Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
марта 19th, 2024, 5:02pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Астрономические представления догонов »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Мифология
(Модератор: Mim)
   Астрономические представления догонов
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Астрономические представления догонов  (Прочитано 9329 раз)
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Астрономические представления догонов
« В: декабря 3rd, 2005, 6:25pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Астрономические представления догонов  
 
http://www.africana.ru/history/index.htm#1
 
Сириус, которого мы не знаем
В. Рубцов, инженер
Ю. Морозов, инженер
"Тайны веков", 1980
http://www.ournet.md/~mystery/nio/dogoni.html
 
Почти две тысячи лет назад римский философ Луции Анней Сенека писал о Сириусе: "Краснота Собачьей звезды глубже, Марса – мягче, ее нет совсем у Юпитера..." Сегодня упоминание о красном цвете Сириуса может показаться, по меньшей мере странным: не надо быть специалистом – астрономом, чтобы найти на ночном небе эту яркую бело-голубоватую звезду. Судя по сочинениям персидского астронома Аль-Суфи, такой она была и в Х веке нашей эры. Но еще во II веке выдающийся астроном древности Птолемей в своем "Альмагесте" включил Сириус в список красных звезд.  
 
Загадка эта более ста лет привлекает внимание ученых. Одни специалисты видят причину расхождения между Птолемеем и Аль-Суфи в ошибках переписчиков древних текстов, полагая, что Сириус на памяти человечества оставался всегда неизменным. Другие склоняются к тому, чтобы поверить Птолемею и Сенеке и признать возможность больших перемен, происшедших с Сириусом за ничтожно малый по космическим масштабам срок – порядка 700–800 лет. Советский астроном Д. Мартынов. рассмотрев возможные механизмы таких изменений, пришел к выводу, что Сириус В, спутник самой яркой звезды нашего неба, в одно из первых столетий нашей эры взорвался как сверхновая. Точнее, как "полусверхновая": "настоящая" сверхновая, взорвавшись так близко от нас, стала бы одним из грандиознейших небесных явлений в истории человечества. До момента взрыва Сириус В был красным гигантом, что и обусловливало цвет всей системы Сириуса. После взрыва он превратился в белый карлик – исключительно плотную звезду размером с Землю.  
 
Похожее предположение выдвинул недавно и английский астроном У.–Х. Мак–Кри. Он обратил внимание на то, что в мифах африканского народа догонов встречаются утверждения о двойственности Сириуса. Поскольку Сириус В невооруженным глазом сейчас увидите невозможно, остается предположить, что еще относительно недавно соотношение масс двух этих звезд было существенно иным и спутник Сириуса был заметен без телескопа, Гипотезе Мак-Кри противоречит, однако, отсутствие необходимых свидетельств в трудах древних астрономов. Но само обращение к мифологии догонов в поисках разгадки тайны "красного Сириуса" оказалось отнюдь не бесполезным... Дело в том, что именно у них сохранились сведения о взрыве Сириуса В. И не только о взрыве...  
 
Земля Бледного Лиса
 
Догоны – небольшой земледельческий народ, живущий в основном на плато Бандигара (Республика Мали), куда они пришли между X и XIII веками. "Укрывшись в горных селениях, – пишет этнограф Б. Шаревская, – догоны сохраняли до самого последнего времени многие архаические обычаи и верования. Это характеризует и их мифологию".
 
Начиная с 1931 года, группа французских ученых во главе с Марселем Гриолем и Жерменом Дитерлен изучала быт и мировоззрение догонов. Результатом этой огромной работы явилась книга "Бледный Лис" (названная так по имени одного из самых популярных персонажей догонского фольклора).  
 
В "Бледном Лисе" французские ученые дословно изложили и прокомментировали мифы догонов о сотворении вселенной и истории человеческого рода. И не просто мифы, а мифы эзотерические, известные до недавнего времени лишь немногим.  
 
Далекие орбиты
 
Обратимся, впрочем, к наиболее интересному для нас аспекту мифологической системы догонов – их астрономическим представлениям.
 
Странно, но факт – единственная известная в настоящее время информация о взрыве Сириуса В исходит именно от догонов. Олубару сообщили французским исследователям, что вскоре после появления людей на Земле спутник Сириуса – звезда По – внезапно вспыхнул, а затем начал постепенно тускнеть и через 240 лет стал совершенно невидим.
 
Можно предположить: именно догонам удалось зарегистрировать взрыв Сириуса В, не замеченный астрономами других стран. Но здесь мы оказываемся в ситуации, когда – по известному выражению – "загадка объясняется тайной". В самом деле, догоны не только отметили сам факт изменения яркости Сириуса, но и прекрасно разобрались, что взорвался не он, а его спутник, известный нам как Сириус В, а догонам – как По толо, звезда По.  
 
Еще в 1950 году М. Гриоль и Ж. Дитерлен в "Журнале общества африканистов" обратили внимание на необычные представления догонов о Сириусе: эта звезда считалась тройной, а главный компонент именовался Сиги толо, а спутники его – По толо и Эмме йа толо. Здесь следует заметить, что догоны делят все небесные тела на планеты, звезды и спутники. Звезды именуются толо, планеты – толо таназе ("звезды, которые движутся"Wink. Первые входят в семью звезд, которые не обращаются (вокруг другой звезды) – толо дигелеле тогу; вторые – в "семью звезд, которые обращаются" – толо гону тогу. Спутники называются толо гонозе – "звезды, которые описывают круги". Точность и четкость этих представлений поразительны (не забудем, что речь идет о народе, чьи обычаи и мифология носят на себе печать глубокой древности). Но еще более загадочен тот факт, что характеристики звезды По ни в чем существенном не отличаются от характеристик Сириуса В, определенных уже в наше время с помощью весьма совершенных приборов.  
 
Прежде всего звезда По – белая, как зерно по (фонио, разновидность проса). В святилищах догонов эта звезда символизируется очень белым камнем. Период обращения По толо вокруг Сиги толо составляет 50 лет (современные данные: 49,9 года). Эта звезда имеет небольшие размеры при огромном весе и плотности: "Она самая маленькая и самая тяжелая из всех звезд". Согласно воззрениям догонов все вещи в мире состоят из четырех основных элементов – земли, воды, воздуха и огня. В По толо элемент "земля" заменен "металлом" во всех его видах и особенно виде "сагала". Это металл "более блестящий, чем железо, и такой тяжелый, что все земные существа, объединившись, не смогли бы поднять и частицы".  
 
Но если тождество По толо и Сириуса В вряд ли можно подвергать сомнению, то с Эмме йа толо положение не столь просто. Современной астрономии второй спутник Сириуса неизвестен, хотя в течении последних десятилетий астрономы разных стран неоднократно высказывали предположение о существовании в этой системе еще одной звезды. Небезынтересно и представление догонов о том, что Эмме йа толо вращается вокруг Сиги толо по более длинной траектории, чем звезда По, а период обращения составляет те же 50 лет. Звезда Эмме йа несколько больше, чем По толо, и в 4 раза легче. Еще ее называют "маленьким солнцем женщин" – йау наи даги.
 
Указанный период обращения представляется сомнительным: более длинная траектория предполагает, вообще говоря, и больший период. Но интересна уже сама возможность всерьез спорить с цифрами мифологических представлений, не сомневаясь в принципиальной возможности описанного в них.  
 
На краю Млечного пути
 
Если бы астрономические знания догонов ограничивались лишь сведениями о системе Сириуса, можно было бы, как это и сделал Мак-Кри, предположить, что совпадение этих сведений с реальностью совершенно случайно, и таким образом "закрыть" проблему. Увы, пример с Сириусом не единичен. Догоны знают, что звезды "удалены от Земли, близко к которой находится только Солнце". Сириус, именуемый "пупом мира", играет главную роль в группе звезд, включающей созвездие Ориона и некоторое число близлежащих (на небосводе) звезд. К последним относятся Плеяды, "звезда Козьего Пастуха" – Энегерин толо (гамма Малого Пса), Тара толо (Процион) и др. Совокупность этих светил составляет "внутреннюю" систему звезд (или "опору основы мира"Wink, которая, по мнению догонов, непосредственно участвует в жизни и развитии людей на Земле. "Внешняя" же система состоит из других, более далеких светил, "в меньшей степени вмешивающихся в человеческую жизнь". Эта система образует "спиральный звездный мир" – Йалу уло, – который можно наблюдать на небе в виде Млечного Пути. Олубару полагают, что Йалу уло вращается вокруг оси, проходящей через Полярную звезду и созвездие Южного Креста. (На самом деле полюсы Галактики проецируются: северный – на созвездие Волос Вероники, южный – на созвездие Скульптора. Любопытно, однако, что ось Полярная – Южный Крест лежит почти в одной плоскости с осью Галактики и "почти" – расхождение составляет 5o-7o – перпендикулярна к ней). Таких "спиральных звездных миров", или, по современной терминологии, галактик, во вселенной бесконечно много, а сама вселенная "бесконечна, но измерима".  
 
Более того: она населена различными живыми существами. На "других землях", по мнению догонов, есть "рогатые, хвостатые, крылатые, ползающие люди". Что касается растений, то, к примеру, семена тыквы и щавеля "перед тем, как попасть на Землю, легли на край Млечного Пути" и "проросли во всех мирах вселенной". Понимать эти сведения буквально, разумеется, не приходится, но они ясно выражают уверенность догонов в существовании внеземной жизни.  
 
О строении солнечной системы догоном также кое-что известно. Правда, для них она состоит лишь из пяти планет – Венеры, Земли, марса, Юпитера и Сатурна. Вместе с тем догоны знаю, что Солнце вращается вокруг своей оси, а Земля "вертится вокруг себя и пробегает, кроме того, большой круг адуно дигили – "круг мира" – как волчок, вращение которого сопровождается еще и перемещением". Луна – Ие пилу – "сухая и мертвая", и она вертится вокруг Земли. У Юпитера – Дана толо – есть четыре спутника, изображаемых как четыре небольших камня рядом с камнем побольше (символизирующим планету), а у Сатурна – Йалу уло толо – "постоянное гало" (то есть кольцо). Дана толо (Юпитер), Толо йазу (Венера), Йапуну толо (Марс), Йалу уло толо (Сатурн) вращаются вокруг Солнца. Говорят: "Юпитер следует за Венерой, медленно вращаясь вокруг Солнца".  
 
Вместе с тем догоны не знают о существовании внешних планет и Меркурия (если не отождествлять последний с Йазу данала толо – "звездой, которая сопровождает Венеру"Wink.  
 
"Фантазии о пришельцах"...
 
Но где же источник изложенных выше знаний догонских "посвященных"? Ясно, что речь может идти только о заимствованиях, ибо уровень технического развития догонов просто не позволил бы им узнать что-либо подобное без "помощи со стороны". Но и приписав астрономические знания догонов древним египтянам (как это сделал Мак-Кри, одновременно объявив звезду По миражом, возникающим при восходе Сириуса) или арабам мы лишь отодвигаем загадку вглубь веков, не решая ее.  
 
Или считать источником заимствований современную европейскую цивилизацию? Но и это предположение встречается со значительными трудностями. Прежде всего По толо играет в мифологии догонов центральную роль, является символом всего творения... Но Сириус В был открыт в 1862 году, а его необычно высокая плотность определена лишь перед началом первой мировой войны. Может ли целый народ основать свою мифологию только на недавних заимствованиях?  
 
Интересно и следующее: как взрыв Сириуса В, так и наличие у Сириуса второго спутника до сего дня фигурируют лишь в гипотезах специалистов-астрономов. Значит ли это, что догоны "заимствуют" и гипотезы?  
 
Журнал "Observatory", утверждающий, что догоны узнали о Сириусе – самом примечательно небесном светиле над их головой – от миссионера, а потом переработали рассказ по своему усмотрению".
 
Действительно, миссионеры немало потрудились в Тропической Африке. Но миссионер, проповедующий современные взгляды на строение вселенной, включая описание спутников Юпитера, кольца Сатурна, системы Сириуса и спиральных галактик, выглядит, мягко говоря, странно.
 
Гипотеза о палеоконтакте объясняет все изложенное достаточно просто и логично. Впервые в данном контексте ее затронул известный английский исследователь и писатель У.-Р.Дрейк в своей книге "Пришельцы на Древнем Востоке" (Лондон, 1967). Он, однако, основывался лишь на знаниях догонов о Сириусе.
 
Существенно иначе подошел к этому вопросу французский исследователь Эрик Гэррье, выпустивший книгу, целиком посвященную проблеме догонов. Эта книга называется "Эссе на тему догоноской космогонии: Ковчег Номмо" и является подробным "палеоконтактным комментарием" к "Бледному Лису". Общий высокий уровень книги, добротность использованного материала и убедительность аналогий между знаниями догонов и современными представлениями о вселенной обратили на себя внимание во многих странах. Появились и другие работы на эту тему, в частности очень интересная книга Роберта Темпля "Тайна Сириуса" (Лондон, 1976).
 
Ибо в мифологии догонов есть, помимо необычно высоких знаний о космосе, и определенные "контактные" мотивы.
 
Космический ковчег
 
"Бледный Лис" Йуругу является героем большого цикла мифов. Он символизирует собой засуху, тьму, беспорядок и является противоположностью влаге, свету, порядку в лице Номмо. Но среди моментов и ситуаций, достаточно обычных для фольклорных персонажей, встречается нечто неожиданное. Так, один из рисунков, выполненных в типичной для догонов "многозначной" манере, изображает среди прочего и то, что "Лис спустился в ковчеге со звезды По". На другом рисунке показаны Солнце и Сириус (причем диаметр Сириуса превышает диаметр Солнца), соединенные кривой, закручивающейся вокруг каждого из светил. Может быть, и не лишено оснований предположение Гэррье о том, что эта кривая представляет собой траекторию межзвездного перелета...  
 
Впрочем, не один только Лис высаживался на Земле. Немного позже другой "ковчег" перенес на нашу планету Номмо (изображаемого получеловеком-полузмеей с гибкими конечностями без суставов, красными глазами и раздвоенным языком), вместе с которым и прибыли и предки людей. Этот ковчег приземлился после восьмилетних "качаний" в небе, "воздушным вихрем тучу пыли". "Люди, которые во время спуска и в момент удара при посадке видели блеск Сиги толо, присутствовали теперь при первом вос%F
« Изменён в : апреля 12th, 2007, 3:42pm пользователем: Saeri » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Астрономические представления догонов
« Ответить #1 В: декабря 3rd, 2005, 6:29pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Новейшие сведения о загадке Догонов  
 
Михаил Герштейн  
Из: Аномалия
Как только речь заходит о палеоконтактах, обязательно упоминаются "потрясающие" (особенно в кратком пересказе) знания африканского племени догонов о космосе. Этот самобытный народ, живущий в Мали на труднодоступном плато Бандиагара, бережно хранит свои древние традиции и, как уверяют "специалисты по палеоконтактам", то, чему их научили космические пришельцы из звездной системы Сириуса.
По словам Х. Адамса, "...они знали о кольцах Сатурна, лунах Юпитера, спиральной структуре Млечного Пути галактики, в которой находится наша Солнечная система. Они говорят, что миллиарды звезд круговращаются в космосе, как кровь, циркулирующая в теле человека... Но, может быть, наиболее замечательная грань их познаний знание детального строения звездной системы Сириуса, которое ныне можно обнаружить только в мощные телескопы. Догоны знали о белом карлике, звезде-спутнике Сириуса, ярчайшей звезды неба. Они знали о его примерной массе ("он состоит из "сагала", невероятно тяжелого, плотного металла, такого, что все земные существа, объединившись, не смогли бы его поднять"Wink, период его обращения по орбите (50 лет) и его вращения вокруг своей оси (один год). Более того, они знали о третьей звезде, что вращается вокруг Сириуса, и о ее планетах... Догоны, не имея в своем распоряжении никаких приборов, похоже, знали все эти факты на протяжении по меньшей мере пятиста лет".
Все заявления в подобном духе имеют исходной точкой один-единственный источник информации: исследования двух французских антропологов, Марселя Гриоля и Жермены Дитерлен, изучавших догонов с 1931 по 1952 годы. Еще в 1950 году, то есть задолго до бума вокруг проблемы "палеоконтактов", они опубликовали статью "Суданская система Сириуса" ("Un system soudanais de Sirius" "Journal de la Societe des Africanistes", 1950, t.20, pp. 273-294). В ней утверждалось, что Сириус, по мнению догонов, является тройной звездой: вокруг центрального светила, Сиги толо, обращается спутник По толо, а вокруг них еще один спутник, Эмме йа толо. В свою очередь, вокруг Эмме йа толо вращаются две планеты Ара толо и Йу толо. Гриоль подчеркивал, что догоны различают звезды, планеты, спутники звезд и спутники планет, что само по себе удивительно, и поразительно точно описывают невидимый невооруженным глазом По толо (Сириус В), считающийся "центром звездного мира" и "самой важной звездой". Французские антропологи даже не пытались объяснить, откуда догоны получили эти знания и не делали никаких заявлений насчет их древности. Это за них сделали Эрик Гэрье в книге "Эссе на тему догонской космогонии: ковчег Номмо" (1975) и Роберт Темпль в книге "Тайна Сириуса" (1976). Темпль доказывал, что догоны все это узнали от земноводных пришельцев из системы Сириуса не то напрямую, не то через Древний Египет.
В свою очередь, скептики здорово перестарались, пытаясь доказать, что "речь идет не о высоких знаниях космических пришельцев-филантропов, а об астрономических наблюдениях самих догонов... причем они, скорее всего, оптическими приборами не пользовались: то, чего современные астрономы достигают многократным увеличением объекта, в прошлом нередко разрешалось благодаря остроте зрения отдельных людей" (А. Арефьев, Л. Фомин "Техника - молодежи", 1987, N 6, с. 47). Напомним, что звезды подразделяются по звездной величине, причем чем больше цифра, обозначающая звездную величину, тем тусклее звезда. Разница в одну звездную величину обозначает, что одна звезда тусклее или ярче другой в 2,5 раза. Крайне яркий Сириус А, центральное светило, имеет -1,47 звездную величину, в то время как Сириус В только 8,7. Среднестатистическим пределом видимости звезд невооруженным глазом считается 6 звездная величина, а особо чувствительные люди, тренировавшиеся всю жизнь, с высоких гор могут различать звезды до 7,8 звездной величины. Таким образом, предельный максимум человеческого восприятия все еще остается в 2,26 раза меньше, нежели нужно для наблюдения Сириуса В невооруженным глазом. Даже если бы он был достаточно ярок, чтобы наблюдаться невооруженным глазом, он все равно слишком близок к Сириусу А. Среднее угловое расстояние между Сириусом А и В 9,5" дуги, максимальное 11", в то время как человек с нормальным зрением не может воспринять два источника света как нечто отдельное, если они разнесены менее чем на 42" иными словами, расстояние между звездами Сириуса в четыре раза меньше, нежели нужно для их разрешения невооруженным глазом.
Уже упоминавшийся Адамс предположил, что древние египтяне располагали телескопами, позволявшими им видеть Сириус В. Он писал:
"Русские недавно открыли, что в Древнем Египте использовались хрустальные линзы, идеально круглые и высокоточные. Отсюда недалеко до того, чтобы поместить одну линзу перед другой, сделав примитивный телескоп, и весьма вероятно, что так и случалось неоднократно".
Не говоря уже о том, что вся история насчет русских открытий исходит из крайне сомнительного источника, даже примитивный телескоп бы тут не помог: блеск Сириуса А требует использования по меньшей мере пятидюймового телескопа даже во время максимального удаления от него Сириуса В. В перигелии же нужен не менее чем 100-дюймовый телескоп! Первое наблюдение Сириуса В в 1862 году было сделано через 18-дюймовый телескоп-рефрактор, в то время крупнейший в мире.
Кстати, а как насчет Эмме йа толо Сириуса С? Адамс заявил, что "...рентгеновский телескоп на борту Эйнштейновской орбитальной обсерватории недавно подтвердил факт существования третьей звезды". Он ссылался на "Astrophysical Journal" (1981, 274): увы, описываемая там рентгено-излучающая карликовая звезда, хотя и находится на угловом расстоянии всего в 9' от Сириуса А, не является третьим компонентом звездной системы Сириуса, поскольку находится в 37 раз дальше от Земли (325 световых лет), чем Сириус (8,7 св. лет). Еще в 1973 году тот же журнал описал тщательные, но безуспешные поиски Сириуса С, проведенные Линденбладом. Колебания траектории Сириуса А также не требуют допущения о наличии Сириуса С. Да и догонские рассказы о Эмме йа толо заключают в себе одно невероятное утверждение: что она обращается за то же время, что и По толо, хотя более длинная орбита неизбежно требует и большего времени на одно обращение.
Все заявления о том, что знания о Сириусе столь древние, основаны на том, что каждые 60 лет догоны празднуют церемонию обновления мира Сиги, связанную со звездой Сириус А Сиги толо, хорошо им известной (хотя бы потому, что это ярчайшая звезда на небе). Во время каждой церемонии Сиги изготовляется огромная "канага" деревянная маска птицы, которая потом не уничтожается, а хранится в особых местах. Элементарный подсчет количества масок (включая три кучки пыли, которые Гриоль считает тоже остатками от масок) относит начало празднования Сиги примерно к 1300 году н.э. Тем не менее, все это ничего не говорит относительно знаний о Сириусе В, невидимой звезде-карлике, не имеющей отношения к Сиги и имеющей период обращения не 60, а 50 лет.
Другие астрономические познания догонов еще более спорны. Так, они ничего не знают о Меркурии, Уране, Нептуне и Плутоне. Догоны рассказывали о светиле Йалу уло толо ("Звезда Млечного пути"Wink, имеющем "постоянное гало": видеть в этих словах намек на кольца Сатурна по меньшей мере смело. Рассказывали они и о Йазу данала толо спутнике Венеры, которого, как мы точно знаем, по крайней мере, теперь не существует. Догоны знают о четырех крупнейших спутниках Юпитера Медичейских звездах, но ничего не знают о десятке с лишним других спутников Юпитера, открытых астрономами в XIX-XX веках. И вообще, во всех записях Гриоля нет ни одного астрономического факта, который бы был неизвестен в то время. Казалось бы, что стоило догонам почерпнуть от палеокосмонавтов что-нибудь неизвестное во времена работы Гриоля и Дитерлен, что впоследствии подтвердили бы космические аппараты типа "Вояджера". Расскажи они о кольцах Урана или ледяных полях Европы, вулканах Ио или чудовищном марсианском бугре Олимп, сторонники палеоконтактов получили бы в руки прямое доказательство. Но этого не случилось.
Более того, все рассуждения о знаниях догонов могут оказаться просто пустым теоретизированием, поскольку информация Гриоля и Дитерлен до сих пор вызывает яростные нападки со стороны других этнологов и антропологов. Всех, в частности, удивляет использование ими современных астрономических терминов для перевода догонских слов, что не совсем корректно и, может быть, не очень-то соответствует подразумевающимся в догонском языке предметам. Даже сочувствующие им и верящие, что Сириус с его двумя спутниками являются важными компонентами картины мира догонов, чувствуют, что реальное существование Сириуса В чистое совпадение. По словам А. Робертса, "...совершенно ясно, что главный спутник Сириуса, По толо, как его знают догоны, есть не то же, что Сириус В, известный западным астрономам... Две звезды-спутника являются элементами особой космологии, которая существовала бы, даже если бы Сириуса В не было. То, что для догонов Сириус имеет еще и второй спутник, который так и не был открыт и его существование даже не было заподозрено западными астрономами, делает эту точку зрения очевидной" ("Аrchaeoastronomy", Vol.10, p.148-153).
Недавно бельгийский антрополог Вальтер ван Бик, который провел 12 лет среди догонов, заявил, что не слышал от них ничего подобного:
"Является ли для них Сириус двойной звездой? Этнографические факты говорят о прямо противоположном. Догоны, конечно, знают Сириус как звезду ведь она, помимо всего прочего, ярчайшая звезда на небе... Знания о звездах не являются важными ни в их повседневной жизни, ни в ритуалах, в отличие от положения Солнца и фаз луны. Ни один догон вне круга информаторов Гриоля никогда не слышал о Сиги толо или По толо... Что еще более важно, никто даже среди информаторов Гриоля никогда не слышал и не понимал, что Сириус двойная звезда (или даже тройная). Соответственно, знания о массе и времени обращения Сириуса В тоже отсутствуют" ("Сurrent Anthropology", 1991, 12)
Ван Бик обратил внимание на то, что вся "космическая" информация Гриоля была основана на долгих, насыщенных беседах с одним информатором, Амбарой. Во время этого процесса, по мнению ван Бика, Гриоль мог воспринять и переиначить заявления Амбары в свете своих собственных знаний о Сириусе и его тяжелом спутнике, о чем много говорилось в прессе как раз в то время, когда он начинал свои полевые работы. И обратно, догоны могли как-то воспринять его мнение, поскольку культура догонов придает огромное значение взаимопониманию и избежанию разногласий. К тому же их культура вообще не чужда заимствованиям: в качестве примера такого процесса ван Бик приводит одну догонскую историю, объясняющую различия между белыми и догонами, заимствованную ими из Библии. Это была история пьянствующего Ноя (Быт. 9:21-27). Что самое интересное, догоны отрицали, что это "белая" история: она органично вписалась в "тем" коллективное племенное знание. Во многих случаях процесс заимствования крайне скор: чужеродное знание буквально за одно поколение становится "традиционным" и неотличимым от действительно древних познаний.
Не обошлось и без возражений, что знание, поведанное Гриолю, было тайным и известным в узком кругу, включающем Амбару. Действительно, Гриоль упоминал о высшем круге посвященных, олубару, и особом священном языке Сиги со. Ван Бик же утверждает, что "...ни мифы, ни тексты песен, даже священные, не являются тайными... в действительности "тем" есть общественное знание".
Карл Саган предположил, что кое-какие астрономические знания могли случайно занести европейцы, побывавшие у догонов до начала работ Гриоля и Дитерлен. Как бы это ни было спорно, такая гипотеза куда более удобоварима, чем привлечение на помощь космических пришельцев или мифических египетских телескопов. Даже если стопроцентно доверять французским антропологам, ничто в их записях и рассуждениях не говорит в пользу контактов с пришельцами...  
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Астрономические представления догонов
« Ответить #2 В: декабря 3rd, 2005, 6:30pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

На эту догадку меня натолкнули крохи той информации, которая содержится в некоторых мифах догонов. Догоны не самая крупная и не самая маленькая африканская народность, которая еще 25 лет назад за пределами узкого круга специалистов мало кому была известна. Скалистые земли, где обитают догоны, - одно из последних исследованных европейцами "белых пятен" в Африки. Они стали прибежищем аборигенов уже в 300 году нашей эры. Древнейший из известных науке здешних народов, толои, просуществовал в этих местах всего несколько столетий (опять же, почему?), после чего буквально исчез с лица Земли... Прошло более тысячи лет, прежде чем здесь появились теллемы, но в XVI веке исчезли и они, вытесненные, как считается, догонами.  
Очень странные люди эти догоны. В устно передаваемых из поколения в поколение догонских мифах содержатся знания о строении и эволюции нашей Вселенной, неожиданно созвучные современным научным взглядам. Так, в частности, в них говорится о нескольких "космических одиссеях" на нашу планету "жителей" со звездной системы Сириуса...
Сначала рассказывается о путешествиях на Землю существа Ого, потом о прибытии "корабля" получеловека-полузмея Номмо и, наконец, первых людей. Ого, превращенный на Земле верховным богом Амма в "бледного лиса" Йугуру, который является героем большинства мифов, во многом напоминает известного нам Сатану. Приближенный бога Амма, он взбунтовался против своего покровителя и овладел частью его знаний. Ого трижды отправлялся в космический полет.
Первый "ковчег" Ого бог Амма превратил в Землю (?!). Затем последовало второе путешествие - на маленьком "корабле", который двигался, подгоняемый "ветром из зерен по" ("по", по догонским понятиям, мельчайшая частица энергии). Летел Ого со звезды "Сиги Толо" - Сириуса. Третье космическое путешествие Ого не представляет в данном случае особого интереса.
Совсем иной была задача Номмо, которому сам Амма поручил заселить Землю. С этой целью был выстроен огромный двухпалубный "корабль" с круглым дном, который отправился в путь из той части космоса, где на одной из планет звездной системы Сириуса возникла жизнь. Ее и предстояло "переправить" на Землю. "Корабль" Номмо был разделен на 60 отсеков, содержавших "все земные существа и способы бытия". Но нынешним догонам известно содержание только 22 отсеков. "Остальное придет в сознание людей позже и изменит мир" - так утверждают мифы. Полет "корабля" Номмо продолжался долго, но окончился благополучным приземлением. В этот момент на востоке взошло Солнце, которое впервые и увидели переселенцы...  
Можно по-разному оценивать эти догонские легенды. Предположение о реальности африканских палеоконтактов с космическими пришельцами не вышло пока за рамки довольно спорной гипотезы. Конечно, наивно полагать, что толчок развитию земной цивилизации дал визит группы "космических странников", хотя сегодня признается принципиальная возможность этого. Исследование догонских мифов, если так можно выразится, на космическое "рациональное зерно" открывает широкий простор для смелых догадок и гипотез. К их числу относится и вышеизложенная версия о том, что некие "Властелины космоса" то ли "сбрасывают", то ли эвакуируют малочисленные племена в глухие, труднодоступные сегодня районы Земли... К мифам, особенно к древним, следует вообще относится очень внимательно, считать их лишь плодом пылкого поэтического воображения было бы крайне опрометчиво. Еще не настало время давать окончательные оценки и догонским преданиям. Если бы удалось "разговорить" догонских хранителей тайн, передаваемых из уст в уста, возможно, мы узнали бы еще много неожиданного.
Факты, как известно, упрямая вещь. Их нужно изучать, систематизировать, объяснять. Впрочем, нам, занятым сложными социальными, экономическими и экологическими проблемами, все как бы не до того. А "первобытные" группировки и небольшие общности людей все появляются и появляются рядом с нами, на нашей такой странной-странной планете, а затем то ли исчезают куда-то, то ли уходят в небытие. Все это могло бы показаться фантастическим вымыслом, если бы не было так реально...
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Астрономические представления догонов
« Ответить #3 В: декабря 3rd, 2005, 6:32pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Догоны знают, что звезды удалены от Земли, близко к которой находится только Солнце. Сириус, именуемый "пупом мира" занимает главную роль в группе звёзд, включающей созвездие Ориона и несколько близлежащих (на небосводе) звезд. К последним относятся: Плеяды, Энегерин Толо - "Звезда Пастуха Коз" (гамма Малого Пса), Тара толо — Процион и др. Совокупность этих звезд составляет "внутреннюю" систему звезд или "опору основы мира", непосредственно участвующую в жизни на Земле. "Внешняя же система состоит из других, более далеких светил "в меньшей степени вмешивающихся в человеческую жизнь".
Эта система образует "спиральный звездный мир" Йалу Уло, который можно наблюдать на небе в виде млечного пути — весьма четкое определение нашей Галактики. Йалу уло вращается вокруг оси, проходящей через Полярную звезду и созвездие Южного Креста, (на самом деле полюса Галактики проецируются: северный на созвездие Волос Вероники, а южный — на созвездие Скульптора. Любопытно, что ось Полярная — Южный крест лежит почти в одной плоскости с осью Галактики и "почти" - расхождение составляет 5 - 7 градусов - перпендикулярна ей).  
Таких "спиральных звездных миров", или, по современной терминологии, галактик, во вселенной бесконечно много, а сама вселенная "бесконечна, но измерима". Вселенная населена живыми существами. На "других землях", по мнению догонов живут "рогатые, хвостатые, крылатые, ползающие люди". Что касается растений, то, к примеру, семена тыквы и щавеля "перед тем, как попасть на Землю "легли на край Млечного Пути" и "проросли во всех мирах Вселенной". Откуда же догоны узнали все это, как они по крайней мере сами это объясняют?
"Бледный Лис" Йуругу, герой большого цикла мифов, символизирует собой засуху, беспорядок, и является противоположностью влаге, свету, порядку в лице Номмо. Среди рисунков догонов есть следующий: "Лис спускается в ковчеге со звезды По". На другом рисунке — Солнце и Сириус (причем диаметр Сириуса превышает диаметр Солнца), соединенные кривой, закручивающейся вокруг каждого из светил, подобно трассе космического перелета. Впрочем не один только Лис высаживался на Земле, немного позже другой ковчег перенес на нашу планету Номмо, который изображается догонами как получеловек-полузмея с гибкими безсуставными конечностями и раздвоенным языком. Вместе с ним прибыли на Землю и предки людей.
Этот ковчег приземлился после восьмилетних "качаний" в небе, "подняв воздушным вихрем тучу пыли". Люди, которые в момент спуска и удара при посадке видели блеск Сиги толо присутствовали теперь при первом восходе Солнца, которое поднялось на востоке и с этого момента осветило вселенную. Это описание тоже в какой-то степени свидетельствует в пользу прилета с системы Сириуса.
Интересно упоминание о блеске Сиги Толо во время полета и о том, что Солнце пассажиры ковчега увидели, только прибыв на Землю. Спуск ковчега символически изображен на фасаде догонского святилища. Ромбы символизируют "четырехугольное" "небесное пространство", прямоугольники "четырёхстороннее" земное. Между этими фигурами в верхней части фасада изображены звезды: По толо и Эмме Йа толо, а также "теоретическое небесное место, где находится Номмо ди". Иногда это место отождествляется с Энегерин толо (Гаммой Малого Пса). Что побудило догонов "поселить" Номмо на этой звезде? [2]
И вместе с тем мифология догонов весьма архаична. Они верят, например, что Вселенная возникла из капель крови жертвы; считают, что вращение По толо вокруг Сиги толо символизирует обряд обрезания, а круговые движения небесных тел аналогичны циркуляции крови. Мало того, мифология эта выглядит весьма цельно, и это делает сомнительной гипотезу заимствования догонских знаний у современных европейских астрономов.
Конечно, первое, что приходит в голову - это заимствование. К тому моменту, когда Гриоль был посвящен в тайные знания, информация о Сириусе В была известна в Европе очень широко, более того, в двадцатых годах нашего столетия среди догонов работали миссионеры, которые, зная об особом интересе догонов к Сириусу, могли бы "приобщить" их к воззрениям современной науки, если бы не... если бы не закрытость догонской мифологии.
До Гриоля никто из европейцев не был посвящен в тайные знания догонов, и следовательно, не мог их корректировать! Даже об особом интересе к Сириусу миссионеры едва ли могли знать. Можно возразить, что изменять мифы могли сами догоны - и на этот вопрос можно дать вполне обоснованный отрицательный ответ.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Астрономические представления догонов
« Ответить #4 В: декабря 3rd, 2005, 6:33pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Тексты догон  
 
 
Из: Е.С. Котляр
Миф и сказка Африки
("Исследования по фольклору и мифологии Востока"Wink
М., "Наука", 1975. С. 192-194, 203-204
Миф о Бину Номмо (Санги)
 
Однажды, когда после большого дождя река вышла их берегов, дух Номмо, приняв вид женщины, вышел из воды и сел на берегу (1).
 
Игибе, который впоследствии основал деревню Санги, увидел эту женщину и подумал, что она пришла из соседней местности. Он позвал ее с собой. "Приходи искать меня завтра утром", – ответила она.
 
Вернувшись назавтра, он увидел, что рядом с рекой течет ручей из масла са, а в нем плавает женщина. Она обернула вокруг своей головы змею ана веру (2), думая таким образом напугать Игибе, но тот сказал, что ничего не боится и, несмотря на змею, хочет взять ее в жены. С помощью гиены (3), которой он дал в награду барана, Игибе заставил женщину выйти из масла. Он увел ее с собой и предложил ей циновку. Змея же превратилась в зеленый камень, который женщина привязала на шею.
 
Но когда снова пошел дождь и река опять вышла из берегов, женщина сказала: "Я оставила в реке каури, я пойду их искать". Она ушла и пробыла там два дня. Обеспокоенный Игибе сказал гиене: "Моя жена снова в реке, помоги мне ее привести обратно".
 
Они пошли вдвоем и увидели, что она нашла свои каури, и вернулись вместе с ней в дом. Гиена получила еще барана. Когда они вошли в дом, Игибе пригласил женщину сесть на циновку. Но женщина с этого времени сохраняла полное молчание, не отвечая больше на вопросы, которые он ей задавал. Ему это надоело, и он сказал: "Я не могу удерживать жену, которая отказывается говорить".
 
Он пригласил жителей деревни, чтобы они убедились в этом. Женщина упорно молчала. Тогда принесли глины и обмазали ее глиной, так что получился алтарь в виде большого столба. Зеленый камень – дуге, воплощение змеи, положили сверху. Так появился культ этому духу, и первым жрецом культа стал Игибе.
 
Когда же догоны ушли из Страны манде, Игибе унес с собой дуге и сделал святилище в Санги...
 
Вот тиге, посредством которого обращаются к Бину:
 
"Женщина воды, выходящей из берегов, женщина Номмо,
Женщина реки, отправившаяся искать каури в реке, которую она переплыла".  
 
Примечания:
1. Согласно некоторым информантам, события имели место в Стране манде.  
2.Эта змея (Chlorophis Heterolepidotus Gunth) зеленого цвета; как полагают, она падает с неба вместе с дождем, откуда и ее название: "апа" ("дождь"Wink, "weru" ("зеленый"Wink.  
3. Как это можно предположить, исходя из сравнения с текстом "Дандулу" (деревня Диамини, квартал Нижнего Огола), гиена – дух йебан.  
Однажды во время охоты основатель Диамини встретил гиену и хотел убить ее. Но гиена, принадлежавшая к духам йебан, сказала: "не убивай меня, я попрошу твоих предков дать для тебя кое-что". Охотник согласился. Гиена ушла и вернулась с камнем (дуге) и статуэткой из дерева. Возвратившись в деревню, охотник сказал, что нужно построить святилище и поместить там эти вещи. Гиену же нельзя ни убивать, ни есть, она будет знаком Бабину, которого назовут Дандулу (Dandoulu, от "danu dole" – "преследуемый, усталый", т.е. охота на это животное – это бесполезная усталость, потому что его нельзя есть).
 
Миф о Бину Асамма (Гоголи, Нижняя Санга)
 
Когда-то деревню Пенне, которую теперь разрушили, населяли люди племени ару; позже одни из них обосновались в деревне Гоголи, а другие – в Го.
 
Однажды, возвращаясь в Гоголи, один охотник, проходя мимо места, называемого Готигу, заметил под фикусом женщину, украшенную ожерельями и сидевшую среди множества калебас, лежавших на земле. Поприветствовав ее и не получив ответа, он бросил в нее пригоршню щебня. Так как незнакомка не пошевелилась, охотник подумал, что это ньенем (1). Приблизившись, он увидел, что в одной из калебас – вода, и утолил жажду. Затем он предложил ей последовать за ним и помог нагрузить калебасы ей на голову. Они направились к Гоголи.
 
Один человек из Го по имени Амбей увидел их издалека и последовал за ними, пустив свою собаку в погоню, чтобы вынудить их остановиться. Думая, что Амбей хочет им зла, человек из Гоголи спросил: "Почему ты нас преследуешь?" "Я только охочусь", - ответил тот.
 
"Подойди, - сказал тогда охотник, узнав в нем товарища, - и взгляни на эту женщину, которую я увел; я ее нашел сидящей под фикусом. В день моей смерти ты сруби это дерево, и дрова пусть послужат для приготовления просяного пива для похорон".
 
Возвратившись в Гоголи, охотник отправился вместе с женщиной к старейшине деревни и передал ему все, что обнаружил в калебасах: камень – дуге, деревянную статуэтку – деге, железные крюки – гобо и деревянные жезлы – доммоло.
 
"Хорошие вещи ты нам принес, мы из них сделаем бабину”, - сказали собравшиеся старики (2).
 
Соорудили святилище и заключили туда женщину. Там она превратилась в глыбу земли, напоминающую алтарь Амма, и его назвали Асамма (3). На алтаре принесли в жертву козу и положили на него гобо и доммоло.
 
Охотник, ставший жрецом Асамма, хранил дуге при себе. Он умер в тот же год, и Амбей из Го, предупрежденный им раньше, срубил дерево для того, чтобы его жена могла приготовить напиток, который пили на похоронах.
 
Другой жрец святилища заступил его место и носил дуге. Когда он, в свою очередь, умер, один человек из Го опять должен был срубить дерево, которое снова выросло (обычай, сохранившийся до наших дней) (4).
 
Примечания:
1. В районе Нижней Санги так называют йебан.  
2. Согласно другому варианту, женщина, которую называют ada, отдала в обмен на каури дуге, который она носила на шее, и сказала: "Этот дуге будет теперь нашим бабину". Она указала также на запреты для жреца и его семьи.  
3. Asamma (asama) – стяжение от ada amma ("алтарь"Wink, т.е. алтарь ada, или ada, превращенная в атта ("алтарь"Wink. Некоторые информанты утверждают, что Асамма – имя охотника.  
4. Существует соответствующее тиге этого Бину.
 
Появление смерти у андумбулу и введение Сиги
 
Вначале мир андумбулу Страны манде не знал смерти. Состарившись, все превращались в змей или духов гину, в мире которых говорили на особом языке сиги со. Их обучил ему Амма. На языке сиги со говорили также муравей и шакал Йуругу.
 
Однажды самый старый из андумбулу, превратившись в гину, стал говорить на сиги со. Его услышал один непревращенный андумбулу и попросил духа обучить его языку. Гину согласился, но предупредил своего ученика, что это введет смерть в мир андумбулу и сначала умрет самый старый из них.
 
Однако ученик, не вняв предостережениям, обучил этому языку и других, и они стали разговаривать на сиги со без ведома Огона, главы семьи. Это нарушение правил обеими сторонами стало причиной смерти Огона...
 
После его смерти семья, желая узнать, что следует делать, чтобы защититься от несчастья, посоветовалась с прорицателями… Те сказали, что для того, чтобы добиться прощения умершего, следует устроить искупительное празднество, Сиги, во время которого должен употребляться язык гину – сиги со.
 
В последующие месяцы люди собирали просо, кунжут, табак, приправы. Они вырезали из дерева змею, маску имина на, вид которой должен был принять каждый умерший. Этот предмет был предназначен для защиты живых от ньямы умершего. С той же целью они вырезали изображение Огона, представляющее старика с высунутым языком.
 
Когда все было готово, каждый взял железный стул долаба, продолговатую калебасу и все. окружив вырезанные изображения, принялись танцевать и петь, повествуя о случившихся событиях...
 
Позднее, когда смерть распространилась по всей земле и мертвых стало много, андумбулу праздновали Сиги, чтобы получить прощение от всех умерших.
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru