Феномен романа "Властелин Колец"

Еще один мифологический мотив, в определенном виде обрабатываемый во "Властелине Колец", – это сюжет боя героя с чудовищем.

Структура архаического поединка включает в себя три этапа: бой на расстоянии, оканчивающийся неполной победой героя; контактный бой, в котором чудовище оказывается поверженным; "истребление змеенышей" – факультативный этап, закрепляющий победу героя [Баркова 1996a. С. 67].

В качестве примера такого трехчастного поединка можно привести сражение хоббитов с Шелоб: частичное поражение на расстоянии – свет фиала ослепляет ее и заставляет отступить; контактный бой – Сэм всаживает в брюхо паучихе эльфийский клинок (Шелоб находится над Сэмом – отголосок мотива разрубания Змея-поглотителя изнутри [Пропп 1948. С. 314-324]); добивание – Сэм снова ослепляет ее, догоняет и ударяет по лапе (скорее от отчаяния, но в мифологическом смысле это является указанием на уязвимость конечностей Змея и всех образов, восходящих к нему [Иванов, Топоров. С. 166-167]).

Подобная структура наблюдается в сражении Йовин и Мерри с Черным Всадником: сначала Йовин обезглавливает крылатое чудовище, служившее назгулу средством передвижения и похожее на дракона – неполная победа, и даже частичное поражение, так как назгул ударом палицы разбивает щит воительницы и ломает ей руку; затем Мерри вонзает свой клинок Всаднику "пониже кольчуги в подколенную жилу" [Толкиен] (тот же мотив магической уязвимости ног, ведущей к гибели), и почти одновременно с этим Йовин ударяет мечом в пустоту между плащом и короной, ибо назгул невидим. Здесь можно говорить об отсутствии третьего этапа, однако второй оказывается сдвоенным: Черному Всаднику было предсказано, что ни один смертный муж из воинов не сможет погубить его – ни Йовин (женщина), ни Мерри (не человек, а хоббит) не являются таковым, но их объединенные силы и мужество уравниваются с силой могучего воина, неся гибель Предводителю Кольценосцев1.

Как показывает мировой мифологический материал, архаический поединок – либо первый, либо главный бой в эпической биографии героя [Баркова 1996а С. 69]. Центральные поединки масштабных эпопей реализуют именно эту структуру: таковы бой Ахилла с Гектором в "Илиаде", бой Кухулина с Фер Диадом и другие. Сюжетно такой поединок тяготеет к финалу общего повествования. Всё это мы видим во "Властелине Колец": для Сэма бой с Шелоб является главным, для Йовин бой с Королем-Чародеем – фактически единственным, оба эти поединка играют определяющую роль в Войне Кольца.

Можно также усмотреть искомую схему поединка в том, как протекает в романе битва со Злом вообще, в глобальном смысле: первый этап – разгром сарумановых орд, при этом нарушаются некоторые планы Саурона, он лишается относительно верного союзника (к этому же этапу можно отнести гибель в Пеленнорской битве Черного Всадника – могучего слуги и соратника Саурона); второй этап – собственно уничтожение Кольца как решающий удар; третий этап – устранение беспорядков в Шире, устроенных потерявшим былое величие Саруманом.

Несколько слов о мотиве собственно колец. Его корни уходят в германо-скандинавскую мифологию, в которой кольцо было символом могущества, удачи, славы и. безусловно, власти (Драупнир Одина), но могло и нести на себе печать проклятия (кольцо Андвари в истории Нифлунгов, проклятое золото Нибелунгов). В типологическом же смысле образ магического кольца восходит к волшебному предмету – одному из проявлений волшебного помощника (персонифицируемой сверхъестественной способности героя, получаемой при посвящении) [Пропп 1948. С. 277-278].

Тема кольца, возбуждающего стремление к власти у того, к кому оно попадает, объединяет роман Толкиена с оперной тетралогией Рихарда Вагнера "Кольцо Нибелунга" [Королев. С. 588]. Сам Толкиен Вагнера не любил, подобные сравнения его лишь раздражали, однажды он выразился по этому поводу так: "Оба кольца были круглые, и на том сходство и кончается" [Карпентер. С. 319]. В действительности, различие между перстнем Альбериха у Вагнера и Кольцом Всевластия у Толкиена довольно существенное: первое "лишь возбуждает в своем владельце стремление к наживе и – опосредованно – к власти" [Королев. С. 588], второе действует значительно более тонко, играя на желаниях и тайных мечтах своих "хранителей" [Королев. С. 588]. Кольцо Всевластия – сокровище, обладающее собственной свободной волей (образ, фольклору не свойственный). Его сила велика, подкреплена силой того, кто его создал; оно само выбирает себе владельца (точнее, именно хранителявладеть Кольцом в прямом смысле нельзя, оно само себе хозяин).

Устоять против соблазна завладеть Кольцом и не подпасть под его волю дано не многим. Особенно трудно выдержать искушение Мудрым – они слишком хорошо знают, сколь велико могущество Кольца, как приумножится их собственная сила, объединившись с силой, сокрытой в сокровище. Поэтому отказ Гэндальфа и Галадриэли принять Кольцо означает для них серьезное испытание, нечто сродни духовной инициации, но инициации с обратным знаком: важно именно то, что они не изменяются, а, напротив, остаются собой. Интересно то, что Кольцо абсолютно не имеет силы в землях Тома Бомбадила – вероятно потому, что его власть нисколько не интересует, в своем краю (мире) он полновластный хозяин, этого ему достаточно.

Единое Кольцо управляет всеми остальными (кроме Трех эльфийских): Семью, переданными гномам, и Девятью, предназначенными для людей. Оно главнейшее, и, обладая волей, подчиняет себе другие Кольца – то есть именно Кольцо Всевластия собственно и является истинным "Властелином Колец", тогда как Саурон – лишь его создатель.

далее


1 Нельзя отрицать, что в этом эпизоде Толкиен находится под влиянием столь нелюбимого им «Макбета» Шекспира, где присутствует тот же мотив выполнения невыполнимого условия (в частности, упомянутый лес, «сдвинувшийся» с места). Этот мотив чрезвычайно широко представлен в индийской мифологии, например, царь асуров (демонов) Хираньякашипу был неуязвим для богов, людей и животных, не мог быть убит ни днем, ни ночью, ни на суше, ни на море, ни сухим, ни мокрым оружием – и был повержен богом Вишну, принявшим образ человеко-льва, в сумерки, в полосе прибоя, оружием, покрытым морской пеной.

Литература

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Мифологический словарь

Художественная библиотека

Сокровищница

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


А.Л. Баркова (c) 1993-2013
Миф.Ру (с) 2005-2013


благодарим за помощь "Мифу"

Свадьба бывает только раз в жизни? Ошибаетесь! Практически каждая годовщина имеет свое название. И особое место занимает свадьба, которую называют ситцевой. Совсем простенький, незамысловатый и такой важный праздник - один год с того дня, как невеста и жених превратились в мужа и жену, самый трудный и ответственный период привыкания и перерастания влюбленности в любовь. Идеи подарков можно почерпнуть вот здесь - http://ideipodarkov.net/chto-podarit-na-sitcevuyu-svadbu/. Что только не придумали современные ценители разнообразных праздненств! На ситцевую свадьбу дарят полет на самолете и воздушном шаре, проектор звездного неба, орден за верность и оскар за лучшую женскую роль и даже газету "Правда" в рамочке с фотографиями супругов (благо фотошоп в наши дни достиг подлинного расцвета)! Прямо глаза разбегаются. Но волноваться не стоит, даже если понравилось сразу все. Кожаные и деревянные, чугунные и цинковые, медные и фаянсовые - все это не справочник разнообразных материалов и не перечень изделий, а свадьбы! И на каждую из них любимого или любимую можно порадовать подарком, сделанным с учетом вкусов второй половины. Как говорится, было бы желание, а возможность найдется.