Автор |
Тема: Карусель: игра для воинов (Прочитано 7603 раз) |
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
КАРУСЕЛЬ воинская конная игра; представление в подражание воинским турнирам. В. Даль О. Ю. Захарова РУССКАЯ КОННАЯ КАРУСЕЛЬ Захарова О. Ю. Светские церемониалы в России XVIII - начала ХХ в. М.: Центрполиграф, 2003, с. 105-113. В основе поведения лучших представителей армии лежал кодекс рыцарской чести: «Вступающим в сие звание предлагаемы были три статьи. Рыцари клятвенно их сохранять обязывались. 1. Никогда не отступать от добродетели. Преступник, недостойный милости Всемогущего, лишаясь спокойствия душевного, лишается и способности к великим подвигам. 2. Видя слабого притесняемого сильнейшим, не оставляет без защищения. Не помогающий ближнему не может и сам ожидать помощи. 3. Покровительствовать всегда беззащитным женщинам, находящимся в гонении и напастях. Любовь умягчает нрав ратоборцев, могущих легко в зверство обратиться»1. Увлечение идеалами средневековья сказалось и на проведении светских ритуалов восемнадцатого—девятнадцатого столетий, среди которых рыцарская карусель занимала особое место. В самом названии этого ритуала заключено его главное отличие от прочих светских празднеств — в них не могли принимать участие представители других классов общества. Рыцарская карусель — своеобразный символ дворянской культуры, одна из ярких страниц ее истории. Любимым занятием дворянства времен Людовика XIV были карусели, являющиеся одновременно конным состязанием с применением оружия по манекенам и пышным празднеством. В каруселях участвовал и сам король, поражая всех своим искусством и богатством наряда. Средневековый французский рыцарь был обязан обладать семью добродетелями: уметь слагать стихи возлюбленной даме, владеть копьем, фехтовать, охотиться, ездить верхом, плавать, играть в шахматы. Для подготовки молодых дворян к состязаниям во второй половине восемнадцатого столетия во Франции были изобретены механические карусели. Они представляли собой устройства с вращающимися вокруг вертикального столба деревянными лошадьми и колесницами. Сидевшие на лошадях старались во время вращения снимать копьями подвешенные кольца, поражать щиты и мячи. Механическая карусель появилась в России при Петре Великом, опередив конную рыцарскую. В первые годы царствования Екатерины II в Петербурге на Царицыном лугу устраивались карусели или турниры, тем самым Императрица воскрешала времена рыцарства. Первая карусель состоялась в Петербурге в 1766 году, В ее честь была выбита золотая медаль, на одной стороне которой изображена Императрица, а на обороте — ристалище, над которым парит орел с венком. Участники карусели облачались в костюмы разных народов и ----------------------------- 1 Сочинения В.Л. Пушкина. СПб., 1893. С. 131. 106 делились на четыре группы всадников, называемые кадриля-ми: Славянскую, Индийскую, Римскую и Турецкую. Две последние управлялись Григорием и Алексеем Орловыми. В турнире участвовали и неизвестные кавалеры, но доказавшие свое дворянское происхождение обер-шталмейстеру, который в свою очередь ручался честью сохранить тайну рыцаря. Если кавалер не желал открыться и обер-шталмейстеру, он мог заручиться поддержкой присутствовавшей на карусели знатной особы, которая подтверждала его дворянство. Для проведения карусели было решено построить на площади перед Зимним дворцом огромный деревянный амфитеатр на несколько тысяч зрителей. Лучшие архитекторы составляли проект, в том числе Валлен-Деламот и Ринальди. Проект Ринальди наиболее понравился Государыне. «Пятью уступали и возвышались места для зрителей. Поверху шла балюстрада, украшенная вазами, а барьер, обрамлявший арену, был расписан гирляндами, воинскими доспехами, львиными головами. Над живописным обрамлением работали художники Гавриил Козлов и Пьетро Градицци»1. Славянская и Римская кадрили двигались от Летнего дворца по Миллионной улице к главным воротам амфитеатра (напротив каменного Зимнего дворца). Кадрили Индийская и Турецкая проходили от Малой Морской. «Сколько великое стечение народа по улицам в то время было, того описать невозможно, ибо как в амфитеатре и по сторонам и на кровлях безчисленное множество <...>»2. Конвой церемониймейстера состоял из одного унтер-офицера, восьми всадников и двух трубачей. Ему помогали восемь герольдов. При кавалерах специальные люди несли дротики, пики и значки. На отведенное для карусели место пускали по билетам. Для Императрицы и Великого Князя были приготовлены ложи. Прибывшие судьи занимали места под звуки труб и литавр. Получив разрешение от Императрицы, обер-церемониймейстер князь П.А. Голицын сообщил главному судье генерал-фельдмаршалу графу фон Миниху о приказе начать состязание. Миних махнул трубачам. Звонкая медь пропела сигнал, турнир начался. ------------------------------ 1 Глинка Н.И. «Строгий, стройный вид». М., 1992. С. 136. 2 Церемониальный камер-фурьерский журнал. 1766. Б.м. Б.г. С. 115. 107 Сначала на золоченых колесницах появились дамы. Возничие гнали лошадей, а участницы метали дротики в расставленные цели. Кавалеры демонстрировали свою ловкость, отрубая головы куклам, изображавшим мавров. Пронзая копьями картонных негров и кабанов, участники карусели решили превзойти друг друга в роскоши туалетов. Как утверждал обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей», «зрители увидели переливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных каменьях и всякого рода кавалерских и конных золотых и серебряных уборах. Одеяние кавалеров богато блистало драгоценными каменьями, но на дамских уборах сокровища явились неисчетные, словом, публика увидела бриллиантов и других родов каменьев на цену многих миллионов»1. По окончании турнира судьи и рыцари возвращались в Летний дворец. Участники в особом зале ожидали призов, присуждаемых судьями большинством голосов, при этом решительное слово оставалось за главным арбитром. По окончании заседания обер-церемониймейстер с герольдами под звуки музыки вводил кадрили в зал для получения призов. Старейший солдат Европы граф Миних сказал речь, последние слова которой были следующие: «<...> в старости и седине моей, чрез шестьдесят и пять лет, под бременем службы, без сомнения нахожу себя древним солдатом и старшим в Европе Фельдмаршалом, после того какя имел честь не единожды приводить Российскую армию к победам, за особливое почитаю себе воздаяние и тем славлюсь, знаменитые дамы и кавалеры, что в сей день не только я свидетель, но еще и главный судья ваших благородных доспехов»2. После раздачи призов и ужина до пяти часов утра продолжался «бал в масках». ---------------------------- ' Глинка Н.И. «Строгий, стройный вид». М., 1992. С. 139—140. 2 Церемониальный камер-фурьерский журнал. 1766. Б.м. Б.г. С. 118. 108 Праздник имел столь большой успех, что его повторили 11 июля, и снова победительницей среди дам была признанаграфиня Н.П. Чернышева (в замужестве княгиня Голицына), легендарная «пиковая дама» мировой литературы. Среди кавалеров первенство оспаривали братья Орловы — Григорий и Алексей. Мнения судей разделились, окончательное решение отложили до следующего дня. В результате предпочтение было отдано Григорию .Орлову, получившему первый приз и лавровую ветвь. Поклонницы Алексея Орлова не оставили без внимания своего любимца, «дамы, имевшие на уборах своих букеты из натуральных цветов, каждая по несколько цветков его сиятельству от себя с поспешностию подали»1. Будучи отличным наездником, граф Алексей Орлов обладал к тому же недюжинной силой. Он мог удержать «шесть лошадей, скачущих во весь опор в колеснице, схватя оную за колесо»2. Однажды Алексей Григорьевич спас Императрицу от неизбежной смерти, когда на устроенных в Царском Селе деревянных горках она катилась в колеснице и медное колесо выскочило из колеи. «Граф Орлов, стоя на запятках, спустил ногу в ту сторону, где была опасность, а рукой схватился за перила и таким образом удержал колесницу»3. Участие А. Г. Орлова в карусели 1766 года увековечил в одном из своих творений Г.Р. Державин: На бурном видел я коне В ристаньи моего героя; С ним брат его, вся Троя, Полк витязей явились мне! Их брони, шлемы позлащенны, Как лесом, перьем осененны Мне тмили взор; а с копий их, с мечей, Сквозь пыль сверкал пожар лучей; Прекрасных вслед Пентезилее4 Строй дев их украшали чин; Венцы Акилла мой бодрее Низал на дротик исполин. --------------------------- 1 Глинка Н.И. «Строгий, стройный вид». М., 1992. С. 140. 2 Сочинения Державина. Т. I. Спб., 1864. С, 768. 3 Там же. С. 769. 4 С этой амазонской царицей, сражавшейся против греков и побежденной Ахиллом, сравнивает Г.Р. Державин участниц карусели 1766 года. , 109 Граф А. Г. Орлов-Чесменский доживал свой век в Москве. «Какое-то очарование окружало богатыря Великой Екатерины, отдыхавшего на лаврах в простоте частной жизни, и привлекало к нему любовь народную. Неограниченно было уважение к нему всех сословий Москвы, и это общее уважение было данью не сану богатого вельможи, но личным его качествам»1. Сердца москвичей покоряли не только могучая сила духа, радушие и доступность графа, но и соблюдение русских традиций в обыденной жизни. Один из современников Орлова, заслуженный профессор Московского университета П. И. Страхов вспоминал о появлении графа на улицах Москвы: «И вот молва вполголоса бежит с губ на губы: «Едет, едет, изволит ехать». Все головы оборачиваются в сторону к дому графа А. Г.; множество любопытных зрителей всякого звания и лет разом скидают шапки долой с голов, а так, бывало, тихо и медленно опять надеваются на головы, когда граф объедет кругом. ) Какой рост, какая вельможная осанка, какой важный и благородный, и вместе добрый, приветливый взгляд! Такое-то почтение привлекал к себе любезный москвичам боярин, щедро наделенный всеми дарами: и красотой, и силой разума, и силой телесной»2. Во время московских гуляний граф красовался на знаменитом Свирепом, выезжая в пышных поездах с огромной свитой. В манеже А. Г. Орлова, находившегося в его усадьбе Нескучное устраивались карусели, на которых дочь графа Анна Алексеевна поражала зрителей тем, что на всем скаку выдергивала копьями ввернутые в стены манежа кольца и срубала картонные головы манекенов в чалмах и рыцарских шлемах. ---------------------------------- 1 Пыляев И.М Старая Москва. М., 1990. С. 142. 2 Там же. 110 Одним из лучших считался в Москве Колымажный манеж. В определенные часы в манеже собирались известные любители верховой езды, среди которых были княгиня Урусова, княжны Гагарины, Щербатовы, Е.А. Карамзина, муж которой известный историк Н.М. Карамзин ездил ежедневно по утрам для моциона. Жихарев упоминает в своем дневнике, что в конце марта 1805 года у графа Салтыкова «<...> затевается большая карусель, только не условились еще в назначении распорядителя»1. Помощник Кина, отличный наездник красавец Шульц будет главным берейтером последней российской карусели, состоявшейся в 1811 году в Москве. Ее инициатором был генерал от кавалерии С.С. Апраксин. Участник крымских походов Потемкина, с 1803 года военный губернатор Смоленска, С.С. Апраксин в 1809 году вышел в отставку и поселился в Москве, где славился гостеприимством. Главным судьей состязания был главнокомандующий граф И. В. Гудович. К числу судей карусели 1811 года принадлежали яркие личности своего времени, среди них — русский посланник в Париже князь И. С. Барятинский, московский гражданский губернатор Н.В. Обресков; герой битвы при Аустерлице Ф.П. Уваров. Главным церемониймейстером карусели был князь В.А. Хованский, а герольдом — родной дед Л.Н. Толстого — граф И. А. Толстой. Московская карусель 1811 года устраивалась частными лицами по подписке. Список почетных членов включал 31 человека. Первое место занимала графиня А.А. Орлова-Чесменская. Второй в списке стояла Е.В. Апраксина, урожденная княжна Голицына, дочь победительницы первой карусели 1766 года Н.П. Голицыной. В числе других почетных членов известные литераторы своего времени — князь И,А. Долгоруков и сенатор Ю.А. Нелединский-Мелецкий, герой турецкой кампании (1806— 1810 гг.), генерал-майор А.Н. Бахметев и юный камер-юнкер князь П.А. Вяземский. ---------------------------- 1 Жихарев С.П. Записки современника. Диепник студента. Л., 1989. Т. 1. С. 65-66. 111 Среди жертвователей был и П. Г. Демидов, подаривший Московскому университету свою библиотеку и на средства которого в 1805 году было открыто в Ярославле Демидовское высших наук училище. Взносы почетных гостей пошли на приобретение костюмов, призов, устройство бала и на другие расходы. Для проведения карусели напротив Александровского дворца и Нескучного сада по проекту Ф.И. Кампорези был выстроен амфитеатр с галереями и ложами для пяти тысяч человек, в окружности до 350 саженей. Москва была взбудоражена предстоящими состязаниями, участие в которых для молодого дворянина было делом чести. Карусель проводилась 20-го и 25 июня 1811 года. По первому сигналу на карусельную арену выезжали рыцарские кадрили: Военная, Галльская, Венгерская и Рыцарская Русская. Все рыцари были на лошадях редкой красоты с богатыми чепраками. Проехав несколько раз перед ложами, рыцари производили упражнения с копьем, пистолетом и шпагой, завершив туры, кавалер останавливался в центре арены перед судейской ложей. Судьи подсчитывали набранные каждым участником очки и определяли четырех призеров, которым дамы вручали призы под звуки труб и литавр. Победителем карусели 20 июня был признан Двора Его Императорского Величества камер-юнкер граф А. И. Апраксин, награжденный пистолетами Кухенрейтера. За первое место на карусели 25 июня получил золотую медаль граф А. П. Апраксин. Среди победителей карусели были также князь Д. П. Волконский, А.Л. Демидов, А. И. Шепелев. Специального приза от дам — красного шарфа с надписью «Отважность в юности — залог доблести зрелых лет» — удостаивался неизвестный рыцарь за «ловкую, быструю и красивую езду». Когда он поднял забрало, все узнали Александра Всеволодовича Всеволожского. При кадрили Всеволожского был один из лучших в России хор музыкантов. Его сравнивали даже с оркестром князя Эстергази в Вене, капельмейстером которого был Гайдн. 112 Карусель 1811 года была благотворительной. Собранную денежную сумму кавалеры раздавали находящимся в Москве раненым солдатам, бедным офицерам, вдовам и другим нуждающимся. Здесь же выкупались находящиеся за долги под арестом. С тех пор карусели в России пошли на убыль. Они стали проводиться уже без всяких воинских упражнений и свелись к исполнению дамами и кавалерами на лошадях различных танцев. Императрице Александре Федоровне не было равных в грациозности не только на бальном паркете, но и в манеже. Среди светских дам одними из лучших наездниц своего времени считались А.О. Смирнова-Россет и А.А. Оленина. В числе других придворных торжеств высшего света рыцарские карусели занимали особое место, их внутреннее содержание наиболее полно отвечает основам мировоззрения дворянина, ключевыми понятиями которого были честь и долг. В числе других торжеств по случаю трехсотлетия, пребывания на троне династии Романовых в Петербурге состоялась выставка гравюр и рисунков на сюжеты придворной жизни с 1613-го по 1913 год. Внимание многих привлекло изображение карусели 23 мая 1842 года, проходившей в Александровском парке Царского Села. Император Николай Павлович, Наследник Цесаревич и герцог Лейхтенбергский едут на конях в доспехах рыцарей. Императрица Александра Федоровна с Великими Княжнами Ольгой и Александрой — также верхом. Великие Князья Михаил и Николай Николаевич бегут рядом в костюмах пажей.
|
« Изменён в : апреля 13th, 2006, 8:29pm пользователем: Saeri » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Тейне арТуаг
Гость
|
очень чинопочитательные источники, но в чем заключалась тренировочно \ соревновательная составляющая каруселей, непонятно. В более поздние, очевидно, уже нет механических лошадей, да и подвижных мишеней. Было бы интересно посмотреть, откуда пошло слово и когда разделились "карусели", перейдя в разряд простонародных развлечений.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
СКоль я понимаю, такие полу-рыцарские ритуалы были ценны не победой, а участием. Соревновательный момент - на последнем месте.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус
Пол:
Сообщений: 306
|
|
Re: КАрусель: игра для воинов
« Ответить #3 В: ноября 28th, 2005, 4:29am » |
Цитировать Править
|
Ага, щазз. Коллеги, вы когда-нибудь пробовали попасть на ходу боевым копьем в обручальное кольцо? А ведь именно этим они там и занимались. В европах в таком случае обходились и без карусели - просто "играли в кольцо". Так вот даже мастера попадали ну совсем не каждый раз (источник - "Повесть о Сегри и Абенсеррахах" ). Вот вам и воинская выучка, и соревнование: кто сколько раз попал. Ну и удар по манекену, особенно если это манекен поворачивающийся (то есть работать надо в режиме "ударил-уклонился" ) - это один раз просто, а ежли много раз подряд, да на штуковине, от которой вообще-то голова кругом идет... тут победителем может оказаться просто тот, кто дольше всех не свалится.
|
« Изменён в : ноября 28th, 2005, 7:30am пользователем: Mim » |
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
|