Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
июня 21st, 2024, 5:03am

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Таштыкская Культура, 1 »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Уголок востоколюба
(Модераторы: Mim, )
   Таштыкская Культура, 1
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Таштыкская Культура, 1  (Прочитано 2030 раз)
Кошкопес
Гость

Е-мэйл

Таштыкская Культура, 1
« В: декабря 15th, 2006, 10:11pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Гунны (хунны). Таштыкская культура.
Здесь: http://sibirfilm.narod.ru/RUS/proekt-tashtik.htm -
«…Особую категорию людей, видимо, только мужчин, кремировали. Этот новый обряд не имеет корней в предыдущих культурах Южной Сибири. Сожжение производили вдали от кладбища. Пепел, оставшийся от человека собирали в кожаный мешочек. Затем шили человекоподобное чучело-манекен, имитирующее сожженного покойника. Так называемую «погребальную куклу». Погребальная кукла изготавливалась  из травы и обшивалась кожей, а возможно, берестой и материей. В туловище куклы вкладывали мешочек с пеплом. Части чучела сшивали жилами и тонкими ремешками. Голову чучела изготовляли из комков травы и обшивали кожей или тканью. Кукол изготовляли размером с покойника; одевали, видимо, в его подлинную одежду. Таким образом, кукле придавали сходство с покойником, подчеркивая его отличительные признаки. Гипсовые маски, как правило, на лица кукол не клали. Известна только одна маска, безусловно, лежавшая на кукле. Она сделана грубее, чем маски на мумиях, и передает лишь условное сходство с человеческим лицом.»
Зарегистрирован
Кошкопес
Гость

Е-мэйл

Таштыкская Культура, 2
« Ответить #1 В: декабря 15th, 2006, 11:35pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

По материалам того же сайта, http://sibirfilm.narod.ru/RUS/proekt-tashtik.htm :
«201 году до нашей эры скифская цивилизация пала под нашествием ХУННСКИХ племен. Придя в Хакасско-Минусинскую котловину, таштыкцы уже имели в своем составе значительное количество других народов и, прежде всего древних тюрок. В результате этих событий в Минусинской котловине состав населения стал гораздо более сложным; образовалась новая культура, которая получила название ТАШТЫКСКОЙ.
Многодневные хозяйственные и особенно военные походы играли большую роль в экономике хуннов. В эти времена возникала система приобретения всего недостающего путем грабежа соседей. Война была опасным, но доходным промыслом. Подобно многим народам, таштыкцы прошли этот этап, но уже при первых шаньюях основным источником их доходов стало обложение покоренных народов и племен данью. Обращение с пленными и перебежчиками было весьма гуманным, поэтому китайцы опасались не столько набегов хуннов, сколько постоянных переходов к ним в степь своего населения. Именно от таштыкских набегов построили китайцы свою знаменитую Великую Китайскую Стену.  
 
Интересна религия таштыкцев, которые весной приносили ежегодную жертву "своим предкам, небу, земле и духам". Ежедневно шаньюй дважды совершал поклонение восходящему солнцу и луне. Титул шаньюя "рожденного небом и землею, поставленного солнцем и луною", указывает на то, что одним из объектов поклонения был космос. У таштыкцев существовал идол Верховного Духа Космоса. Подобное космическое божество известно в греческой мифологии. Это Уран, отец Сатурна. Таштыкцы также верили в духов, населяющих всё сущее в небе, на земле и под землей. Верили они и в загробное существование. Похоронные обряды, о которых мы расскажем чуть позже, были пышными.  
На первый взгляд кажется странным, что демоны и космический культ уживались вместе. Но сферы влияния космического божества и духов у хуннов были четко разграничены. Космическое божество было так огромно, что не замечало духов, а духи спокойно делали свои дела, не касаясь всего мироздания в целом.
Таштыкцы вбирали в себя культурные представления и Востока, и Запада, едва ли не всех покоренных ими племен, и сочетали культы в новых оригинальных формах. Таштыкцы воспринимали даже учения далекой Индии. Золотой идол, отбитый у них китайцами, многими учеными считается буддийским образом. Результатом всех нововведений стали: развитие хозяйственной деятельности, новые формы погребального обряда, новые веяния в искусстве.
(тут пора заметить, что статья на сайте начинается изображением рунической надписи, сделано рунами, весьма похожими на Старший Футарк. Вот только внятного комментария к этой надписи не найти, а жаль – я привык считать, что Старший Футарк был получен Одином. – кошк.)
На деревянных планках, обнаруженных в таштыкском склепе у горы Тепсей, выполнена серия уникальных рисунков. Древними изображены эпизоды таштыкских мифов. Юным героем выступает всадник на волшебном коне, который вступает в единоборство с многочисленными врагами и побеждает их благодаря покровительству медведицы.  
(тут интересно напомнить, что у многих сибирских народов медведь – это Небесное Божество, священный предок. И то состояние, в котором мы видим большинство народов, сохранивших шаманизм до наших дней, вовсе не говорит о том, что эти культуры «дикие и варварские», скорее мы видим упадок былого величия, о котором почти ничего не знаем. – кошк.)
Ехал как-то по степи молодой хакас. Вдруг слышит, как за спиной собака завизжала. Оглянулся, а собаки и след простыл, только на том месте, где она стояла, яма образовалась. Не успел молодой хакас и глазом моргнуть, как и сам вместе с конем под землю провалился. (эх, толкиенисты, помните историю с хоббитами на курганах? – кошк.)  Огляделся кругом, ничего не видно. А когда глаза к темноте привыкать стали, то увидел напротив себя какие-то фигуры. А пригляделся внимательнее, то закричал от ужаса. На молодого хакаса глядели пустые глазницы мумий. И так страшно стало человеку и его коню, и его собаке,  что выпрыгнули они из ямы и наутек бросились. А потом ученые люди разные приехали, достали те мумии и увезли в музей, от греха подальше.
 
Интересны также похоронные обряды таштыкских хунну. Умерших наряжали в зимние одежды и укладывали на спину, головой на заход солнца. До похорон их тела помещались в хранилищах, вероятно, каждый сруб содержал семейное захоронение. Для сохранения останков к моменту их погребения применялось два способа консервации: мумифицирование и трупосожжение с помещением пепла в человекоподобную куклу. Трупы женщин, подростков и, реже, мужчин мумифицировали, стремясь, прежде всего, сохранить голову, для чего на лицо накладывали гипсовую маску, а иногда предварительно производили трепанацию черепа и извлекали мозг. Таштыкские мумии на территории Южной Сибири были открыты случайно.
Мумии не всегда выдерживали срок хранения, и их приходилось укладывать в могилы в полуразрушенном состоянии либо уже в виде кучек костей с черепом.  
Особую категорию людей, видимо, только мужчин, кремировали. Этот новый обряд не имеет корней в предыдущих культурах Южной Сибири. Сожжение производили вдали от кладбища. Пепел, оставшийся от человека собирали в кожаный мешочек. Затем шили человекоподобное чучело-манекен, имитирующее сожженного покойника. Так называемую «погребальную куклу». Погребальная кукла изготавливалась  из травы и обшивалась кожей, а возможно, берестой и материей. В туловище куклы вкладывали мешочек с пеплом. Части чучела сшивали жилами и тонкими ремешками. Голову чучела изготовляли из комков травы и обшивали кожей или тканью. Кукол изготовляли размером с покойника; одевали, видимо, в его подлинную одежду. Таким образом, кукле придавали сходство с покойником, подчеркивая его отличительные признаки. (На эту историю, дорогие читатели, обратите особое внимание. Как вы думаете, что за людей приходилось сжигать, а потом всё же хоронить с почётом? Возможно, возвращения этих людей с того света боялись, и у них были причины вернуться и вернуться совсем не добрыми намерениями? – кошк.)  Гипсовые маски, как правило, на лица кукол не клали. Известна только одна маска, безусловно, лежавшая на кукле. Она сделана грубее, чем маски на мумиях, и передает лишь условное сходство с человеческим лицом. (И опять внимание: эти куклы не должны были иметь лица. – кошк.)
Похороны сопровождались пиршеством. Резали несколько животных, чаще овец и коз, реже коров, лошадей. Остатки тризн иногда оставляли на покрытии сруба, но чаще крупные головы съеденных животных, главным образом лошадей и коров, зарывали в специальных ямах около могилы либо бросали в саму могилу, когда засыпали ее землей. Важную роль в таштыкском погребальном обряде играло изготовление портретных масок умерших. Традиция изготовления подобных масок пошла со времен ТАГАРСКОЙ культуры. (Некоторые считают, что слово «татары» произошло от названия именно этой культуры. – кошк.) Но лишь в таштыкские времена этот обычай получает подлинный расцвет и считается одной из отличительных черт таштыкской эпохи.
Маски передают облик умершего. По ним ясно читается антропологическая принадлежность человека: индоевропейцы, монголоиды, метисы. Маски часто раскрашивались красной, черной и синей миниральной краской в виде спиралей, полос или больших концентрических окружностей. Очевидно, это имитация татуировки и раскраски лица реального человека.
Женские и мужские маски отличаются: женские маски расписаны красной краской узорами в виде спиралей на лбу, висках, щеках и подбородке. Мужские сплошь покрыты красной краской, а сверху расписаны черной. Некоторые маски к моменту погребения растрескивались и линяли. Тогда их чинили и обновляли раскраску.
Маски создавались для сложных обрядовых действий, связанных с культом мертвых, совершаемых после сожжения трупа и до его погребения. Между этими актами протекал какой-то, может быть значительный, промежуток времени. (А вот тут, к сожалению, ничего не ясно. Что же такое с ними делали? Мы знаем, что для сохранения духов уважаемых и любимых предков во многих странах в древности сохраняли голову или череп этого человека, которому оказывали почести и от которого рассчитывали получать помощь. – кошк.)
Маски лепили прямо на лице умершего, на их внутренней поверхности находили отпечатки морщин на шее и лице, а также приставшие волосы. На все лицо или только на глаза и рот клали кусок шелковой ткани. Для обозначения последних в материи делались прорехи, соответствующие линиям разреза глаз и рта. Поверх ткани клали слой гипса, смешанного с известняком и небольшим количеством кварцевого песка, а затем чистым гипсом заглаживали и моделировали маску по форме лица. Состав масок неодинаков, но гипсовые все же преобладают. Высохшая маска обычно раскрашивалась. Линии, образовывавшие на лбу меандр, на висках и на щеках спирали, наносились двумя красками рядом - красной и синевато-черной. Этими же красками расписывались узорами шея и грудь бюстов. Кроме того, при росписи щек применялась голубая и зеленая краски. Несомненно, эта раскраска передает татуировку, память о которой, а может быть, и она сама, отразилась в позднейшем сообщении китайской хроники о том, что енисейские кыргызы красят себе грудь и шею. Какой смысл вкладывали таштыкцы в погребальную маску, надетую на лицо покойника? До недавнего времени у народов севера Сибири маски из меха, надетые на лицо, служили для изоляции умершего от внешнего живого мира. (Так же используюится маски современных шаманов – кошк.)  Это назначение вполне возможно и для таштыкской маски. Однако «изоляция покойного» не была в таштыкское время ни единственным, ни господствующим смыслом. Большинство отреставрированных масок с ушами и шеей настолько массивны, что не могли накладываться на лицо. Они были для него слишком узки.
Было предположение, что также как и в египетской погребальной традиции, маска служила для сохранения изображения умершего - обиталища или условия жизни души, а иногда и более материального «двойника». Но, как ни заманчива эта версия, ее невозможно приложить к таштыкским маскам. Их не берегли. Они гибли в пламени погребального костра, их нарочно разбивали или клали лицом вниз, даже маски-бюсты, казалось бы, наиболее подходящие для сохранения облика покойного, в большинстве случаев были найдены разломанными на костре или разбитыми при погребении. (Быть может, маска служила временным пристанищем для духа умершего, и во время её существования – пока маска была целой - умершего можно было проводить с почестями, рассказать, как вести себя на путях Загробного Мира, проститься – и отпустить, разбить маску? – кошек.)
Таштыкские маски являются бесспорным памятником искусства, несмотря на всю механичность снятия слепка. Все они несут на себе признаки обработки опытными художниками, которые превращали их то путем отделки рта, то благодаря дополнительной моделировке носа или глаз в живой образ. И в этом отношении таштыкские художники превзошли многих из своих западных товарищей. В эллинистическом Египте, например, в то же время создавались погребальные маски, очень близкие к таштыкским, но они уступали им в подлинной портретности. (Да, маски просто фантастические, это верно. И невероятно живые, даже сейчас, в музеях. – кошк.)
 
Таштыкский Дворец Ли Линя:
В 1940 году при прокладке шоссе, на окраине поселка колхоза «Сила» рабочие раскопали невысокий холм, в котором обнаружили много обломков глиняной кровельной черепицы. Они сообщили о находках в музей, после чего в течение трех лет, 1941, 1944 и 1945 годах ученые раскопали скрывавшееся в этом холме обширное здание древнекитайской архитектуры. (Обратите внимание на ДАТЫ – война началась, когда археологи открыли гробницу Тамерлана, в которой был захоронен, согласно преданию, Бог Войны. А дворец Ли Линя был обнаружен в начале войны и по мере его раскопок война закончилась. Мне навязчиво вспоминается знаменитая мумия Принцессы, которой поклонялись хакасские шаманы, как охранительнице мира. – кошк.)  
Раскопки показали, что дворец общей площадью полторы тысячи квадратных метров был построен без фундамента на выровненной площадке среди ровной степи на левом берегу реки Абакан. Здание было ориентировано строго по странам света: с запада на восток его длина была 45 метров, с севера на юг - 35 метров.
Первое, что  увидели археологи, были остатки крыши дворца, подбитой черепицей, с надписями-благопожеланиями. Такой же магический смысл имели вылитые из бронзы массивные дверные ручки, украшенные маской-личиной мифического рогатого демона.
 
Вот история появления дворца и его владельца:
В китайских летописях есть одно историческое свидетельство, которое заставляет с особым интересом отнестись к развалинам здания близ Абакана. В то время, когда Китай особенно энергично боролся с хуннами, постоянно нападавшими на его северные провинции, императорами Ханьской династии был организован ряд походов в Центральную Азию. Один из наиболее крупных походов проводился в 99 году до нашей эры под командованием известного китайского полководца Ли Гуан-ли. Он был окружен превосходящими силами хуннов и, потеряв 7 тысяч человек убитыми, едва спасся бегством. Между тем на помощь ему спешил отряд в 5 тысяч пехотинцев под командованием его внука Ли-Лина. Это был полководец, «искусный в конной стрельбе из лука». Однако таштыкцы, «видя малость китайских войск», устремились на лагерь. Ли-Линь вместе со своими воинами вступил с ними в рукопашный бой и, преследуя гуннов, убил 10 тысяч человек. Хан (он же по китайским летописям шаньюй) призвал до 80 тысяч конницы из окрестных мест, и Ли-Линь начал отступать на юг. В продолжение еще нескольких дней он убил до 3 тысяч человек. Хан думал, что Ли-Линь заманивает его к границе в засаду, но один офицер из войск, сдавшихся хуннам, открыл им, что Ли-Линь не получит помощи. Хан усилил нападение. Китайцы истратили все стрелы, и Ли-Линь, видя невозможность дальнейшего сопротивления, приказал своим ратникам спасаться, а сам сдался хуннам. Шаньюй гуннов Цзюй Ди-хэу принял храброго китайца с почетом и женил на своей дочери. Когда выяснилось, что в Китае Ли-Линь будет подвергнут за свою неудачу тяжелому наказанию, он решил остаться у хуннов и, как написано в китайской летописи, «получил во владение Хягас», земли, расположенные в бассейне Среднего Енисея, где умер в 74 году до нашей эры, пробыв на чужбине около двадцати пяти лет. »
.. а рядом с этими хуннами (гуннами), в тех же краях, до сих пор живут упомянутые на других сайтах коты (готы). И мало того, что тагары и татары созвучны, не знаю, случайно ли созвучие "таштыков" и "таджиков". Не думаю, что это родственные всё народы. Но родственные языки - и не только тюркские, слух режут.
Зарегистрирован
Mim
Тоже мифическая личность
Злобный Айну

*****




Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус

218610555 218610555    
Просмотреть Профиль WWW Е-мэйл

Пол: male
Сообщений: 306
Re: Таштыкская Культура, 1
« Ответить #2 В: декабря 16th, 2006, 12:17am »
Цитировать Цитировать Править Править

Таджики не тюрки, таджики персы.А коты - вряд ли готы, откуда взяться в тех краях германцам, если они к тому времени давным-давно живут по Рейну.
Зарегистрирован

"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru