|
||
Заголовок: Символика сокола Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на сентября 14th, 2005, 7:45pm Спросили меня про сокола: что, дескать, означает. В русском фольклоре сокол - символ молодого воина, противопоставляется ворону (молодость+ярость+свет // старость + мудрость+тьма). Опять же, украинский трезубец, сколь мне ведомо, взялся из обобщения изображения пикирующего сокола (соответственно, зубцы - это крылья и хвост). В Египте сокол - символ солнца, причем скорее солнечного света, нежели диска (Ра, Гор и проТчие, одних богов по имени ГОр в Египте было более трех штук, и все связаны со светом, двое - с битвой и победой над Нижним Миром). ДОбрый Яндекс сообщает о соколе следующее. Египет - любопытная ссылка: http://refill.ru/egypt/art/126/126pet.htm Вот очень подробно: http://www.apress.ru/pages/greif/sim/s/sokol.htm Сокол. Хищная птица, натасканная для охоты. Атрибут БАВОНА и ЮЛИАНА ГОСПИТАЛИТА. С бриллиантовым кольцом в клюве и с девизом "Semper" (лат. - "Всегда") является эмблемой {impresa) Пьеро Медичи (1414-1469). СОКОЛ (ЯСТРЕБ) Разделяет с орлом (см.) большую часть его солярного символизма. Может меняться с ним местами. Это воодушевление, победа, восхождение через все уровни. Обозначает также свободу, а значит, и надежду для тех, кто в оковах, моральных либо духовных. У кельтов сокол, как и орел, был одним из первоначальных проявлений. Противопоставляется похотливому зайцу и олицетворяет победу над похотью. В Китае амбивалентен. В Египте сокол был Царем Птиц, небесным началом, птицей охоты. Олицетворял Гора, который появлялся либо в виде сокола, либо с соколиной головой. Ра-Восходящее Солнце, идентифицированный с Гором-Горизонтом мог также быть с соколиной головой. В религии инков сокол - солярный символ, охраняющий дух. У скандинавов Один мог спускаться на землю в виде сокола. Атрибут Фригга и образ Локи, связанный с огнем. хищная птица, с такой же символической ролью, как орел в горных местностях. Он и сегодня (прежде всего в арабских странах) используется в соколиной охоте, и притом только из спортивного интереса, поскольку это позволяет гонять мелкую дичь на огромных расстояниях. В Древнем Египте сокол (прежде всего сапсан - сокол-кочевник) был символом царской власти, поскольку "его взор парализует птиц так же, как лик фараона - врагов его". Из-за своего высокого полета этот хищник был аллегорическим образом бога Гора, великого бога неба. Гор изображался в виде сокола или человека с соколиной головой. В образе сокола представлялись также бог Солнца Ра(на голове с солнечным диском), бог войны Монту (его изображали с головой сокола, увенчанной короной с двумя перьями), бог мертвых Сокар (как мумифицированный сокол) и бог Херишеф с коронами Верхнего и Нижнего Египта. Особое оперенье в подглазье птицы еще более усиливает производимое ее глазами впечатление зоркости и проницательности, поэтому "всевидящее око богини Уто", символизирующей предусмотрительность (политика дальнего полета) и неприкосновенность (недоступность), почиталось в качестве ценнейшего амулета. На Западе охотничий сокол - атрибут многих святых (например, покровителя охоты св. Губерта); реже в качестве преследователя "всегда соблазнительного" зайца он считался символом преодоления чувственности. У северных германцев Один в образе сокола мог летать над землей, но мастер разных трюков Локи тоже мог превращаться в эту быструю птицу. В средневековых книгах о животных за соколом установилось негативное истолкование. В ленивом полете, говорилось в них, парит он над мясными рынками, дабы похитить отбросы, - точная копия человека, думающего только о своей утробе. "Трусоват сокол против большой птицы, посему подстерегает беззащитных цыплят, чтобы их ухитить. Такое творят также совратители изнеженных молодых людей и препровождают их к порочным нравам" (Унтеркирхер). В новейшее время сокол (как и ястреб) обозначает сторонника жесткого политического курса в противоположность голубю, символизирующему миротворческое движение. Деталь рельефа с сокологоловым богом Гором. Абидос, ок. 1290 г. до н. э. 721. Сокол, привязанный к жердочке Если бы я был свободен. символ порочного и зловредного человека, либо мощного противника, власть и сила которого ограничены и связаны, а склонность к совершению злобных дел, будь он на воле, тотчас же проявилась бы к нашему великому вреду. [EMSYI,таб.45-9,с.298] Сокол в колпачке Во тьме я жду рассвета символвоскрешения к вечному свету "когда с нас снимут колпачок, мы будем видетьболее отчетливо и почитать Славу Божью. [Эмблемата-2; табл.5-6, с.125] Сокол, сидящий на привязи Я привязан, чтобы завоевывать. Сокольничий носит его, привязав за лапу, и лишь во время охоты выпускает на свободу. Это означает, что нам следует в случае необходимости для благой или великой цели добровольно отказаться от нашей свободы и не ворчать при этом. [EMSYI,таб.34-11,с.248] Сокол, падающий с неба на зайца Я опускаюсь вниз по собственной воле. символ означает, что нам не нужно насильно делать то, что для нас и так естественно и приятно. [EMSYI,таб.18-14,с.179] Сокол, нападающий в воздухе на цаплю Моя сила больше. символ кровавого и жестокого тирана, угнетающего беззащитных люден. Гонимый голодом, он рыщет в небесах И видит цаплю, держащую куда-то путь. Возжаждав крови и замыслив смерть, На мощных крыльях набирая высоту, Подобно молнии, прорезывает в небе путь, И в тот же миг скрывается вдали, В погоне за добычей боязливой. [EMSYI,таб.55-1,с.337] Сокол, сидящий на дереве Я жду возможности. символ порочного человека, ожидающего удобного случая для совершения злого дела. [EMSYI,таб.54-9,с.334] Сокол, привязанный к жердочке с колокольчиками Шум мне вредит. символ, что знаменитость, или слишком высокая репутация, могут сильно навредить нам и, кроме того, обидеть скромных людей. (См. рис. II в табл. II.) [EMSYI,таб.46-7,с.302] Сокол с цаплей в когтяхЯ намерен свершить великие дела. символ героического ума, который устремлен только на великие свершения. [EMSYI,таб.46-8,с.302] Сокол, позволяющий воробью ускользнуть от него. //Я ничего не сделаю тому, кто ниже меня или подобен мне. символ честного и великодушного человека, которому претит совершение нечестных поступков - жертвой сокола должна быть более крупная птица. [EMSYI,таб.18-15,с.179] Сокол, схвативший куропатку Это принадлежит моему хозяину. символ верности, либо добросовестного выполнения возложенных обязанностей, без надувательства и обмана. [EMSYI,таб.56-3,с.341] Сокол и цапля. (См. рис.1 в табл.55.) [EMSYI,таб.56-14,с.343] . Превосходство, сильное желание, дух, свет и свобода. Как и орел, солнечный символ победы. Сокол весьма похож на ястреба, но с более длинными крыльями и высоким полетом, поэтому в иконографии они почти не различаются и по этой причине рассматриваются в данн ой статье одновременно. В Перу сокол — солнечный символ, спутник или духовный брат бога Инки и также — прародитель людей. В Древнем Египте он почитался как царь птиц; многие боги изображались с телом или головой сокола, в том числе Ра — в виде сокола с дис ком вместо головы, символизирующим восходящее солнце. В виде сокола изображался и бог неба и дня Гор; его соколиное око часто изображалось на амулетах, символизируя его защитную силу. Символ человеческой души — Ба имел тело сокола и голову человека. Соглас но западной традиции, сокол — эмблема охоты, связанная с германским богом неба Воданом и его женой Фригой и со скандинавским богом-хитрецом Локи. Сокол с колпачком, надетым на голову, — символ надежды на свет и свободу. Сокол как символ агрессии встречаетс я намного реже. Белый сокол на родовом гербе Анны Болейн (второй жены английского короля Генриха VIII) как будто предвосхитил страстность ее натуры и жажду власти, которые подвигли Генриха VIII на разрыв с католической церковью. В настоящее время ястреб — символ милитаристских настроений. ХРИСТИАНСТВО В религиозной символике используется два вида соколов: дикий и домашний. Дикий сокол символизирует злую мысль или злое деяние, тогда как домашний сокол является символом святого человека, а иногда язычника, обращенного в христианскую веру. В живописи эпохи Возрождения домашний сокол, служащий охотничьей птицей, часто присутствует в сценах празднеств и в сценах из жизни знати. В сюжетах о волхвах его часто изображают сидящим на руке у сопровождающего их мальчика. — ЕГИПЕТ Высокий полет и радостная боевая отвага сокола определили ему в культовом почитании особое место. Уже во времена пирамид образ сокола в знаке служит признаком божественности. Как царь воздуха сокол стал священной птицей царя богов Гора и символом божественной царской власти. Так должны пониматься статуи сокола с двойной короной на голове (например, в храме города Эдфу). Гор бог Неба, который своими большими крыльями оберегает землю. Наряду с ним есть еще несколько богов, связанных с обликом сокола: бог борьбы Монс с головой сокола, бог Солнца Ра с солнечным диском и бог мертвых Сокарис. В уравнивании с Гором как с небесным божеством Хатор называют самкой сокола. Во времена пирамид небесное путешествие царя изображается как полет; также ба-птица (образ души), как правило, рисуется в образе сокола. В поздний период гробы в виде мумии или сами мумии имели часто маски сокола. Сокол в "Слове о полку Игореве" http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es5/es5-0181.htm 18 СОКОЛ. Слово «сокол» употреблено автором С. 13 раз: «Тогда пущашеть (Боян) ĩ соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣсь пояше» (С. 3); «Боянъ же, братіе, не ĩ соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше» (С. 4); «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая — галици стады бѣжать къ Дону Великому» (С. 6—7); «Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо. Далече залетѣло! Не было онъ обидѣ порождено ни соколу, ни кречету, ни тебѣ, чръный воронъ, поганый половчине» (С. 11); «О, далече заиде соколъ, птиць бья, — къ морю» (С. 19—20); «Се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону. Уже соколома крильца припѣшали поганыхъ саблями, а самаю опустоша въ путины желѣзны» (С. 24); «Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ, не дастъ гнѣзда своего въ обиду» (С. 27); «А ты, буй Романе, и Мстиславе! ... Высоко плаваеши на дѣло въ буести, яко соколъ на вѣтрехъ ширяяся, хотя птицю въ буйствѣ одолѣти» (С. 31); «...и потече къ лугу Донца, и полетѣ соколомъ подъ мьглами, избивая гуси и лебеди завтроку, и обѣду, и ужинѣ. Коли Игорь соколомъ полетѣ, тогда Влуръ влъкомъ потече, труся собою студеную росу» (С. 41); «Млъвитъ Гзакъ Кончакови: „Аже соколъ къ гнѣзду летитъ, соколича рострѣляевѣ своими злачеными стрѣлами“. Рече Кончакъ ко Гзѣ: „Аже соколъ къ гнѣзду летитъ, а вѣ соколца опутаевѣ красною дивицею“» (С. 43). Один раз слово «сокол» заменено синонимичным определением-существительным шестокрылец. Образ сокола является в С. символическим. Символика сокола в фольклоре и лит-ре славян основывалась прежде всего на его повадках 19 и особенностях соколиной охоты. Сокол — это воин-герой, богатырь, и в первую очередь князь, стоящий во главе своей воинской дружины. (О др. значениях символич. образа сокола в уст. нар. творчестве славян см.: Бернштам Т. А. Орнитоморфная символика у восточных славян. С. 30). В С. образ сокола как охотничьей, ловчей птицы характеризует, за одним исключением, именно князей: сокол либо является символом князя, либо князь сравнивается с соколом, уподобляется ему. В зачине С. игра на гуслях, которой Боян сопровождал свои «славы» князьям, представлена в виде охоты соколов на лебедей. Это единств. случай, где сокол символизирует не князя, а вещие персты Бояна, настигающие струну-лебедь. По словам В. П. Адриановой-Перетц, совершенно оригинальное применение картины соколиной охоты как метафоры игры на гуслях принадлежит поэтич. фантазии автора, но образ лебеди, пойманной соколом и поющей «славу», имеет аналогию в укр. песне, что было отмечено еще М. А. Максимовичем в 1834 (см.: Адрианова-Перетц. Древнерусская литература и фольклор. С. 116). Символич. картина, изображающая, как соколы-персты настигают лебедь-струну, становится наглядней благодаря описанию подобной картины в «Книге назиданий» сир. эмира Усама ибн Мункыза, современника автора С.: «Однажды мы пустили соколов на стаю гусей и стали бить в барабан; птицы взлетели, соколы бросились преследовать одну из них и выхватили ее из среды остальных ... она закричала, и пять-шесть гусей бросились к ней и принялись бить соколов своими крыльями» (см.: Ржига В. Ф. Из очерков по «Слову...». С. 74—75). Рассуждая о том, какую песню спел бы вещий Боян о походе Игоря, автор С. создает две песни «под Бояна», одна из них хула: «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая, — галици стады бѣжать къ Дону Великому». Боян, по мнению автора С., сравнил бы рус. князей не с соколами, преследующими птиц, а сравнил бы князей вместе с их полками со стадами галок, бегущих, на свою погибель, к Дону Великому. Противопоставление соколов и галок в данном фрагменте напоминает ист. эпизод, который был также сопоставлен летописцем с соколиной охотой: в ПВЛ под 1097 говорится: «Боняк же разделися на 3 полкы и сбиша угры акы в мячь, яко се сокол сбиваеть галице. И побегоша угри» (С. 179). Данное отрицат. сравнение (не соколы, — галки) особенно удачно по отношению к полкам Игоря, которые, подобно галкам, были окружены половцами и разбиты. Изображая ночующих в степи Игоревых воинов — «Ольгово хороброе гнѣздо», автор отмечает: «Не было онъ обидѣ порождено ни соколу, ни кречету, ни тебѣ, чръный воронъ, поганый половчине!». Здесь соколом и кречетом (эти птицы однозначны в символико-метафорич. образности) символически именуются, вероятно, рус. князья не-Ольговичи. Ни им, ни половцам (символом которых является «черный ворон») не предназначались судьбой «в обиду» храбрые князья-Ольговичи (Адрианова-Перетц. Древнерусская литература и фольклор. С. 117). Толкуя сон Святослава, бояре рассказывают ему о печальной участи молодых князей, сравнивая их с соколами, которым «поганые» подрезали крылья, а самих опутали в «путины железные». Путины (опутенки) делались из самой тонкой кожи, поэтому «путины железные» — это метафора, означающая наручники или кандалы, надетые 20 на пленных князей (см.: Алексеев В. «...И полете соколом под мглами». С. 150). В данном случае в основе символич. образа сокола лежит не картина соколиной охоты, а момент, когда попавший в неволю сокол становится ловчей птицей. Святослав Всеволодович в своем «златом слове» уподобляет себя «соколу в мытех», который высоко птиц взбивает и не дает гнезда своего в обиду. И Святослав не дал бы своего гнезда (Киевскую Русь) в обиду, но мешает этому разобщенность князей («княже ми непособіе»). Выражение «сокол в мытех» много раз комментировалось исследователями (см. Мыть). Исходя из общего смысла «злата слова» Святослава, следует признать, что наиболее убедительной является точка зрения А. А. Потебни и Р. О. Якобсона: «сокол в мытех» — это сокол в возрасте (ср. человек в летах, в годах): возраст ловчего сокола считали по количеству мытей-линек, как возраст человека по годам. (В отличие от «сокола в мытех» «сокол трех мытей» из Повести об Акире Премудром — это сокол в расцвете сил, молодой и ловкий. Именно после 2—3 линек сокол становится боевой, могучей птицей. См.: Сулейменов О. Аз и Я. С. 41). По свидетельству В. А. Левшина (Книга для охотников до звериной и птичьей ловли. М., 1913. Ч. 2. С. 247), «соколы чем старее, тем больше ленивыми становятся. Между тем соделываются сильнее и хитрее в ловле». Вот поэтому «сокол в мытех» — это опытный боец, который не даст своего гнезда в обиду. В связи с указанием Святослава на свою старость необходимо напомнить, что старость и седина главы государства — общее место средневековых эпич. произведений. В «Песни о Роланде» автор пишет о Карле Великом: «Он стар и сед — ему за двести лет», хотя в действительности, как замечает А. Н. Робинсон, ему было 36 лет во время изображаемой битвы в Ронсевальской долине («Слово о полку Игореве» среди поэтических шедевров средневековья // Слово. Сб. — 1988. С. 25). Комм. к выражению «соколъ... высоко птицъ възбиваетъ» может служить приведенный Ржигой фрагмент из «Книги назиданий» Усама: «С охотниками были соколы, которых они напускали на летящих цапель. Когда цапля замечала сокола, она начинала кружиться и подниматься выше, а сокол кружил с другой стороны, а потом взмывал над цаплей и, бросаясь на нее сверху, схватывал». Образ сокола использует автор С. и в обращении-похвале к князьям Роману и Мстиславу: «Высоко плаваеши на дѣло въ буести, яко соколъ на вѣтрехъ ширяяся, хотя птицю въ буйствѣ одолѣти». Адрианова-Перетц, опираясь на наблюдения Н. В. Шарлеманя, поясняет, что сокол, собираясь напасть на жертву, «не просто летит, взмахивая крыльями, — он нагоняет птицу, „на ветрех ширяяся“, то есть парит в воздухе (для этого нужно течение воздуха — «ветер»). Это точное изображение поведения крупных хищных птиц во время охоты» (Древнерусская литература и фольклор. С. 117). В описании побега Игоря из плена («полетѣ соколомъ подъ мьглами, избивая гуси и лебеди...») характерное для С. совмещение реального и символич. планов: символич. сокол избивает реальных гусей и лебедей, а его преследователи рассуждают о том, как отомстить соколу-Игорю через соколича-Владимира, оставшегося в плену: Гзак предлагает расстрелять соколича, а Кончак — опутать его красною девицею. Об употреблении слов «сокол» и «соколич» в данном контексте Адрианова-Перетц пишет: «...в этом последнем диалоге обычный 21 для автора „Слова“ символ „князь — сокол, соколич“ приобретает тот дополнительный оттенок, который характерен для народно-поэтической символики, где сокол-жених при лебеди-невесте; однако в „Слове“ эта вторая часть символической картины отсутствует, и рядом с соколичем-женихом появляется реальная „красная девица“ — Кончаковна» (Древнерусская литература и фольклор. С. 118). Но мотив «опутывания» сокола девушкой характерен не для свадебной символики, где сокол и лебедь — жених с невестой, а для другого рода песен, в частности подблюдных, певшихся при гадании о женихе, где, как и в С., реальная девица опутывает символич. сокола (см. приводимую Адриановой-Перетц цитату из подблюдной песни: «Ах ты выкини, мати, опутинку, // Еще чем мне опутать ясна сокола»). Особого внимания заслуживает то, какую большую роль играет в С. образность соколиной охоты, являвшейся неотъемлемой принадлежностью феод. быта (о ее месте в культуре и лит-ре Запада и Востока в средние века см.: Дементьев Г. П. Сокола — кречеты. Систематика, распространение, образ жизни и практическое применение. М., 1951. С. 141—163; Робинсон, Сазонова. Новый опыт комментирования... С. 190—191) О том, как заботились правители о своем сокольничьем обзаведении, как дорого стоили ловчие птицы на Востоке и на Руси, см. в статьях Ржиги (С. 74—75) и Шарлеманя (С. 113), в книге О. Сулейменова (С. 39—40). Охота с ловчими птицами доставляла, по словам Д. С. Лихачева, глубокое эстетич. наслаждение. Ученый ссылается на «Урядник соколничьего пути» царя Алексея Михайловича, который называет соколиную охоту «красной и славной», приглашает в ней «утешаться и наслаждаться сердечным утешением» (см.: Устные истоки. С. 87—88). Можно, однако, предположить, что в древности соколиная охота была не просто забавой. Возможно, ей придавали магич. смысл, рассматривали как действо, обеспечивавшее княж. победу над врагами, подобную той, которую одерживал над птицами княж. сокол (магия подобия). http://nest.com.ua/sokol.php?id_menu=1&id_part=1&id_page=14 В Перу сокол — солнечный символ, спутник или духовный брат бога Инки и также прародитель людей. Ацтеки и инки были «детьми Солнца». У индейцев сокол и камень считаются потомками Солнца и Луны, олицетворением Мужчины и Женщины. В религии инков сокол символизирует защитный тотем. У осетин с соколом дела такие: http://osetia.mountain.ru/methmat/index.php?doc=rekom.html Другим объяснением названия "Реком" может быть особая роль птицы сокола, в как мифологии осетин, так и во всем протоиранском мире, где в первом случае сокол ("ястреб") является связующим звеном между нартами и Батразом (во время беды или угрозы для нартов Сатана (Шатана, мифический персонаж) посылала на небо за Батразом сокола), а во втором случае сокол символизирует "фарн" - небесную благодать, посылаемую Богом на землю людям. Кроме того, из греческой мифологии узнаём, что храмы, посвященные Аресу, охраняют стальные птицы, сражающиеся с пришельцами ударами перьев. "...Тут они над собой увидели Арееву птицу, В воздухе что парила, - ее, того края жилицу..." (Аргонавтика) Учитывая вышесказанное можно предположить, что "Реком" это усеченное "Уариком" - соколиное ущелье, где "Уари" - сокол, "ком" ущелье. Вот то, что мне удалось собрать навскидку. Надеюсь, на первое время этого хватит? Вопросы приветствуются. [smiley=kaktus.gif] |
||
Заголовок: Re: Символика сокола Прислано пользователем Narinke на сентября 15th, 2005, 8:47am СПАСИБО огромное!! я почти счастлива :) |
||
Заголовок: Re: Символика сокола Прислано пользователем Rhiannon на октября 6th, 2005, 1:03pm Есть вопрос: а как насчет Западной Европы? |
||
Заголовок: Re: Символика сокола Прислано пользователем mohnaty на января 2nd, 2006, 10:21pm Привет! В зорастрийском календаре есть год сокола (кстати мой год). 1937/38, 1969/70, 2001/02 Сокол — символ перевоплощений, связанных с битвой за справедливость. Человек-Сокол -- целеустремленный, сильный, гордый, словом — птица высокого полета, но постоянно нуждающаяся в мудром руководителе, «сокольничем». Неожиданно покидая отведенную ему территорию, он становится беззащитным. Сокол одержим патриотическими идеями, ищет утраченное знание, нередко становится проповедником или реформатором религиозных учений. Но для него характерна смена бурной активности периодами полного застоя и вялости, когда утрачивается интерес ко всему, что происходит в этом мире. Зоркий Сокол словно становится слепым. Часто он создает себе кумиров и сам же низвергает их, потому что принимает только здравого, справедливого руководителя, понимающего нижестоящих по служебной лестнице, и никогда не потерпит над собой диктата. Ведь сам Сокол понимает тех, кто слабее его. Тотем считается проявившимся, если человек храбр, но беспорядочен в своих поступках, склонен жить прошлыми заслугами, постоянно мысленно возвращаясь к ним. ради своего благополучия он может пожертвовать чем угодно. Ссылку не записал :( ...33podarka чтоли... |
||
Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1! YaBB © 2000-2001, Xnull. All Rights Reserved. |