Автор |
Тема: И. Кошкин Спартак vs. Гладиатора (Прочитано 1640 раз) |
|
Торлуин
Гость
|
Взято отсюда http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/241/241006.htm Первый раз в жизни посмотрел фильм "Спартак". И вдруг захотелось сравнить старый фильм о гладиаторах в Риме с новым. Да-да, с эпическим действом о борьбе отдельно взятого генерала за демократию в Римской Империи. Тем более, что можно проводить сравнение по пунктам. Пункт первый - собственно Рим. В "Спартаке" перед нами предстает чудовищный паук, присосавшийся к Евразии и Африке. Паук, высасывающий из покоренных народов ресурсы материальные и людские. Рим ведет постоянные захватнические войны, расширяя свои пределы, оккупируя все новые страны и обращая в рабство сотни тысяч. Во всей красе предстаёт утонченное скотство римлян в сцене, когда Красс в капуанской школе гладиаторов забавляет двух гнилых матрон человеческой травлей. Четко и ясно проводится линия - для римлян рабы - не люди. Живой скот, говорящие орудия. Но самих восставших показывают с несвойственно американскому кино живой теплотой. Зритель действительно видит людей, которые обрели СВОБОДУ, настоящую свободу. Рабы-коммунисты идут по стране, поддерживая друг друга, как братья, мужчины учатся военному делу, женщины ткут, обшивают их, готовят, заботятся о детях. Их лозунг - "Мы не берем от Рима ничего" - и они не стремятся к наживе, не зверствуют, их мечта - уйти из этого кошмарного государства и создать свое, где у каждого будет свой дом. Как ни странно, но тут американский "Спартак" очень похож на советского, написанного Яном. При этом американцы даже сильнее идеализируют рабов, но те при этом не теряют человечности. И даже поэту среди них находится место. В "Гладиаторе" Рим - Империя Добра, несущая погрязшим во мраке тупым варварам свободу,законы, дороги, общечеловеческие ценности, ну, при этом немного их иногда убивающий. Германцы посылают обратно посла, требовавшего капитуляции, предварительно отрубив ему голову. "Какой ужас!" - возмущаются просвещенные римские военачальники. "Что же, люди должны знать, кого они завоёвывают", - благородно негодует доблестный Максимус. У него самого в усадьбе на полях, надо полагать, трудятся исключительно вольнонаемные, иначе разве выглядели бы поля столь идиллически. И вообще, рабами, судя по всему, являются только гладиаторы. но это, в конце концов, можно извинить - ведь нужно же людям как-то развлекаться, телевизора и бейсбола еще нет. Пункт второй - главные герои. Спартак - не супермен. Скорее - наоборот. В самом начале - он даже трусоват. Боец из него тоже никакой - бой с негром он проиграл, в последней битве он дерется отчаянно, но не сказать, чтобы мастерски. Его и в плен-то берут живым. Спартак не слишком хороший полководец - Красс переигрывает его вчистую. Он подлого происхождения, раб и сын раба. Но у него есть одно достоинство - он может вести людей. Он болеет душой за всех рабов Рима, он не просто поднимает рабов, он дает им мечту. Мечту о свободе, не свободе, как ее сейчас понимают в Америке - жрать, спариваться, курить траву и раз в четыре года участвовать в комедии выборов, но свободе в старом, верном понимании этого слова - не принадлежать никому, кроме своих близких. Он искренне радуется за тех, кто обрел наконец человеческое достоинство, он счастлив, видя что вокруг люди - как братья. Собственно, это - его главное счастье. Его нельзя назвать несгибаемо твердым человеком, он постоянно перебарывает себя, мучается сомнениями и, что характерно, не только никогда не хамит своим соратникам, но даже не повышает на них голос. Максимус - это да-а-а. Это конь с яйцами, совершенный мужчина, любящий муж и отец, охренительно гениальный полководец и устрашающе эффективный (и эффектный) боец. Как артистично он расправляется на арене с остальными гладиторами, как умопомрачительно втыкает мечи в пузо, кланяется, а потом крсиво сносит оппоненту башку. Все бабы - его, все мужики признают его лидером только потому, что он - Испанец. Он изящно опускает Коммода в словесном поединке на глазах всего Рима, и вообще, он этот Рим спасает от коррупции. От нее, родимой. Будучи прободен отравленным кинжалом в сердце ухитряется забрать у плохого гада Коммода ножик и его же им зарезать. После чего отдает последние судьбоносные распоряжения всему и вся (надо ли сомневаться, что все они будут выполнены не за страх, а за совесть) и пронзительно дает дуба. Дамы рыдают стоя. Пункт третий - плохие парни. Красс - жесток. С этим не поспоришь. Его гордыня непомерна, он хладнокровно жертвует друзьями, войсками, спокойно идя к своей цели. Но, как ни странно, его цель - не просто абсолютная власть ради самой власти. Нет, у него есть мечта - совершенный, упорядоченый Рим, в котором правит его сословие. Причем совершенство и упорядоченность стоят на первом месте, а сословие на втором. Он гневно отвергает предложение своего недалекого соратника добиться своей цели простым вводом войск в город. Он любит Рим, он не может совершить такое святотатство. Рим сам признАет его своим владыкой. Он искренне ненавидит рабов и Спартака, ведь они несут гибель его миру, но при этом, обходя поле последнего сражения и видя погибших женщин и детей, Красс выглядит подавленным. И даже зверства свои он совершает все-таки не хладнокровно, а в приступах гнева. Захватив Варинию с сыном, он даже думать не смеет поступить с ней в никитинском стиле. Он глубоко человечен в своих попытках ухаживания - преподносит золото, гордо заявляя, что его носила царица Персии, преувеличенно жизнерадостно пытается накормить ужином, говорит, что нашел для ребенка хорошую кормилицу и в ужасе открещивается от обвинения, в том, что пытается давить на нее, используя младенца как заложника. И даже выслушав от нее очень жесткие и несправедливые, по большому счету слова о том, что он боится Спартака, Красс даже не думает отомстить бабе, а идет срывать зло на пленных. Коммод... Ну что тут можно сказать... Папу задушил, Максимуса поработил, семью его вырезал, сестры домогается, как-то нехорошо ощупывает племянника, а потом вообще хочет их обоих убить, сажает в тюрьму честных сенаторов и вообще сеет вокруг пресловутую коррупцию. Да еще дерется нечестно. Не человек, а полный бенладен. Пункт четвертый - соратники главных героев. Друзья Спартака - не есть команда несравненных героев. Что уж тут поделать, они - гладиаторы. Они дерутся на арене без особого изящества, собственно, трудно драться красиво, имея лишь меч длиной тридцать сантиметров и крохотный щит, или трезубец с сетью. Подняв бунт, который, кстати, возникает стихийно, они первым делом нажираются и пытаются стравить двух захваченных римлян. С огромным трудом Спартак пробуждает в них людей. И они остаются людьми до конца - на предложение Красса купить жизнь, выдав своего вождя, все шесть тысяч пленных рабов встают с криком: "Я Спартак!" Да, конечно, Рыжий Лис сейчас скажет, что это красная пропаганда, что так не бывает. Конечно не бывает. Иуды находятся всегда, но почему-то американцы тогда хотели думать, что люди могут быть коммунарами и хранит верность своим. Потому что им казалось тогда, что это хорошо. И пока рабов ведут вдоль Аппиевой дороги, развешивая на крестах, никто из них не бросает ни слова упрека своему вождю. И свою свободу они завоевывают сами, в полном соответствии с текстом Интернационала. Друзья Максимуса - простые американские парни, волей режиссера оказавшиеся в древнем Риме. "Йоу", - говорит здоровенный германец, "так ты служил? А в Дакии приходилось воевать?" "Приходилось", с улыбкй отвечает Максимус. "У тебя семья есть?" - спрашивает афроафриканец? "Была", - грустно отвечает наш герой. "И у меня есть. Жена и дочка, во второй класс уже пошла. Как откинусь - первым же рейсом в Африку, они меня уже заждались, наверное". Вообще эти герои нужны исключительно для того, чтобы на их фоне ярче заиграли достоинства главного героя. Они и бунт поднимают не для того, чтобы добыть себе свободу, а для того чтобы Максимус смог бежать. И он, кстати, бежит, нсколько не задумываясь о том, хорошо ли бросать своих. Пункт пятый - прчие персонажи. Хозяин школы в "Спартаке" - обыкновенный мелкий бизнесмен. Он трусоват, сам никогда меча в руках не держал, он просто зарабатывает денежки. Он стелется перед власть имущими, как трава, он не харизматичен и не абсолютно не таинственен. И все же в нем сохранилось достоинство, а под конец пробуждается совесть. Выкрав Варинию у Красса и получив от сенатора Гракха за это деньги, он не прирезал бабу с щенком и не постарался смыться с деньгами куда глаза глядят. Дрожа от страха он вывозит ее из города через блокпосты, дрожа оттаскивает ее от креста и увозит из Рима. Сенатор Гракх, жирный старый бабник, спокойно выслушивает слова Красса, что его имя - первое в проскрипционных списках, и что он может купить себе жизнь и сохранить состояние, если публично покается в том, что противостоял Крассу, обещает подумать и идет домой. Там он заканчивает дела, утешает своих рабынь, которые почему-то плачут, пишет послание к сенату и, прикинув, который из двух кинжалов красивее и удобней, идет в свою спальню. Странный такой сенатор. Хозяин школы в "Гладиаторе" - сам бывший гладиатор, получивший освобождение из рук самого императора. Он неимоверно этим гордится, и испытывает к императору и римскому народу очень теплые чувства. Он наставляет Максимуса в том, как надо любить римскую толпу, сливаясь с ней в экстазе, когда выпускаешь кому-нибудь кишки, потому что если довести толпу до огазма, толпа может тебя освободить. Сенатор в "Гладиаторе" борется с коррупцией, собираясь устроить военный переворот посредством Максимуса и его легиона. Вот такое небольшое сравнение. Старый фильм снят, в общем то, о том, что люди могут быть, как братья, что что-то человеческое есть в каждом, что можно проиграть сражение, но остаться непобежденным. Это, конечно, сказка, но почему-то тогда американцам нравились такие сказки. Фильм "Гладиатор" учит нас тому, что хомо хомини есть лупус, роль личности в истории неимоверна, а все беды человечества от отступления от двухпартийной системы. Как сказал мой младший сосед - слишком много гамбургеров и кока-колы.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
Спасибо, это действительно ОЧЕНЬ дельная рецензия. Так всё оно и есть.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Торлуин
Гость
|
Ну, не обязательно прямо-прямо так, с ним многие спорили... А один выразился очень интересно - мол, в чем сыр-бор, если "Спартак" - произведение искусства, а "Гладиатор" - агитка? А я задумался. Я "Гладиатора" воспринимал как еще одну версию американской мечты по-древнеримски, но не в качестве агитки. А ведь действительно - такая бешеная популярность - один из признаков агитационности. И вот это - самое худшее. За что, спрашивается, агитируем? За то, чтобы на ЦЕзаря всегда бросались скопом, потому что поодиночке - страшно? За то, чтобы все проблемы решались на арене (чем не СМИ современные, кстати? ТОже - на публике...) За то, чтобы сенаторы спокойно могли свалить на кого-нибудь грязную работу (иначе чего Гракх ждет? Что, так трудно придушить/отравить/зарезать и т. п. отдельно взятого подонка?) Почему убить Комода должен именно Максимус - не для того ли, чтобы зритель, посмотрев на себя в зеркало, спокойно подумал, что ничего в этом мире от него не зависит - вон, случился Испанец - и усе стало хорошо (как именно хорошо и как это связано с римской историей, автор сценария уточнять благоразумно не стал), ну а если не случится - лучше и не рыпаться... А между тем, последний раз идеология в стиле "Все ждут Человека" привела одну отдельно взятую страну в объятия усатого таракана, а всех остальных - под его же танки-самолеты... И что, все-таки были очень счастливы? И встает над миром призрак вечной Римской империи - светоча знаний, символа цивилизации, матери Европы, отца юридического права и Бог его знает чего еще. И от того, что нынешние римляне все поголовно стопроцентно улыбчивые, легче как-то не становится. Спартак! Спарта-а-ак! Спар-так! Нет ответа. Не бывает у рабов денег на мобильный телефон... ---- перечитав: во бред...
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
Нет. Не бред. Совсем нет. Нынешняя Америка аккуратно глотает (пардон, наводит порядок) в галльских Иран-Ираках, зрелищами Голливуд ибн Колизея кормит весь мир... и т.п. Вот это и пропагандируется. А сколько ЛЮБАЯ европейская* империя берет из ПЕрвой Империи - это не новость. И характерный Ave Caesar, плавно переформулированое в "Хайль Гитлер", - слова подредактировали, а жест остался... Кстати, если я правильно помню, эта самая поднятая правая рука есть в "Спартаке" (ибо Красс считается бякой) и отсутствует в "Гладиаторе" (не дай бог проведется параллель между Америко-Римом и фашистами!) Да, если над "ГЛадиатором" задуматься, то очень, очень грустно выходит... _________________ *Европейская - в смысле европейской культуры. В противоположность, в первую очередь, высоким культурам Азии.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Торлуин
Гость
|
Quote:А сколько ЛЮБАЯ европейская* империя берет из ПЕрвой Империи - это не новость |
| Тут уж вопрос, на каком основании Римская империя попала в Первые. Ладно там высокие азиатские, но ведь и в Европе уважаемый Македонянин начал первым - если я не ошибаюсь. А уж насчет римского права... так, счас ересь скажу. НЕФИГ БЫЛО ПЕРЕТЬ эту чушь во всю Европу сразу!!! Потому что при всем уважении к римлянам, современные методы расследования преступлений им даже не снились. А вот что они начали - так это принцип, по которому прав не тот, кто прав, а тот, у кого язык подвешен. "Карфаген должен быть разрушен". Почему должен - неясно, зато действовало... Кстати, при таких условиях Цицерон вовсе и не юристом получается. А вовсе даже агитатором. Quote:*Европейская - в смысле европейской культуры. В противоположность, в первую очередь, высоким культурам Азии |
| Это тебе они - высокие. А европейцам/американцам - не-культуры. Вообще. Общечеловеки, блин.
|
« Изменён в : августа 5th, 2005, 6:26pm пользователем: nolo » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
Римская империя была первой по той банальной причине, что империя А.Ф. Македонского умерла вместе с ним, и те это известно гораздо лучше, чем мне. Так что не вешай мне лапшу на уши, я лапшу не ем даже интеллектуально-виртуальную. Про КАрфаген (для справки) говорил, если не путаю, Катон Старший, но никак не Цицерон. Говорил же тов. М.Катон-ст. в основном о сельском хозяйстве (если опять же хорошо помню уроки латыни в универе), завершал же речи свои оным воплем "жидов - на фонарь!" - и был агитаром в чистом виде. "Считаю, впрочем, что Карфаген должен быть разрушен" - о чем бы ни говорил. Цицерон же боролся против Кати-Лины... Азиаты - "не-культуры", сколь я понимаю, не столько европейцам, сколько христианам. Христианская культура видит себя как единственную, потому и кушает хоть индИйцев, хоть индЕйцев. Хотя... римская иделогия в языческие времена тоже была вполне мнящая себе единым светочем цивилизации (слово, кста, латинское).
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Торлуин
Гость
|
Извиняюсь за свое обычное невежество. Когда в голове мешанина - это сложно. Ну ничего. Зато, как говорил Шерлок Холмс, на чердаке остаются только Очень Нужные Вещи. Quote:империя А.Ф. Македонского умерла вместе с ним |
| И распалась на империи поменьше. Хотя... на том форуме хорошая мысля была, что римляне дали пример не просто империи, а _колониальной_. Вот эта самая мысль европейцам и понравилась... что об их "светочстве" ну совсем никак не говорит. Quote:Так что не вешай мне лапшу на уши, я лапшу не ем даже интеллектуально-виртуальную |
| Да? А куда мне ее из своей собственной замороченной головы девать? Злой ты, нет в тебе человеколюбия. Quote:Про КАрфаген (для справки) говорил, если не путаю, Катон Старший, но никак не Цицерон |
| Во! А ты говоришь, лапшу на уши не вешать! Вспомнил целый факт - как и то, что еле отучился грешить на Цицерона во время подготовки к экзамену по древней истории! Quote:Цицерон же боролся против Кати-Лины... |
| А он кто после этого? Они ж не на суде выступали, а плебсу мозги крутили - каждый в свою сторону. Парламентарии, блин. Quote:Христианская культура видит себя как единственную, потому и кушает хоть индИйцев, хоть индЕйцев. Хотя... римская иделогия в языческие времена тоже была вполне мнящая себе единым светочем цивилизации (слово, кста, латинское) |
| Во! В этом-то собака и порылась! То, что Рим стал светочем европейской цивилизации - это, увы, заслуга не столько достойных римлян, сколько не менее достойных христиан и в частности ПАпы, который тоже Римский. Римская империя + католичество (именно так, в содружестве!) и дали эффект, который мы имеем. А дороги, право и прочие эффекты - это так, приложения. У нас, заметь, при всем христианстве и тримианстве - культура другая. Потому что христианство другого разлива.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
Насчет колониальной империи Рима - в точку. Остальное тоже в точку, поэтому я пока ухожу из дискуссии - по той трагической причине, что спорщики пришли к единому мнению и им стало не из-за чего вопить друг на друга.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Торлуин
Гость
|
Quote:им стало не из-за чего вопить друг на друга |
| Вот всегда так... Взять, что ли, подпись "Долой единое мнение, а то поговорить не о чем?!"
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|