Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
апреля 26th, 2024, 3:43am

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « цветовые универсалии »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Новости точных и естественных наук
(Модератор: Mim)
   цветовые универсалии
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: цветовые универсалии  (Прочитано 1705 раз)
Ilaidj
Гость

Е-мэйл

цветовые универсалии
« В: октября 30th, 2005, 5:06pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Реферат статьи (увы, нет под рукой исходника). Это, конечно, не мифология в чистом виде, поэтому удаляйте, если оффтопиком будет. Вспомнил про эту тему в связи со статьей "Семиотика цвета: синий" на сайте.  
 
цветовые универсалии
Тезис статьи: Основные цветовые обозначения являются универсалиями: их значения в разных языках совпадают, и цветовые обозначения появляются в языке в определенном порядке.  
 
1. Общая схема восприятия цвета такова:  
цвет 1 - восприятие - обозначение/слово - ассоциация - цвет 2
Цвет 1 - это непосредственно цвет, т.е. физическая волна определенной длины колебаний (от 40 до 72 сотни тысячных миллиметра), которую человек кодирует в слово, название цвета. В процессе коммуникации на название цвета у реципиента появляется ассоциация, закрепленная на данное обозначение, которая им воспринимается как цвет под этим именем.  
 
2. Соотношение цвета и формы. У цвета отсутствует такой потенциал абстракции, который есть у формы, и он в значительной мере реже может являться доминирующим признаком для определения объекта. Например, красный шар лучше определяется как объект характеристикой его формы, нежели цвета, при других равных условиях.  
 
В результате экспериментов было установлено, что для детей до 6 лет группируют объекты по цвету, тогда как дети старше группируют их по форме. Для человеческого ума форма выступает в большей абстракции, чем цвет, поэтому цвет больше соотносится с объектом, чем форма, как его характеристика. Исследованиями также установлено, что форма и цвет воспринимаются через разные каналы мозга.  
 
3. Цветовая память очень короткая. Вероятно, кодирование цвета в слове служило в том числе и сохранению памяти о цветах и ее передаче. Цвет важен для различения объектов, но не для их вспоминания. Человеческий мозг может различать около 100 тыс. оттенков, однако в критической (опасной) ситуации только семь цветов могут выполнять сигнальную функцию.  
 
В обычном восприятии цвета частично перекрывают друг на друга, создавая ситуации, когда человек решает относится ли данный оттенок к градации синего или зеленого. Эти градации не являются цветовыми универсалиями и варьируют в разных языках в зависимости от языковой картины мира. Основные цвета - это так называемые фокальные цвета, т.е. те области спектра, которые однозначно воспринимаются как определенный цвет. Они являются универсалиями и совпадают в различных языках. Исследователями было предположено, что наличие цветовых универсалий коренится в переходе языка с одной стадии в другую с изменением культурных условий.  
 
4. Долго дебатировался вопрос о том, сколько же "настоящих" цветов человек воспринимает одновременно. Сейчас известно, что в сетчатке есть три типа колбочек, которые нечувствительны к цветам, но чувствительны к длине волны. Визуальная информация перекодируется в импульсы и обрабатывается 4 типами спектрально противоположных клеток. Таким образом, можно сказать, что одновременно цветовое воприятие основано на трех или четырех цветах.  
 
5. Три главные цвета. Был проведен ряд исследований, в ходе которых выяснилось, что подобные или идентичные фокусы имеют три цвета: белый, черный и красный. Некоторый разброс дало восприятие зеленого и синего. Фокусы остальных цветов оказались не такими четкими. Наибольший разброс в восприятии вызвали purple (намеренно не даю перевод), розовый и коричневый. Историческая проблема с восприятием цвета purple заключается в том, что в античные времена краситель под таким названием использовался для окрашивания ткани в цвета от темно-красного до темно-синего.  
 
Граница между синим и зеленым, предположили исследователи, обусловлена изменчивостью восприятия к синему и желтому. Было выяснено, что чувствительность к синему и желтому обусловлена возрастом и географическим положением. Причиной изменения чувствительности является пигментация сетчатки у пожилых людей, а также у людей, населяющих экваториальные зоны. Соответственно, дети и северяне воспринимают зеленый ярче, чем пожилые люди или южане.  
 
6. По результатам сравнения языкового материала было выяснено, что базовые цветовые обозначения появляются в любом языке в определенном порядке в семь этапов. Учеными безоговорочно воспринимаются только два первых этапа, остальные вызывают разногласия.  
 
деление черный-белый (1) - красный (2) - деление зеленый-желтый (3) - эволюция зеленого в желтый и желтого в зеленый (4) - синий (5) - коричневый* (6) - purple**-розовый-оранжевый-серый (7)  
 
* brown на русском следовало бы в данном контексте обозначать бурым, т.к. "коричневый" является поздним заимствованием, хотя и общепринят  
** наиболее распространенный перевод - это, конечно же, фиолетовый, хотя существуют в силу уже упомянутой причины переводы как пурпурного, лилового или багрового.  
 
Ряд исследований опровергает помещение синего после зеленого и желтого. Тем не менее, вполне надежно, основываясь на языковом материале современных неразвитых племен, было установлено действительное наличие первых двух стадий.  
 
7. Цветовое пространство дает шесть основных цветовых обозначений: черный, белый, красный, желтый, синий, зеленый. Остальные цвета появляются как сочетания или производные, при этом, появляясь, они могут входить в разряд основных цветовых обозначений. Таким примером является голубой цвет русского языка. Такой набор основных цветовых обозначений обусловлен нейрофизиологическими процессами человека, что и обусловливает возможность существования цветовых универсалий.  
 
8. Эволюция цвета. На первой стадии в языке появляются слова, обозначающие черное (полностью темное, холодное), белое (светлое) и красное (теплое). Эта стадия может состоять из двух шагов так, что категория красного выделяется позже. На второй стадии желтый выделяется из составной категории теплого, а синий и зеленый выделяются из черного для обозначения холодной области (точный порядок может варьироваться в языках). На этом этапе может появляться обозначение серого. Третья стадия - это появление зеленого, синего, серого и слова, обозначающего ненасыщенный теплый цвет - коричневого.  
 
----------------------------------
Из http://www.livejournal.com/community/wise_ways/2743.html
 
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: цветовые универсалии
« Ответить #1 В: октября 31st, 2005, 8:57pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Это действительно ни близко не мифология, так что я это перенесу в более подходящий раздел.
Очень интересно, спасибо!
 work
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru