Форум портала «Миф» (http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl)
Научный форум >> Новости точных и естественных наук >> цветовые универсалии
(Message started by: Ilaidj на октября 30th, 2005, 5:06pm)

Заголовок: цветовые универсалии
Прислано пользователем Ilaidj на октября 30th, 2005, 5:06pm
Реферат статьи (увы, нет под рукой исходника). Это, конечно, не мифология в чистом виде, поэтому удаляйте, если оффтопиком будет. Вспомнил про эту тему в связи со статьей "Семиотика цвета: синий" на сайте.

цветовые универсалии
Тезис статьи: Основные цветовые обозначения являются универсалиями: их значения в разных языках совпадают, и цветовые обозначения появляются в языке в определенном порядке.

1. Общая схема восприятия цвета такова:
цвет 1 - восприятие - обозначение/слово - ассоциация - цвет 2
Цвет 1 - это непосредственно цвет, т.е. физическая волна определенной длины колебаний (от 40 до 72 сотни тысячных миллиметра), которую человек кодирует в слово, название цвета. В процессе коммуникации на название цвета у реципиента появляется ассоциация, закрепленная на данное обозначение, которая им воспринимается как цвет под этим именем.

2. Соотношение цвета и формы. У цвета отсутствует такой потенциал абстракции, который есть у формы, и он в значительной мере реже может являться доминирующим признаком для определения объекта. Например, красный шар лучше определяется как объект характеристикой его формы, нежели цвета, при других равных условиях.

В результате экспериментов было установлено, что для детей до 6 лет группируют объекты по цвету, тогда как дети старше группируют их по форме. Для человеческого ума форма выступает в большей абстракции, чем цвет, поэтому цвет больше соотносится с объектом, чем форма, как его характеристика. Исследованиями также установлено, что форма и цвет воспринимаются через разные каналы мозга.

3. Цветовая память очень короткая. Вероятно, кодирование цвета в слове служило в том числе и сохранению памяти о цветах и ее передаче. Цвет важен для различения объектов, но не для их вспоминания. Человеческий мозг может различать около 100 тыс. оттенков, однако в критической (опасной) ситуации только семь цветов могут выполнять сигнальную функцию.

В обычном восприятии цвета частично перекрывают друг на друга, создавая ситуации, когда человек решает относится ли данный оттенок к градации синего или зеленого. Эти градации не являются цветовыми универсалиями и варьируют в разных языках в зависимости от языковой картины мира. Основные цвета - это так называемые фокальные цвета, т.е. те области спектра, которые однозначно воспринимаются как определенный цвет. Они являются универсалиями и совпадают в различных языках. Исследователями было предположено, что наличие цветовых универсалий коренится в переходе языка с одной стадии в другую с изменением культурных условий.

4. Долго дебатировался вопрос о том, сколько же "настоящих" цветов человек воспринимает одновременно. Сейчас известно, что в сетчатке есть три типа колбочек, которые нечувствительны к цветам, но чувствительны к длине волны. Визуальная информация перекодируется в импульсы и обрабатывается 4 типами спектрально противоположных клеток. Таким образом, можно сказать, что одновременно цветовое воприятие основано на трех или четырех цветах.

5. Три главные цвета. Был проведен ряд исследований, в ходе которых выяснилось, что подобные или идентичные фокусы имеют три цвета: белый, черный и красный. Некоторый разброс дало восприятие зеленого и синего. Фокусы остальных цветов оказались не такими четкими. Наибольший разброс в восприятии вызвали purple (намеренно не даю перевод), розовый и коричневый. Историческая проблема с восприятием цвета purple заключается в том, что в античные времена краситель под таким названием использовался для окрашивания ткани в цвета от темно-красного до темно-синего.

Граница между синим и зеленым, предположили исследователи, обусловлена изменчивостью восприятия к синему и желтому. Было выяснено, что чувствительность к синему и желтому обусловлена возрастом и географическим положением. Причиной изменения чувствительности является пигментация сетчатки у пожилых людей, а также у людей, населяющих экваториальные зоны. Соответственно, дети и северяне воспринимают зеленый ярче, чем пожилые люди или южане.

6. По результатам сравнения языкового материала было выяснено, что базовые цветовые обозначения появляются в любом языке в определенном порядке в семь этапов. Учеными безоговорочно воспринимаются только два первых этапа, остальные вызывают разногласия.

деление черный-белый (1) - красный (2) - деление зеленый-желтый (3) - эволюция зеленого в желтый и желтого в зеленый (4) - синий (5) - коричневый* (6) - purple**-розовый-оранжевый-серый (7)

* brown на русском следовало бы в данном контексте обозначать бурым, т.к. "коричневый" является поздним заимствованием, хотя и общепринят
** наиболее распространенный перевод - это, конечно же, фиолетовый, хотя существуют в силу уже упомянутой причины переводы как пурпурного, лилового или багрового.

Ряд исследований опровергает помещение синего после зеленого и желтого. Тем не менее, вполне надежно, основываясь на языковом материале современных неразвитых племен, было установлено действительное наличие первых двух стадий.

7. Цветовое пространство дает шесть основных цветовых обозначений: черный, белый, красный, желтый, синий, зеленый. Остальные цвета появляются как сочетания или производные, при этом, появляясь, они могут входить в разряд основных цветовых обозначений. Таким примером является голубой цвет русского языка. Такой набор основных цветовых обозначений обусловлен нейрофизиологическими процессами человека, что и обусловливает возможность существования цветовых универсалий.

8. Эволюция цвета. На первой стадии в языке появляются слова, обозначающие черное (полностью темное, холодное), белое (светлое) и красное (теплое). Эта стадия может состоять из двух шагов так, что категория красного выделяется позже. На второй стадии желтый выделяется из составной категории теплого, а синий и зеленый выделяются из черного для обозначения холодной области (точный порядок может варьироваться в языках). На этом этапе может появляться обозначение серого. Третья стадия - это появление зеленого, синего, серого и слова, обозначающего ненасыщенный теплый цвет - коричневого.

----------------------------------
Из http://www.livejournal.com/community/wise_ways/2743.html


Заголовок: Re: цветовые универсалии
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на октября 31st, 2005, 8:57pm
Это действительно ни близко не мифология, так что я это перенесу в более подходящий раздел.
Очень интересно, спасибо!
[smiley=work.gif]



Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.