Rambler's Top100
 

Осетинские сказания о нартах
Научно-популярный пересказ Ю. Либединского

 

СЫН ШАТАНЫ

В дальний поход, на год, уехал однажды нарт Урызмаг. Кто знает, куда он уехал? Долгое ли, короткое ли время прошло после его отъезда, почувствовала Шатана, что скоро будет она рожать. И когда подошло время родов, три медовых пирога испекла Шатана и взмолилась Богу:
– О Бог богов, мой Бог! Пусть туманы и облака, которые предназначены для нашей страны на весь год, упадут сейчас на селение нартов.
И черный туман скрыл селение нартов. Тогда запрягла Шатана в повозку двух быков, родившихся в день, посвященный Тутыру, поехала на берег Терека, и там родился у нее мальчик. Приготовлен был у Шатаны сундук, в него положила она ребенка, в лодку поставила сундук и в реку столкнула лодку. После этого села она опять в повозку и вернулась домой.
Покачиваясь, бежит лодка, и бурливые волны играют ею, из стороны в сторону бросая ее, как мяч. Увидели лодку рыбаки, изловили ее, открыли сундук и очень обрадовались, увидев живого ребенка. А как было не радоваться! “Ведь у нашего алдара нет детей,– говорили они друг другу,– и если мы принесем ему мальчика, он нас щедро одарит и угостит обильно”. И они принесли ребенка алдару. Поблагодарил алдар рыбаков и богато их одарил.
Как родное дитя, стал воспитывать алдар ребенка. Подрос мальчик, и обозначился мужественный склад души его. Каждый, кому известны были нарты, узнал бы, что нартская кровь кипит в его жилах. Она сказывалась в том, как он донимал во время игр своих сверстников, мальчиков и девочек: кому шею свернет, кому руку, кому ногу вырвет. Стали на него жаловаться девушки, идущие за водой, и женщины, возвращающиеся с мельницы: кувшины, кадушки, кожаные мешки пробивал он насквозь своими меткими стрелами. Не было такого озорства, в котором бы он не участвовал.
Роптать стали люди алдара. Собравшись толпой, пошли они к нему и сказали:
– Много раз жаловались мы тебе на твоего шалуна-найденыша, но ты, видно, не заботишься о том, чтобы его усмирить, потому что он шалит все пуще. А ведь он уж не ребенок, усы пробиваются на его губе. Пора бы ему образумиться. И вот мы пришли говорить с тобой последний раз, наш алдар. Скажи, кто тебе дороже – мы или этот мальчишка?
Тут призадумался алдар. Впору в отчаяние впасть от такого дела. Долго раздумывал он, так и этак прикидывал и под конец сказал себе: “Видно, тесно воспитаннику моему в нашем селении. Пусть поездит по чужим странам”.
Всем самым лучшим одарил алдар, отправляя в путь, своего воспитанника: одеждой, оружием. Послал его алдар в свой табун и сказал:
– Пойди и выбери себе лучшего коня.
Был в табуне алдара жеребенок, который лишь наполовину был обыкновенным конем,– никто не мог с ним совладать. А юноша поймал этого жеребенка за хвост, без уздечки вскочил на него и прискакал к алдару. И тут сильнее, чем прежде, встревожился алдар и подумал:
“Если он сейчас такого коня укротил без уздечки, что же он будет вытворять, когда возмужает?!” И стал он опасаться своего воспитанника.
Двенадцать всадников отрядил алдар, чтобы тайком сопровождали его воспитанника.
Перед отъездом позвал он к себе этих двенадцать всадников и вот что сказал им:
– Уезжает воспитанник мой, будто бы на поиски невесты отправляю я его. Проводите его в поход по большой дороге. Доедете вы до железных ворот. Заперты окажутся эти ворота. Попытается мальчик открыть их рукоятью своей плети, но не поддадутся они ему. Тогда приударит он коня своего, и перелетит конь через железные ворота. И если все произойдет так, как я предсказал, вы, не жалея сил своих, скачите обратно ко мне. Но не забудьте, чтоб в одном направлении ни за что не скакало больше одного всадника, во все стороны рассыпайтесь.
Уехал воспитанник алдара, за ним последовали двенадцать всадников. Привела их большая дорога к железным воротам. Мальчик рукоятью своей плети толкнул ворота, но не открылись они. Тогда натянул он удила и плетью пригрозил коню. Подобно зайцу, заплясал конь под ним и перепрыгнул через ворота. И тут же всадники, сопровождавшие его, во все стороны погнали своих коней. С удивлением поглядел им вслед воспитанник алдара, а сам поехал дальше.
Кто знает, долго ли, коротко ли он ехал, но вот задремал, не слезая с коня; продолжает его сонного везти верный конь. Тут попал он на глаза именитым нартам – Урызмагу, Хамыцу и Сослану из славного рода Ахсартаггата.
– Не зря провели мы время в походе,– сказали нарты.– Этот всадник пригодится на что-нибудь. За него хоть купим белья нашим женщинам5.
Нарт Сослан первый со всей силы налетел на спящего всадника, но хоть бы покачнулся конь юноши, а тот даже и не проснулся. Тут тронул своего коня нарт Хамыц, налетел он на спящего. Какой конь не содрогнулся бы от такого удара! Но не переменил даже шага конь юноши, и по-прежнему несет он своего всадника. И тогда пустил своего знаменитого Арфана нарт Урызмаг. Ударил Арфан коня юноши, но даже пегому коню Урызмага не поддался гордый конь, а только повернул свою голову к нартам и сказал:
– Отстали бы вы от нас и ехали бы своей дорогой. А то, если проснется мой хозяин, раскаетесь вы в ваших забавах.
Не послушались нарты, не оставили в покое коня, и тогда тот со всей силой тряхнул своего хозяина. Проснулся юноша, потер глаза и увидел нартских задир. Повернул он коня – и вот уже нарты Урызмаг и Хамыц привязаны сзади к седлу его, как переметные сумы, а Сослана он копьем своим поддел под пояс, поднял с коня и высоко понес его на своем копье. Коней нартских он погнал впереди себя.
– Верно, вы не думали, что вас ждет, когда нападали на меня. Но сейчас увидите, что с вами сделаю. Вот возьму я да в этом достойном смеха виде привезу вас в вашу страну и положу у ног ваших жен,– сказал юноша.
Во скольких походах побывали именитые нарты, кому только не показывали они силу свою, но с таким человеком им еще не приходилось встречаться. Долго молчали они в тревоге, но потом, видя, что ничего не придумаешь, развязали свои языки и стали льстить своему победителю:
– Неужто ты, наш победитель, посчитаешь возможным так нас осрамить? Просим тебя, прости нам нашу ошибку. Лучше убей нас здесь, но только не позорь.
– Я вижу, пожилые вы люди, и потому прощаю вас. Но вы должны дать мне слово, что никогда больше не будете обижать путников, – ответил юноша.
Что оставалось делать нартам? Дали они слово. Юноша освободил их, и поехали они своей дорогой, а он поехал своей. Долго ли, коротко ли ехал, но вдруг осадил он своего коня.
“Уж не мертвецы ли наслали на меня забвение свое? Ведь не знаю я, куда еду, неизвестно мне, в какой стране нахожусь, и не ведаю того, где буду жениться. Так как же я отпустил тех трех людей, ведь обо всем я мог узнать от них? Наверно, видали они виды, повсюду погостили и много чего испытали. Догоню-ка я их, может, укажут они мне подходящую невесту”.
Но нарты, когда увидели, что догоняет их юноша, испугались и пустились вскачь.
– Эй, остановитесь! Даю слово, что не причиню вам вреда! – кричит им юноша.– Вы мне по делу нужны.
Придержали нарты своих коней, юноша догнал их и сказал:
– Я оставил дом, чтобы найти себе жену, но в этой стране никого не знаю, а вы, видно, люди бывалые. Будьте ко мне милостивы, укажите мне подходящую невесту.
– Там, где сливаются две реки, на междуречье, живет в своей крепости Адыл. И такой красоты дочь выросла у него, что нигде под небом не найдешь ты равной ей по красоте и обхождению. Кто только не сватался за нее из лучших людей нашего мира, но ни за кого не соглашается она идти. Если она захочет тебе показаться, значит, выйдет она за тебя.
Повернул тут коня юноша, и прямо на междуречье, к крепости Адыла, направил он свой путь. Сколько был он в пути, кто знает? Но вот перед ним крепость Адыла. А красавица дочь Адыла со своими подругами сидела у себя в башне: рукоделием занимались девушки.
Вдруг одна из подруг говорит:
– А ведь к нам едет какой-то всадник. Никогда еще подобный ему красавец не приезжал в нашу страну.
– Следите за ним,– сказала дочь Адыла.– Если он будет искать брода через стремнину нашей широкой реки, искать места помельче, то мы позабавимся над ним. Если же он переправится, не ища брода, то значит, он годен мне в мужья.
– Гляди, он переправился в самом глубоком месте,– сказала одна из подруг.– Даже рыба не проплывает так ловко, как проплыл он на коне своем. Хоть бы раз споткнулся конь его. Стрелой пересек он широкую реку.
Въехал юноша в крепость Адыла, толкнул рукоятью плети дверь в покои, где жила красавица дочь Адыла, и дверь упала внутрь.
– Пусть добрым будет этот день, негостеприимная хозяйка, – сказал юноша.
– Всю жизнь будь счастливым и добрым, сын нартской Шатаны, – ответила девушка.
Быстро они сговорились, мужем и женой стали жить в крепости Адыла, где меж двух больших рек образовалось междуречье, кабаньему рылу подобное. Всего у них было в достатке, и жили они хорошо.
Но вот однажды сказала молодая жена своему молодому мужу:
– Как только появляется жена у молодого человека, ноги не выносят его больше из дому. Дивлюсь я на тебя: насколько велика твоя грубая сила, а ведь ума ты еще себе не нажил. Если же ум не направляет грубую силу, то в беду попадает человек. Поезжай-ка ты в Таркские тернистые степи, излови там черную лису. Три белых волоска растут у нее на лбу. Выдерни у нее эти три волоска. Один волос будет тебе советчиком, другой превратится в пояс, а третий – в застежки из серебра и золота. Пояс и застежки эти подаришь ты мне. Но знай, нелегко тебе будет поймать черную лису. Когда ты будешь гонять ее по Таркским тернистым степям, вся одежда твоя клочьями повиснет на колючках терновника, подобно тому как шерсть овечья остается на них, и кровью истекать будет все твое тело. Не догнать тебе в Таркских тернистых степях черную лисицу, но удастся тебе выгнать ее из колючих зарослей, и будешь ты гнать ее по острым камням. Сдерут они подошвы с твоих чувяков, кровавый след будешь ты оставлять на камнях, но не прекращай погони, пока не устанет лисица и, камню подобная, встанет среди камней. Живьем бери ее тогда, выдерни заветных три волоса, а после отпусти ее.
Так он и сделал. Поймал живьем черную лисицу в колючих степях Таркских, схватил ее за загривок, три белых волоса вырвал у нее со лба, бережно спрятал, а лисицу отпустил на волю.
Вернулся юноша домой и опять стал жить да поживать с молодой женой.
Долго ли, коротко ли прожили они, но вот опять сказала ему жена:
– О хозяин головы моей, в эти два дня должен ты совершить одно большое дело. Взяли нарты крепость Гор. Станут они делить добычу, там захваченную. Надо, чтобы и тебе досталась доля в этой добыче. Нетрудно будет получить эту долю, если только умело взяться. Перед тем как напасть на крепость, посадили нарты на дороге ворожею, чтобы она своим зорким глазом приметила, кто из нартских воинов первым ворвется в крепость. Кто был первым в бою, тот первым получит первую долю добычи. Я сошью для ворожеи одежду, чтобы с ног до головы могла одеться она. Ты проедешь мимо нее и подаришь ей эту одежду и попросишь ее, чтобы, когда ее спросят, кто из нартов первым ворвался в крепость Гур, указала б она на тебя.
Собрались нарты для дележа сокровищ, взятых в крепости Гур. Прибыл к ним и наш юноша, зять Адыла,– а как же иначе! Посоветовался он с белым волосом лисицы, и предложил белый волос лисицы, раньше чем делиться, вырыть яму в двадцать вытянутых рук глубиной и спустить в ту яму коварного Сырдона, чтобы не смог он перехитрить всех при дележе.
А потом нарты спросили у ворожеи:
– Кто же тот счастливец, который первым ворвался в крепость Гур?
– Да возрадуется зять Адыла, он первым ворвался в крепость Гур,– ответила ворожея.
– Выбирай первую долю, зять Адыла,– сказали нартские старейшины.– Остальное мы поделим поровну.
Рассмотрел сокровища зять Адыла и сделал так, как шепнул ему белый волосок черной лисицы, ставший его советчиком: полоску кожи, фынг и шапку-невидимку взял он себе.
После того как выбрал себе долю зять Адыла, из ямы подняли Сырдона. Быстро оглядел он сокровища крепости Гур и спросил нартских старейшин, кто взял первую долю.
– Зять Адыла,– ответили нартские старейшины.
– Издавна были вы простоваты, никчемные нарты, – сказал Сырдон, – и сейчас позволили опять, чтобы над вами посмеялись. Самые лучшие из ваших сокровищ забрал неизвестный вам сын Шатаны, а он даже не был в бою. То, что осталось теперь от этих сокровищ, не стоит даже чаши воды.
Смущенно посмотрели друг на друга нарты Урызмаг, Хамыц и Сослан, выслушав насмешливые слова Сырдона. Догадались они, кто был этот юноша.
А зять Адыла со своими сокровищами вернулся домой. Обрадовалась дочь Адыла:
– Теперь нам и работать не нужно, будем жить себе на радость. Этот кусок кожи имеет такое свойство: сядь на него – и очутишься там, где захочешь; а если повернуть ножку фынга, то на нем сразу появятся еда и напитки; надень эту шапку– и станешь невидим.
Решили Урызмаг, Хамыц и Сослан навестить зятя Адыла и пригласить его к нартам. Не напрасно поездили по свету мужи Ахсартаггата! Быстро нашли они крепость Адыла и, как полагалось, сошли с коней у гостевой. Зять Адыла вышел к ним, и они приветствовали друг друга.
– Простите меня, дорогие гости,– сказал им хозяин,– но если еще сохранилась у меня память, то кажется мне, что я уже с вами встречался.
– Ты не ошибся,– ответил ему нарт Хамыц.– В эту крепость мы направили тебя жениться. И вот что еще мы скажем тебе, чтобы знал ты, зачем мы приехали сюда: недавно только узнали мы, что родила тебя наша Шатана, а вот твой отец – Урызмаг из рода Ахсартаггата. А мы братья отца твоего – Хамыц и Сослан. Стыдно нарту жить в доме тестя, а богатому Адылу мы выкуп за тебя заплатим сполна.
– Адылу я выкуп уже заплатил,– сказал юноша.
И тут сын нартской хозяйки Шатаны и его молодая жена собрались в дорогу. Взяли они с собой все свое богатство.

КОМУ ДОСТАЛАСЬ ЧЕРНАЯ ЛИСИЦА

На охоту отправились нарты Урызмаг, Хамыц и Сослан. Аца приходился им племянником, так как мать его была урожденная Ахсартаггата, и они взяли его с собой загонщиком. Охотники прятались в засаде и на выступах скалы, и Аца гнал на них зверей. С утра до вечера шла охота. Совсем уже вечерело, когда Аца выгнал на них лисицу. Урызмаг, Хамыц и Сослан одновременно послали свои стрелы. Лисица метнулась в сторону и, свернувшись клубком, свалилась замертво.
– Я убил ее,– говорит один.
– Нет, я,– говорит другой. Сослан сказал:
– Теперь вы говорите, что убили ее, а вы даже в нее не стреляли.
Тогда Урызмаг и Хамыц возразили:
– Как бы не так! Разве по нашим стрелам нельзя узнать, кто их выпустил?
– Ну так скажите, у кого из вас какая стрела. Моя отлита по образцу стрел наших предков,–- сказал Сослан.
– Я собственными руками сделал мою стрелу,– сказал Урызмаг,– и отпечаток моих пальцев есть на ней.
– А мне посчастливилось однажды быть возле небожителя Сафа, когда он резал железо, и я попросил его из обрезков сделать мне стрелу.
Поднялись они на гору, к месту, где лежала лисица. Содрали с нее шкуру и нашли свои стрелы: стрела Урызмага пробила ей шею, стрела Хамыца сломала ребро, а стрела Сослана раздробила спинные позвонки.
И сказал тут Хамыц:
– Я Хамыц, дела которого у нартов всегда на языке. И из этой лисьей шкуры, конечно, мне полагается сделать шубу.
– Как бы не так! – сказал Сослан.– А нарту Сослану, значит, ничего не полагается? А я ведь из вас самый молодой. Мне как раз нужно сделать сыну шапку.
Урызмаг же сказал:
– Лисица должна быть моя: я старший. Мне как раз нужны отвороты для шубы.
Спор разгорался, и стали уже сердиться друг на друга братья Ахсартаггата. И тут подумал Аца: “Погубил меня Бог, братья моей матери этак могут дойти до беды”. И, боясь за них, набрался он смелости и сказал им:
– Я ваш младший, но все же осмеливаюсь обратиться к вам. Давайте спросим Шатану, и как она скажет, так и сделаете.
Сгорбившись, опустив головы, пришли они к Шатане. Вышла к ним Шатана из своей половины дома, спросила:
– Что с вами, наши свойственники? Из-за чего пришли вы сгорбившись, с опущенными головами? И друг на друга вы не смотрите. Что с вами случилось?
– Случилось с ними нехорошее дело,– сказал Аца.– Убили они черную лисицу и не могут разделить ее шкурку. Посоветуйте им что-нибудь.
– Давайте передадим это дело нартским судьям,– сказала Шатана.
Согласились с решением Шатаны Урызмаг, Хамыц и Сослан. Взяли с собой Аца, как справедливого человека. Разобрали дело судьи и сказали:
– Одному дать шкуру – значит, обидеть других. Разделить на три части – шкура пропадет. Давайте сделаем так: пусть каждый из вас расскажет какую-нибудь быль. И чья быль окажется лучше, пусть тому и достанется шкура лисицы.
Согласились на это братья и спрашивают:
– А с младшего начнем или со старшего?
Судьи сказали:
– Пусть сперва расскажет средний, затем младший, после старший.
И вот что тогда рассказал Хамыц:
– Много разных диковин, много чудес видел я на своем веку, но не стану рассказывать всего. Расскажу лишь о том, что случилось со мной, когда я вместе с моим воспитанником, безусым юношей, купил сушеную рыбу в Ахар-Калаке и возвращался домой.
Мы остановились на привале у родника. Я и сказал моему младшему: “Хочу немного поспать, а ты возьми с повозки одну сушеную рыбу, помочи ее в воде и, когда она размокнет, разбуди меня. Мы поедим и отправимся дальше”. Я тут же уснул, но спал недолго, младший мой быстро разбудил меня. “Хамыц! – сказал он испуганно.– Я взял рыбу, положил ее в воду родника, она вильнула хвостом и уплыла”.– “Ты съел ее, ну и на здоровье. Но где же это видано, чтобы сушеная рыба могла уплыть?” – сказал я ему. Но юноша клялся небом и клялся землей, будто сушеная рыба воистину уплыла.
Рассердило меня его упрямство. “Как смеешь ты, молокосос, издеваться надо мной?”–крикнул я, ударил его мечом и рассек надвое. Тут же умер юноша. Сижу я над ним, плачу, сам себя проклинаю: “Младшего своего убил из-за своего брюха! С каким лицом вернусь я к нартам? Как взгляну я в глаза народу?”
Долго так причитал я, а потом вдруг подумал: “А что, если испытать, правду ли говорил мой младший?” Опустил я тело его в воду родника, и вдруг он ожил и таким здоровым выскочил из воды, каким матерью был рожден.
И воскликнул я: “Отныне никогда не буду просить у Бога еще чего-либо. То, что случилось,– это на всю жизнь мне благодеяние!”
Вернулись мы домой и всю дорогу пели веселые песни, шутили и смеялись.
Чудеснее этого ничего я не видел,– так кончил Хамыц.
– Ну, Сослан, теперь твой черед,– обратились судьи к Сослану.
– Что и говорить,– начал Сослан,– много дивного, много чудесного случалось со мной, но обо всем я не стану рассказывать. Однажды охотился я на равнине Зилахар, и меня тоже сопровождал мой младший. Убили мы косулю и устроили привал у подножия кургана. Развели огонь, нарезали мясо на шашлык, надели его на вертел, и сказал я юноше:
“Посплю я немного, а ты, когда шашлык будет готов, разбуди меня. Поедим и будем продолжать охоту”. Но только уснул я, юноша будит меня. “Едва я сунул шашлык в огонь,– сказал юноша,– ожила наша косуля, и убежала она”.– “Эй, юноша! Шашлык ты, конечно, съел, а все остальное мясо кому-нибудь отдал,– немало путников проходит здесь по дорогам. Ну и пусть будет так. Но зачем ты обманываешь меня?”– сказал я ему. “Небо и землю беру я в свидетели, ни кусочка я не съел, никого я не видел и никому ничего не отдал. Убежала она”, – клялся юноша.
Рассердила меня эта дерзкая речь, выхватил я меч и сам не успел опомниться, как разрубил его надвое. “Вот тебе, чтобы не насмехался над старшим!”–крикнул я.
Но когда юноша умер, мне стало его жалко. Стал я плакать и каяться в том, что из-за брюха своего убил младшего. “А что, если испытать, правду ли он говорил?” Разжег я огонь посильнее, насадил юношу на вертел, сунул его в огонь, и вдруг он ожил и невредимый и здоровый явился передо мной. Да еще говорит мне с досадой: “Зачем ты оживил меня? Побывал я в Стране мертвых и плясал там симд со своей покойной женой, а ты, вернув меня сюда, помешал нашей веселой пляске”.
Узнав об этом, я тут же вонзил себе меч в грудь, выше сердца, и умер. Очнулся я в Стране мертвых. Вижу, пляшут там симд, и жена моя покойная между ними. Тут же я взял ее за руку и пошел с ней в симде, и сам Барастыр смотрел на нашу пляску. А те, что сидят возле Барастыра, спрашивают его: “Ведь это нарт Сослан, как он попал сюда?”
“Он убил себя, чтобы повидаться с женой,– так попал он к нам”,– ответил им Барастыр.
Захватил я жену и вместе с ней вернулся домой из Страны мертвых. Вскоре у меня родился сын, и из шкуры этой лисицы, что мы сейчас убили, намерен я сделать шапку для сына моего. Вот какие чудеса случались со мной, дорогой наш племянник Аца,– так кончил рассказ свой Сослан.
– Ну, а теперь рассказывай ты, Урызмаг, за тобой черед,– сказали судьи.
И вот что сказал Урызмаг:
– Я тоже нартский муж, не хуже других. Много совершил я дивных дел, много я видел чудес, но обо всем, конечно, не стану рассказывать. А вот послушайте-ка, что случилось со мной поздней осенью, когда я охотился на равнине Зилахар. Ничего не припас я в дорогу и не добыл ничего на охоте. К вечеру пал вдруг туман, и настала такая черная ночь, что я сразу заблудился. От голода и от жажды на тонком волоске держалась душа моя в теле. Но Бог привел меня в заросли бурьяна – видно, здесь была когда-то стоянка пастухов. “О, если бы здесь сохранился плетнем огороженный загон, в котором я мог бы прилечь и отдохнуть в безопасности!” Только выговорил я эти слова, смотрю – плетень передо мной, а за плетнем показалась дверь. “Войду-ка я внутрь, там мне будет безопаснее”, – так подумал я, открыл дверь и вошел. Попал я в чудесно убранное жилище, и тут сердце мое окрепло. “Вот теперь поесть бы чего-нибудь”,– вслух сказал я. И только сказал, гляжу – передо мной стоит фынг, заставленный напитками и яствами. Насытился я, и беззаботному сердцу сороки подобно стало мое сердце. “Вот теперь ничего мне не нужно”, – подумал я. Сытый, во хмелю, веселый, задул я огонь и прилег. Вдруг в полночь все кругом озарилось светом. “Уж не дом ли загорелся?”–тревожно подумал я, но тут же услышал женский голос: “Не тревожься, нартский муж, то сползло одеяло с ноги моей”.– “Что это за диво? – подумал я.– Что за создание живет здесь, у которого так светится кожа?” Не могу больше заснуть. А в комнате стало еще светлее. Поднялся я с ложа. “Право же, чей-то дом горит неподалеку”,– подумал я опять. И опять слышу совсем близко женский голос: “Не пугайся, нартский муж, это рука моя светит”.
“Это человеческий голос,– подумал я.– Так какова же должна быть та, от которой исходит такой свет!”
Третий раз вспыхнул свет и стал еще ярче. Тут встал я с постели, стою, удивляюсь. А из соседней комнаты сказала она мне: “Не пугайся, нартский муж, это от косы моей свет исходит”.– “Эх, умереть бы тебе, Урызмаг! – подумал я и шагнул к двери.– Должен я узнать, что это за диво”.
И тут женщина сказала мне: “Что ты хочешь делать, Урызмаг? Ведь все, в чем ты нуждался – вкусные яства и хмельные напитки,– все прошло через твое горло. Почему ты не лежишь спокойно? Зачем ищешь лишнего?” – “А ведь она подманивает меня к себе”,– так подумал я, направляясь на ее голос. “Прошу тебя, не подходи ко мне близко, иначе плохо тебе будет,– сказала мне женщина.
Да погибнет пьяница! Много я съел и еще больше выпил, и все это съеденное и выпитое заставило меня все-таки пойти к ней. Но только переступил я через порог, как ударила она меня войлочной плетью, и превратился я в осла. После этого отдала она меня одному человеку, и несколько лет работал я на него. Сединами покрылась спина моя, и бока мои ввалились – так сильно я отощал. Но мой разум человека оставался при мне. Когда вернули меня моей хозяйке, она снова ударила меня войлочной плетью, и я обернулся лошадью и несколько лет ходил в упряжке.
Потом опять ударила она меня, и стал я собакой. Не было лучше меня собаки, и повсюду пошла обо мне хорошая слава. В то время хищные звери повадились резать скот одного алдара. Приехал алдар к моей хозяйке:
“Прошу тебя, дай мне твою собаку, слава о которой везде прошла. Может быть, она убережет мое стадо”.– “Не дам я тебе мою собаку. Надо держать в холе эту собаку. Боюсь, не угостишь ты ее как следует! Нет, не дам я ее тебе”.– “Да разве ей нужно больше того, что волк истребляет в моем стаде за одну ночь?”– сказал алдар. И тогда хозяйка отдала меня.
Вот привел он меня к своим пастухам. Но он недавно женился, не хотелось ему оставаться на ночь возле стад, и велел он своим пастухам: “Вы как следует накормите эту собаку, а я еду домой”. И, вскочив на своего выхоленного коня, умчался алдар.
“Еще недоставало, чтобы мы стали прислужниками у твоей собаки! – сказали пастухи, как только он уехал.–Да если волки и нападут на стадо, ведь не наш скот задерут они”.
Не накормили они меня и легли спать. Настала полночь, двенадцать волков подошли к стадам и завыли:
“О Урызмаг, Урызмаг! Вот мы идем к тебе...” И тогда я завыл им в ответ: “Вольны вы делать все, что хотите, я даже головы не подыму сегодня”.
Напали двенадцать волков на стадо, и до самого рассвета они пировали и столько овец истребили, сколько им захотелось. И я в этом деле стал им товарищем. Истребил я в два раза больше того,
что истребили они.
Утром прискакал алдар на своем выхоленном коне. “Ну, как вы тут живете? Хорошо ли охраняла отары моя собака?”– “Вот посмотри, как она охраняла,– половину стада задрали волки”,–сказали ему пастухи.
Тут поймали меня и стали избивать, и всякий старался ударить меня побольнее. Потом алдар забрал меня. Он ехал на коне, а я на привязи бежал рядом с конем, и, пока не приехали мы домой, он все
время бил меня.
“Ну что, плохо она сторожила?”–спросила алдара моя хозяйка.
“Пусть бы пропала твоя собака,– половину стада задрали у меня вчера волки”.– “Не простит тебе этого бог,– ответила ему женщина.– Хорошо знаю я, как сильна моя собака, но ты плохо кормил ее”.
Прошло немного времени, и другой алдар приехал с просьбой к моей хозяйке: “Одолжи мне свою собаку. Хитрые звери повадились ходить в мои стада”.– “Не дам я тебе мою собаку. Недавно один алдар брал ее у меня, и привел обратно жестоко избитую, и жаловался, что она не уберегла его овец”.– “Он из одного рода, а я из другого. Он тот алдар, а я этот. Ты меня за него не принимай”.
Ничего не ответила ему на это моя хозяйка. Алдар достал из кармана шелковую веревку, надел ее мне на шею и привел к своему стаду. Собрались пастухи, и сказал он им:
“Приведите-ка сюда скорее самого большого барана”.
Жирного бурого барана притащили пастухи. “Зарежьте-ка его поскорее и сварите”. Исполнили пастухи его приказание.
Алдар велел пастухам покормить меня, и они стали, отбирая самые мягкие куски, кормить меня теплым, жирным мясом. “Подоите коз и подбелите его суп молоком”,– приказал алдар.
Пастухи так и сделали. Подлили мне в суп молока, и до отвала наелся я и мясом, и супом.
Позади седла алдара был привязан ковер. Он сам разостлал его около загона, в котором стояли овцы, и показал мне на этот ковер.
Прилег я на мягком ковре, одну на другую положил передние свои лапы, а на лапы положил голову.
Сам алдар остался ночевать при стаде. Вот уснул он, уснули пастухи, настала полночь, и снова услышал я голоса тех же двенадцати хитрых волков. “О Урызмаг, Урызмаг, сейчас мы придем к тебе!”–завыли они. “Напрасно вы это задумали,– ответил я им.– Не найдете вы здесь поживы”.
Подошли они ближе и еще громче завыли: “Мы идем к тебе, Урызмаг!” – “Напрасно идете, не будет вам здесь поживы”,– ответил я им.
Еще ближе подошли они, еще громче завыли: “Пусть падет на нас твоя немилость, Урызмаг. Ты ведь один, а нас двенадцать”.– “Что ж, попробуйте, идите!” – ответил я им.
Тут со всех сторон напали они на стадо, но ни одного волка не подпустил я ни к одной из овец. В кучу валил их друг на друга и к рассвету убил всех двенадцать. Проснулись к этому времени алдар и
пастухи.
“Бог погибель наслал на нас,– сказали они,– мало уцелело наших овец”. А сказали они так потому, что во время нападения волков овцы, испугавшись, сбились в кучу. А когда стали пастухи считать-пересчитывать, все овцы оказались в целости. Даже ухо не было оторвано ни у одного ягненка. Подошли они ко мне, глядят: двенадцать волков сложены друг на друга.
И тут алдар обнял меня. “Ведь не для одного меня были бедой эти волки. Как смогу я отблагодарить такую собаку? Идите,– сказал он пастухам,– да притащите-ка сюда барана побольше”.
Взял алдар шелковую веревку, за один конец привязал меня, за другой барана, и привели нас к моей хозяйке. “Ну вот, женщина. Добра, которое ты мне сделала, я не забуду до тех пор, пока свет светит. А этого барана прими в подарок”.
А после этого уехал алдар домой,– все было так, как должно было быть.
Опять прошло недолгое время, пришли к моей хозяйке охотники.
“Одолжи нам свою собаку, которая прославилась на весь мир. Пришел в наш лес белый медведь. Никак не можем мы выгнать его оттуда, и убить его нам не удается. Не поможет ли нам твоя собака?” – “Хорошенько заботиться надо о моей собаке. Если не позаботитесь вы о ней, не будет вам от нее пользы”,– сказала моя хозяйка. “Неужели мы не сможем позаботиться о собаке? Ведь пока мы будем в лесу искать медведя, не пропустим мы и другой дичи. Сами будем сыты и ее накормим, иначе какие же мы охотники?”
Отдала меня хозяйка, и они увели меня.
Вот приблизились мы к тому месту, где ходил медведь. И тут они пустили меня по его следу. Скоро увидел я белого медведя, и бросился он от меня бежать. Я за ним. Устремился медведь к высокой горе, я не отстаю. Добежал он до горы и сел по-человечьи. Когда я подбежал к нему, он сказал мне:
“Садись-ка рядом со мной. Не медведь я, я Афсати. Узнав о твоих горестных делах, принял я облик медведя, чтобы помочь тебе. Я знаю о тех бедствиях, которые ты испытывал, когда превратили тебя в осла и в лошадь. Но тогда я был занят и не мог тебе помочь. А теперь мы сделаем так: пусть охотники занимаются охотой, а ты беги к своей хозяйке и притворись, будто ты болен. Обильной едой будет кормить тебя эта женщина, но ты куска в рот не бери и притворись умирающим. И скажет она: “Ну что ж, подыхай. Для меня ты всего-навсего собака, сын собаки”. Она перешагнет через тебя и уйдет, оставив тебя подыхать. Но как только выйдет она за дверь, ты достань из-под изголовья ее войлочную плеть и, взяв ее в лапу, хлестни себя ею. Ты был Урызмаг – снова станешь Урызмагом. Сядь на ее ложе, держа в руках войлочную плеть, и дождись прихода хозяйки”.
Сделал я так, как научил меня Афсати, и вот снова стал я Урызмагом, и с войлочной плетью в руке сел на ложе женщины, и дождался ее возвращения.
“Ну, горе пришло твоей голове,– сказал я, увидев ее.– Прежде чем уйдешь ты в Страну мертвых, ты вознаградишь меня за мои мучения”.
Целую ночь провел я с ней, а утром ударил ее войлочной плетью и сказал: “Стань ослицей”.
И превратилась она в ослицу. Пригнал я ее в нартское селение, и каждый из вас знает ее: это серая ослица, которая принадлежит Бората. Вот и весь мой сказ.
Ничего более чудесного пока я еще не видел в своей жизни,– так закончил свой рассказ Урызмаг.
Стали тут судьи судить-рассуждать:
– Что и говорить! Удивительна та быль, которая случилась с Хамыцем. Удивительнее то, что рассказал Сослан. Но чудеснее всего дела Урызмага, которому столько времени пришлось пробыть в шкуре осла, лошади и собаки. Потому эта лисья шкура присуждается Урызмагу.
Урызмаг взял шкуру и велел сшить себе из нее отвороты для шубы. Молва об этой шубе жива еще и доселе.

УРЫЗМАГ И ТРОЕ ИСПЫТУЮЩИХ

Разнеслась по всему свету молва, что стоит, мол, нарту Урызмагу взглянуть на человека, как тотчас же скажет Урызмаг, какой у него нрав.
– А если он этого человека видит впервые, неужели и тогда он сможет сказать, что за человек перед ним? – спрашивали одни.
– Как это можно узнать, что у человека на сердце, если не поесть с ним много дней хлеба-соли? – говорили другие.
И вот встретились трое мужчин, и зашла у них речь о мудром Урызмаге.
Один был с брюшком, богач и чревоугодник. Не было человека, из которого он не извлек бы выгоды для себя.
Второй был среди плутов плут. Душу, глаз готов он был отдать, лишь бы обмануть кого-нибудь. Никогда не сдерживал он слова, да и клятвой тоже пренебрегал. По виду худощав, взгляд у него пронырливый и плутоватый, говорлив не в меру.
А третий был тих и немногословен. Когда, бывало, что-нибудь случалось за столом – кровавая ссора – и надо было примирить кровников, или же между озлобившимися друг на друга соседями восстановить дружбу, или примирить враждующие селения, или сватов послать из одного селения в другое, а то и просто слово сказать на пиру или на поминках, то всегда обращались к этому мужчине. Был он любимцем народа, человеком добрым и умным.
Долго разговаривали они об Урызмаге и под конец решили:
– Пойдем-ка и посмотрим своими глазами, такой ли мудрый на самом деле нарт Урызмаг, что, не пожив с человеком, с первого взгляда узнает нрав его.
Так сказали они, тут же собрались в путь и отправились в нартское селение.
В одно время прибыли эти трое испытующих в нартское селение–как же могло быть иначе!–и спросили, где здесь живет мудрый нарт Урызмаг.
Объяснили им, что, когда увидят они на такой то улице высокую ограду и островерхий дом, вот это и будет дом нарта Урызмага. Вошли трое испытующих в дом Урызмага, спросили, где он, и сразу же вышел к ним высокий старик с длинной седой бородой.
– Гости – счастья посланцы! Заходите, солнышки мои.
– Да будет долгой, счастливой и солнечной твоя жизнь, нарт Урызмаг!– сказали вместе трое путников.
Нарт Урызмаг ввел их в дом, усадил, сам же засуетился – то выходит из дома, то входит в него.
– Чего ты беспокоишься, Урызмаг? Просим тебя, не беспокойся о нас.
– Не говорите так, дорогие гости. Гость – посланец Бога. Гость – готов, хозяин – не готов6,– ответил Урызмаг.
– Но сначала скажите: кто вы и какое дело привело вас в этот дом?
– Мы,– ответили путники,– слышали о твоей мудрости. Весь мир говорит, что Урызмаг с первого взгляда узнает нрав человека. И мы хотим увидеть своими глазами, услышать своими ушами, понять своими сердцами – так ли это на самом деле или нет! Поэтому мы и прибыли сюда.
– Хорошо, солнышки мои, хорошо,– сказал им Урызмаг.– Посидите пока, а я проведаю других моих гостей.
Ничего не возразили трое путников.
И снова Урызмаг то наружу выйдет, то в другую комнату войдет, а то снова обратно вернется.
Удивляются путники. Показалось им, что Урызмаг как будто сильнее прежнего беспокоится. И когда он снова вернулся к ним, они спросили его:
– Что это за необычные гости, о которых ты так сильно беспокоишься?
– Как же мне о них не беспокоиться, съесть бы мне ваши болезни! Это гости из дальней страны. Прибыли сюда немного раньше вас. А дома, кроме меня, никого нет! Вот в чем причина моего беспокойства.
– Кто же они такие? – спросил мужчина с брюшком. – Наверное, они богаты?
– Может, они выдают себя не за тех, что они есть на самом деле? Может, они обманывают тебя? Чего только не бывает! Мало ли шатается по дорогам плутов! – сказал второй.
– Наверное, ты хочешь оказать честь мужам заслуженным – таким, кто большие дела решает, кого за это народ почитает и кто поэтому близок твоему сердцу? Наверное, это такие люди?
– Не знаю,– сказал Урызмаг.– Я еще не побыл с ними, и мне нечего о них сказать.
– Тогда будь благосклонен к нам и скажи, у кого из нас какой нрав. Ты, конечно, никогда не видел нас, но теперь мы уже познакомились.
– Мне нечего вам сказать, мои гости. У меня нет других гостей, кроме вас. А каждый из вас сам уже сказал о себе все.
Удивились испытующие, встали, попрощались и отправились домой.

КАК ПОЯВИЛОСЬ ПИВО

Опустилась птичка на хмелевую лозу, сорвала она зеленую шишечку хмеля и три зернышка выклевала из нее. Весело вспорхнула, и полетела прямехонько в селение доблестных нартов, и опустилась там на хуртуан, где сушился на солнце сладкий солод. Клюнула она зернышко – одно только зернышко сладкого солода,– и свалилась пташка на землю. Хочет вспорхнуть, а крылья точно подрезаны. Хочет бежать, а лапки не держат ее. Увидел ее тут нарт Урызмаг, поднял с земли, принес в дом и показал жене своей – мудрой Шатане, славной нартской хозяйке.
Шатана бережно взяла птичку в руки и положила ее на кучу пшеничных зерен. И–чудо!–сколько сверху ни брали пшеницы, не становилось ее меньше. А птичка скоро очнулась, вспорхнула, защебетала и улетела прочь.
И задумалась вещая Шатана. Стала спрашивать она Урызмага, и рассказал Урызмаг Шатане все, что на глазах у него приключилось с птичкой. А об остальном мудрая Шатана сама догадалась. Смолола она солода, сварила его, процедила варево и положила в него крепкую закваску из хмеля. Зашипело, заискрилось варево и покрылось белой пеной. Пили нарты, и дивились нарты такому напитку.
Из чего варится пиво? Из солода ячменного, из солода пшеничного, а закваску возьми с хмеля, что вьется по орешнику.
Поднеси-ка нам, Шатана,
Черного пива!
Выше подыми чашу,
Нарт Урызмаг!
Пусть счастливые дни
Принесет нам черное пиво,
И радостные песни будем петь мы о нем!

ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД УРЫЗМАГА

Одряхлел нарт Урызмаг, надломились его силы, не ходил он больше в походы. Перестала нартская молодежь спрашивать у него совета, а нашлись и такие юноши, что смеялись над Урызмагом. С утра уходил нарт Урызмаг на нихас и проводил там целые дни, слушая новости, которые рассказывали люди. Глядел, как состязается в стрельбе из луков нартская молодежь, вспоминал свои молодые годы и грустил о том, что никогда они не вернутся.
– Эх, если бы еще раз сходить мне в поход! – воскликнул раз Урызмаг и пошел на большой нартский нихас. Там сидела нартская молодежь. И сказал ей Урызмаг:
– С детства и до самой старости все силы разума своего щедро отдавал я вам, а теперь старая голова моя стала для вас обузой, и нет от меня больше проку. Потому прошу я вас: сколотите большой и крепкий сундук, положите меня в него и бросьте в море. Нельзя меня хоронить на кладбище нартов7.
Тут некоторые юноши сказали:
– Как станем мы жить, если не будет с нами мудрого Урызмага, который наставлял нас на разум?
Но слышны были и другие голоса:
– Совсем уже состарился он и ни на что теперь не годен.
Никто не решился исполнить волю Урызмага. И на следующий день, придя на нихас, Урызмаг опять стал просить, чтобы сделали сундук, положили его туда и бросили в море.
Видят молодые нарты, не уговоришь старика.
На третий день сколотили они сундук, положили туда Урызмага, дали ему на неделю еды, плотно закрыли крышку и бросили сундук в море.
Но не поглотила этот сундук морская бездна, бережно подняли его волны морские и понесли. Долго ли, коротко ли несли они его, но однажды ночью вынесли на берег в месте, куда пригоняли на водопой коней царя черноморского. Утром слуги алдара пригнали по обыкновению коней на водопой, но кони не подходят к водопою, фыркают они и рвутся прочь. Подошли слуги к воде, смотрят и видят на берегу большой сундук. Сорвали они с сундука крышку – лежит в сундуке старик в шубе.
Удивились слуги этому диву и спрашивают старика:
– Кто ты такой и какой бог принес тебя сюда?
– Я нарт Урызмаг. Старость моя пришла, надоела мне жизнь, и попросил я, чтобы бросили меня в море.
Побежал тут один из слуг к царю и сказал ему:
– Пусть погибну я от немилости твоей, царь наш, кого ты всю жизнь свою мечтал взять живым в плен, нарт Урызмаг, находится теперь в твоих руках.
И приказал тут царь своим слугам:
– Сейчас же приведите сюда нарта Урызмага.
И когда привели Урызмага, очень был рад царь черноморский, что наконец-то попал к нему в плен нарт Урызмаг.
Заковали руки и ноги Урызмага в тяжелые колодки, заточили его в башню. Крепко заперли башню и оставили только малую щель, в которую с трудом можно было просунуть еду для Урызмага,– столько еды, сколько нужно, чтоб он не умер с голоду.
Мало ли, много ли времени прошло, а Урызмаг все сидит в башне. Надоело ему это, стал он думать и вот что придумал.
Однажды, когда слуга по обыкновению принес ему убогую пищу, сказал ему Урызмаг:
– А все-таки, как посмотрю я, глуп ваш повелитель. Ну какая корысть ему от того, что я умру в этой башне? А ведь мог бы он получить выкуп за меня, как за пленного.
Побежал скорее слуга к царю.
– Пусть погибну я от немилости твоей, наш славный повелитель, – говорит он,– но удивительные слова сказал наш пленник. “Глуп, – сказал он, – ваш повелитель, как я посмотрю. Ну какая ему корысть от того, что умру я в этой башне? А ведь мог бы он получить выкуп за меня, как за пленного”.
И приказал тут царь:
– Сбейте колодки с пленного и приведите его ко мне.
Сбили слуги колодки с рук и ног Урызмага и привели его к царю.
– Ну, нарт Урызмаг, какой выкуп хочешь ты предложить мне? Ведь у тебя ничего нет?
– У меня здесь, конечно, ничего нет,– ответил Урызмаг.– Но если семья моя и мое селение узнают, что их старший попал в плен, то не пожалеют они за меня никаких богатств. Сам я богат, но в три раза больше, чем есть у меня, даст за меня селение нартов.
– А все-таки сколько я получу?–спросил царь черноморский.
– Хорошо, я скажу тебе. И если по сердцу придется тебе мой выкуп, то ты получишь его. Большое стадо пригонят к тебе. Будет в нем сто раз по сто однорогих быков, сто раз по сто двурогих, сто раз по сто трехрогих, сто раз по сто четверорогих и сто раз по сто пятирогих.
Как было не обрадоваться алдару, когда услышал он о таком выкупе! Развеселился алдар и сказал Урызмагу:
– Ну, скорее посылай в свое селение!
– Дай мне людей, которых я мог бы послать гонцами,–сказал Урызмаг.–Нужны мне двое мужчин: чтобы у одного были черные волосы, а у другого – рыжие. Они передадут нартам мое слово и укажут дорогу сюда.
Царь приказал, и двое мужчин – один черноволосый, Другой рыжий – пришли к Урызмагу. Рассказал им Урызмаг, как ехать в страну нартов, и велел им:
– Когда приедете, скажите нартам, что попал Урызмаг в плен к царю черноморскому и просит прислать за него выкуп: сто раз по сто однорогих быков, сто раз по сто двурогих быков, сто раз по сто трехрогих быков, сто раз по сто четверорогих быков и сто раз по сто пятирогих. Пусть одного черного быка и одного бурого погонят нарты впереди стада. Эти два быка укажут им сюда самый верный путь. Если же заупрямятся эти быки, пусть отрубят голову черному быку и голову его повесят бурому быку на шею, и тогда он приведет их сюда.
Отправились гонцы в Страну нартов. Долго ли, коротко ли они ехали, но как-то вечером доехали. Нарты сидели в то время на нихасе.
– Добрый вам вечер,– сказали гонцы,– и пусть будет благодать на вашем нихасе!
– Пусть будет счастлива ваша жизнь, дорогие гости!– ответили нарты.–По всему видно, что прибыли вы издалека. Солнце или ненастье привело вас?
– Прибыли мы из Страны царя черноморского. В руки нашего царя попал нарт Урызмаг. Потребовал царь наш у него выкуп, согласился Урызмаг и прислал нас за выкупом.
Что и говорить, обрадовались нарты тому, что жив Урызмаг, и спросили гонцов:
– Ваши недуги готовы мы проглотить, дорогие гости. Какой выкуп требует хозяин ваш от Урызмага?
И ответили гонцы:
– Вот что просил передать вам нарт Урызмаг: “Вышлите за меня выкуп – сто раз по сто однорогих быков, сто раз по сто двурогих, сто раз по сто трехрогих, сто раз по сто четверорогих и сто раз по сто пятирогих. Одного черного быка и одного бурого быка гоните впереди стада. Эти два быка укажут вам сюда самый верный путь. Если же заупрямятся эти быки, то отрубите голову черному быку и повесьте ее бурому быку на шею, и тогда он верный путь укажет в Страну алдара черноморского”.
Устроили нарты гостей на ночлег, а сами стали думать: где достать им такой выкуп?
– У ста по сто быков отрежем по рогу, и будет у нас столько однорогих быков, сколько нужно. О двурогих и говорить не будем – их легко собрать. Но где сыщем мы трехрогих, четверорогих и пятирогих быков? О таких и не слышали мы никогда.
Долго спорили нарты, ничего не решили и, когда увидели, что ничего придумать не могут, раздосадованные и встревоженные пошли к Шатане.
– Слушай, Шатана, прислал твой старик гонцов из Страны царя черноморского и требует, чтобы дали мы за него однорогих, двурогих, трехрогих, четверорогих и пятирогих быков. Однорогих быков добыть легко, если у двурогих отрубить по рогу. Двурогих у нас много. Но откуда возьмем мы трехрогих, четверорогих и пятирогих? Ведь мы и слышать никогда не слышали о таких быках!
И, выслушав их, рассмеялась Шатана:
– Ну, вижу я, без этого старика вы все пропадете. Опять нашел он для вас не тронутое еще вами вражье логово, полное добычи. Он вас зовет туда и указывает, какое войско нужно вам снарядить. Быки однорогие – пешее войско, быки двурогие – конница, быки трехрогие – копьеносцы, четверорогие – кольчужники, а пятирогие быки – это войска, всеми видами оружия снаряженные.
– А как понимать нам слова: “Отрежьте голову быку черному и повесьте ее на шею быку бурому”? – спросили нарты Шатану.
– А значит это вот что: когда выступите вы в поход, то заставьте тех, кто прислан сюда гонцами, указывать вам путь в Страну алдара черноморского. А если будут они сбивать вас с пути, то отрубите голову черноволосому и повесьте ее на шею рыжему, и тот приведет вас куда нужно.
Быстро взялась за дело нартская молодежь, в три дня снарядили они могучее войско. Велели они гонцам вести их в Страну царя черноморского. Догадались гонцы, что с недобрыми намерениями идет к ним в страну грозное нартское войско, и, когда отошли далеко от Страны нартов, стали хитрить гонцы: то в одну сторону пойдут, то в другую, хотят завести на погибель нартское войско.
А черноволосый пытался оповестить царя об опасности. Тогда нартские воины отрубили черноволосому голову и повесили ее на шею рыжему. Испугался рыжий и повел нартов по правильному пути.
Урызмаг рассчитал время, когда должны подойти нартские войска, и сказал в этот день царю:
– Пойдем-ка поглядим с вершины, не гонят ли нарты стада, чтобы выкупить меня.
Поднялись они на башню и видят: далеко, там, где степь сходится с небом, чернеет что-то, точно грозовая туча. Понял Урызмаг: приближается нартское войско, и сказал царю:
– Ну, видишь, гонят выкуп за меня. Пошли же навстречу погонщикам всех своих воинов, кто в часы битв показал себя особенно ловким, пусть они помогут гнать такое большое стадо. Только скажи им, чтоб не брали с собой оружия,– кроме плетей и палок, там ничто не понадобится. А то у нашего скота бешеный нрав: увидев оружие, бросятся в разные стороны, разбегутся, и ничего тебе не достанется. Тогда уж не пеняй на меня.
И сколько было людей у царя, всех послал он навстречу нартским войскам и под страхом смерти запретил своим людям брать что-нибудь, кроме кнутов и палок.
Увидели нарты людей алдара и стали истреблять их. Подобно облаку, поднялась пыль над степью. Смотрят царь и Урызмаг в степь с вершины башни, и спросил царь Урызмага:
– Что это за облако, подобное дыму, поднялось над степью?
– Грузный скот гонят тебе на выкуп,– ответил Урызмаг.– И ты видишь пар от их дыхания и пыль, которую поднимают их копыта.
– Не кажется ли тебе, что шум боя доносится сюда? – спросил царь.
– Когда идет такой грузный скот, подобны шуму боя топот копыт его и мычание,– ответил Урызмаг.
Тем временем нартские войска истребили воинов царя черноморского. От века не упомнят люди такого побоища! И Урызмаг, видя, что удался хитроумный замысел его, со всей силы ударил по лицу царя черноморского.
– Ты нарта Урызмага хотел погубить? Посмотри же вниз: как собак, истребили нарты все твое войско.
И, схватив царя черноморского за край одежды, Урызмаг сбросил его с башни.
Обрадовались нарты, увидев, что жив старый Урызмаг. И сказал им Урызмаг:
– Вижу я, что если не будет с вами старой моей головы, то, пожалуй, ворона утащит вас в свое гнездо.
Много скота нашли нарты в Стране алдара черноморского. Много добра его увезли они в Страну нартов. По справедливости поделили они добычу между тремя нартскими родами, ни один человек не был обижен. Целый год резали они скот алдара черноморского, целый год пировали, поминая погибших нартских воинов.


5 Эти слова нартов в какой-то степени отражают работорговлю, которая существовала на Северном Кавказе в далеком прошлом.

6 Гостеприимство – один из традиционных обычаев осетин. С появлением в доме гостя хозяин прекращает свои занятия и старается как можно лучше принять его. Гостя вводили в гостевую, имевшуюся почти в каждом осетинском доме и отличавшуюся особым убранством и чистотой. В честь гостя, если было возможно, резали барана, подавали к столу лучшие национальные блюда и напитки. За столом гостю прислуживала молодежь. Если дом не был готов к приему гостя и задерживалось приготовление угощения, то старший говорил: «Гость всегда готов, хозяин – не готов». Считалось неприличным оставаться в гостях без особой нужды более трех дней. Отказ в гостеприимстве осуждался обществом и почти не имел места в быту у осетин.

7 В прошлом по осетинским обычаям смерть мужчины далеко от дома, в борьбе с врагом, считалась славной смертью. О погибшем складывали песни, в которых воспевали его подвиги.

  Благодарим за помощь "Мифу"

Всемирная паутина охватывает все сферы деятельности человека. Работа и отдых, знакомства и общение и, конечно же, бизнес. Специалисты, предлагающие создание сайтов в Нижнем Новгороде, также могут обеспечить их раскрутку, техподдержку и даже тематическое наполнение портала. Качественный сайт - большой плюс к имиджу и хороший способ найти новых клиентов.

 

Уархаг и его сыновья

Урызмаг и Шатана
часть 1 и часть 2

Сослан

Айсана

Сырдон

Хамыц и Батрадз

Ацамаз

Саууай

отдельные сказания

Гибель нартов

Комментарии

Словарь



Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Миф.Ру (с) 2005-2010

Rambler's Top100