Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
января 25th, 2022, 6:07am

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « "Девятое кольцо" Аллор »

   Форум портала «Миф»
   Пристанище книжных детей
   Арда и окрестности
(Модератор: Mim)
   "Девятое кольцо" Аллор
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: "Девятое кольцо" Аллор  (Прочитано 2258 раз)
Хольгер и Эльвинг
золотые люди

***






   
Просмотреть Профиль

Сообщений: 186
"Девятое кольцо" Аллор
« В: ноября 2nd, 2006, 3:57pm »
Цитировать Цитировать Править Править

«Девятое кольцо» Аллор, известное также под названием «Пестрая книга Арды», стало поистине уникальным апокрифом. Уникальным прежде всего благодаря своей психологичности – ведь ни от кого не секрет, что значительная часть фэнтези, и особенно фэндомской литературы, описывает одномерных, плоских героев. Уникальным благодаря своему оптимизму – ведь подавляющее большинство фэндомской литературы последних лет либо трагично, либо цинично -- примеры и того, и другого широко известны. Уникальным благодаря тому, что произведений «по мотивам» творчества Толкиена, затрагивающих самые основы мироздания,  после «Черной книги Арды» практически не появлялось. «Девятое кольцо» стало знаковым произведением еще и потому, что в фэндоме немало тех, кого очаровали и «Сильмариллион», и «Черная книга Арды», и, естественно, таким читателям очень хочется примирить в своей душе оба этих увлечения – а это вполне возможно, ведь и «Сильмариллион», и «Черная книга Арды» основываются на одной и той же системе нравственных ценностей. И именно «Девятое кольцо» сделало это возможным.
     
События «Девятого кольца» начинают разворачиваться вскоре после уничтожения Кольца Власти – именно во время смены Эпох положение Арды максимально неустойчиво, и, подобно ситуациям, описываемым в теории катастроф (это вполне серьезная математическая дисциплина), в которых не слишком большое, на первый взгляд, воздействие на систему приводит к ее буквально скачкообразному переходу в другое состояние, в этот момент вся судьба мира может резко перемениться из-за появления на сцене новой яркой личности, принимающей «нелогичные» решения (в аналитической психологии подобная личность обычно обозначается как трикстер). И такая личность действительно появляется в Арде – это и есть Аллор, главный герой «Девятого кольца», нуменорец, в чьих жилах текла «кровь майар, эльфов и людей», волей обстоятельств ставший назгулом в конце Второй Эпохи. Впрочем, назгулом он был необычным – в отличие от своих собратьев, полностью подчинившихся воле Кольца, он сохранил в себе стремление к свободе наперекор порабощающей силе Саурона, которого он ненавидит именно за стремление подавлять и порабощать. Немудрено, что он начинает помогать отряду Хранителей Кольца – с тем, чтобы освободиться и от власти Кольца, и от той не-жизни, которой только и способен был наделить Саурон своих рабов.  А потом Кольцо Власти гибнет, а Аллор благодаря своему майарскому происхождению (которое совершенно естественно начинает играть ведущую роль в личности Аллора, ведь Кольцо и Бездна почти полностью уничтожили ее человеческую составляющую) попадает в Валинор. И... начинает изменять течение судеб мира, оказавшись «джокером», а еще точнее – оказавшись тем случайным камешком, который смог вызвать лавину изменений в жизни Валинора и всей Арды. Уже само появление Аллора в Валиноре привело к тому, что совершилось прежде невозможное -- его возлюбленная Эльдин, будучи человеком, смогла вернуться из-за Грани Мира. После этого благодаря Аллору в Валиноре начались события, увенчавшиеся возвращением из-за Грани Мира изгнанного туда в конце Первой эпохи Мелькора. Более того, в конечном счете Аллор оказался способным примирить между собой Мелькора, Валар и Эру, разрешив тем самым основное противоречие мироздания, как оно было представлено в «Черной Книге Арды», и фактически восстановив целостность мира, нарушенную еще в Начале Времен.  
   
Вероятно, самый главный вопрос, задававшийся читателями «Девятого кольца» -- это вопрос: «Почему у Аллора так легко получается то, что прежде было в Арде совсем невозможным?». Конечно, на фоне сегодняшней популярности в фэндоме, и не только в нем, пессимистической литературы, удачливость Аллора может показаться неправдоподобной – часть «критиков» даже наклеила на него довольно обидный ярлык «мерисью», используемый для обозначения героев, неправдоподобных в своих способностях и удачливости. Но помимо того очевидного контраргумента, что Аллор, как известно, далеко не первый регулярно добивающийся побед положительный литературный герой (достаточно вспомнить хотя бы Шерлока Холмса!), существует и гораздо более сильный контраргумент, состоящий в том, что победы Аллора далеко не случайны. Дело в том, что Аллор – по-настоящему целостная личность. Как ни странно, но именно пребывание в аду, подобном Бездне (а Бездна, где Аллор оказался наедине с собой, в том числе со всеми своими ошибками, слабостями и пороками – это самый настоящий ад; именно так, как пребывание наедине со своими пороками без надежды на прощение, и описывается ад у митрополита Антония Сурожского) сыграло решающую роль в становлении Аллора как целостной личности – с точки зрения аналитической психологии, благодаря этому вынужденному погружению в себя совершилось осознание главным героем своей Тени, которое является ключевым шагом к восстановлению внутренней целостности и высвобождает энергию, тратившуюся до этого на подавление Тени. С точки же зрения христианства этот процесс осознания себя является совершеннейшим примером раскаяния, а истинное раскаяние – освобождает личность от власти греха.  
    И именно благодаря этому освобождению и обретению внутренней целостности – не случайно Аллору удается вновь встретить свою возлюбленную Эльдин, что с точки зрения аналитической психологии естественно понимать как осознание Анимы, ставшее следующим шагом на пути к внутренней целостности -- Аллор и приобрел необычные способности, в том числе смог сделать невозможное, победив в поединке самого Тулкаса – эта победа символична: если Аллор верен себе, уверен в своей правоте и потому свободен, то Тулкас несвободен, будучи для Эру рабом в худшем смысле этого слова, и именно правда, естественно обусловленная этим освобождением души Аллора из-под власти лжи, оказалась способной изменить внутренний мир каждого из Валар, помогая и им, а значит, и миру в целом, достичь внутренней целостности благодаря интеграции бессознательного. Вообще, «Девятое кольцо» -- книга исключительно архетипичная, так же, как и произведения Урсулы Ле Гуин, а наиболее архетипична роль ее главного героя. Действительно, Аллор стал для всего Валинора Проводником между миром сознательного, символически представленного как «парадная» сторона жизни Валинора, и бессознательного, символически представленного всем тем, что за Гранью и в Бездне, помогая найти гармонию этих двух начал, в том числе помогая всему Валинору осознать свою Тень, примирившись с Мелькором и Гортхауэром, а также избавиться от постоянного удушающего одержания Персоной – непрерывного страха перед Волей Эру (собственно, вечная проблема интеллигенции, состоящая в конфликте между свободой и «должным», от которой страдает и Аллор, и все Валар, по сути есть проблема установления гармонии со своей Персоной). А ведь именно одержание Персоной было наиболее удручающим фактором в жизни Валинора: из-за него Валар не могли быть верны себе, а значит, не могли быть свободны – и не случайно именно из-за этого порабощения Манвэ лишился способности летать и петь (ведь именно полет и творчество есть классические символы свободы), а с освобождением от власти Персоны, достигнутым благодаря Аллору, он вновь обретает эти способности. Выйти из-под власти Персоны нелегко – поэтому отказ повиноваться Воле Эру так нелегко дается каждому из Валар – но зато, обретя свободу, уже не хочется ее потерять, поэтому попытки Эру заставить Валар снова повиноваться ему, как рабов, оказываются обреченными на неудачу. Впрочем, судя по последней главе книги, благодаря изменениям в Валиноре начались и изменения в душе у самого Эру, которые позволят и ему перестать быть рабом у самого себя, а точнее – у своей страсти к доминированию над всеми, а эта страсть является, пожалуй, самой опасной, как об этом говорил и Толкиен, и многие авторы книг по христианской аскетике.    
    Таким образом, мы можем сделать вывод, что необычные способности Аллора и совершенно необычные результаты его деятельности обусловлены, с одной стороны, достижением им внутренней целостности, а с другой, архетипичностью его роли в мире, благодаря которой он помогает обрести целостность самой Арде.  
   
Очень интересный вывод может быть сделан при помощи анализа «Девятого кольца» с точки зрения соционической концепции квадральных ценностей. Как известно, существует четыре типа ценностей, отвечающих мировосприятию четырех квадр. Так, для первой квадры характерны оптимизм, надежда (так и хочется написать – Эстель), вера в идеал и понимание невозможности компромисса между добром и злом. Это мировосприятие лежит в основе произведений самого Толкиена (заметим, что и среди героев Толкиена огромную роль играют именно представители первой квадры – Гэндальф, Сэм, Арагорн, Эарендил...), однако многим оно кажется несколько «наивным» в силу того, что нередко оно реализуется в форме явно упрощенной, двухцветной, черно-белой картины мира.  
   Для второй квадры характерен трагизм. Существование идеала признается, но этот идеал оказывается чрезвычайно плохо вмещающимся в жестокий окружающий мир, что, вместе с разделением мира на два противоборствующих и не способных пойти на компромисс начала – добро и зло -- обуславливает трагичность положения главных героев и самого мира. Самый яркий пример этого взгляда в литературе, посвященной Арде – это, конечно же, "Черная Книга Арды" Элхэ Ниэннах (в которой многие главные герои принадлежат как раз к второй квадре). Впоследствии этот взгляд на мир был развит в многочисленных произведениях, написанных теперь уже по мотивам «Черной книги Арды», и отличающихся трагичностью мировосприятия.
   Для третьей квадры характерен цинизм, в основе которого лежит чрезвычайно популярный сейчас вывод, что идеалов не существует, а то, что нам кажется ими – лишь иллюзия или элемент неких игр, понятия же добра и зла фактически отсутствуют. А цель героя – просто выжить любой ценой, потому что выживает сильнейший. В литературе, посвященной Арде, самые яркие примеры такой позиции – «Кольцо Тьмы» Н. Перумова, «Последний кольценосец» К. Еськова и отчасти «По ту сторону рассвета» О. Брилевой, а также произведения, написанные по их мотивам. Эта же идея представлена в части фэндомской публицистики, написанной в духе «Кода да Винчи» и пытающейся представить события, происходившие в Арде, как простую политическую борьбу разных группировок, из которых ни одна не ассоциирована ни с добром, ни со злом. Существенным недостатком именно этого подхода является то, что за счет декларированного в нем отсутствия идеалов полностью пропадает ощущение чуда, которое является, пожалуй, самой привлекательной стороной мира Толкиена, а в результате сам мир Толкиена оказывается практически неотличим от нашего обыденного мира.
   Наконец, для четвертой квадры характерна идея, что добро и зло – это умозрительные этические категории, между которыми каждый сам делает свой внутренний духовный выбор. Мир при этом нередко разделен на противоположные начала, однако теперь эти начала сами по себе уже не идентифицированы с добром и злом, а цель главного героя состоит именно в том, чтобы помочь этим началам обьединиться, а миру, таким образом, обрести целостность. Именно эта идея, в свое время ставшая основой творчества Урсулы Ле Гуин, теперь впервые в литературе по мотивам творчества Толкиена  реализована в «Девятом кольце», ранее в фэндомской литературе эта идея вообще не встречалась. При этом как автор, так и главные герои «Девятого кольца» – Аллор и Эльдин – относятся именно к четвертой квадре. И появление книги об Арде, написанной с позиций четвертой квадры, не случайно и имеет фундаментальное значение. Дело в том, что с точки зрения теории сменяемости квадр, мировоззренческие концепции, отвечающие квадрам, появляются именно в таком порядке (сначала 1-я, затем 2-я, 3-я и завершает развитие концепция, отвечающая 4-й квадре), и роль 4-й квадры состоит именно в разрешении существовавших ранее противоречий. Именно это и происходит в «Девятом кольце», в котором разрешено фундаментальное противоречие между Светом и Тьмой, описанное и у Толкиена, и у Ниэннах, в результате мир воссоединяется, и данный этап эволюции Арды теперь завершен – не исключено и то, что теперь открывается путь к Исцелению Арды. Более того, вполне возможно предположение, что новые концептуальные апокрифы в фэндомской литературе, основанные на противостоянии Света и Тьмы, скорее всего, больше не появятся (как завершился период эволюции Арды, основанный на этом противостоянии, так завершился и период фэндомской литературы, основанный на нем же).
 
Еще один интересный вопрос, тесно связанный с проблемой квадральных ценностей – это вопрос об аксиоматике. Как отмечалось ранее, различные произведения, написанные по мотивам творчества Толкиена, основываются на разной системе аксиом: так, аксиома, лежащая в основе творчества Толкиена, состоит в том, что Свет (начало, которое представлено Эру, Валар и эльфами) есть Добро, а Тьма (начало, представленное Мелькором) есть зло. Аксиома, лежащая в основе «Черной книги Арды»,  состоит в том, что Свет и Тьма – два начала, примерно равноценные по этической окраске, но реализующие два разных пути развития (проактивный и реактивный согласно системному анализу) и противоборствующие в силу несовместимости стереотипов поведения, основанных на этих путях развития. В основе же «Девятого кольца» лежит совершенно новая аксиома, согласно которой Свет и Тьма – это два начала, которые могут и должны интегрироваться в некое качественно новое единство, сохраняя при этом свою идентичность, по сути, та же аксиома лежит в основе многих книг Урсулы Ле Гуин -- фактически, эти три аксиомы и отвечают мировоззрению первой, второй и четвертой квадр; что же до третьей квадры, то ее аксиома состоит в идее, что между Светом и Тьмой принципиального различия нет вообще, а сами эти понятия оказываются чисто формальными (что и реализовано в «скептической» фэндомской литературе, подчас описывающей и Свет и Тьму как равно несимпатичные стороны).  
   
Помимо фундаментального архетипического и соционического смысла «Девятого кольца» стоит отметить и фундаментальный смысл книги с точки зрения христианства. Хотя метафизика «Девятого кольца», как и метафизика «Черной книги Арды», является гностической (общий смысл гностических концепций состоит в том, что материальный мир создан демиургом – низшим божеством,  в «Черной книге Арды» и «Девятом кольце» роль этого демиурга играет Эру -- соответственно, материальный мир есть зло, в преодолении которого ключевую роль играет знание, так, Мелькор принес Эллери Ахэ знание о возможности покинуть Арду, осободишись от власти Эру), ключевые этические идеи «Девятого кольца» -- совершенно христианские. Кроме уже упоминавшегося мотива раскаяния, освобождающего из-под власти греха, и образа ада как пребывания наедине с темными сторонами своей души, стоит отметить то, что история «Девятого кольца» в качестве одного из ведущих мотивов включает «ардовский» аналог Легенды о Великом Инквизиторе из «Братьев Карамазовых». Действительно, Великий Инквизитор -- исключительно адекватный образ для описания роли Эру, безусловно уверенного в том, что его Замысел, по которому и построен мир, совершенно безупречен и заслуживает того, чтобы жестоко подавлять тех, кто от него отклонился. Но Замысел, так же, как и идеал, которому служит Великий Инквизитор, оказывается нормой без любви, и именно поэтому его прямолинейное осуществление приводит к бедам. А норма без любви, как известно, идеал совсем не евангельский – и не случайно в Евангелиях и у Апостолов не раз встречалась идея, что фарисейское следование бездушной норме (которое и наблюдается у Эру, а до определенного момента и у Валар) – поведение ограниченное и вовсе не Божественное, потому что «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4, 1Cool. Нетривиально с христианской точки зрения и описание судьбы Аллора, которая так необычна именно за счет того, что назгульское существование полностью уничтожило его человеческую составляющую, но майарская составляющая сохранилась – эта идея естественно ассоциируется с идеей митрополита Антония Сурожского о том, что на Страшном суде Бог будет выбирать в каждом человеке часть, не тронутую грехом, чтобы на основе ее воссоздать и очистить человека. Очень удачно проиллюстрирован в книге и христианский взгляд на творческий талант, который является классическим адиафорным (т.е. двоякосильным) даром, потому что он может быть применен и во зло, и в  добро, и поэтому он опасен и ценен одновременно. Да и знакомство Аллора с Сауроном, после которого Аллор попал на службу к Саурону, естественно интерпретировать как классическое искушение – согласно К. Льюису, как правило, искушение происходит именно по такой схеме: сначала зло говорит, что отступление от этических принципов не приведет ни к какой беде и, более того, доставит  радость, но зато после такого отступления зло начинает пугать наказанием и таким образом порабощает. Очень ярким является и тот факт, что изменения в мире происходят именно благодаря любви – любви Аллора и Эльдин, любви Манвэ и Варды... Так и вспоминаются слова Апостола Павла о том, что любовь все превозмогает. Поэтому напрашивается совершенно естественный вывод о том, что «Девятое кольцо» оказывается блестящей иллюстрацией многих положений христианской этики и аскетики, однако, рассматривать ее как проповедь не имеет смысла.
 
В качестве вывода можно сказать только одно: «Девятое кольцо» -- книга, заслуживающая самой высокой оценки как читателей, так и критиков. А нам остается только порекомендовать прочитать «Девятое кольцо», а после этого – внимательно заглянуть внутрь себя.
Зарегистрирован

Aure en tulluva!
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru