Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
апреля 26th, 2024, 10:56pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Нецке »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Уголок востоколюба
(Модераторы: Mim, )
   Нецке
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Нецке  (Прочитано 60796 раз)
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Нецке
« В: июня 30th, 2005, 9:13pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Марк Шрайбер
 
http://diary.ru/~Yamato-Nippon-Japan/?comments&postid=5622431
 
 
НЭЦКЭ - МАЛАЯ, НО ПРОЧНАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН
 
Когда вы входите в магазин изделий из кости, вам кажется, что в это место вас перенесла машина времени. Ведь еще минуту назад вас окружали фантастические небоскребы ХХI века, возвышающиеся на Тюо-дори - главной улице "района электроники" Акихабара. А сейчас вы видите мастера, инструменты и приемы которого почти не изменились за несколько столетий.  
 
Как и мастера, работавшие много веков назад, Дзюнъити Мацудзака сидит, скрестив ноги, за низким столиком, на котором разложены инструменты и бесформенные куски кости. После нескольких прикосновений руки мастера кусок кости на ваших глазах превращается в миниатюрную фигурку нэцкэ - подлинный шедевр традиционного японского искусства. Это может быть и изображение Будды, которое поместят в домашний алтарь, и личная печать "ханко", и фигурки Ситифукудзин - семи синтоистских богов счастья, и одно из 12 животных восточного Зодиака - сейчас будет особенно популярной фигурка обезьяны - символ наступающего года.  
 
При помощи самого обычного инструмента 59-летний мастер Мацудзака обрабатывает материал с удивительной быстротой и ловкостью, закругляя острые грани и просверливая отверстия традиционным сверлом "рокуро". Уже через несколько минут его материал обретает конкретную форму.  
 
Мацудзака рассказывает, что представляет третье поколение этой семьи мастеров нэцкэ. "Мой дед открыл здесь свою мастерскую в 1912 году, сразу после того, как он вернулся с Русско-японской войны. А мой отец унаследовал эту мастерскую и продолжал в ней работать, пока ему не исполнилось 90 лет", - говорит он.  
 
Миниатюры нэцкэ появились в Японии в период Эдо (1603-1867 годы). Тогда они были украшениями к различным бытовым предметам, как, например, красочные безделушки, которые многие сейчас подвешивают к своим сотовым телефонам. Раньше при помощи миниатюрных фигурок нэцкэ прикрепляли к поясам кисеты для табака, кошельки и другие мелкие предметы. Эти предметы крепили на поясе "оби" при помощи шелкового шнура, поскольку у японского кимоно отсутствуют карманы. А чтобы шнур не отвязался, его скрепляли на конце фигуркой нэцкэ.  
 
Со временем конфигурация нэцкэ стала более сложной и разнообразной, а когда кимоно было вытеснено в быту европейской одеждой, нэцкэ окончательно утратили свое практическое назначение и стали видом традиционного искусства, которое в первую очередь привлекает внимание коллекционеров.  
 
Мацудзака говорит, что в зависимости от сложности работа над одной фигуркой может занять даже неделю. "Ведь вы не можете непрестанно работать", - поясняет он. Тем не менее на витрине его магазина демонстрируется большое количество самых разнообразных фигурок.  
 
Здесь можно увидеть и недорогие клипсы "мимикаки-бо" всего за 500 иен, и резные печати "ханко" по цене в 18 тыс. иен, и подлинные произведения искусства, такие, как фигурка двух борцов сумо с автографом мастера, которая стоит 485 тыс. иен.
 
Мацудзака, который с удовольствием делает работы и на заказ, говорит, что он консервативен в выборе сюжетов и форм миниатюрной резьбы.  
 
"В старину мастера могли экспериментировать со всеми видами экзотических мотивов, но сейчас рынок более ограничен, поэтому я остаюсь приверженцем наиболее традиционного типа миниатюры".  
 
Много лет назад резчики фигурок нэцкэ, которых называют "нэцкэ-си", использовали для работы самые разнообразные материалы. Поскольку доступ к слоновой кости имели только художники в крупных городах, в других местах для изготовления нэцкэ применялись и другие материалы, такие, как твердая древесина, особенно вишня, которая может подкрашиваться и полироваться, клыки кабанов, рога оленей и буйволов, а также янтарь.
 
Мацудзака тоже иногда пользуется этими материалами, поскольку они легко обрабатываются и обладают хорошей прочностью. Однако предпочтение он отдает слоновой кости.  
 
"Если с палочками для еды из слоновой кости обращаться должным образом, они будут служить вам целую жизнь, - говорит мастер - Только через 30 лет они начнут изнашиваться. Но если клиент принесет мне такие палочки, я их быстро отреставрирую, и тогда они прослужат еще 30 лет".  
 
Однако Мацудзака некому передать дело семьи. У него есть сын и дочь, но они работают в страховой компании. И, глядя из окна мастерской на сумятицу "электронного квартала", мастер с печалью думает о том, что его искусство в будущем постигнет та же участь, что постигла и тех величественных животных, бивни которых лежат у него на полке в качестве сырья.
« Изменён в : апреля 13th, 2006, 10:06pm пользователем: Saeri » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Нецке
« Ответить #1 В: мая 12th, 2007, 12:06am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Несколько снимков
 
Дракон

 
Двое с барабаном
« Изменён в : мая 12th, 2007, 12:09am пользователем: alwdis » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Нецке
« Ответить #2 В: мая 12th, 2007, 12:13am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Демон. Слоновая кость 19 век
 
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Нецке
« Ответить #3 В: мая 12th, 2007, 12:17am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Два путника и слон. Слоновая кость, 18 век
 
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Нецке
« Ответить #4 В: мая 12th, 2007, 12:19am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Дайкоку и Эбису.
 
Дайкоку – один из семи богов счастья, бог богатства и достатка. Эбису - один из семи богов счастья, бог счастья и удачи. Дерево, лак, роспись, резьба. Япония, XIX век  
 
« Изменён в : мая 12th, 2007, 12:19am пользователем: alwdis » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Нецке
« Ответить #5 В: мая 12th, 2007, 12:26am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Глашатай со свитком
Слоновая кость, резьба. Япония, XIX век  
 

 
Варвар Южных морей.
Слоновая кость, резьба. Япония, XIX век  

 
И еще один варвар:

« Изменён в : мая 12th, 2007, 12:28am пользователем: alwdis » Зарегистрирован
Tanya
Гость

Е-мэйл

Re: Нецке
« Ответить #6 В: июня 21st, 2007, 1:46am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Помню, ещё в детстве меня заворожили нецке, когда я увидела их в кинофильме про приключения Кроша. А после поступления в институт, мне посчастливилось учиться у одного из консультантов этого фильма - Михаила Владимировича Успенского. Он не просто читал лекции, а будучи хранителем в Эрмитаже, водил нас на занятия в его фонды, где можно было прикоснуться к крошечным фигуркам, ощутить тепло материала, поразиться мастерству исполнения.
М,В,Успенский говорил, что есть две версии происхождения нецке. Первая - это японское изобретение. Вторая - заимствование, скорее всего из Китая.  
В эпоху Мин (1368-1644) в Поднебесной "Джуй-цзы" ( "пэй-чуй" )  - предметы, аналогичные нецке. Некоторые ранние нецке назывались "кара-моно", т.е."китайская вещь". Так как нецке появились в Японии во второй половине 16 века, возможно некоторую роль сыграли походы Тоётоми Хидеёси в Корею в 1592 и в 1597 годах, где, как и в Китае, носили джуй-цзы.
Однако, в Японии нецке приобрели новые черты и превратились в самостоятельное высокоразвитое  искусство, чего в Китае не произошло.
Профессиональные резчики нецке появляются в Японии во второй половине 18 века, до этого нецке выступало как побочное занятие. Сложились и 8 основных форм нецке:
1- "катабори"- резная скульптура (конец 18 - 19 вв.);
2- "кагамибута" -плоский сосуд (обычно из кости), сверху покрыт металлической крышкой с основным узором;
3- "Мандзю" -(название происходит из-за сходства с круглой рисовой лепёшкой), изображение обычно гравировалось с применением чернения;
4- "рюса" -пустая внутри, верхняя часть со сквозной резьбой;
5- "саси" -одна из старейших форм в виде длинного бруска с отверстием для шнура на конце. Если все прочие виды нецке служили противовесом, этот вид затыкался за пояс оби, а вещи висели на шнуре;
6- "оби-хасами" - крючок, имеющий вместо отвестия утолщение, за которое и крепится нецке к оби;
7-"итираку" -формы тыквы, коробочки и т.п., сплетённые из проволоки, бамбука или тростника;
8- группа масок театра Но.
Это только основные формы. Существовали и другие. Например, курьёзные, представлявшие счёты, компас, пепельницу, кремень и огниво и т.д.
В качестве материала чаще всего использовали дерево, кость, рога оленя, буйвола, клыки вепря, медведя, волка. Реже применяли лак, металл, фарфор, коралл, янтарь и другие декоративные камни.
Сюжеты были самые разнообразные. И упоминавшиеся в статье выше "ситифукудзин" - "7 богов счастья", мифологические персонажи, герои и простые люди.
Интересно, сегодня у нас в России очень распространены отливки из гипса и пластики, представляющие копии японских нецке. Порой в этих грубоватых поделках трудно опознать оригинал. Огромное количество Хотеев, Дайкоку, Эбису и т.д. заполняют полки сувенирных магазинов. И, наверное, почти у каждого имется хотя бы одна фигурка, которая по японским представлениям несёт в дом счастье, покой, материальное благополучие, здоровье и беззаботность.
« Изменён в : июня 21st, 2007, 1:54am пользователем: Tanya » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Нецке
« Ответить #7 В: июня 21st, 2007, 11:58am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Спасибо большое!
Зарегистрирован
Tanya
Гость

Е-мэйл

Re: Нецке
« Ответить #8 В: июля 25th, 2007, 1:25am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Порывшись в старых конспектах и в памяти. решила кое-что добавить по теме:
 
Ранние нэцкэ 17 – начала 18 веков известны только по живописным изображениям или литературным описаниям. Первые сведения по истории нэцкэ можно найти в последнем томе сочинения Инаба Мититацу «Сокэн кисё» («Рассуждения о лучших образцах оправы мечей»).
В целом этот вид пластики формируется к середине 18 века. Появляются региональные отличия в резьбе. Многие нэцкэ подписаны, часто особым значком «какихан» - фигурой из элементов иероглифа имени мастера.
Одним из самых искусных мастеров нэцкэ считается Кайгёкусай Масацугу (19 век). Он работал по зарисовкам с натуры, выработав потрясающую наблюдательность. Не впадая в излишнюю деталировку, одним штрихом мог охарактеризовать объект.
Среди прославленных имён можно отметить Мэйкэйсая Ходзицу (лучший резчик столицы в 1860-70-х годах), его ученика Фукумото Хомина, Ёсимура Сюдзан (вторая половина 18 века – родоначальник школы в Осака) и Сюмемару, Сюкосай Анраку, Масанао (основоположник школы Киото 18 век) и других.
В качестве материалов в 18 веке применяли чаще всего дерево, слоновую кость, рог; в 19 веке прибавились кость нарвала и оленя, фарфор, агат, кораллы. Поверхность деревянных нэцкэ полировалась порошком угля, протиралась льняным маслом, а глянец наводился шёлковой тканью. Иногда дерево покрывали соком специальных  ягод, придававших мягкий блеск, реже применяли лак.
Нэцкэ из кости окрашивали. Для этого их по многу часов выдерживали в слабом растворе  кислоты. Затем смешивали сок ягод гардении и кору хризофоры с водой и в этом растворе кипятили скульптуру 24 часа для достижения золотистого блеска.
Некоторые техники создания нэцкэ остаются тайной до сих пор. Например, «укибори» - «всплывающая резьба» .
Сюжеты нэцкэ разнообразны и охватывают весь круг интересов и мировоззрение японцев эпохи Токугава (1603-1868) . В нэцкэ можно встретить буддийских, синтоистских, даосских и конфуцианских божеств, а также изображения фигурок из 60-летнего календарного цикла, сценки из повседневной жизни, персонажей народных суеверий и сказок. Наиболее популярными были нэцкэ 7 божеств счастья – «ситифукудзин», а также мифические существа «они» - демоны, «бакэмоно» - оборотни, «тэнгу» - лешие, «каппа» - водяные и т.п. Большое место в сюжетах скульптурных миниатюр отведено любимым героям из литературы и эпоса. А с 19 века в центре внимания оказался обычный человек, изображаемый со всей правдивостью и точностью.
В миниатюрной пластике отсутствовали каноны храмовой скульптуры. Нэцкэ изображались с реалистичной точностью. Мастера искали свои сюжеты на улицах города. Это было вплотную связано с историческим развитием страны: когда в период Токугава шло формирование городской культуры, отвечавшей вкусам 3-го и 4-го сословий (ремесленников и купцов), быстро увеличивающих свою численность и влияние.
Очень популярно было изображение Оно-но Комати – прославленной поэтессы и красавицы 9 века, одной из «Шести поэтических гениев». Интерес к ней был связан с популяризацией в обществе классической литературы. То, что раньше было доступно избранным, становится достоянием новой городской интеллигенции. Издаются жизнеописания знаменитых женщин прошлого, среди которых и Оно-но Комати, чья жизнь со временем обросла вымыслами и легендами.
Когда-то она блистала при дворе и слыла жестокосердной красавицей. За свою гордость она была изгнана в провинцию. Дожив до старости, умерла в нищете, странствуя по дорогам Японии.
 Существовало 7 вариантов образа талантливой фрейлины. Один из них – «Сотоба Комати» - старуха с могильным камнем – сотоба . Другой знаменитый поэт – легендарный китайский стихотворец Госиса, известный тем, что на одном из собраний писал стихи, держа 1000-фунтовую курильницу над головой. Он утверждал, что физическая усталость ничто по сравнению с муками творчества .
Театральная тема была популярна во всех видах японского искусства, в том числе и в нэцках. Это могли быть изображения масок, персонажей Но или Кабуки, а также самих актёров и кукольников.  
Бродячие актёры, путешествовавшие вдвоём, под Новый год обходили дома со словами «Сэнсин мандзай»  - пожелание 10 тысяч лет  – частый сюжет для нэцкэ.
Особый интерес представляют нэцкэ с изображением иностранцев. В 17 веке голландские корабли не раз заходили в порты Японии, и местные жители очень заинтересовались носовыми фигурами, приносящими по поверьям моряков счастье. Японские мастера стали копировать такие фигуры. Их можно встретить в миниатюрной пластике и народной игрушке Нагасаки.  
А нэцкэ, которые изображали иностранце, стали называть «голландцами».
Ещё один источник вдохновения мастеров – народные сказки. Нэцкэ на их сюжеты наиболее характерны для второй половины 17 – начала 19 веков.
Один из любимых сказочных персонажей – рыбак Товара Тода, попавший на остров. Населённый драконами и красавицами. Владычица оставила его в живых, чтобы он кормил фантастических зверей. Поэтому, его часто изображают кормящим дракона.
 
Сложностью и многообразием отличалась символика животных. Например, барсуку и лисе приписывалось оборотничество, собаке - сверхъестественная сила, кошке – способность заманивать счастье в дом. Черепаха выступала олицетворением связи Земли (низ панциря) и Неба (верх панциря). Дракон ассоциировался со звёздами  и воспринимался символом водных стихий. А изображения льва связаны с буддийской мифологией, так как он считался «собакой Будды». В нэцкэ «карасиси» (китайский лев) лев держит в лапах шар. Это символ земного шара, по которому распространилось буддийское учение. В облике карасиси видны черта породы кудрявых китайских собак, живших при императорском дворе.
Образ обезьяны в японском искусстве изначально связан с индийским влиянием и эпосом «Рамаяна», где обезьяна Сангоку в момент опасности могла превратить пучок шерсти в армию обезьян. Позднее образ обезьян приобрёл другую окраску: воплощение буддийского постулата о неслушании, невидении и неговорении зла. Обезьяна также была спутником буддийского стража Северы Сёмэн-конго (Ваджры), воплотившего в себе функции даосского божества Косина – врачевателя.
 «Фукура судзумэ» - «раздувшийся воробей», не просто изображение нахохлившейся птицы. Дело в том, что слово «фукура», записанное другими иероглифами, означает «счастье».
Мир природы был неистощимым источником вдохновения. К тому же изображения цветов и плодов растений были связаны для японцев с благожелательной символикой. Например, пион был олицетворением счастья, богатства и процветания, гранат – пожеланием многочисленного потомства сыновей, ветка сосны – долголетие и верность.
В эпоху позднего средневековья окончательно формируется культ семи богов счастья – ситифукудзин. Особое распространение получил образ одного из них – Дайкоку. Он предстаёт весёлым толстяком с «уцидэ» - колотушкой счастья в руке. Он носит мешок риса, на котором сидят крысы. Всё это – благожелательные символы. Рис в Японии – олицетворение богатства, а там где много риса в амбаре много и крыс.  
С крысами у Дайкоку особые отношения. Именно крыса спала его, когда разгневанные на него боги решили сжечь толстяка на костре. Она посоветовала Дайкоку зарыться в землю, и он остался жив.
Среди фантастических животных в нэцкэ был популярен «Баку», похожий на тапира, с хоботом и бивнями слона, ушами и хвостом коровы, ногами кабана. В синтоизме Баку – дух сосны, охраняющий от разных бедствий. Он питается ночными кошмарами. Чтобы прогнать плохой сон надо было трижды позвать его. Произнеся «Баку курай».
Ещё одно фантастическое существо – «Кирин» - у даосов господин 360 животных и насекомых. Его появление в жизни человека – хорошее предзнаменование. Во время официальных церемоний император Японии надевал халат с изображением Кирина .
Тануки (енотовидная собака, переводится как «барсук») – существо, наделённое магическими способностями к перевоплощению. Людям Тануки может явиться в виде прекрасной девушки, одноглазого домового, монаха. Его изображают с лисьим хвостом, а иногда похожим на медведя. Считалось, что он связан с Луной и может принять её образ. Он любит пугать путешественников. Садится на обочине, надувает живот и стучит по ему лапами как по барабану: «Тануки – цуцуми» - «барсучий барабан». Унылый звук сбивает путника с пути.
Демоны - «они» воплощали зло и противостояли истиной вере. Однако считалось, что и они порой не могут противостоять проповеди учения Будды. Есть немало нэцкэ, где изображаются демоны, бреющие голову и спиливающие рога, для того чтобы стать монахами.  
           Обличием «они» в искусстве наделяли бога ветра Футэна и его спутника Райдена.
Нередко, образы небожителей трактуются юмористически. Например, буддийский персонаж Эмма (Яма) – владыка ада – восхищается свитком с изображением красавицы. Даже такому грозному божеству свойственны человеческие слабости.
Амэ-но Удзумэ – героиня синтоиского пантеона. В «Кодзики» (712 г.) упоминается в легенде об удалении богини солнца Аматэрасу в Небесный грот. Тогда Земля погрузилась во мрак. Боги всячески пытались выманить Солнце, но ничего не получалось. И вот тогда Амэ-но Удзуме исполнила танец, вызвавший громовой смех богов. Любопытство подтолкнуло Аматэрасу выглянуть из убежища, и во Вселенную вернулся свет. В японских верованиях Амэ-но Удзуме стала одним из божеств счастья.
Среди синтоистских персонажей можно отметить супругов Дзю и Уба – духов сосны, олицетворявших пожелание долголетия и супружеского счастья.
Цинь Гао – сэннин - один из даосских бессмертных, обладающих магией. Изображался верхом на рыбе, которая по представлениям японцев своим хвостом вызывала землетрясения .
Среди нэцкэ созданных на тему буддизма часто встречается фигура Дарума-дайси. Прообразом ему служит историческое лицо – индийский монах, основавший в 6 веке буддийскую секту Дзэн.
С его жизнью связано много легенд. Одна из них гласит, что, укрощая плоть, Дарума не спал. Но однажды всё же уснул. В гневе он вырвал потом себе ресницы. А Будда подобрал их и посадил. Из них выросли кусты чая, напиток из которых прогоняет сон и дарит бодрость.
«Тя-но ю» – «чайная церемония» получила в средневековой Японии широкое распространение. Её проводил «тидзин» - церемониймейстер этого буддийского обряда. Он готовил чай, поддерживал и направлял беседу, знал сложнейший ритуал в деталях. Каждый жест, поворот тинзина зафиксирован в многочисленных трактатах.  
 
В 1920-х годах нэцкэ выходят из бытового употребления, так как кимоно вытесняет европейская одежда. Но они продолжают жить как сувениры.
« Изменён в : июля 25th, 2007, 1:29am пользователем: Tanya » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Нецке
« Ответить #9 В: июля 25th, 2007, 1:42am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

И еще раз - спасибо!  
down
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru