Автор |
Тема: Нецке (Прочитано 63884 раз) |
|
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
Марк Шрайбер http://diary.ru/~Yamato-Nippon-Japan/?comments&postid=5622431 НЭЦКЭ - МАЛАЯ, НО ПРОЧНАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН Когда вы входите в магазин изделий из кости, вам кажется, что в это место вас перенесла машина времени. Ведь еще минуту назад вас окружали фантастические небоскребы ХХI века, возвышающиеся на Тюо-дори - главной улице "района электроники" Акихабара. А сейчас вы видите мастера, инструменты и приемы которого почти не изменились за несколько столетий. Как и мастера, работавшие много веков назад, Дзюнъити Мацудзака сидит, скрестив ноги, за низким столиком, на котором разложены инструменты и бесформенные куски кости. После нескольких прикосновений руки мастера кусок кости на ваших глазах превращается в миниатюрную фигурку нэцкэ - подлинный шедевр традиционного японского искусства. Это может быть и изображение Будды, которое поместят в домашний алтарь, и личная печать "ханко", и фигурки Ситифукудзин - семи синтоистских богов счастья, и одно из 12 животных восточного Зодиака - сейчас будет особенно популярной фигурка обезьяны - символ наступающего года. При помощи самого обычного инструмента 59-летний мастер Мацудзака обрабатывает материал с удивительной быстротой и ловкостью, закругляя острые грани и просверливая отверстия традиционным сверлом "рокуро". Уже через несколько минут его материал обретает конкретную форму. Мацудзака рассказывает, что представляет третье поколение этой семьи мастеров нэцкэ. "Мой дед открыл здесь свою мастерскую в 1912 году, сразу после того, как он вернулся с Русско-японской войны. А мой отец унаследовал эту мастерскую и продолжал в ней работать, пока ему не исполнилось 90 лет", - говорит он. Миниатюры нэцкэ появились в Японии в период Эдо (1603-1867 годы). Тогда они были украшениями к различным бытовым предметам, как, например, красочные безделушки, которые многие сейчас подвешивают к своим сотовым телефонам. Раньше при помощи миниатюрных фигурок нэцкэ прикрепляли к поясам кисеты для табака, кошельки и другие мелкие предметы. Эти предметы крепили на поясе "оби" при помощи шелкового шнура, поскольку у японского кимоно отсутствуют карманы. А чтобы шнур не отвязался, его скрепляли на конце фигуркой нэцкэ. Со временем конфигурация нэцкэ стала более сложной и разнообразной, а когда кимоно было вытеснено в быту европейской одеждой, нэцкэ окончательно утратили свое практическое назначение и стали видом традиционного искусства, которое в первую очередь привлекает внимание коллекционеров. Мацудзака говорит, что в зависимости от сложности работа над одной фигуркой может занять даже неделю. "Ведь вы не можете непрестанно работать", - поясняет он. Тем не менее на витрине его магазина демонстрируется большое количество самых разнообразных фигурок. Здесь можно увидеть и недорогие клипсы "мимикаки-бо" всего за 500 иен, и резные печати "ханко" по цене в 18 тыс. иен, и подлинные произведения искусства, такие, как фигурка двух борцов сумо с автографом мастера, которая стоит 485 тыс. иен. Мацудзака, который с удовольствием делает работы и на заказ, говорит, что он консервативен в выборе сюжетов и форм миниатюрной резьбы. "В старину мастера могли экспериментировать со всеми видами экзотических мотивов, но сейчас рынок более ограничен, поэтому я остаюсь приверженцем наиболее традиционного типа миниатюры". Много лет назад резчики фигурок нэцкэ, которых называют "нэцкэ-си", использовали для работы самые разнообразные материалы. Поскольку доступ к слоновой кости имели только художники в крупных городах, в других местах для изготовления нэцкэ применялись и другие материалы, такие, как твердая древесина, особенно вишня, которая может подкрашиваться и полироваться, клыки кабанов, рога оленей и буйволов, а также янтарь. Мацудзака тоже иногда пользуется этими материалами, поскольку они легко обрабатываются и обладают хорошей прочностью. Однако предпочтение он отдает слоновой кости. "Если с палочками для еды из слоновой кости обращаться должным образом, они будут служить вам целую жизнь, - говорит мастер - Только через 30 лет они начнут изнашиваться. Но если клиент принесет мне такие палочки, я их быстро отреставрирую, и тогда они прослужат еще 30 лет". Однако Мацудзака некому передать дело семьи. У него есть сын и дочь, но они работают в страховой компании. И, глядя из окна мастерской на сумятицу "электронного квартала", мастер с печалью думает о том, что его искусство в будущем постигнет та же участь, что постигла и тех величественных животных, бивни которых лежат у него на полке в качестве сырья.
|
« Изменён в : апреля 13th, 2006, 10:06pm пользователем: Saeri » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Несколько снимков Дракон Двое с барабаном
|
« Изменён в : мая 12th, 2007, 12:09am пользователем: alwdis » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Демон. Слоновая кость 19 век
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Два путника и слон. Слоновая кость, 18 век
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Дайкоку и Эбису. Дайкоку – один из семи богов счастья, бог богатства и достатка. Эбису - один из семи богов счастья, бог счастья и удачи. Дерево, лак, роспись, резьба. Япония, XIX век
|
« Изменён в : мая 12th, 2007, 12:19am пользователем: alwdis » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Глашатай со свитком Слоновая кость, резьба. Япония, XIX век Варвар Южных морей. Слоновая кость, резьба. Япония, XIX век И еще один варвар:
|
« Изменён в : мая 12th, 2007, 12:28am пользователем: alwdis » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Tanya
Гость
|
Помню, ещё в детстве меня заворожили нецке, когда я увидела их в кинофильме про приключения Кроша. А после поступления в институт, мне посчастливилось учиться у одного из консультантов этого фильма - Михаила Владимировича Успенского. Он не просто читал лекции, а будучи хранителем в Эрмитаже, водил нас на занятия в его фонды, где можно было прикоснуться к крошечным фигуркам, ощутить тепло материала, поразиться мастерству исполнения. М,В,Успенский говорил, что есть две версии происхождения нецке. Первая - это японское изобретение. Вторая - заимствование, скорее всего из Китая. В эпоху Мин (1368-1644) в Поднебесной "Джуй-цзы" ( "пэй-чуй" ) - предметы, аналогичные нецке. Некоторые ранние нецке назывались "кара-моно", т.е."китайская вещь". Так как нецке появились в Японии во второй половине 16 века, возможно некоторую роль сыграли походы Тоётоми Хидеёси в Корею в 1592 и в 1597 годах, где, как и в Китае, носили джуй-цзы. Однако, в Японии нецке приобрели новые черты и превратились в самостоятельное высокоразвитое искусство, чего в Китае не произошло. Профессиональные резчики нецке появляются в Японии во второй половине 18 века, до этого нецке выступало как побочное занятие. Сложились и 8 основных форм нецке: 1- "катабори"- резная скульптура (конец 18 - 19 вв.); 2- "кагамибута" -плоский сосуд (обычно из кости), сверху покрыт металлической крышкой с основным узором; 3- "Мандзю" -(название происходит из-за сходства с круглой рисовой лепёшкой), изображение обычно гравировалось с применением чернения; 4- "рюса" -пустая внутри, верхняя часть со сквозной резьбой; 5- "саси" -одна из старейших форм в виде длинного бруска с отверстием для шнура на конце. Если все прочие виды нецке служили противовесом, этот вид затыкался за пояс оби, а вещи висели на шнуре; 6- "оби-хасами" - крючок, имеющий вместо отвестия утолщение, за которое и крепится нецке к оби; 7-"итираку" -формы тыквы, коробочки и т.п., сплетённые из проволоки, бамбука или тростника; 8- группа масок театра Но. Это только основные формы. Существовали и другие. Например, курьёзные, представлявшие счёты, компас, пепельницу, кремень и огниво и т.д. В качестве материала чаще всего использовали дерево, кость, рога оленя, буйвола, клыки вепря, медведя, волка. Реже применяли лак, металл, фарфор, коралл, янтарь и другие декоративные камни. Сюжеты были самые разнообразные. И упоминавшиеся в статье выше "ситифукудзин" - "7 богов счастья", мифологические персонажи, герои и простые люди. Интересно, сегодня у нас в России очень распространены отливки из гипса и пластики, представляющие копии японских нецке. Порой в этих грубоватых поделках трудно опознать оригинал. Огромное количество Хотеев, Дайкоку, Эбису и т.д. заполняют полки сувенирных магазинов. И, наверное, почти у каждого имется хотя бы одна фигурка, которая по японским представлениям несёт в дом счастье, покой, материальное благополучие, здоровье и беззаботность.
|
« Изменён в : июня 21st, 2007, 1:54am пользователем: Tanya » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Спасибо большое!
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Tanya
Гость
|
Порывшись в старых конспектах и в памяти. решила кое-что добавить по теме: Ранние нэцкэ 17 – начала 18 веков известны только по живописным изображениям или литературным описаниям. Первые сведения по истории нэцкэ можно найти в последнем томе сочинения Инаба Мититацу «Сокэн кисё» («Рассуждения о лучших образцах оправы мечей»). В целом этот вид пластики формируется к середине 18 века. Появляются региональные отличия в резьбе. Многие нэцкэ подписаны, часто особым значком «какихан» - фигурой из элементов иероглифа имени мастера. Одним из самых искусных мастеров нэцкэ считается Кайгёкусай Масацугу (19 век). Он работал по зарисовкам с натуры, выработав потрясающую наблюдательность. Не впадая в излишнюю деталировку, одним штрихом мог охарактеризовать объект. Среди прославленных имён можно отметить Мэйкэйсая Ходзицу (лучший резчик столицы в 1860-70-х годах), его ученика Фукумото Хомина, Ёсимура Сюдзан (вторая половина 18 века – родоначальник школы в Осака) и Сюмемару, Сюкосай Анраку, Масанао (основоположник школы Киото 18 век) и других. В качестве материалов в 18 веке применяли чаще всего дерево, слоновую кость, рог; в 19 веке прибавились кость нарвала и оленя, фарфор, агат, кораллы. Поверхность деревянных нэцкэ полировалась порошком угля, протиралась льняным маслом, а глянец наводился шёлковой тканью. Иногда дерево покрывали соком специальных ягод, придававших мягкий блеск, реже применяли лак. Нэцкэ из кости окрашивали. Для этого их по многу часов выдерживали в слабом растворе кислоты. Затем смешивали сок ягод гардении и кору хризофоры с водой и в этом растворе кипятили скульптуру 24 часа для достижения золотистого блеска. Некоторые техники создания нэцкэ остаются тайной до сих пор. Например, «укибори» - «всплывающая резьба» . Сюжеты нэцкэ разнообразны и охватывают весь круг интересов и мировоззрение японцев эпохи Токугава (1603-1868) . В нэцкэ можно встретить буддийских, синтоистских, даосских и конфуцианских божеств, а также изображения фигурок из 60-летнего календарного цикла, сценки из повседневной жизни, персонажей народных суеверий и сказок. Наиболее популярными были нэцкэ 7 божеств счастья – «ситифукудзин», а также мифические существа «они» - демоны, «бакэмоно» - оборотни, «тэнгу» - лешие, «каппа» - водяные и т.п. Большое место в сюжетах скульптурных миниатюр отведено любимым героям из литературы и эпоса. А с 19 века в центре внимания оказался обычный человек, изображаемый со всей правдивостью и точностью. В миниатюрной пластике отсутствовали каноны храмовой скульптуры. Нэцкэ изображались с реалистичной точностью. Мастера искали свои сюжеты на улицах города. Это было вплотную связано с историческим развитием страны: когда в период Токугава шло формирование городской культуры, отвечавшей вкусам 3-го и 4-го сословий (ремесленников и купцов), быстро увеличивающих свою численность и влияние. Очень популярно было изображение Оно-но Комати – прославленной поэтессы и красавицы 9 века, одной из «Шести поэтических гениев». Интерес к ней был связан с популяризацией в обществе классической литературы. То, что раньше было доступно избранным, становится достоянием новой городской интеллигенции. Издаются жизнеописания знаменитых женщин прошлого, среди которых и Оно-но Комати, чья жизнь со временем обросла вымыслами и легендами. Когда-то она блистала при дворе и слыла жестокосердной красавицей. За свою гордость она была изгнана в провинцию. Дожив до старости, умерла в нищете, странствуя по дорогам Японии. Существовало 7 вариантов образа талантливой фрейлины. Один из них – «Сотоба Комати» - старуха с могильным камнем – сотоба . Другой знаменитый поэт – легендарный китайский стихотворец Госиса, известный тем, что на одном из собраний писал стихи, держа 1000-фунтовую курильницу над головой. Он утверждал, что физическая усталость ничто по сравнению с муками творчества . Театральная тема была популярна во всех видах японского искусства, в том числе и в нэцках. Это могли быть изображения масок, персонажей Но или Кабуки, а также самих актёров и кукольников. Бродячие актёры, путешествовавшие вдвоём, под Новый год обходили дома со словами «Сэнсин мандзай» - пожелание 10 тысяч лет – частый сюжет для нэцкэ. Особый интерес представляют нэцкэ с изображением иностранцев. В 17 веке голландские корабли не раз заходили в порты Японии, и местные жители очень заинтересовались носовыми фигурами, приносящими по поверьям моряков счастье. Японские мастера стали копировать такие фигуры. Их можно встретить в миниатюрной пластике и народной игрушке Нагасаки. А нэцкэ, которые изображали иностранце, стали называть «голландцами». Ещё один источник вдохновения мастеров – народные сказки. Нэцкэ на их сюжеты наиболее характерны для второй половины 17 – начала 19 веков. Один из любимых сказочных персонажей – рыбак Товара Тода, попавший на остров. Населённый драконами и красавицами. Владычица оставила его в живых, чтобы он кормил фантастических зверей. Поэтому, его часто изображают кормящим дракона. Сложностью и многообразием отличалась символика животных. Например, барсуку и лисе приписывалось оборотничество, собаке - сверхъестественная сила, кошке – способность заманивать счастье в дом. Черепаха выступала олицетворением связи Земли (низ панциря) и Неба (верх панциря). Дракон ассоциировался со звёздами и воспринимался символом водных стихий. А изображения льва связаны с буддийской мифологией, так как он считался «собакой Будды». В нэцкэ «карасиси» (китайский лев) лев держит в лапах шар. Это символ земного шара, по которому распространилось буддийское учение. В облике карасиси видны черта породы кудрявых китайских собак, живших при императорском дворе. Образ обезьяны в японском искусстве изначально связан с индийским влиянием и эпосом «Рамаяна», где обезьяна Сангоку в момент опасности могла превратить пучок шерсти в армию обезьян. Позднее образ обезьян приобрёл другую окраску: воплощение буддийского постулата о неслушании, невидении и неговорении зла. Обезьяна также была спутником буддийского стража Северы Сёмэн-конго (Ваджры), воплотившего в себе функции даосского божества Косина – врачевателя. «Фукура судзумэ» - «раздувшийся воробей», не просто изображение нахохлившейся птицы. Дело в том, что слово «фукура», записанное другими иероглифами, означает «счастье». Мир природы был неистощимым источником вдохновения. К тому же изображения цветов и плодов растений были связаны для японцев с благожелательной символикой. Например, пион был олицетворением счастья, богатства и процветания, гранат – пожеланием многочисленного потомства сыновей, ветка сосны – долголетие и верность. В эпоху позднего средневековья окончательно формируется культ семи богов счастья – ситифукудзин. Особое распространение получил образ одного из них – Дайкоку. Он предстаёт весёлым толстяком с «уцидэ» - колотушкой счастья в руке. Он носит мешок риса, на котором сидят крысы. Всё это – благожелательные символы. Рис в Японии – олицетворение богатства, а там где много риса в амбаре много и крыс. С крысами у Дайкоку особые отношения. Именно крыса спала его, когда разгневанные на него боги решили сжечь толстяка на костре. Она посоветовала Дайкоку зарыться в землю, и он остался жив. Среди фантастических животных в нэцкэ был популярен «Баку», похожий на тапира, с хоботом и бивнями слона, ушами и хвостом коровы, ногами кабана. В синтоизме Баку – дух сосны, охраняющий от разных бедствий. Он питается ночными кошмарами. Чтобы прогнать плохой сон надо было трижды позвать его. Произнеся «Баку курай». Ещё одно фантастическое существо – «Кирин» - у даосов господин 360 животных и насекомых. Его появление в жизни человека – хорошее предзнаменование. Во время официальных церемоний император Японии надевал халат с изображением Кирина . Тануки (енотовидная собака, переводится как «барсук») – существо, наделённое магическими способностями к перевоплощению. Людям Тануки может явиться в виде прекрасной девушки, одноглазого домового, монаха. Его изображают с лисьим хвостом, а иногда похожим на медведя. Считалось, что он связан с Луной и может принять её образ. Он любит пугать путешественников. Садится на обочине, надувает живот и стучит по ему лапами как по барабану: «Тануки – цуцуми» - «барсучий барабан». Унылый звук сбивает путника с пути. Демоны - «они» воплощали зло и противостояли истиной вере. Однако считалось, что и они порой не могут противостоять проповеди учения Будды. Есть немало нэцкэ, где изображаются демоны, бреющие голову и спиливающие рога, для того чтобы стать монахами. Обличием «они» в искусстве наделяли бога ветра Футэна и его спутника Райдена. Нередко, образы небожителей трактуются юмористически. Например, буддийский персонаж Эмма (Яма) – владыка ада – восхищается свитком с изображением красавицы. Даже такому грозному божеству свойственны человеческие слабости. Амэ-но Удзумэ – героиня синтоиского пантеона. В «Кодзики» (712 г.) упоминается в легенде об удалении богини солнца Аматэрасу в Небесный грот. Тогда Земля погрузилась во мрак. Боги всячески пытались выманить Солнце, но ничего не получалось. И вот тогда Амэ-но Удзуме исполнила танец, вызвавший громовой смех богов. Любопытство подтолкнуло Аматэрасу выглянуть из убежища, и во Вселенную вернулся свет. В японских верованиях Амэ-но Удзуме стала одним из божеств счастья. Среди синтоистских персонажей можно отметить супругов Дзю и Уба – духов сосны, олицетворявших пожелание долголетия и супружеского счастья. Цинь Гао – сэннин - один из даосских бессмертных, обладающих магией. Изображался верхом на рыбе, которая по представлениям японцев своим хвостом вызывала землетрясения . Среди нэцкэ созданных на тему буддизма часто встречается фигура Дарума-дайси. Прообразом ему служит историческое лицо – индийский монах, основавший в 6 веке буддийскую секту Дзэн. С его жизнью связано много легенд. Одна из них гласит, что, укрощая плоть, Дарума не спал. Но однажды всё же уснул. В гневе он вырвал потом себе ресницы. А Будда подобрал их и посадил. Из них выросли кусты чая, напиток из которых прогоняет сон и дарит бодрость. «Тя-но ю» – «чайная церемония» получила в средневековой Японии широкое распространение. Её проводил «тидзин» - церемониймейстер этого буддийского обряда. Он готовил чай, поддерживал и направлял беседу, знал сложнейший ритуал в деталях. Каждый жест, поворот тинзина зафиксирован в многочисленных трактатах. В 1920-х годах нэцкэ выходят из бытового употребления, так как кимоно вытесняет европейская одежда. Но они продолжают жить как сувениры.
|
« Изменён в : июля 25th, 2007, 1:29am пользователем: Tanya » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
И еще раз - спасибо!
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|