Форум портала «Миф» (http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl)
Научный форум >> Мифология >> Мифология тюрьмы и зоны
(Message started by: Альвдис Н. Рутиэн на мая 15th, 2006, 5:01pm)

Заголовок: Мифология тюрьмы и зоны
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на мая 15th, 2006, 5:01pm
Институт истории культур
Морской К.И.
(студент II курса)

КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Мифология тюрьмы и зоны

Руководитель работы:
кандидат филологических наук, доцент Баркова А.Л.
МОСКВА
2005



СОДЕРЖАНИЕ                                                Стр

ВВЕДЕНИЕ                                                       3
ВНУТРЕННИЙ МИР ТЮРЬМЫ. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ       5
РИТУАЛЫ В ТЮРЕМНОЙ ЖИЗНИ                               8
ГАДАНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ                                    13
СУД В ЖИЗНИ ЗАКЛЮЧЕННОГО                              15
БЫТ В ТЮРЕМНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ                              19
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ                                          28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                  31








ВВЕДЕНИЕ

Обратившись к современной тюремной субкультуре, я обнаружил, что внутри нее существует древнейшие образы и семиотические тексты, интересные и важные не только для изучения современной “тюремной” культуры, но и для понимания древней картины мира человека, оказавшегося живым в мире смерти. В этой работе я попробую описать тюремную мифологию от “Общеарестантской” мифологизации тоски, тревоги и страха до “тюремно-воровской” символики, воплощающей нормы и ценности криминала, для которого тюрьма - “дом родной”. В мире созданным криминалом, я увидел самоорганизующееся сообщество, со своей отдельной культурой. Об универсальности и культурной специфике этого сообщества будет свидетельствовать и тюремная словесность (феня) во всем своем разнообразии, так же будет рассматриваться фольклор, литературное творчество заключенных, и быт заключенных. Исследований, посвященные языку, фольклору в русских тюрьмах очень много. Поэтому я, благодаря не только классическим произведениям, но и книгам, мало опубликованным, а так же рассказам многих моих знакомых, бывалых в тюрьмах, хочу представить тюремную субкультуру с новой точки зрения, раскрыть особый, знаковый смысл мифологии, обрядности, фольклора и письменности тюремного мира.

ВНУТРЕННИЙ МИР ТЮРЬМЫ. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
В начале несколько слов о самих заключенных. У каждого, кто попал в тюрьму и зону, случилась беда. Беда случилась из-за того, что человек нарушил запрет, в данном случае - закон. “Наказания без вины не бывает”, -  говаривал Жеглов, или, как говорит В.Пропп: “После нарушения запрета наступает беда”. Дальше с нашим ”героем” происходит ритуальное унижение. На начальном этапе заключения в следственном изоляторе (СИЗО) значимыми элементами здесь являются: побои, раздевание, мытье и бритье “героя” (символизирущие унижение и ритуальную смерть). Арестант в ритуале играет пассивную роль: обряд совершается над ним. “Посвятителями” является тюремная власть. Заключенные описывают свой первый тюремный день с помощью неопределенно-личных предложений: взяли, повязали, раздели, закрыли. Бритье соотносится со смертью: “цирюльник” воспринимается как палач, арестант - как жертва. Бритье и обнажение как необходимый элемент обряда перехода и как сюжетное завершение пути трактуется в современных тюремных стихах:
Что хотела - добилась, что искала – нашла
Журавля не поймала, упустила синицу.
В эти стены сознательно и уверенно шла,
Но у входа “раздели”. Даже сняли спидницу.
Нагота не страшит, просто холодно стало.
Бьет озноб, веры нет, остывает душа.
И на нарах железных помечтать лишь осталось.
Вспомнить в%



Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.