Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
января 27th, 2023, 8:48pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Японские гербы-моны »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Уголок востоколюба
(Модераторы: Mim, )
   Японские гербы-моны
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Японские гербы-моны  (Прочитано 55917 раз)
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Японские гербы-моны
« В: марта 27th, 2006, 5:17pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

http://ec-dejavu.ru/h/Heraldic_Japan.html

       Надо признать, что западноевропейские гербы смотрятся подчас эффектнее, чем японские. Изображения золотых или серебряных корон и скипетров, драконов и грифов, львов и орлов, мечей и секир, подкрепленные соответствующими девизами, дают глазу больше пищи, нежели японские черно-белые «ромбики, кружки, цветочки». Однако ни по дизайну, ни по историческому значению ка-моны, или просто моны (так именуют в Японии семейные гербы), не уступают прославленным рыцарским символам Западной Европы. Они проще, но эстетически изящней, утонченнее.
 
 
       Считается, что собственной символикой первым обзавелся японский император Суйко (554–628), приказавший украсить свои военные флаги определенным рисунком. Об этом поведал один из первых летописных памятников страны «Нихон сёки» (720). Впрочем, эта попытка самоопределения в Японии тех лет не закрепилась. Лет двести спустя, в благословенный для развития национальной культуры период Хэйан (794–1185), японские вельможи вновь обратились к обозначению семейной символики. Соперничество среди родов в то время находило выражение в романтических любовных похождениях, поэтических и художественных турнирах, в умении оценить и воспеть прекрасное. Поэтому благородные придворные для изображения семейного символа использовали не мечи и луки, а стилизованные картинки цветов, птиц, бабочек. В этом принципиальное отличие от европейского подхода к созданию родовых гербов, где изображались поверженные враги, орудия убийства, а собственный род чаще всего отождествлялся с хищником — воздушным или наземным. В этом плане японские моны выглядели миролюбивее, хотя, наверное, проще и монотоннее. Японцы в подавляющем большинстве случаев избегали кричащего снобизма и многоцветья, ограничиваясь монохромным рисунком.
 
 
      По подсчетам знатоков японской геральдики, существовало всего шесть основных тематических разновидностей монов: растения, животные, природные явления, предметы, изготовленные людьми, абстрактные рисунки и иероглифы. Самыми распространенными были моны, производные от изображений флоры (цветы, деревья, листья, ягоды, фрукты, овощи, трава). Второй по распространенности группой являются изображения предметов, сделанных человеком (около 120 наименований). В третью категорию включены изображения животных и насекомых (дикие гуси, журавли, утки, вороны, ласточки, голуби, бабочки, стрекозы, лошади, олени, крабы, кошки, зайцы, черепахи). Для явлений природы характерны схематические изображения гор, волн, песчаных дюн, молний, снега, солнца и луны. Иногда темой мона становилось изображение предмета, находившегося во владении семьи, соседней горы, реки, примечательного дерева или камня. Изображение животного выбиралось для герба в том случае, если с ним было связано какое-то семейное предание, событие. В других случаях мон становился напоминанием о славном предке. Но достаточно часто владельцев герба привлекал не заложенный в знаке смысл, а его декоративная сторона.
 
 
       Поэтому нет ничего удивительного в том, что во многих случаях японские самураи заимствовали тематику для своих монов из рисунков приглянувшихся тканей, в том числе со своих кимоно, с орнамента вееров, с украшения старых шкатулок. Особенно часто это происходило с цветочным орнаментом — графическим изображением цветов хризантемы, пиона, павлонии, глицинии. Понравившееся изображение наносилось на флаги данной семьи, на некоторую утварь, например, тарелки, лакированные чаши, сундуки, паланкины, на черепицу крыши, фонари, вывешивавшиеся в темное время суток у ворот дома, на оружие, лошадиную упряжь, одежду. Первым из японцев, решившим отметить семейным моном свое кимоно, был сёгун Ёсимицу Асикага (1358–1408). Позднее это вошло сначала в моду, а затем и в правило. Ка-моном японцы помечают свое черное шелковое кимоно для торжественных выходов (свадьбы, похороны, официальные встречи). Гербовые знаки диаметром от 2 до 4 см наносятся в пяти местах — на груди (на каждой поле кимоно), на спине, между лопаток, и на каждом рукаве.
 
 
      Наиболее известным моном в Японии является изображение цветка хризантемы с 16-ю лепестками. Этот знак зарезервирован за императорским домом. Императорский мон служит и государственным гербом. Например, изображения 16-лепестковой хризантемы украшают японские паспорта, банкноты. История знает лишь несколько исключений, когда императорский ка-мон разрешено было использовать лицам, не принадлежавшим к семье правителя Японии. Такую привилегию (посмертно) получил в XIV веке Масасигэ Кусуноки (?–1336) за беззаветную преданность императору Го-Дайго, а также Такамори Сайго (1827–1877), известный политический деятель Реставрации Мэйдзи, лидер антисёгунского движения. Хризантемовым моном стали пользоваться и некоторые религиозные учреждения — храмы и монастыри — в знак особого внимания и патронажа со стороны императорского дома.
 
 
       При всем многообразии тем было создано лишь 350 базовых рисунков. Но это позволяло бесконечно расширять число монов за счет вариаций одного дизайна. Что означает вариация в изображении мона? Достаточно было чуть-чуть модифицировать рисунок, например, добавить пару жилок в рисунке листка растения, лепесток в соцветие, сделать ту или иную черту рисунка шире или уже, поместить старый мон в круг или продублировать рисунок дважды, трижды, и получался новый ка-мон. Делалось это в случае выделения второго или третьего сына из большой семьи (первенец, как правило, наследовал отцовский герб), усыновления и в других случаях, когда надо было подчеркнуть близкое родство, генеалогические корни. Нынешняя японская геральдика насчитывает около 7500 семейных гербов.
 
 
       Обзавестись собственным моном разрешено было далеко не каждому японскому роду. Сначала это почетное право монополизировали члены императорской семьи, сёгуны и их ближайшие родственники, наиболее влиятельные придворные. Постепенно ряды обладателей ка-монов расширялись за счет попавших в фавор феодалов. Самураев, проявивших доблесть в бою, сёгун мог награждать лично составленным гербом или даже разрешать использовать свой — в знак близости к дому сёгуна. Но массовым употребление ка-монов стало в Эпоху воюющих провинций (1467–1568). В вооруженные междоусобицы втянулись практически все губернаторы, феодалы, монастыри. Униформы у воинов не было, поэтому на поле боя своих и чужих можно было различать только по укрепленным у них за спиной флагам с нарисованными на полотнищах монами. Но все равно, право на ка-мон имели только придворные и воинское сословие. Ни крестьянам, ни ремесленникам, ни купцам не полагалось в то время иметь ни фамилии, ни тем более — семейного герба. Нарушать запрет решались только известные актеры театра Кабуки и не менее знаменитые куртизанки. В этом мы можем убедиться, рассматривая гравюры того периода. Лишь в XIX веке, к концу сёгунского правления, богатые купцы стали исподволь ставить на своих лавках, складах и товарах собственный мон. Как правило, разрешения на это они не имели, но власти в то время смотрели на подобное нарушение сквозь пальцы. И только после Реставрации Мэйдзи (1868), завершившей период феодального развития Японии, сословные ограничения были отменены, и все желающие получили возможность обзавестись ка-моном.
 
 
       За прошедшие века межсемейные узы множились, ветвились. Это, естественно, отражалось и на ка-монах. Так, в определенных семьях есть традиция передавать семейный мон по женской линии. Женщина, выйдя замуж, сохраняла мон своей матери. Правда, во вновь образованной семье такой женский герб должен был быть по размеру несколько меньше мужского. В большинстве же случаев женщина, вошедшая в семью мужа, принимала его герб. Но возможны и сочетания монов — объединение в едином ка-моне геральдических символов как мужа, так и жены. У иных родовитых семей есть по нескольку, подчас до десяти, ка-монов — наследие славных предков. Для некоторых слоев населения страны обладание тем или иным гербом приобретало не только социальное, но и политическое значение.
 
 
         Нередко семейные моны становились символикой, торговыми марками коммерческих компаний. Так, вероятно, всему миру известно изображение «трех бриллиантов» — некогда семейный, а ныне торговый знак «Мицубиси». Собственные моны есть даже у гангстерских группировок якудза.
 
 
        Сейчас для значительной части японцев их семейные моны в значительной степени утратили геральдический смысл и, как это было во времена древнего Хэйана, служат скорее элементами эстетики, к которым в своей работе часто обращаются художники, промышленные дизайнеры. И в этом плане представляют безусловный интерес для искусствоведов.
 
Япония сегодня, № 5, 2005, с. 12-13                                                                

« Изменён в : апреля 14th, 2006, 4:00pm пользователем: Saeri » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Японские гербы-моны
« Ответить #1 В: июля 22nd, 2008, 2:02pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Из личной практики.
 
Среди японских гербов-монов есть очень известный тип герба "три дубовых листа". Я про его упоминала в своей статье "Символика Знамени Мира Рериха". Это герб рода Касива (Kashiwa), по типу похож на Токугаву и, видимо, не случайно: сколь мне известно, в провинции Касива были конные заводы Токугавы.

 
Так вот. Я решила позволить себе неслыханную роскошь и купить кимоно эпохи Мейдзи - для личной коллекции. На кимоно - мон Касива. Я прошу партнеров-сан дать побольше информации о символике этого кимоно - и они меня посылают на страницу монов.
Где в частности выложены всевозможные разновидности мона Касива. В том числе...  
 

 
Какое всё КАСИВОЕ Wink)))))))))))))))
Зарегистрирован
Shiomi
Гость

Е-мэйл

Re: Японские гербы-моны
« Ответить #2 В: июля 28th, 2008, 2:54pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

лепота!!!  
 
только вот ошущение дежавю...  
если не читать текст, то картинки сосвем кельтские  Huh
я отнюдь не спец, близкая подруга - абсолютно кельтонутое создание, кое в чем просвещает переодически.  
поразило сходство с трикверами.  
http://altreligion.about.com/library/glossary/symbols/bldefstriqueta.htm
 
так вот и уверуешь в легенды о едином народе разделенном на множетсво по воле Богов.
« Изменён в : июля 28th, 2008, 2:56pm пользователем: Shiomi » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Японские гербы-моны
« Ответить #3 В: июля 28th, 2008, 11:06pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Да кельтские можно поближе и побольше: http://mith.ru/treasury/natio/ireland/celt1.htm  kaktus
Зарегистрирован
Shiomi
Гость

Е-мэйл

Re: Японские гербы-моны
« Ответить #4 В: июля 31st, 2008, 3:50pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Красотища то какая!!!  Roll Eyes  
А все-таки, существует связь или это просто совпадение такое хитрое?
 
 На стоящем самурае очень неплохо герб видно  kaktus

 
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Японские гербы-моны
« Ответить #5 В: августа 3rd, 2008, 10:34pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

А вот в статье я и писала. Универсалии мышления  Roll Eyes
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Японские гербы-моны
« Ответить #6 В: августа 31st, 2008, 9:02pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

При просмотре монов в огромных количествах было обнаружено, что японцы очень любят один тип геральдических изображений передавать через другой.
А именно: вот типичные журавль, бабочка и краб.  

Теперь смотрим, из чего их (и не только) можно сделать.
Поскольку японского я не знаю, то мотивы обозначаю на глазок, но везде даю японское название
 
Раковина (itayagai), слева основной вид, справа журавль и колокольчики

 
Кролик (usagi), слева - основной, справа - цветок из заек

 
Хвостатая черепаха (kame), осн., журавль, краб

 
Уточки (kari), осн. - и праздник для любителей кельтской плетенки!

 
Перья ястреба (takanoha), осн., журавль, бабочка

 
Бабочка (tyou)... тоже превращается в журавля. И краба. А также поддаетсяс завязыванию различными узлами
 

 
Журавль (tsuru) превращается... превращается журавль... в двух черепах! Также из журавлей отлично получаются цветочки, или сам журавль может зацвести. А еще их можно узлом завязать
 
 
 
Продолжение следует. В Японии очень много гербов, а у меня не очень много свободного времени...  kaktus

« Изменён в : августа 31st, 2008, 9:55pm пользователем: alwdis » Зарегистрирован
Akina
Гость

Е-мэйл

Re: Японские гербы-моны
« Ответить #7 В: января 17th, 2009, 2:24am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

http://www.asgy.co.jp/anglais/famous/famous.html - тут на английском
http://www.harimaya.com/o_kamon1/hatamoto/hm_a.html - тут на японском, зато похоже - самый полный каталог монов...  
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Японские гербы-моны
« Ответить #8 В: мая 7th, 2010, 12:59am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Энциклопедия монов по-русски: http://www.osh.ru/pedia/herald/history/Japan_mon/Japan_mon-ogl.shtml
Всё чудесно, но есть одна неточность: многочисленные ответвления клана Мори - это, собсснна, клан Моори (Мо:ри), властители западной Японии. А Мори, который журавлик, - это вассал Оды.  
В энциклопедии Моори написан с указанием долготы "о", но у ответвлений клана (Кобаякава, Киккава и пр.) - это самое "оо" в имени сюзерена отсутствует. Из чего выходит путаница с двумя "Морями"  
 budo
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru