Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
апреля 26th, 2024, 7:05am

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Сидишь в Сети? Так читай про нее! »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Мифология
(Модератор: Mim)
   Сидишь в Сети? Так читай про нее!
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Сидишь в Сети? Так читай про нее!  (Прочитано 5857 раз)
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Сидишь в Сети? Так читай про нее!
« В: апреля 25th, 2004, 8:46pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Н.И. Толстой
 
Обратившись к славянской «живой старине», т. е. к еще бытующим или недавно бытовавшим обрядам, можно увидеть, что сеть (невод, вентерь) у восточных славян, у русских часто использовалась в свадебном обряде, а у южных и западных славян, македонцев и кашубов — в обряде погребальном, у хорватов — при масленичном ряжении. Во многих северных русских губерниях (Новгородской, Онежской, Вологодской, Архангельской) жених и невеста перед венцом опоясывались по голому телу поясом из невода, сеткою, снятой с рыбачьих вентерей, или мережкою и так ехали к венцу. Аналогичные действия производились и в южных губерниях — Воронежской, Орловской, Саратовской. В г. Павловске Воронежской губ., «провожая жениха с невестою в храм для венчания, сыплют в обувь мак: если злой человек не перечтет всего, то их ему не испортить; тогда же молодых перепоясывают по брюху сеточкою, снятою с рыбачьих вентерей: к перепоясанным так колдун никогда не прикоснется» .
 
 
     Можно с большой долей вероятности предположить, что опоясывание сетью в брачном обряде не только предохраняло брачующихся от порчи, но и, по дохристианским верованиям, способствовало деторождению, стимулировало беременность молодой, о чем свидетельствуют разнообразные обряды опоясывания церквей, икон, крестов, бесплодных женщин и рожениц .
 
 
    К приведенному общему описанию можно добавить некоторые варианты интересующего нас ритуала. Так, в Тихвинском у. Новгородской губ., когда невесту снаряжали к венцу, надевали под ее сорочку мужскую сорочку, повязывая ее широким поясом из невода (запись 1852 г.). В тех же местах нередко весь свадебный поезд опоясывался под низом рубашки сеткою (запись 1899 г.). В Олонецкой губ. (Пудожский у.) молодых вели в отдельное помещение или клеть, и, когда те подходили к постели, «сватья», которая убирала их, валила их спать и связывала им ноги сетью, «чтобы никто не спортил» (по преданью, «если ворог хочет „спортить" молодых, то ему надо развязать каждый узелок, а у сети узелков много») (запись 10-х годов XX в.). На Пинежье (Архангельская обл.), согласно записям 1986 г., опоясывание сетью по голому телу невесты охраняет от «нечистой силы» по той причине, что сеть связана «крестиками». Это «объяснение» — более новое по сравнению с верованием в апотропеическую силу узлов, оно — явно христианского происхождения. Таковы наиболее яркие образцы из богатой коллекции примеров, касающихся ритуальной функции сети в русском свадебном обряде, собранной А. В. Гурой. Приношу А. В. Гуре благодарность за возможность воспользоваться его материалами.
« Изменён в : апреля 10th, 2006, 11:49am пользователем: Saeri » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Сидишь в Сети? Так читай про нее!
« Ответить #1 В: апреля 25th, 2004, 8:48pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

На севере Македонии в Скопской Черной Горе ночью умершего покрывают рыбацкой сетью, чтобы он не стал вампиром, т. е. «ходячим покойником», и «чтобы не утащил с собой кого-нибудь». На другом конце славянского мира, у кашубов, распространено верование, что тот, кто похоронен с сетью, «должен сначала развязать все узлы на сети, прежде чем вернуться на землю». Так кашубский материал объясняет северномакедонское поверье, а попутно и русский охра-нительный свадебный ритуал опоясывания сетью. Впрочем, такое объяснение давали и сами орловские крестьяне (и не только орловские!), говоря, что, «когда едешь венчаться, то опояшься рыболовной сетью и тогда поезжай себе с Богом: никто тебя не испортит, колдун не подступится. Тогда враг испортит, если развяжет все узелки в сети, что невозможно». Это же объяснение мы находим в севернорусских заговорах «от уроков». На Пииеге полагали, что для предотвращения дурного глаза и порчи есть обереж. Для его исполнения «нать (надо) от сети отрезать да с коноплем соскать наотмашь (от себя) да начитать слова: „Как от сети узла никто не может ни розвязать, ни роспустить — ни еретик, ни клеветник, ни завидник, так же бы рабу божию (имярек) никто не мог бы не исправить, не изурочить"».
 
 
 Таким образом, основным символическо-смысловым компонентом сети является узел, который, в сочетании с другим символическо-смысловым компонентом — множество, объясняет апотропеическую функцию всего ритуала: узлы не могут быть развязаны и пересчитаны. Именно поэтому, согласно сведениям, собранным русскими этнографами в начале нашего века, в свадебном обряде при опоясывании вокруг тела могли вместо сети употребить веревку или тесьму со значительным числом завязанных узлов или могли использовать узлы наряду с сетью.
До нас дошло несколько старинных свидетельств (XIV—XV вв.), осуждающих «ворожения» при помощи узлов. Так, в древнерусском «Правиле святыхъ апостолъ и святыхъ отець», известном под названием правила «Аще двоеженець», в десятом разделе говорится: «Если кто ходит к колдунам для того, чтобы ему ворожили, и берет колдовские узлы, пусть не ест мяса и молока 40 дней...». В другом русском памятнике XV в. — в «Послании митрополита новгородского Фотия» — указывается: «Также учите их, чтобы пустых слов («басней») не слушали, колдовских («лихих») баб не признавали, ни узлов, ни приговоров, ни трав, ни ворожбы и тому подобного, ибо от этого гнев божий возникает...» ).
 
 
    Особый интерес представляет использование сети в масленичном обряде у хорватов в Далмации, в Синьской Крайне. Там в с. Оток и Удовичичи ходили группы парней с закрытой головой и обнаженным телом, обернутым только в сеть, несмотря на холодную пору года. В других селах голые парни с намазанными сажей лицами ходили в накинутых на плечи одеялах, которые они попеременно то запахивали, то распахивали, чтобы показать свою наготу. Все это относится к архаическим формам общения с «нечистой силой» — вернее, способам ее отгона, отталкивания; в данном случае значимы и нагота, и сеть.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Сидишь в Сети? Так читай про нее!
« Ответить #2 В: апреля 25th, 2004, 8:49pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Хорватский масленичный обряд перекликается с одним фрагментом из русской сказки «Мудрая дева» из классического собрания сказок А. Н. Афанасьева. В этой сказке рассказывается о смышленой девочке-семилетке, разрешавшей сложные царские задачи. Последней и самой трудной задачей была следующая. Царь сказал мужику: «Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка». На что «на другой день поутру сбросила семилетка всю одежду, надела на себя сетку, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец. Царь ее у ворот встречает. Поклонилась она царю: „Вот тебе, государь, подарочек!" — и подает ему перепелку. Царь протянул было руку: перепелка порх — и улетела!» [Афанасьев 1985, с. 20, № 328].
 Важно учесть, что у славян и перепелка, и заяц, и сеть являются свадебными мифологическими символами, а нередко и атрибутами. В особенности ярко выражены в этом смысле перепелка и заяц. Как известно, сказка «Мудрая дева» завершается тем, что царь взял дочь мужика к себе, и «когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею».
     Таким образом, славянская народная символика сети семантически связана с моментом плодородия (чадородия), брака, а функционально—с защитой от «нечистой силы», так как сеть обладает узлами, и притом большим количеством узлов. Неисчислимость узлов входит в один ряд с неисчислимым песком, маковым семенем, семенем льна «лущика» (в Полесье), иголками на хвойном дереве и т. п.
   Иная символика сети (невода) и иная функция этого символа наблюдаются в славянской книжной, христианской традиции. Семантика этого символа базируется на известном евангельском эпизоде встречи Христа с братьями-рыболовами Симоном, называемым Петром, и Андреем, закидывавшими сети в Галилейское озеро. Увидав братьев, Христос сказал: «Идите со мною, и я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас оставивши сети, последовали за Христом »  (Мф 4, 19—20; Лк 5, 1—11). Но еще больше символического смысла содержится в сравнении: «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных» (Мф 13, 47-49).
     Таким образом, если в славянской фольклорной традиции сеть как предмет апотропеического свойства выполняет мифологическую функцию отталкивания «нечистой силы», то в христианской, древнеславянской книжной традиции символ сети выступает в функции собирательной, притягательной к добру, к «правде божьей». В первом из приведенных выше примеров это «сети добра», а во втором — сеть, вообще собирающая все, что есть. В ветхозаветной библейской традиции известны и сети зла, сети нечестивого (Пс 9, 16, 30 и др.; 24, 15 — Очи мои всегда к Господу; ибо Он извлекает из сети ноги мои; (Иов 19, 6 - Бог обложил меня своею ссетью), при этом в последнем случае это скорее орудие кары, а не милости божьей, хотя в христианской традиции и кара божья нередко воспринимается как милость. Сеть как орудие кары воспринимает и многострадальный Иов. К ветхозаветным представлениям близка мифологическая символика других восточных религий, в которых сеть выступает как орудие богов, служащее для ловли людей, для подчинения и привлечения их к себе. Правда, в иранских мифологических представлениях сетью, наоборот, вооружен человек, человек-мистик, который с ее помощью пытается уловить бога, восприять божественное начало. Сеть (dam) является духовным оружием ангела Пир-Бельямина, посредника между Аллахом и человеком в иранской шиитской традиции, почерпнувшей многое из персидского фольклора.
 Возвращаясь к славянскому материалу, укажем еще раз на хорошо в наше время известный инициал М (ст.-cл. название буквы мыслете, начальная буква ст.-сл. мрѣжа) новгородской Фроловской псалтири № 2 XIV в., хранящейся в Российской национальной библиотеке. Этот инициал изображает двух рыбаков, держащих сеть (мрѣжу), которая внизу завязана узлом и наполнена рыбой. Над головой рыбака, стоящего справа от сети, написано киноварью: «Потяни корвинь с(ы)нъ»», а над головой другого: «самъ еси таковъ». Исследователь семантики новгородского тератологического орнамента Н. К. Голейзовский справедливо видит в диалоге рыбаков не «едкие замечания», а вторичную символику или зашифровку христианской символики, согласно которой корвинь сынъ — это теленок, но не просто теленок, а телец, символ искупительной крестной жертвы. Если вспомнить, что оба рыбака, впоследствии апостолы Петр и Андрей, были распяты, первый - в Риме в 67 г., а второй — в Патрах в том же году, становится ясной вторая часть диалога самъ еси таковъ. Диалог, сопровождающий инициал М в виде изображения двух рыбаков, тянущих сеть, носит характер предсказания земной судьбы — точнее, последнего мученического часа этих рыбаков. Надо полагать, что он навеян не только житием свв. Петра и Андрея, но и тем пассусом в Евангелии от Иоанна, где помимо описания появления Христа у Галилейского озера и разговора его с братьями-рыбаками Симоном, называемым Петром, и Андреем есть и пророчество Христа о том, «какою смертью прославит Бога» апостол Петр (Ио 21, 19).
     Возникает мысль: не является ли знаменитый инициал М из новгородской Фроловской псалтири № 2 образцом своеобразного монастырского или церковно-писцового фольклора? Такому фольклору могли быть свойственны традиции тайнописи, и могли быть попытки употребления «символической тайнописи» путем неоднократного символического кодирования, производства новых символов на основе уже известных, позволявшие использовать и некоторые формы и клише народного фольклора вроде «Дурак!» — «Сам дурак!». Такое стилистическое снижение типа «Самъ еси таковъ» вполне допустимо и возможно, если оценивать его в духе идей Псевдо-Дионисия Ареопагита, если исходить из того, что само сакральное начало столь возвышенно, что любой, даже самый священный язык не может приблизиться к нему и тем более достичь его высоты, и потому об этом начале и обо всем, к нему относящемся, можно говорить и языком более низким и даже совсем сниженным, ибо по сути это будет одним и тем же.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Сидишь в Сети? Так читай про нее!
« Ответить #3 В: апреля 25th, 2004, 8:51pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Для того чтобы догадки подобного рода были более правдоподобны и обретали основание, следовало бы составить ряд словарей символов, которые бы толковали материал разных традиций — древнеславянской народной, в основном языческой по своему происхождению, древнеславянской книжной, имеющей несколько культурных напластований, в пер-
 
242  
вую очередь христианское, затем средневековой европейской и, наконец, индоевропейской. Существующие на Западе довольно многочисленные словари символов, как правило, носят универсальный, энциклопедический характер, касаются одновременно различных традиций, разных эпох и разных сфер искусства, культуры и религии, и потому сведения, содержащиеся в них, обычно носят самый общий, нередко отрывочный и даже поверхностный характер.
 
 
    Пример с символикой сети показывает, что один и тот же предмет  (понятие, действие) может иметь в разных, нередко сосуществующих традициях разную символическую семантику, разную ритуальную функцию и быть связанным с разными сферами (жанрами) духовной культуры, фольклора, книжности, религиозных представлений. Именно связь символа с той или иной сферой устной и книжной словесности существенна для филолога и историка искусства и культуры.
 
 
Первая публикация:
Н. И. Толстой. Этнографический комментарий к древним славяно-русским текстам. Сеть (мрежа) // Литература и искусство в системе культуры. М., 1988, с. 122—129.
 
-----------------------------------------------------------------------
 
Взято отсюда:
http://deja-vu4.narod.ru/Net.htm
 
В приступе ностальгии... Никита Ильич - мой учитель. Его давно нет в живых...
Зарегистрирован
Тэсса Найри
Гость

Е-мэйл

Re: Сидишь в Сети? Так читай про нее!
« Ответить #4 В: апреля 26th, 2004, 6:06pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Знаешь, я тут задумалась: почему именно сеть? Думаю, дело не в большом количестве узелков. Во всяком случае, не только в нем. Сеть - это структура как антитеза хаосу. Похоже?
 
С зернышками сложнее, но:
1. У меня возникает ассоциация с центрами кристаллизации, вокруг которых начинает формироваться структура.
2. Зернышки одного вида. Не смесь. Кстати же, и в сказках частенько девушке дают задание сортировать зерна. То есть заниматься упорядочиванием.
« Изменён в : апреля 26th, 2004, 6:07pm пользователем: tassa » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Сидишь в Сети? Так читай про нее!
« Ответить #5 В: апреля 26th, 2004, 8:48pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Quote:
Сеть - это структура как антитеза хаосу. Похоже?

 
Похоже  Cheesy
Зарегистрирован
Эланор
Гость

Е-мэйл

Re: Сидишь в Сети? Так читай про нее!
« Ответить #6 В: мая 19th, 2004, 9:48pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

как знающий отвечаю
сеть.. потому что сеть.. и пошла она от ARPANET
которую создавали еще для военных
Зарегистрирован
Эланор
Гость

Е-мэйл

Re: Сидишь в Сети? Так читай про нее! - Просвещайт
« Ответить #7 В: мая 19th, 2004, 9:51pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

В середине 60-х годов Министерство обороны США пожелало управлять сетью, которая могла бы пережить даже ядерную войну. Обычные сети, соединенные телефонными проводами, были сочтены слишком уязвимыми, так как потеря одной линии или коммутатора прервала бы связь, для которой эта линия или коммутатор использовались, а возможно, даже разделила бы сеть на отдельные участки. В этих сетях использовалась коммутация каналов ( когда на время передачи информации пара компьютеров соединяются «один-с-одним» и в период соединения происходит передача всего объема информации). Для решения проблемы Министерство обороны обратилось к управлению перспективного планирования научно-исследовательских работ ARPA (Advanced Research Projects Agency). Примерно в это же время Теодором Хольме Нельсоном была придумана идея гипертекста (сам термин впервые был произнесен в 1965 году).
 В декабре 1969 года удалось запустить экспериментальную сеть (ARPANET), состоящую из 4 узлов. Эта сеть поддерживала коммутацию пакетов (когда необходимые для передачи данные разбиваются на части, а к каждой части присоединяется заголовок, содержащий полную информацию о доставке пакета по назначению). В процессе эксплуатации выяснилось, что имеющиеся протоколы сети не пригодны для работы с объединенными сетями. В результате были произведены дополнительные исследования в области протоколов, завершившиеся в середине 70-х изобретением модели и протоколов TCP/IP. TCP/IP был специально разработан для управления обменом данными по интерсетям, что становилось все более важным по мере подключения все новых сетей к ARPANET. В 1980 году были представлены основные принципы объединения сетей:
- сети взаимодействуют между собой по протоколу TCP/IP;
- объединение сетей производится через специальные шлюзы (gateway);
- все подключаемые компьютеры имеют единые методы адресации.
 С 1983 года протокол TCP/IP стал обязательным на всех компьютерах ARPANET. Развитие сети происходило достаточно быстрыми темпами. К 1984 году число хост-систем (оконечных систем) превысило 1000. В этом же году вводится принцип системы наименования доменов (Domain Name System, DNS), позволяющий заменить цифровые адреса компьютеров символьными именами.
Современная история Интернета началась в 1989 году, когда Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) в Европейской лаборатории физики элементарных частиц (CERN) разработал технологию гипертекстовых документов – World Wide Web (WWW), позволяющей пользователям иметь доступ к любой информации, находящейся в сети Интернет на компьютерах по всему миру. Именно эта разработка обусловила в конечном счете взрывной рост числа пользователей Интернета.  За прошедшее время WWW прошел несколько фаз развития.
1. Символьный гипертекст
Первоначально Web была текстовой гиперссылочной системой. Первая программа-браузер LineMode, созданная в 1991 году, не поддерживала графику и «мышь». Можно лишь было просматривать статические гипертекстовые страницы, вводя номера просматриваемых страниц.
2. Графически-ориентированные статические HTML-документы
Эта фаза началась в феврале 1993 года с выпуском браузера NSCA Mosaic. Браузер разрабатывался для Национального центра по применению супер-ЭВМ (NSCA). Это была небольшая программа (9000 строк кода), работающая только под X-windows. Но в ней было главное – графика стала полноправной частью интерфейса, а мышь – единственным средством работы. Разработчики Mosaic создали полностью новый интерфейс для Интернет. Интерфейс оказался настолько приятен на взгляд и в работе, что покорял каждого, кто начинал с ним работать просто из любопытства. Браузер не требовал от пользователей знаний о внутреннем устройстве сети. Интернет открыл просторы миллионам пользователей.
Через несколько месяцев компьютерные компании стали целеустремленно проникать в Web, которая сама по себе оставалась статической. Содержимое включало в себя текстовые или графические документы и ряд других элементов. Возможно, страница содержала аудио- или видеофайлы, которые приходилось сначала загружать, а потом проигрывать, используя внешние приложения.
3. Динамические HTML-документы
В течение первых двух фаз Web-страницы создавались при помощи текстового редактора HTML и помещались на сервер. Они оставались неизменными до тех пор, пока автор не изменял их. Для динамической генерации стали использовать CGI-сценарии (сценарии интерфейса общего шлюза), которые позволяли на сервере генерировать HTML-страницы. С таким усовершенствованием Web могла служить средой прикладного программирования, где вся обработка, однако производилась на сервере.
4. Активные HTML-документы
Четвертая фаза началась в 1995 году с появлением подключаемых модулей в Netscape Navigator и появлением языка Java. Первоначально разрабатывавшийся для нужд производителей бытовой электроники, язык Java оказался средством, позволявшим перейти в Web на технологию клиент-сервер, в которой клиент обладал определенной независимостью от сервера. Интернет-программирование перестало быть программированием только для сервера. А чуть позже был разработан язык сценариев JavaScript, полностью интегрированный в гипертекстовую разметку документов. В том же 1995 году Web становится самым популярным сервисом Интернета. Постепенно остальные сервисы становятся в WWW вторичными, так как многие пользуются Web-сайтами как шлюзами для доступа к  другим службам.  
Для большинства пользователей глобальной сети Интернет ассоциируется с одним высокоуровневым сервисом - World Wide Web (WWW), использующим протокол HTTP (Hypertext Transfer Protocol – протокол передачи гипертекста). Разумеется, существует множество других протоколов – электронная почта, каналы новостей, FTP (File Transfer Protocol – протокол передачи файлов) и др.
Что же такое Интернет? Определение этому термину было дано в 1995 году Федеральным сетевым советом (FNC). Интернет – это глобальная информационная система, которая:
- логически взаимосвязана пространством глобальных уникальных адресов, основанных на Интернет-протоколе (IP) или последующих расширениях или преемниках IP;
- способна поддерживать коммуникации с использованием семейства Протокола управления передачей/Интернет-протокола (TCP/IP) или его последующих расширений/преемников и/или других IP-совместимых протоколов;
- обеспечивает, использует или делает доступной, на общественной или частной основе, высокоуровневые сервисы, надстроенные над описанной здесь коммуникационной и иной связанной здесь инфраструктурой.
(с) - Цыбин А.Г - мой преподаватель по Интернет-технологиям ..  
 
вот и связывайте теперь ее с хаосом =))
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru