Форум портала «Миф» (http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl)
Научный форум >> Мифология >> Кенин-ЛОбсан: тувинское шаманство
(Message started by: Альвдис Н. Рутиэн на ноября 30th, 2005, 10:46pm)

Заголовок: Кенин-ЛОбсан: тувинское шаманство
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на ноября 30th, 2005, 10:46pm
http://www.livejournal.com/users/koshkopjos/94546.html

Ответам на этот вопрос были посвящены десятки работ известных этнографов. Однако, несмотря на значительную степень изученности явления тувинского шаманства, исследователи так и не внесли ясности в определении шаманства вообще и тувинского в частности. В 1900 году Е.К.Яковлев видел шамана, как совершителя всякого, домашнего, общественного и родового моления, обращенного по преимуществу к злым духам.
Традиционно для русской и советской этнографии важнейшим является вопрос о происхождении шамана, обязательном наследовании своих качеств от шаманов-предков. "Становление шаманов, как избранников духов широко известно и описано у тюркских /да и не только тюркских/ народов Сибири..." - отмечает Л.П.Потапов.
В большинстве случаев это действительно так, но у тувинцев существовали и другие категории шаманов, имевшие, по народным повериям, свое происхождение. Так, выделяются: 1.шаманы, ведущие свое происхождение от шаманов-предков; шаманы, ведущие свое происхождение от духов земли и воды; 3.шаманы, ведущие свое происхождение от нe6a; 4.шаманы, ведущие свое происхождение от злых духов "албыс"; 5.шаманы, ведущие свое происхождение от злых духов "аза". В зависимости от принадлежности к той или иной категории шамана определялось его место в шаманской иерархии и ему приписывались различные возможности воздействия на людей, обращавшихся к нему за помощью по тому или иному поводу, по убеждениям самих тувинцев, настоящим шаманом является только шаман, имеющий наследственное происхождение. Это наиболее сильная и многочисленная группа тувинских шаманов, что практически отмечали все исследователи. При этом отмечалось, что шаманом может стать как мужчина, так и женщина, причем, по сведениям Г.Н.Потанина, «родоначальницей тувинских шаманов была именно женщина» убитая, по легенде, стрелой хана: "Действительно, ее застрелили, но она родила сына со знаком стрелу на лбу. Это и был родоначальник всех шаманов..." Как правило, шаманы знали всех своих предков в нескольких поколениях. По словам В.Ш.Кок-оола, его мать» в свое время знаменитая шаманка Долчан Донгак /1866-1934 гг./, гордилась тем, что шаманила пятьдесят лет и что у неё были шаманы-предки в трех поколениях. Ф.Я.Кон отмечал, что "почетные потомственные шаманы" имеют в своей генеалогии по 8-10 шаманов. Как правило, перед началом камлания шаманы этой категории обращались с традиционными призывами к своим предкам. Например, шаман Ооржак Шокар говорил, обращаясь к слушателям, о своем могучем предке:
Я - шаман, я - царь всех шаманов,
Я - наследник шамана Каралбая,
Я живу в середине царского моря,
Я слыву царем всех шаманов.
"Я - наследник шамана Каралбая", - в этом суть самоутверждения шамана Ооржака Шокара. У потомственных шаманов большую роль играло также прославление рода, места, где веками жили их предки-шаманы. Так, в материалах, собранных и изданных на русском и тувинском языках Н.Ф.Катановым, имеется, следующий текст:
О, мой дед Саккы-шаман,
шаманивший кругом в верховьях Аянгаты!
Подойди поближе и побеседуй!
Дай мне бодрости!
Дай мне мужества, о, мой дед!
О, мой дед, шаманивший кругом
в верховьях Мунгаачака!
Шаманивший вверх по Чыланныгу
И вниз по Тюнполчеку,
по лев



Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.