Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
Когда день у Важми Самизай и ее друзей складывается неудачно, они отправляются в магазины совершать ритуал, который называют "покупочной терапией". "Когда вы покупаете подарок или что-то для себя, это лечит, – говорит Самизай, которая три года назад открыла в Сиэтле бутик Retail Therapy. – Концепция магазина в том, чтобы найти вещи, поднимающие людям настроение". Сегодня наука подтверждает то, что Самизай и многие покупатели знают уже давно: шопинг улучшает настроение. Исследования мозга показывают, как шопинг активизирует важные отделы мозга, поднимая тонус и улучшая самочувствие, пусть ненадолго. Изучение украшенных к празднику витрин или обнаружение игрушки, которую нелегко найти, по-видимому, воздействует на центр удовольствия, выбрасывающий в мозгу химические вещества, дающие ощущение "удачного шопинга". Понимание реакций мозга во время похода по магазинам помогает оценить удачи и неудачи праздничного шопинга, избежать разочарований и снизить риск ненужных трат. Радость от праздничного шопинга во многом зависит от допамина – химического вещества мозга, которое играет важную роль в нашем душевном и физическом здоровье. Например, мозг людей, страдающих болезнью Паркинсона, почти не вырабатывает допамина. Допамин связан с ощущением удовольствия и удовлетворения, его выброс происходит в тот момент, когда мы переживаем что-то новое, волнующее или возбуждающее. Для многих людей шопинг включает в себя все три компонента. "Вы видите вещи, которых раньше не видели, примеряете одежду, в которой раньше себя не видели", – говорит Грегори Бернс, нейрофизиолог из Университета Имори. Ученые из Университета Кентукки в 1995 году провели исследование крыс, изучавших незнакомые уголки своих клеток, – эквивалент обнаружения нового отдела в универмаге. Когда крыса изучала новое место, уровень допамина в мозговом центре удовольствия повышался. Ученые предостерегают от широких жестов в новых магазинах или новых городах. Люди склонны делать странные покупки, когда оказываются в непривычной среде, говорит профессор Университета Индианы Рут Энгз, изучающая пристрастие к шопингу. Но исследования мозговой деятельности приводят к мысли о том, что уровень допамина скорее связан с предвкушением опыта, чем с самим опытом. Этим объясняется удовольствие, которое доставляет людям разглядывание витрин и поиск распродаж. Допамин может выплеснуться в процессе шопинга и привести к неверным решениям. Бернс считает, что именно это вещество, возможно, объясняет, зачем люди покупают туфли, которые потом не носят. "Вы видите туфли, и происходит выброс допамина, – говорит Бернс. – Допамин мотивирует вас купить их. Это как инжектор топлива, но, когда туфли куплены, он прекращает работать". Бернс и его коллеги придумали эксперимент, имитирующий новый опыт, чтобы лучше понять, когда и почему происходит выброс допамина в мозгу. В ходе исследования на добровольцах их подсоединяли к MRI-сканеру и через трубочку подавали в рот простую воду или сладкий напиток Kool-Aid. Иногда капли Kool-Aid подавались в предсказуемом порядке, а иногда случайным образом. Но сканеры показали высокий уровень активности тогда, когда Kool-Aid подавался случайно. В случае предсказуемой модели активность почти не повышалась. Это свидетельствует, что ожидание удовольствия, будь то Kool-Aid или новое платье, повышает уровень допамина.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|