Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
апреля 27th, 2024, 6:55am

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Убитый и голова убийцы »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Вопросы и ответы
(Модератор: Mim)
   Убитый и голова убийцы
« Предыдущая Тема | Нет темы »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Убитый и голова убийцы  (Прочитано 2201 раз)
Andrey_V
Гость

Е-мэйл

Убитый и голова убийцы
« В: марта 9th, 2006, 6:15pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Здравствуйте, уважаемые коллеги по интересам!
 
 Очень рад, что набрел на этот замечательный сайт. Я сам весьма интересуюсь мифологией и обрядами, однако не являюсь в этой сфере профессионалом, поэтому многое для меня еще не слишком ясно. Я сейчас пытаюсь писать историческую фантастику, и меня в данный момент интересует один вопрос. Не поможете разобраться?  
 Вопрос мой заключается в следующем.  
 Допустим, молодой член родовой общины убит беглым рабом. Раба настигли и обезглавили, голову привезли предводителю общины (таким образом, обезглавленный раб лишен возможности обрести безбедную загробную жизнь). Возникает вопрос: какова наиболее вероятная “дальнейшая судьба” головы? Мне кажется, что наиболее логично, если голову сожгут при погребении вместе с погибшим: так голова убийцы как бы “перейдет во владение” погибшему, и убийца будет служить ему после смерти. Но вот загвоздка: по моей задумке голова как раз не должна быть уничтожена, ее нужно сохранить (это необходимо для дальнейшего сюжета). Поэтому меня, собственно, интересует следующее: возможно ли в таком случае именно обрядовое сохранение головы? Т.е. погибшего сжигают, а голова его убийцы остается. Чем это может быть оправдано (с обрядовой точки зрения, например)? Буду благодарен за любые соображения. Или, может быть, кто-нибудь подскажет какие-либо полезные ссылки на подобную тему? Можно на английском.  
 Наверное, стоит уточнить, что общество, в котором происходит все это действие, находится на стадии разложения родового строя, с развитой военной демократией. Следовательно, имеется военный предводитель с дружиной, и погибший – близкий родич вождя и “кандидат” в младшие члены его дружины.  
 Вот, собственно, и все. Если у кого-нибудь возникнут еще какие-либо вопросы, всегда буду готов ответить. И буду очень благодарен, если кто-нибудь хоть как-то поможет мне разобраться с этой проблемой.  
 
 Спасибо!
 
 Андрей
Зарегистрирован
Liberis
Гость

Е-мэйл

Re: Убитый и голова убийцы
« Ответить #1 В: марта 10th, 2006, 4:43pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Здесь, в этом разделе форума, есть отдельный тред посвященный мифологеме головы. Может быть найдете там необходимые вам сведения.
 
Хотя мне несколько странно, зачем сочинять "строго по науке"? Вы же все-таки фантасткиу пишете, хоть и историческую.  
 
Можно ведь кучу всего напридумывать - местному шаману-чернокнижнику-ведьме (смотря кто там у вас) понадобилась голова для каких-то потусторонних опытов; возлюбленная/друг/брат/сын и.т.д. раба решили так спасти голову милого от позора -и выкрали; она чудестным образом исчезла, потому что вмешались какие нездешние существа (боги, джинны, черти - смотри по обстановке); племя так возмутилось содеянным, что по принципу "забудь Герострата" сохранило голову в местном святилище... и так до бесконечности. Не согласны?
 
 
С уважением
Либерис
Зарегистрирован
Андрей
Гость

Е-мэйл

Re: Убитый и голова убийцы
« Ответить #2 В: марта 11th, 2006, 6:54pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Большое спасибо, что откликнулись, спасибо за предложенные соображения. Да, конечно, тут можно много чего понапридумывать, но мне в первую очередь хотелось бы попытаться сохранить голову именно в рамках обряда. Причем чтобы это не противоречило похоронному обряду, а наоборот, органически с ним сливалось или из него вытекало – как угодно. Фантастика фантастикой, а мифологическое мышление имеет свои законы, и мне просто хотелось бы этим законам следовать. Я вот сейчас склоняюсь к такому варианту: по обычаю кровной мести голова убийцы сохраняется, чтобы в дальнейшем можно было водрузить ее над могилой похороненного члена общины. В этом случае голова (и душа, в ней заключенная) будет призвана как бы служить убитому после смерти, охранять место его захоронения (нечто подобное существовало у североамериканских индейцев – там, правда, над могилой вешались скальпы убитых погибшим героем врагов). Хотя, как я упоминал, данное общество практикует трупосожжение, однако после сожжения пепел собирается и погребается в земле. И вот над этим местом голова, возможно, и будет водружена (скажем, на шесте). Однако для меня пока что не вполне ясна мифологическая подоплека такого обряда, надо будет над этим еще поработать. И особенно я застрял вот на чем: чем можно объяснить обряд ЗАХОРОНЕНИЯ ПЕПЛА после сожжения? Я знаю, что подобные обычаи существовали, но смысл их мне не вполне ясен. Ведь при сожжении душа переносится с дымом не небо. Какой же смысл несет захоронение пепла? Что может нести в себе пепел? Конечно, я вряд ли буду объяснять это все в книге, но просто хотелось бы разобраться в этом самому. Нет ли у кого-нибудь на этот счет каких-либо мыслей?
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Убитый и голова убийцы
« Ответить #3 В: марта 14th, 2006, 7:57pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Начнем с головы.
Обычай скальпирования у индейцев был успешно заимствован от европейцев... о чем редко вспоминают.  irokez У европейцев же он восходит к кельтам, кои хранили в доме черепа убитых врагов, ну, в лучшем случае - обшивали их бородами себе одежду. Вот вам и сохранность головы врага.
 
Меня в Вашей версии смущает другое: что так обходятся с убитым рабом. РАб - существо бесстатусное, соответственно, его бы, как мне думается, просто убили и закопали. Всевозможные действия с головой касаются черепов полноправных членов социума. РАб не может иметь высокого статуса ВРАГА...
Зарегистрирован
Andrey_V
Гость

Е-мэйл

Re: Убитый и голова убийцы
« Ответить #4 В: марта 15th, 2006, 1:02pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Большое спасибо за весьма ценное соображение насчет “бесстатусности” раба. Вы, конечно же, правы. И тем не менее всем известно, что при похоронах полноправных членов социума (особенно высокого социального положения) с ними же хоронили и рабов – именно с тем чтобы они служили умершим и в загробном царстве. Здесь, как мне кажется, ситуация подобная – голова сохраняется не ради почестей рабу, а с тем, чтобы “привязать” заключенную в ней душу к погибшему, сделать ее своеобразным “цепным псом”, охраняющим могилу убитого, его покой. К тому же, раб этот не просто раб, а убийца. Уже сам этот факт уже должен придавать ему некий определенный статус, как мне кажется. Т.е. сама причастность к смерти должна влиять на статус. Известно ведь, что например, отношение к покойникам было разным не только в зависимости от социального статуса, но и от того, каковой была их смерть. К умершим преждевременной, насильственной смертью отношение было более… как бы это сказать?.. Короче говоря, хоронили их гораздо тщательнее, больше внимания уделяли обрядовой части и т.п., потому что боялись таких покойников их больше, чем обычных умерших (кажется, об этом у Токарева говорится). Т.е. характер смерти как бы менял их статус. А разве по отношению к убийце не проявлялась та же тенденция? Будь он рабом или свободным, но причастность его к убийству как бы “изменяет” его статус (или придает статус, если такового не было вообще). Так мне кажется - хотя я, конечно, могу и ошибаться.
Зарегистрирован
Ларчик
Гость

Е-мэйл

Re: Убитый и голова убийцы
« Ответить #5 В: марта 17th, 2006, 11:02pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

У меня такое впечатление, что обычно вместе с умершим хоронили людей, на верность которых он мог рассчитывать, причем это не всегда были рабы. А голова вполне могла быть сохранена и даже установлена на кургане, как вместилище магической силы. Ведь если убийца смог справиться с воином, можно предположить, что обычным рабом он не был. Конечно, это только мои соображения, а вы, как автор, имеете право придумать любое объяснение ритуала.
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Нет темы »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru