Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
января 27th, 2022, 9:35pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « возрастное изучение истории »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Уголок историка
(Модераторы: Торлуин, Mim)
   возрастное изучение истории
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: возрастное изучение истории  (Прочитано 1740 раз)
pioner
Гость

Е-мэйл

возрастное изучение истории
« В: июня 29th, 2008, 12:45am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

http://www.bear-loka.spb.ru/study_history.html
 
Возрастное изучение истории

 

Мы все учились понемногу,
И оттого шагаем в ногу…
Народное присловье


 
Рождение данной статьи обязано длительному и упорному разговору о ценности и полезности современного школьного обучения и конкретно истории. Как мы знаем, с преподаванием истории в школе, за редким исключением индивидуальных подходов, мягко говоря не всё в порядке.  Отсутствуют хорошие учебники, дети плохо усваивают материал, преподаватели сами не чётко осознают, что они должны нести в «массы» и т.д. И что самое забавное: всё это происходит на фоне огромного и практически неизгладимого интереса к истории, т.е. по большому счёту, дети не против изучения истории, но «на выходе» результаты пестрят более минусами, чем плюсами. НО дети не останавливаются. Несмотря на оставшуюся оскомину от школьных штудий, очень многие продолжают самостоятельное изучение истории, что часто даёт весьма неплохие результаты. И как увязать эти явления?  
Да, как всегда, методом «не мудрствуя лукаво»: раз взрослый человек интересуется историей от удовольствия, надо сделать так, чтобы это удовольствие было и у ребёнка. То есть надо излагать историю на его ребёночном уровне. Не бог весть какое соображение, но будучи пущено в самостоятельное плавание, оно рискует напороться на несколько, не видимых обычному взгляду, подводных камней:
 
Во-первых надо принять к сведению то, что ребёнок во время школы (т.е. с 7-и и до 17 лет) проходит не один, а два этапа развития. Первый - с семи до четырнадцати лет, второй – с четырнадцати до двадцати одного года. Эти цифры рождаются не в больном мозгу отвлечённого философствования, а из чистого знания физиологии. Согласно этой науке, организм каждого человека полностью перерождается каждые семь лет, т.е. каждые семь лет мы становимся новыми. Органы сохраняются, но они целиком меняются, сдвигаясь в своём развитии. Органы растут и старятся, как растёт и старится их обладатель - человек. А посему, мозг ребёнка, к примеру, в шесть лет это нечто иное, чем тот же мозг в восемь лет. Это разные вещи и если мы хотим на него воздействовать, то в разное время надо применять разные способы.
Естественно, что цифры эти не точные, ибо люди разные и у кого-то цикл перерождения организма случается в семь лет, а у кого-то, например, в шесть с половиной, а у другого в семь с половиной и т.д. В данном случае, опора на цифры материя возможная, но не всегда благодарная. В некоторых случаях, процессы взросления и перестройки лучше отмечать по непосредственным физиологическим проявлениям. Например, семилетнее перестроение организма отмечается сменой зубов, с молочных на основные. Как только это произошло – можно считать, что первый период жизни у человека пройден. Второй будет пройден, когда у ребёнка начнётся половое созревание, третий – когда на лице у него образуется носогубная складка и т.д.  
Возвращаясь же к школьному обучению, ещё раз отметим, что в его течении у детей протекает не один, а два возрастных периода. А раз их два, то, с учётом того, что происходит перерождение организма, преподавать в них историю надо дважды. Не растягивать её на десять-одиннадцать классов, а дублировать и развивать, т.е. знания полученные во втором школьном возрасте (с 7 до 14-и лет) обязаны стать базисным ядром, которое будет повторено и расширено в  третьем возрастном отрезке (с 14 до 21 года) .  
Во-вторых, нам надо принять к сведению, что интересы второго учебного возраста и третьего различны. В первом учебном возрасте (с рождения и до 7-и лет) ребёнок живёт одними эмоциями и не в состоянии построить простейшую логическую цепочку хотя бы из трёх звеньев. У него всё просто: жарко или холодно, горячо или холодно, больно и не больно, и т.д. Во втором учебном возрасте (с 7 до 14 лет) мозг начинает перестраиваться и юное создание уже может кое-что понять логически. К концу этого возраста, при определённой практике, логическими цепочками из 4-5 звеньев большинство подростков оперирует уже очень хорошо, но начинают они с малого. А потому и преподавание истории должно быть соответствующим: сказочно-исторические сюжеты вперемежку с историко-сказочными. Никакой особой хронологии здесь ещё не надо, либо она должна находиться в зачаточном состоянии. Важен и момент этнический момент: чья история должна преподаваться в этот возрастной период: своя или чужая? Пропорции для этого возрастного периода примерно таковы: в начале периода должно быть 75% чужой истории и 25 своей, а в конце этого периода наоборот. Так как этот возраст переходный, то таковым должно быть и преподавание истории.
 
Момент соответствия возраста и психического развития свойственен и третьему учебному возрасту. Основной его девиз: патриотизм. Юношам этого возраста (с 14 до 21 года) в высшей мере свойственно желание всемерного выяснения где своё и где чужое. Это проявляется и в территории, и правилах , и в ритуалах, и т.д. Так что преподавание истории в этом учебном возрастном периоде должно сводиться к следующим базисным моментам:  
 
    • Пересказ истории в патриотическом ключе.
    • Общее (не детальное) выстраивание хронологии своей страны
    • Сохранение пропорции 75% своей истории и 25% чужой, где своя и чужая история преподаются в патриотическом ключе

 
А вот теперь главное. Изучение истории не должно заканчиваться ни школой ни ВУЗом. История это то, что сопровождает нас всю последующую жизнь. К её примерам мы обращаемся постоянно. А посему изучение истории в государстве, заботящемся о своих подданных, должно быть продолжено. Человек, безусловно, будет это проделывать и сам, но государство должно ему в этом всемерно помогать: организацией публичных лекций специалистов, историко-культурных туров, специализированных возрастных выставок, археологических экспедиций, исторических реконструкций и т.п. Самому человеку сложно ориентироваться в море информации и если её носители будут для него доступны – человек сможет развиваться гораздо более последовательно и всесторонне. Причём все эти курсы и практические занятия следует делать с ориентацией на возраст, т.е. учёные должны уметь рассказывать историю для разных возрастных групп, ибо учиться истории надо до старости.
Кто-то может сказать, что изучение истории по возрастам это лишнее, что, на самом деле, надо просто интересно и завлекательно рассказывать, но это не совсем так. Умело и зажигательно рассказанная история действительно возбуждает интерес, но на этом всё и останавливается. Как правило, через некоторое время она почти полностью забывается, а это не совсем тот результат, что нужен. Нужно не только интересно рассказать, но и сделать так, что знания в большинстве своём, плотным и ровным слоем, самым естественным образом улеглись в нашем мозгу. И сделать это можно занимательно подавая историю на том психическом уровне, до которого, в данный период, поднялся ученик.  
 
Основываясь на этом соображении далее мы кратко изложим схему возрастного обучения и преподавания истории. Её акценты, склонности и возрастные предпочтения.
 
Изучение и преподавание истории
в послевузовском периоде

 
Четвёртый учебный возраст (21-28 лет); с начала возраста образования носогубной складки до возраста вырастания всех зубов мудрости. Основной девиз: экспансия. Если предыдущий возраст отличало стремление уяснить границы своего и чужого, то в четвёртом возрасте важно шагнуть через эти границы.
Этот возраст очень сложен и очень спорен в развития и человека и общества. Мы можем, конечно, накинуть удавку на шею молодым людям этого возраста и принудить их просиживать штаны в офисе, но таким образом мы только загоняем внутрь их возрастные инстинкты. Пользы от этого насильственного пацифизма будет немного, но главное, что подобными действиями  приведут к неудовлетворённым комплексам, которые со временем скажутся не только на них самих, но и на их близких, родственниках, друзьях, а в конечном счёте и на государстве. Посему государству не стоит становиться на пути созревания личности, загоняя внутрь его возрастные инстинкты, а ему должно использовать созревшую энергию. Молодой человек должен постранствовать, побывать в реальном бою, попробовать на своей шкуре что значит дружба, предательство, лицемерие; что значит кровью отвечать за ошибки других и лично вкусить ещё много ценных и полезных вещей.  
Сделать это не столь уж сложно: надо только научиться с 7 лет сводить подростков в молодёжные лагеря и до самой свадьбы учить их жизни мужчин. Не стесняясь отправлять в наёмничество, если на родине в это время мир и стабильность. Только в этом случае большинство из них (а не единицы как сейчас) вырастут теми мужчинами, о надёжном плече которых так мечтают женщины.
Возвращаясь к преподаванию истории, следует сказать, что в этом возрастном промежутке преподавание её, также должно соответствовать возрасту и психическому содержанию. Акценты этого обучения должны перераспределяться следующим образом:
 
    • Динамическое преподавание истории, т.е. история родной страны ещё раз должна быть пересмотрена с точки зрения расширения и убыли территории на протяжении всего исторического развития. Т.е. это должна быть история войн, захватов, поражений, восстания из пепла и т.п.
    • Понятие своя-чужая история должно быть перераспределено по принципу «50 на 50»
    • Большое значение должно придаваться изучению истории, языка и обычаев, как соседних стран, так и стран в которые молодые люди направляются в наёмничество.

 
Пятый возраст у молодых людей случается с 28-и и до 35 лет, когда попробовав жизни и, заработав честным ратным трудом денег, они возвращаются домой. Пятый возраст - это время женитьбы, образования брачных пар и рождения первых детей. В этом же ключе должно рассматриваться и продолжение исторического образования:
 
    • Пятый возрастной промежуток это время изучения союзом и рассмотрения плодов этих союзов: какие выгоды можно получить образуя соглашения
    • Своя и чужая история по прежнему должны быть рассматриваемы в пропорции 50 на 50
    • И как в предыдущий период, большое значение должно придаваться изучению истории, языка и обычаев, как соседних стран, а также стран, которые находятся «за соседями»

 
Шестой возрастной промежуток начинается примерно в возрасте 35 лет и заканчивается к годам 42-м. Шестой возраст - время уяснения предназначения семьи, своих новых прав и обязанностей, как в семье, так и в обществе. Шестой возраст это пик физического могущества, тело впервые начинает отказывать совершенно естественным образом и становится понятно, что для качественного продолжения жизни необходимы опыт, знания и разумения. Девиз шестого возрастного периода: устроение крепкой семьи. В связи с этим историческая тематика  уместная для этого периода следующая:
 
    • Изучение основ построения государства как большой семьи, его скрепляющих и разъединяющих моментов
    • Доминанта «свой-чужой» должна быть по прежнему в положении «50 на 50»; что позволит детальнее рассмотреть собственную историю через инородные примеры
    • Именно в этот период следует начинать прививать интерес к изучению истории через настоящие источники (реальные тексты, грамотки, указы, договоры и т.п.)

 
Седьмой возраст начинается в 42 года и заканчивается в 49. Его отличает расширение понятия семьи до уровня более крупных объединений: группы семей, соседской общины, производственных образований. И соответственно рассмотрения правил их образования, условий существования и обыкновений распада. Канва исторического обучения здесь такова:
 
    • Изучение потребностей государства в сравнении с другими государственными объединениями: ресурсы и потребности, природные богатства и возможности
    • Опорная точка для размышлений уже не рассуждения исследователей, а собственный анализ историко-этнографических источников
    • Выстраивание собственного генеалогического древа

 
Восьмой возраст это жизненный промежуток между 49-ю и 56-ю годами. Это время государственного человека, не разбрасывающегося по пустякам, склонного и умеющего всё сделать за один раз (без переделок), видящего себя достойным и важным винтиком государственной машины. Этому периоду будут уместны следующие исторические «штудии»:
 
    • Глобальная геополитика. Уяснение потребностей и возможностей единого клубка международных государств
    • Совершенствование анализа исторических источников, а также работ исследователей, также опирающихся только на источники
    • Нахождение места своей генеалогии в едином теле государственного организма

 
Девятый жизненный возраст (56-63 года) – время уяснения себя не только гражданином государства, но и сознательным и ответственным гражданином планеты Земля. Сие выливается в подобные историко-культурные реалии:
 
    • Изучение потребностей и возможностей планеты Земля, как одного большого живого организма (экология, эсхатология, экуменизм)
    • Переключение на работы людей мыслящих глобальными мировоззренческими категориями, не опирающимися на конкретный исторический материал
    • Собственная генеалогия в свете мировых исторических процессов

 
Десятый возраст (63-70 лет). Выход за пределы планеты Земля. Осознание её как одной из множества подобных величин. Уяснение правил сосуществования и выживания. На этом месте история в её обычном понимании заканчивается, уступая место теориям рождения, существования и разрушения планет, галактик и миров. Десятый возраст как таковой уже не предполагает возможностей подключения государства на обучение, так что с этого периода обучение переходит на чисто личностный подход
 
Одиннадцатый возрастной кусок жизни (70-77 лет) увязан в познавательном процессе с понятием и знанием о Едином, когда наравне с понятие видимого и доступного пониманию мироздания, рядом вырастает несоразмеримое с ним по мощи и объёму здание невидимого и, что особо важно, не доступного пониманию человеческого ума, Непознаваемого. Того самого Непознаваемого, что не под силу воспринять человеческому уму по причине его ограниченности. Одиннадцатый период человеческой жизни это попытка соединить познаваемое и непознаваемое, видимое и невидимое, доступное и недоступное в Одно. На этом этапе этого будет вполне достаточно.
 
Двенадцатый отрезок жизни это подготовка скачка в небытиё (как собственно первый отрезок это скачок из небытия). Однако, эту тему, в пределах данной работы мы поднимать не будем. Несмотря на то, что её ценность и значимость несравненно более велики, чем тема, заявленная для данной статьи.
 
Ответы на вопросы,
возникшие у тех, кому довелось прочитать статью до её выхода в тираж:

 
    • Да, безусловно, изложенная схема чисто умозрительная и допускает небольшую коррекцию чисел в ту или иную сторону
    • Да, она совершенно не жизненна, ибо данная историческая эпоха не предполагает наличия политической воли для реализации её в жизнь
    • Нет, предложенная схема обучения (глазная), характерна только для мужчин; женская схема изучения истории (ушная), в некоторых деталях повторяет мужскую, но в целом принципиально иная
    • Нет, схема ориентирована на среднестатистического человека. Подходы для гениев, и их близняшек-даунов, в связи с отличием их жизненных задач от задач обычных людей, иные


« Изменён в : июля 1st, 2008, 3:20am пользователем: pioner » Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru