Автор |
Тема: Фейри в мифологии Британских островов (Прочитано 20083 раз) |
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Университет истории культур Соболева Ю.В. (студентка I курса) КУРСОВАЯ РАБОТА Фейри в мифологии Британских островов Содержание стр. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 I. ФЕЙРИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ………………………………………… 4 1. Теории о происхождении фейри …………………………………… 4 2. Место обитания фейри …………………………………………….... 5 3. Облик фейри …………………………………………………………. 7 4. Болезни, насылаемые фейри ………………………………………… 9 5. Средства защиты против фейри …………………………………...... 10 6. Дары фейри ………………………………………………………….. 11 7. Роль танцев и музыки у фейри……………………………………… 12 II. РАЗНОВИДНОСТИ ФЕЙРИ ……………………..…………………… 13 1. Эллилон (эльфы) …………………………………………………….. 14 2. Коблинай (фейри рудников) ………………………………………… 15 3. Бубаход (домашние фейри) …………………………………………. 16 4. Гуараггед Аннон …………………………………………………….. 17 5. Гвиллионы ……………………………………………………………. 20 6. Подменыши …………………………………………………………… 21 II. МЕСТО ФЕЙРИ В СОВРЕМЕННОЙ БРИТАНИИ …………………. 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 27 ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………... 28 Когда-то, много лет назад, В дни короля Артура (говорят О нем и ныне бритты с уваженьем), По всей стране звучало эльфов пенье, Чрез сотни лет теперь совсем не то, И эльфов не увидит уж никто. Введение В мифологии Британских островов одно из главных мест занимают придания о фейри – так англичане, шотландцы, ирландцы и валлийцы называют сверхъестественных существ. Фейри служили людям как объяснение различным явлениям в природе, событиям, которые выходили за рамки обычного. Но зачем теперь фейри в наш век высоких технологий, когда практически любое явление можно объяснить с научной точки зрения? Считается что большинство образованных европейцев, как правило, убеждены, что подобные верования полностью исчезли в их стране или, по крайней мере, в той области, где они живут. Если что-то в этом роде и могло остаться в наш просвещенный век, то, по их мнению, «где-нибудь на севере», если сами они живут на юге, или на юге, по убеждению северян. А в целом они относят эти верования к веку минувшему, или к средневековью, а то и к временам короля Артура. Так, в данном вопросе мнение ученых мужей единодушно: истории о фейри – пережиток древней мифологии. Возможно, они правы. Но что, если вера в сверхъестественное не прошла, а просто нашла выражение в другой форме? Отсюда вытекает цель нашей работы: доказать актуальность фейри в современной Британии. Для начала мы рассмотрим общие сведения о фейри: их облик, происхождение, место обитания и их сверхъестественные способности, а так же разнообразие фейри. И как завершение работы мы приведем примеры, что образ фейри имеет место быть в современной Британии, тем самым, опровергая мнения многих «ученых мужей». I. Фейри. Общие сведения 1. Теории о происхождении фейри Согласно одной теории, фейри — падшие ангелы; по другой — это вовсе не ангелы, а самые настоящие бесы. Существует также гипотеза, что это вставшие из могил мертвецы. Представляется, что большинство фейри относится — по терминологии Д.К. Зеленина — к заложным покойникам и лишь некоторые — например, Туата Де Дананн или
|
« Изменён в : января 30th, 2007, 12:27pm пользователем: Saeri » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Goton
Гость
|
Quote:...подобное обращение с подменышами практикуется во всех европейских странах, либо для выявления нечеловеческой природы ребенка, либо, надо признать, чтобы изгнать «беса» и тем принудить фейри возвратить украденное дитя. В Дании матери, истопив печь, кладут ребенка на хлебную лопату, притворяясь, будто хотят кинуть его в огонь... |
| Интересное совпадение. По европейскому фольклору - внезапное старение ребенка - это обретение подменышем истинного облика - облика старого фейри. У нас же, когда ребенок начинает стареть буквально на глазах, знахарки признают у него "собачью старость" (не помню, как называется эта редкая болезнь). А лечат ее тем же способом - младенца, стареющего на глазах, сажают/кладут на хлебную лопату и суют в печь. При чем в обоих случаях суют в печь не "своего младенца", а либо "подменыша", либо саму болезнь: "Кого печешь?" - "Пеку собачью старость" - "Пеки с Богом, чтоб ее вовек не было".
|
« Изменён в : декабря 2nd, 2005, 1:07pm пользователем: Goton » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Готон, спасибо. ИНтересное наблюдение, бум думать.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Элга, спасибо. Жуткое дело, по ссылке ходить совершенно не рекомендую! Тем более, что текст там сугубо медицинский, гуманитарию мало понятный... Но не знаете ли Вы, что говорит медицина насчет традиционных способов лечения этой болезни? Дает это сажание на лопату что-нить или нет?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Elga
Гость
|
в марта 21st, 2006, 9:42pm, Альвдис Н. Рутиэн написал: Но не знаете ли Вы, что говорит медицина насчет традиционных способов лечения этой болезни? Дает это сажание на лопату что-нить или нет? |
| Да я биолог, не медик, т.е. представляю себе эту проблему в очень общих чертах и не знаю конкретных примеров. Но боюсь, что сажание на лопату помочь не может Это генетическое заболевание. Их вообще пока не умеют лечить, могут только компенсировать - более или менее полно - последствия нарушений обмена. При прогерии детей стараются уберечь от инфекций, поддержать иммунитет, обеспечить профилактику и лечение старческих заболеваний. Но сама болезнь не лечится. Единственное, что приходит в голову: многие (но не все!) старики чувствуют себя намного лучше после парной бани. Может быть, сажание в неостывшую печь давало "эффект бани", временное облегчение. Увы, не больше.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
ПОнятно. СПасибо большое.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Anatafe
Гость
|
интересная работа должна получится. у Джуди Аллен "Энциклопедия фэнтези" (хорошая книга!) фейри - народ фей, эльфы древнее, но их позже также стали называть фейри. толкиен где-то писал, что образ эльфа - крошечного создания в бальном наряде, влияние франц моды, ну и был против
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Да, в "Волшебных сказках". Ой, т олько сейчас обнаружила, что текст бит. Работа была выложена вся! Попробую восстановить, но это не сразу.
|
« Изменён в : августа 17th, 2007, 1:31am пользователем: alwdis » |
Зарегистрирован |
|
|
|
G.K.
Гость
|
Quote:Согласно одной теории, фейри — падшие ангелы; по другой — это вовсе не ангелы, а самые настоящие бесы. |
| Кстати, а в чём разница? Ангелы и бесы - это чисто христианские понятия, а в Христанстве падшие ангелы - и есть бесы (потому как все бесы когда-то были ангелами, пока не пали).
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Weird
Гость
|
в августа 16th, 2007, 10:38pm, Anatafe написал:интересная работа должна получится. у Джуди Аллен "Энциклопедия фэнтези" (хорошая книга!) фейри - народ фей, эльфы древнее, но их позже также стали называть фейри. |
| Интересно, на основании чего было сделано это утверждение. Исходили, как обычно, из наличия слова "альв" в Эдде? Вообще-то эльфы, сильфы и кто-то еще - это уже чуть ли не Парацельс, что достаточно поздно и не фольклор. Тут нужно современное определение слова "эльф", по-моему. И смотреть, а эльфы ли вообще те же альвы и Туата Де Дананн, например.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
G.K.
Гость
|
Quote:Вообще-то эльфы, сильфы и кто-то еще |
| Если вы имеете в виду алхимиков - то они классифицировали духов природы на сильфов (сильфид), саламандр, гномов и ундин. Эльфы там не фигурировали (если можно, поправьте меня, если ошибаюсь). А эльфы - это именно что фольклор. Туата де даннан к эльфам, мне кажется, отношение имеют только косвенное. по идее, это - боги. Из этого племени происходили все кельтские боги. Когда их по легенде разогнали сыновья Миля, которых многие считают испанцами, они ушли жить в сиды. А потом, как я понимаю, представления о сидах, живущих в одноименных холмах, скомпилировались с представлениями о подземных эльфах.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Weird
Гость
|
G.K., мое уважение. Несмотря на крайнюю невнятность моих постов, Вы еще пытаетесь в них разобраться. Насчет алхимиков - эльфы там были, но вот выделялись сильфы из эльфов или наоборот, убейте, не помню. По поводу Туата Де Дананн - ну, насколько у меня создалось впечатление из текстов, это не столько исключительно народ богов, сколько народ, к которому принадлежали многие боги. А были и нормальные себе люди, в общем-то. Как и у фоморов. Просто, как мне кажется, бог - это не "национальная принадлежность". Профессия скорее. А так - согласна с Вами, не эльфы это. Как и фоморы, и Фир Болг, и другие мифологические народы. Вот мне и интересно: а кто же тогда эльфы? Мне кажется, что это скорее персонажи литературные и в значительной степени принадлежащие литературе именно современной. А если учесть, что каждый автор подразумевает под этим словом что-то свое, то мы в результате имеем некое абстрактное понятие, всякий раз имеющее несколько иной смысл. И только в последнее время под влиянием Толкина образ стал "устаканиваться" - большинство авторов ориентируются на его интерпретацию. Таким образом имеем шансы наконец получить эльфов как мифологический народ, а не слово, под которым всякий раз подразумеваются совершенно разные вещи .
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
G.K.
Гость
|
Weird, спасибо Вообще, разница между сильфами и эльфами принципиальная. сильфы - это "узкоспециализированная" разновидность, которая в традиции алхимиков считалась духами воздуха. Эльфы же не являются такими узкостихийными духами по определению. А вопрос о понятии эльфы - "центральное" понятие эльф относится скорее к низшей ифологии народов Европы - то есть, это - европейский фольклор, как мне кажется, раннесредневековый (а, может, и не ранне ). А вообще, чего мы гадаем - я сейчас вытяну краткую, но ёмкую статейку об эльфах в мифологии из моего любимого инет-источника http://bestiary.us/elf.php вот статейка. Там ещё по содержанию посмотрите - есь ещё статьи о морских эльфах, и ещё каких-то там горных, в общем, полный набор
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Weird
Гость
|
Да, с алхимиками точно: эльфы - духи природы как таковые, а остальное - их разновидности. Верно, разобрались . М-да, нашла текст баллады "Ульв и эльфы", которая упоминается в статье по Вашей ссылке. Жестоко, жестоко. Просмотрев примечания ко всем "эльфийским" балладам, вижу, что практически все сюжеты имеют много общего с фольклором других европейских стран (но не славянских, оттуда идут сюжеты про водяных ), и, похоже, все они довольно поздние - начиная с 13 века. И там эльфы довольно странные, в смысле, отличаются от людей. А вот аульвы исландских сказок - практически люди. Вот и пойди пойми этих скандинавов . Значение слова явно собирательное, и. видимо, всякий раз требует уточнения.
|
« Изменён в : августа 26th, 2007, 1:04am пользователем: Weird » |
Зарегистрирован |
|
|
|
G.K.
Гость
|
Просто дело в том, то ТОЛКИЕНОВСКИЕ эльфы произошли напрямую от альвов, а те, кто из низшей мифологии европы - действительно собирательные. Там и фейри, и гномы, и ещё много кто. Кстати, в низшей миф. европы, "тёмные эльфы" - это гномы. Кстати, есть у Шуберта такое произведение "Лесной царь". Там такой грозный злой дядька, этот царь, который ребёнка забрал у человека. Дословно слово "эрлкёниг" переводится с немецкого, как "ольховый царь", или король. У нас обычно говорят лесной. так вот, в альтернативном переводе есть такой вариант - "царь эльфов". Вариант явно неправильный, поскольку царь этот явно тёмный, а тёмные эльфы - это гномы, и в лесу им делать нечего. так что тут более уместно говорить не о царе эльфов, а о лешем.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Weird
Гость
|
Отож ! Вот и я говорю, что в половине случае как минимум не эльфы это вовсе. Кстати, а почему Вы считаете, что толкиновские эльфы произошли от альвов? В принципе, альвы к асам относятся примерно как фоморы к Туата Де Дананн - примерно то же самое, но поклоняются им реже .
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
G.K.
Гость
|
Quote:Кстати, а почему Вы считаете, что толкиновские эльфы произошли от альвов? |
| Я где-то читал такое мнение - точно не помню, где. И я с ним согласен - от кого тогда ещё? Альвы по своим характеристикам, и даже по разделению на "светлых" и "тёмных" с фэнтезийными эльфами очень и очень перекликаются. А эльфы в низшей мифологии европы - это ближе именно к феям. Или к фейри
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Anatafe
Гость
|
а как различаются эльфы, феи и фейри?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Гринго
Гость
|
Лично мое мнение в том, что рядом с человечеством существует некая параллельная цивилизация, точнее человечество существует рядом с ней. Эти существа живут совершенно принципиально по другому. Поскольку последнее время человечество забомжевало/завшивело, как в духовном так и в материальном плане - встречи все реже и реже, опустившегося алкаша даже родственники избегают. Мифы о фейри на мой взгляд наиболее точное отражение этих контактов - особенно измененеие хода времени, когда для человека прошел день, а для всех остальных лет десять.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|