Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
апреля 26th, 2024, 2:08pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Гениальные зрители »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Разности гуманитарных наук
(Модератор: Mim)
   Гениальные зрители
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Гениальные зрители  (Прочитано 4228 раз)
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Гениальные зрители
« В: апреля 15th, 2005, 5:12pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Гениальные зрители
http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/100157.html?style=mine#cu tid1
 
Мне всегда была очень неприятна теория, приравнивающая искусство к его восприятию, та теория, которая в крайней точке утверждает, что автор создал произведение искусства в тот момент, когда оно признано таковым – хотя бы уже после смерти автора. То есть некий человек может, скажем, 150 лет быть неизвестным графоманом, а потом сколько-то времени – великим поэтом, а затем – может статься – опять второстепенным графоманом. И эта ситуация воспринимается как фундаментальная, имеющая отношение не к произволу мнений, а к самой природе искусства.
 
С другой стороны, мне крайней симпатична точка зрения, которая говорит, что не бывает неверных теорий, бывают только не нашедшие своей области применимости.
 
Наконец мне удалось рассмотреть неприятную теорию с другой стороны. Обратная ей точка зрения весьма материалистична – она гласит, что достаточно создать вещь, и ее воздействие в качестве произведения искусства обеспечено. Этому представлению можно нечто противопоставить.
 
Из весьма общих соображений вытекает, что в процессе восприятия произведения искусства активность принадлежит зрителю; воздействие произведения искусства существенно определяется зрителем, он творит это воздействие – из того материала, который ему предоставляет автор.
 
В этом смысле огромное воздействие, которое оказывали на душевную жизнь людей великие произведения искусства в прошлые эпохи, было связано с некоторой монолитностью общественных вкусов, определенной монолитностью культуры, на которую оказывал воздействие и с которой соотносился автор. Современная культура прежде всего не монолитна; неверно даже назвать её дифференцированной; она во многом хаотична, эта культура мнений и индивидуальных вкусов. В этой современной культуре не могут проявляться с прежней силой...
 
В общем, если бы Шекспир и Рембрандт жили сегодня, вряд ли они были бы признаны гениями того масштаба, как сейчас – опираясь на уже сформированное мнение. С другой стороны, живущие среди нас (возможно) чрезвычайно талантливые люди, равномощные известным фигурам прошлого, имеют мало шансов оказать на нас подобающее воздействие.  
 
Автор и его произведение не меняются в зависимости от мнения зрителей; но культура эпохи действительно препятствует проявлению воздействия искусства.
« Изменён в : апреля 14th, 2006, 4:05pm пользователем: Saeri » Зарегистрирован
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Гениальные зрители
« Ответить #1 В: апреля 15th, 2005, 5:18pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Quote:
что в процессе восприятия произведения искусства активность принадлежит зрителю; воздействие произведения искусства существенно определяется зрителем, он творит это воздействие – из того материала, который ему предоставляет автор.

 
Что я могу сказать?
Когда изучаешь эпос, то четко видно: сказитель поет то, что ХОТЯТ СЛУШАТЬ. Поет для бая - и по два вечера описывает дворец Джангра ибн МАнаса Wink
(С каким именно эпосом этот факт связан - не помню, но факт документальный: реально два вечера ушло на описание дворца! - и зритель сидел, блаженно развесив уши).
Кстати, как исследователь былин имею подозрение, что эпос на русском Севере умер не по недостатку сказителей, а потому что обычным слушателям (не фольклористам из МОсквы!) он перестал быть нужен...
 
Другой пример. Эпос современный. Фэнтези. Циклы по 10 толстенных романов - и ничего, несмотря на разговоры о том, что "молодежь нич-чо не читает" - сметают.  
Я молчу про дамские романы - детективы - еще не знаю что в мягкой обложке.
Здесь читатель однозначно ДИКТУЕТ и писателю и издателю.
Зарегистрирован
Goton
Гость

Е-мэйл

Re: Гениальные зрители
« Ответить #2 В: апреля 19th, 2005, 5:23pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Quote:
Я молчу про дамские романы - детективы - еще не знаю что в мягкой обложке.  
Здесь читатель однозначно ДИКТУЕТ и писателю и издателю.

Ну во-первых, еще вопрос, а искусство ли это?
А во вторых, это ведь не о рождении произведения искусства, а о спросе. И только.  
 
По пунктам, как всегда .Wink
Quote:
Мне всегда была очень неприятна теория, приравнивающая искусство к его восприятию

Не приравнивающая, а ставящая в зависимость. Насколько я помню, согласно этой теории произведение искуства реализуется как произведение искусства  в процессе восприятия. А до того - оно "потенцильно является произведением искусства"(с). Хотя меня всегда занимал вопрос, а чем же тогда является п.и., лежащее в ящике стола и еще никому не явленное, если оно не является произведением искусства? "Имя, сестра, имя!" И является ли автор сам себе аудиторией? Wink
 
С моей собской точки зрения, в момент восприятия произведение искусства становится фактом культуры. (Причем надо еще разобраться, а является ли сей плод творческих усилий автора -произведением искусства в плане эстетической ценности.)  
 
Quote:
Из весьма общих соображений вытекает, что в процессе восприятия произведения искусства активность принадлежит зрителю; воздействие произведения искусства существенно определяется зрителем, он творит это воздействие – из того материала, который ему предоставляет автор

 
Зрителю, насколько я понимаю, принадлежит встречная активность. А так в общении автор-зритель автор безусловно более активен, т.к. автор формирует предмет общения и инициирует контакт. Но результат его активности эээ отложен. Так что, зритель сильно вряд ли чего-то там определяет в процессе воздействия, кроме самого факта воздействия. Потому что, когда зритель начинает воспринимать, автор уже как правило все сказал и зрителю остается только слушать и верить.  Если зритель чего-то там определяет, значит автор где-то что-то упустил. Значит зритель оказался хитрее, и автор в проигрыше.  
Чего зритель действительно определяет, так это образ произведения в массовом сознании. Поэтому "некая монолитность общественных вкусов", на мой взгляд, способствовала не силе воздействия, а единству оценки и распростраенности того или иного произведения. В условиях нынешней не то ли что хаотичности, а скорее просто избыточности, нам просто сложнее добраться до тех книг и фильмов, коорые по-настоящему хороши. Поделки утомляют, у специалистов и подавно глаз "замыливается", да еще и коммерческий интерес выдает фуфло за шедевры. Мы сейчас заранее скептично настроены, потому как бы моделируем результат воздействия искусства на наши гхм души. И автор, как плохой боксер, проваливается...
Мы не гениальны, мы хитры.
 
ЗЫ. О нашей скептичности говорит и то, что вместо "шедевр" в собиходе все чаще говорят "культовая книга", "культовый фильм".
« Изменён в : апреля 19th, 2005, 5:42pm пользователем: Goton » Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru