Автор |
Тема: Убитый и голова убийцы (Прочитано 2222 раз) |
|
Andrey_V
Гость
|
Здравствуйте, уважаемые коллеги по интересам! Очень рад, что набрел на этот замечательный сайт. Я сам весьма интересуюсь мифологией и обрядами, однако не являюсь в этой сфере профессионалом, поэтому многое для меня еще не слишком ясно. Я сейчас пытаюсь писать историческую фантастику, и меня в данный момент интересует один вопрос. Не поможете разобраться? Вопрос мой заключается в следующем. Допустим, молодой член родовой общины убит беглым рабом. Раба настигли и обезглавили, голову привезли предводителю общины (таким образом, обезглавленный раб лишен возможности обрести безбедную загробную жизнь). Возникает вопрос: какова наиболее вероятная “дальнейшая судьба” головы? Мне кажется, что наиболее логично, если голову сожгут при погребении вместе с погибшим: так голова убийцы как бы “перейдет во владение” погибшему, и убийца будет служить ему после смерти. Но вот загвоздка: по моей задумке голова как раз не должна быть уничтожена, ее нужно сохранить (это необходимо для дальнейшего сюжета). Поэтому меня, собственно, интересует следующее: возможно ли в таком случае именно обрядовое сохранение головы? Т.е. погибшего сжигают, а голова его убийцы остается. Чем это может быть оправдано (с обрядовой точки зрения, например)? Буду благодарен за любые соображения. Или, может быть, кто-нибудь подскажет какие-либо полезные ссылки на подобную тему? Можно на английском. Наверное, стоит уточнить, что общество, в котором происходит все это действие, находится на стадии разложения родового строя, с развитой военной демократией. Следовательно, имеется военный предводитель с дружиной, и погибший – близкий родич вождя и “кандидат” в младшие члены его дружины. Вот, собственно, и все. Если у кого-нибудь возникнут еще какие-либо вопросы, всегда буду готов ответить. И буду очень благодарен, если кто-нибудь хоть как-то поможет мне разобраться с этой проблемой. Спасибо! Андрей
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Liberis
Гость
|
Здесь, в этом разделе форума, есть отдельный тред посвященный мифологеме головы. Может быть найдете там необходимые вам сведения. Хотя мне несколько странно, зачем сочинять "строго по науке"? Вы же все-таки фантасткиу пишете, хоть и историческую. Можно ведь кучу всего напридумывать - местному шаману-чернокнижнику-ведьме (смотря кто там у вас) понадобилась голова для каких-то потусторонних опытов; возлюбленная/друг/брат/сын и.т.д. раба решили так спасти голову милого от позора -и выкрали; она чудестным образом исчезла, потому что вмешались какие нездешние существа (боги, джинны, черти - смотри по обстановке); племя так возмутилось содеянным, что по принципу "забудь Герострата" сохранило голову в местном святилище... и так до бесконечности. Не согласны? С уважением Либерис
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Андрей
Гость
|
Большое спасибо, что откликнулись, спасибо за предложенные соображения. Да, конечно, тут можно много чего понапридумывать, но мне в первую очередь хотелось бы попытаться сохранить голову именно в рамках обряда. Причем чтобы это не противоречило похоронному обряду, а наоборот, органически с ним сливалось или из него вытекало – как угодно. Фантастика фантастикой, а мифологическое мышление имеет свои законы, и мне просто хотелось бы этим законам следовать. Я вот сейчас склоняюсь к такому варианту: по обычаю кровной мести голова убийцы сохраняется, чтобы в дальнейшем можно было водрузить ее над могилой похороненного члена общины. В этом случае голова (и душа, в ней заключенная) будет призвана как бы служить убитому после смерти, охранять место его захоронения (нечто подобное существовало у североамериканских индейцев – там, правда, над могилой вешались скальпы убитых погибшим героем врагов). Хотя, как я упоминал, данное общество практикует трупосожжение, однако после сожжения пепел собирается и погребается в земле. И вот над этим местом голова, возможно, и будет водружена (скажем, на шесте). Однако для меня пока что не вполне ясна мифологическая подоплека такого обряда, надо будет над этим еще поработать. И особенно я застрял вот на чем: чем можно объяснить обряд ЗАХОРОНЕНИЯ ПЕПЛА после сожжения? Я знаю, что подобные обычаи существовали, но смысл их мне не вполне ясен. Ведь при сожжении душа переносится с дымом не небо. Какой же смысл несет захоронение пепла? Что может нести в себе пепел? Конечно, я вряд ли буду объяснять это все в книге, но просто хотелось бы разобраться в этом самому. Нет ли у кого-нибудь на этот счет каких-либо мыслей?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Начнем с головы. Обычай скальпирования у индейцев был успешно заимствован от европейцев... о чем редко вспоминают. У европейцев же он восходит к кельтам, кои хранили в доме черепа убитых врагов, ну, в лучшем случае - обшивали их бородами себе одежду. Вот вам и сохранность головы врага. Меня в Вашей версии смущает другое: что так обходятся с убитым рабом. РАб - существо бесстатусное, соответственно, его бы, как мне думается, просто убили и закопали. Всевозможные действия с головой касаются черепов полноправных членов социума. РАб не может иметь высокого статуса ВРАГА...
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Andrey_V
Гость
|
Большое спасибо за весьма ценное соображение насчет “бесстатусности” раба. Вы, конечно же, правы. И тем не менее всем известно, что при похоронах полноправных членов социума (особенно высокого социального положения) с ними же хоронили и рабов – именно с тем чтобы они служили умершим и в загробном царстве. Здесь, как мне кажется, ситуация подобная – голова сохраняется не ради почестей рабу, а с тем, чтобы “привязать” заключенную в ней душу к погибшему, сделать ее своеобразным “цепным псом”, охраняющим могилу убитого, его покой. К тому же, раб этот не просто раб, а убийца. Уже сам этот факт уже должен придавать ему некий определенный статус, как мне кажется. Т.е. сама причастность к смерти должна влиять на статус. Известно ведь, что например, отношение к покойникам было разным не только в зависимости от социального статуса, но и от того, каковой была их смерть. К умершим преждевременной, насильственной смертью отношение было более… как бы это сказать?.. Короче говоря, хоронили их гораздо тщательнее, больше внимания уделяли обрядовой части и т.п., потому что боялись таких покойников их больше, чем обычных умерших (кажется, об этом у Токарева говорится). Т.е. характер смерти как бы менял их статус. А разве по отношению к убийце не проявлялась та же тенденция? Будь он рабом или свободным, но причастность его к убийству как бы “изменяет” его статус (или придает статус, если такового не было вообще). Так мне кажется - хотя я, конечно, могу и ошибаться.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Ларчик
Гость
|
У меня такое впечатление, что обычно вместе с умершим хоронили людей, на верность которых он мог рассчитывать, причем это не всегда были рабы. А голова вполне могла быть сохранена и даже установлена на кургане, как вместилище магической силы. Ведь если убийца смог справиться с воином, можно предположить, что обычным рабом он не был. Конечно, это только мои соображения, а вы, как автор, имеете право придумать любое объяснение ритуала.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|