказаниях девятого века) - это время, когда потусторонний мир вступает в контакт с миром человеческим, через знамения, такие, как битва драконов в легенде о Ллуде и Ллевелис, или же через волшебные видения, как, например, явление герою Пуйлу богини Рианнон. В церкви в Белсене, построенной в романском стиле на старом священном холме кельтов, что около Тюбингена в Германии, можно видеть современные изображения Бела, с головой буйвола и овцы. В Ирландии каждое полугодие, в свою очередь, делилось на две части. (Празднеств в честь дней равноденствия и солнцестояния у кельтов не было) В легенде о сватовстве к Эмер ирландского героя Кухлин, девушка в качестве условия выдвигает требование: чтобы жених не смыкал глаз от "Самайна, когда лето уходит на покой, до Имболка, когда с началом весны начинают доить овец; от Имболка до Бельтайна в начале лета, а от Бельтайна до Брон Трограйна, когда па земле наступает печальная осень". Имболк (1 февраля) был, как и Самайн и Бельтайн, скотоводческим праздником, знаменующим появление ягнят и начало лактации у овец. Он посвящался Бригите, богине исцеления, поэзии и покровительнице кузнечного ремесла. В христианской традиции праздник отмечается в тот же самый день, как день Св. Бригиты. Возможно, что изначально Имболк праздновали в каком-то одном племени или этнической группе, а всеобщее признание он завоевал лишь позднее. Лугназад (другое название - Брон Трограйн, 1 августа), появившийся позднее, принесли в Ирландию переселенцы с материка, возможно, исповедовавшие культ Луга, получившего в ирландском пантеоне имя idlanach, "пришедший после". Сам Луг считался мастером всех искусств и, по сравнению с остальными богами и богинями, обладал более "современными" чертами. Соответственно, и Лугназад отличался по своему характеру от трех остальных праздников, являясь по преимуществу сельскохозяйственным. Он знаменовал начало жатвы и выпекание первого каравая хлеба из зерна нового урожая. Праздник Лугназад посвящался богу Лугу, по преданию, устроившему игры в честь своей приемной матери, Таильтиу. "Таильтиу" (Телтаун) - на самом деле название места проведения праздника в Таре. Оно представляет собой древнюю погребальную площадку, а название его, как считали исследователи, означает "чистый" или "прекрасный", так что если оно действительно было связано с богиней Таильтиу, то последняя воспринималась кельтами одновременно и как владычица потустороннего мира, и как дарующая плоды земли, подобно греческой Деметре. Самый сложный из известных нам кельтских календарей происходит из римской Галлии; увековечен на бронзовой табличке, найденной в Колиньи, Эн (Франция). Датируемый первым столетием до новой эры, он, к сожалению, сохранился лишь фрагментарно. Тем не менее известно, что он делился на шестнадцать столбцов, показывавших шестьдесят два последовательных лунных месяца, каждый из которых делился, в свою очередь, на светлую и темную половины, а поворотная точка обозначалась как ATENOVX. Кроме того, в календаре было два дополнительных месяца, использовавшихся для согласования лунного года с солнечным. Все месяцы имели свои названия; благоприятные обозначались как МАТ, а неблагоприятные - как ANM. Дни пронумерованы от 1 до 15 в светлой половине каждого месяца, и от 1 до 14 (или 15) в темной. Некоторые важные дни отмечены аббревиатурой, однако праздничные дни в календаре не указаны (170; 116-119). Найнджел Пенник, Пруденс Джонс. История языческой Европы/ Пер. с англ. Р.В. Котенко – СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000. С. 168-171. ________________________ Н.С. Широкова Культ богинь-Матерей у древних кельтов http://centant.pu.ru/centrum/publik/kafsbor/2003/shir.htm Все остальные "сезонные" богини были связаны с Лугназадом, праздником, который справлялся ирландскими кельтами 1 августа. Этимологическое исследование названия праздника, проведенное Леру и Гионварком, показывает, что Лугназад значит "ассамблея в честь Луга". Программа праздника была обширной. На ассамблеях, проводившихся в честь Луга, решались политические и юридические вопросы, устраивались ярмарки, на время праздника заключалось военное перемирие. Кроме деловой части, праздник включал и развлечения: прослушивания поэтов и музыкантов, игры, скачки, соревнования в беге мужчин и женщин. В праздновании Лугназада должны были принимать участие все сословия. Леру и Гионварк называют Лугназад королевским праздником, потому что его центральной фигурой является бог Луг, высший бог ирландской мифологии, и в то же время вследствие эвгемеризации его образа в легендарных анналах "Книги Захватов" ставший королем Ирландии. Лугназад праздновался в священных местах, названия которых происходят от имен богинь, покровительствовавших празднику. Так, справляли Лугназад и проводили там ассамблеи в честь Луга в Таильтиу (в Ульстере). Название Таильтиу произошло от имени Таильтиу, дочери Магмора из расы Фир Болг. После смерти мужа и после того, как Фир Болг были разбиты Туата Де Дананн, Таильтиу стала женой вождя Туата. С помощью своего топора она выкорчевала леса на целинных землях Ирландии. Например, из района Брега, покрытого лесами, она сделала равнину, "цветущую клевером". Потом она умерла, изнурив себя этим усилием. Люди Ирландии оплакали ее кончину, а бог Луг, кормилицей которого она была, устроил в ее честь праздник Таильтиу, который длится целый месяц - пятнадцать дней до и пятнадцать дней после Лугназада. У ее могилы была проведена первая ассамблея Ирландии: "Ассамблея с золотом, с серебром, с играми, с музыкой колесниц, с украшением тела и духа знанием, красноречием... Ассамблея без упрека, без хитрости, без оскорблений, без стыда, без ссор, без арестов, без краж, без выкупов". И пока будут справлять праздник Таильтиу "в каждом доме будут хлеб и молоко, мир и прекрасная погода на время праздника". Лугназад праздновался также в местности Карман (в Лейнстере), название которой происходит от имени эпонимной богини Карман. Карман, являвшаяся "опытным вождем в многочисленных битвах", была матерью троих сыновей: Свирепого, Черного и Плохого. Все четверо опустошали Ирландию-мать своими чарами, которые "уничтожали сок питательных фруктов", а сыновья своими грабежами до тех пор, пока Туата Де Дананн не победили их. Сыновья были вынуждены покинуть Ирландию, оставив в залог свою мать и "семь вещей, которыми они пользовались". Карман умерла от горя в плену, попросив, чтобы постоянно справляли праздник в ее честь.41 Праздник проходил в сакральном месте, усеянном княжескими могилами, главной из которых была женская могила (могила Карман). Весь Лейнстер принимал в нем активное участие. Это был обязательный праздник, и многочисленные строфы "Метрических диндсенхас" посвящены перечислению королей и королевских войск, которые на нем присутствовали. Так же, как и ассамблея Таильтиу, праздник Карман справлялся 1 августа, в день Лугназада. Разница состояла в том, что ассамблея Таильтиу происходила ежегодно, а ассамблея Карман - раз в три года. Там тоже устраивались игры, которые считались погребальными играми в честь Карман и проводились под руководством короля. Дружба и мир, материальное изобилие и моральная чистота были характерными чертами праздника Карман, проходившего под ауспициями короля, как и в случае Таильтиу. Лугназад праздновали также в Эмайн Махе, столице государства уладов в Ульстере, название которой тоже происходит от женского имени Маха. Историю этой Махи, феи или королевы Другого Мира, передают Реннские диндсенхас и сага "Недуг уладов". Однажды в дом Крунху, богатого крестьянина и вдовца, пришла прекрасная молодая женщина по имени Маха. Ни слова не говоря, она принялась заниматься домашним хозяйством, затем она стала женой Крунху, и с этого дня в его доме воцарились счастье и изобилие. По мнению Леру и Гионварка, богини-покровительницы Лугназада (Таильтиу, Карман, Маха) являлись олицетворениями этой верховной власти и самой Ирландии. В частности, в Таильтиу они видят нечто гораздо большее, чем простую эпонимную богиню: "Таильтиу - это Ирландия, сконцентрированная в точке, которую мы бы охотно назвали королевским омфалом".
|
« Изменён в : августа 1st, 2007, 4:55pm пользователем: alwdis » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
http://www.calend.ru/holidays/0/0/1433/ Праздник Лугнасад был не только скотоводческим, но и земледельческим: он отмечал переход одного сезона в другой. В древних кельтских источниках при перечислении всех праздников день Лугнасад толковался как «время начала жатвы», период, когда «земля страдает под тяжестью своих плодов». Главные черты праздника были следующие: торжественное начало жатвы или другого вида уборочных работ, обрядовое вкушение плодов первого урожая, в котором должны были принимать участие все члены общины; собрание и пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения первых плодов урожая какому-то божеству на вершине горы. Первого августа вся семья выходила в поле в праздничных нарядах, и глава семьи с соответствующими церемониями срезал первые колосья хлеба. Важное значение имел день 1 августа для скотоводов. В Хайленде женщины обычно раздавали всем, кто был на летних пастбищах, небольшие сыры из творога - на счастье. Такие сыры и масло специально приготовлялись для празднования этого дня. Накануне 1 августа совершались магические действия над скотом, чтобы уберечь его от всяких напастей, особенно заботились о коровах: мазали смолой хвосты и уши, привязывали к хвостам красные и синие нитки, произносили магические заклинания над выменем. По очень старому обычаю в этот день старались искупать скот в море или реке. Самая характерная черта праздника 1 августа у шотландцев - сборища на вершинах гор всей или даже нескольких сельских общин. Высоко в горах приносились жертвы, а затем устраивались игры, различные состязания, танцы. В качестве подношения какому-то божеству с торжественными церемониями зарывали в землю десятую часть собранного в этот день зерна и часть приготовленного для общей трапезы кушанья. Собранные колосья зарывались не возле земельных участков с созревшим урожаем, а на вершине горы, на которую иногда приходилось взбираться несколько часов. Возможно этот обычай древних кельтов был связан с легендой о том, что приемная мать Луга, богиня Таилтине, была погребена на высоком холме и Луг повелел устраивать на вершине его ежегодный праздник. В день первого августа, как и в другие праздники, в Шотландии было в обычае зажигать на холмах костры и танцевать вокруг них. Самым главным блюдом на Ламмас является хлеб во всех его вариациях. Фрукты, орехи, хлеб - вот основная пища Ламмаса. В этот день происходят глобальные изменения в жизни мага - смена работы, места жительства, обновление в мыслях и действиях. Это - одна из поворотных точек Колеса Года. Ритуалов множество, поэтому я не буду про них рассказывать, лучше всего провести день на природе, если, конечно, есть такая возможность. Ламмас - это праздник урожая и Матери хлеба, но одновременно это и праздник Бога хлеба, чья жизнь приносится в жертву во время жатвы.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Знающие люди меня поправили: написание "Лугна_з_ад" ошибочно, правильно - "Лугна_с_ад". Я не в силах исправить слово во всем треде, так что просто отмечаю это здесь.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Liberis
Гость
|
Не совсем правдачка ваша Лугнасад к точной календарной дате не очень-то привязан. Насколько я понимаю, это был праздник не одного дня - а целого периода вокруг конца Июля - первой половины Августа. Он включал в себя огромное количество самых разнообразных обрядов и торжеств. В том числе - до сих пор сохранившееся паломничество на священную гору Кроах Патрик. Эта гора находится в Западной Ирландии - Коннахте. Ежегодно в последнее воскресенье Июля на нее поднимаются тысячи паломников - многие босиком. В этом году их было что-то около 30 тысяч. Я мечтаю толже как-нибудь в нем поучаствовать. Христианская традиция называет Кроах Патрик "Ирландским Синаем". Именно здесь святитель Ирландии постился 40 дней, прежде чем изгнать из Эйре всех змей. Кстати, транскрипций названия этого праздника - несколько. В современном ирландском он вообще звучит как ЛУнаса - с ударением на у. Но не в этом дело. Лунаса - это праздник ЛЮДЕЙ. Их деятельности, их труда, преобразующего мир и являющегося их предназначением в мире. На Лугнасад назначались ярмарки, танцы, спортивные состязания. Последние часто были связаны с лошадьми, со скачками. До сих пор, самые известные скачки в Ирландии - Голуэй Рейсез проводится именно в это время.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
ПРаздник Коня, который Человек... э-э-э, а почему по ТУ сторону Ирландского моря?! Шучу, шучу... и офф-топлю. Спасиб, в общем.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Liberis
Гость
|
Еще о Кроах Патрике.Перевод - из совершенно замечательной книги Ирландского Фольклориста Бриды Махон. Первый - но явно не последний. "Традиция утверждает, что именно на этой дикой и пустынной вершине Святой Патрик постился 40 дней, во время которых ему сперва явилось полчище демонов, а потом - неисчислимая стая белых птиц. Настойчивый Патрик вытребовал у неба за свои подвиги награду: ему разрешено присутствовать на Последнем Суде с тем, чтобы он лично мог убедиться, что каждого ирландца будут судить по справедливости, не вменив ему в вину ни единый лишний грех. Более того, Патрику удалось добиться еще большей милости - за каждую из тех мириадов пернатых красавиц, что кружили возле Кроах Патрика во время его поста, будет спасено по одной ирландской душе. Не увительно, что дети Эйре так чтят своего покровителя и празднуют его день с таким усердием - где бы они ни были: на родине ли, или в чужесльних странах".
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|