Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
Полный вариант: http://www.absolutology.org.ru/podberezsky.htm Автор: Подберезский И.В. при самозабвенной молитве или глубокой медитации подавляется активность участка мозга, фиксирующего угрозы и вызывающего страхи - отсюда состояние покоя и радости, вплоть до неописуемого счастья. точно так же приглушается деятельность части мозга, ответственной за ориентацию в трехмерном пространстве и дающей ощущение отдельности своего «я» от остального мира - отсюда ощущение слияния «я» со Вселенной или Абсолютом - кому как нравится. в лобной части мозга отключаются участки, ответственные за ориентацию во времени - отсюда ощущение причастности к вечности. т.е. то, что мы именуем причастностью к чему-то высшему, на самом деле сводится к «отключению» некоторых участков мозга, или, как минимум, к снижению их активности при одновременном возбуждении других зон. ... Все культуры знают состояние транса или экстаза (то самое «альтернативное состояние сознания»), при впадении в которое и осуществляется контакт с «духами» и производятся исцеления. Точно так же везде говорят о «путешествиях души», «пребывании вне тела» и т.п.. Винкельман задается вопросом: почему эти «бредовые состояния» совершенно одинаковы в различных и очень удаленных друг от друга культурах? Ответ дает нейротеология: да потому, что мозг людей устроен и функционирует одинаково. И весь так называемый «религиозный опыт» идет изнутри, из мозга, а не извне, не от Бога. ... «Неошаманизм» становится все более популярным, хотя такой тип общения с потусторонним миром должен был бы исчезать - ведь против него ополчается и наука, и «развитые религии». И тем не менее как раз люди образованные больше других интересуются шаманской практикой. Винкельман полагает, что она всегда давала и сейчас дает ощущение собственного могущества, а дает она его потому, что стимулирует выделение в мозгу некоторых химических веществ (серотинин, опиоиды и др.), которые воздействуют на разные участки мозга, тормозя одни и активизируя другие («что-то включают, что-то выключают»), а это и приводит к состояниям сознания, воспринимаемым как мистические озарения, приобщение к Абсолюту и т.д. ... Среди нейротеологов есть ученые, которые как бы колеблются: то ли процессы в мозгу порождают религиозные переживания, то ли религиозные переживания порождают эти процессы. Колеблющиеся, как правило, сопровождают свои выводы вопросительными знаками. Но есть и откровенно неверующие (их, кажется, больше), которые вопросительных знаков не ставят, а утверждают, что не Бог создал мозг, а мозг создает Бога. Вера и то, что нам представляется богопостижением, с их точки зрения является всего лишь следствием некоторых совершенно естественных процессов, происходящих в нейронах - и ничего более. Тут вспоминается наш XIX век и увлечения вульгарным материализмом, когда говорили, что мозг производит мысль так же естественно, как печень желчь. Теперь вот пошли дальше и пришли к выводу, что мозг, так сказать, производит веру, религию, Бога, Который существует только в наших головах - и нигде более.
|