Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
октября 18th, 2018, 10:06am

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Обман злых сил в славянской культуре »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Мифология
(Модератор: Mim)
   Обман злых сил в славянской культуре
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Обман злых сил в славянской культуре  (Прочитано 4734 раз)
Альвдис Н. Рутиэн
Мифическая личность
*****





   
Просмотреть Профиль Е-мэйл

Сообщений: 2700
Обман злых сил в славянской культуре
« В: июня 13th, 2006, 7:49pm »
Цитировать Цитировать Править Править

http://deja-vu4.narod.ru/Fraud_Slavs.html
 
                 С. М. Толстая
Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого. Т. 3. М., 2004, с. 457-460.
 
    ОБМАН, ложь — магический прием, используемый для защиты от нечистой силы, болезней и других опасностей; имеет как акциональное, так и вербальное выражение, т. е. может быть либо действием, совершаемым с целью ввести в заблуждение адресата, либо неправдой, сообщаемой с той же целью.
 
 
    В ю.-слав. традиции широко применялись основанные на О. ритуалы защиты новорожденного в семьях, где «не живут» (т. е. умирают в младенчестве) дети. Для того чтобы злая судьба (смерть) не унесла новорожденного ребенка, ее старались обмануть, изобразив дело так, что родился не ребенок, а волчонок или дьяволенок (отсюда защитные «звериные» имена типа серб. Вук 'волк'), что ребенок не родился, а был найден (ср. болг. «защитное» имя Найден) или куплен (т. е. это не тот, кого должна забрать смерть), что ребенок родился не в этом доме, а в другом, у других родителей.
 
 
     С желанием обмануть смерть и обеспечить себе возможность рождения новых детей связан ю.-слав. обычай, запрещающий матери, у которой умер первый ребенок, участвовать в похоронах, ходить на кладбище, оплакивать его, носить по нему траур и т. п.; напротив, нередко ей предписывалось выражать радость и веселье, участвовать в праздничных хороводах, петь, носить украшения вопреки общим предписаниям, действующим в период траура (см. Вак.ПО:154; Мал.ПОБ:91). С этой же целью женщины, у которых умирали дети, следующие роды старались совершать в ином месте, в окружении других лиц, иным способом, чем предыдущие: например, уходили рожать в сени (рус.) или в дом, где все дети были живы и здоровы (словац.); роды принимала не повитуха, а муж (босн.); рожать надо было в медный таз (в.-серб., Ант.АП: 134); бабка, приняв ребенка, подавала его в избу, стоя к двери задом (рус., нижегород., Зел.ОРАГО 2:751) и т.п. Ради О. злой судьбы новорожденного первый раз кормила не мать, а другая женщина, крестили не прежние кумовья, а новые (случайные, встреченные), после крещения возвращались домой иной дорогой, вносили ребенка в дом не через двери, а через окно, и т. п. Иногда, чтобы предотвратить смерть новорожденного, мать разыгрывала сцену смерти ребенка, изображала свое горе, громко оплакивала его (имитация смерти в случае тяжелой болезни ребенка практиковалась и у вост. славян).
 
 
    Эффективным считался не только акциональный, но и вербальный О. смерти:
когда рождался мальчик в семье, где умирали дети, повивальная бабка кричала во весь голос: «Слушайте, люди и народы! Родила волчица волка всему миру на знание, а ребенку на здоровье!» (СЕЗб 1934/50:35-36). В серб. области Метохия был обычай, по которому, когда в семье после нескольких подряд девочек рождался долгожданный мальчик, следовало распустить слух, что снова родилась девочка, — это должно было защитить новорожденного от смерти (Раск. 1987/49:67).
 
 
    Мотив «чужого ребенка» («подмены ребенка») объединял несколько видов защитных ритуалов. В течение семи дней возле роженицы вместо ребенка лежал запеленатый валек для белья. Прежде чем первый раз уложить младенца в колыбель, туда клали какое-нибудь живое существо — курицу, петуха или кошку, чтобы они, а не ребенок, стали возможной жертвой злых сил.
 
 
    Чтобы обмануть судьбу, сразу после рождения ребенка повивальная бабка или мать выносили его на дорогу, на перекресток, на мост, к церкви и т. п. и там оставляли, дожидаясь в укрытии, чтобы какой-нибудь прохожий подобрал ребенка; нашедший становился кумом или объявлял себя родителем, продающим своего ребенка, а мать становилась покупателем (ю.-слав.). По обычаям вост. Сербии, такому ребенку давали магическое имя Живан, Живорад, Живко или Живана, Живка; в районе Мосни на место, где лежал подброшенный ребенок, клали завернутый в пеленку молот, «чтобы несчастье ударило в него» (ГЕМБ 1958/21:252). Болгары чаще называли «подброшенных» детей Найден (Марин.НВ:159).
 
 
     Случалось, что родители инсценировали продажу своего ребенка в другой, благополучный дом: «продавали» ребенка соседям за некоторое количество муки (босн., СЕЗб 1925/32:385); приглашали в дом красивого здорового парня и просили, чтобы он «купил» ребенка у отца; парень брал ребенка на руки и платил золотой или серебряной монетой (босн., GZМ 1907:490). У сербов такие дети часто получали имя Продан или Продана (Раcк. 1994/77-78:54-55). Если «продажа» или просто передача новорожденного в благополучный дом совершалась тайно, то она превращалась в кражу: ребенка втайне от домашних уносили в какой-нибудь дом и держали, пока родные не узнают, где он, и не заберут его (болг., СбНУ 1900/16-17:224).
 
 
459
 
    Симво
« Изменён в : января 30th, 2007, 11:44am пользователем: Saeri » Зарегистрирован

Есть такая профессия - Родину просвещать!
Альвдис Н. Рутиэн
Мифическая личность
*****





   
Просмотреть Профиль Е-мэйл

Сообщений: 2700
Re: Обман злых сил в славянской культуре
« Ответить #1 В: июня 15th, 2006, 6:32pm »
Цитировать Цитировать Править Править

А на дальнем востоке обманывают нечисть так:
 
традиции обмана бесхитростных японских злых сил, признаки которых мы видим в любом японском саду. Я имею в виду многочисленные мостики, искривлённые в горизонтальной плоскости. Японские вредоносные духи могут ходить только по прямой, поэтому все переправы через водоёмы в японских садах построены либо из раздельных элементов (широкие плоские камни, положенные в воду через короткие промежутки), либо изогнуты под прямыми углами...
Зарегистрирован

Есть такая профессия - Родину просвещать!
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru