Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
марта 28th, 2024, 5:26pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Дхармараджа »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Мифология
(Модератор: Mim)
   Дхармараджа
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Дхармараджа  (Прочитано 15824 раз)
Ларчик
Гость

Е-мэйл

Дхармараджа
« В: октября 27th, 2007, 8:56pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

С разрешения Альвдис помещаю здесь текст из своего ЖЖ.
 
На мысль обсудить данную тему меня навела вот эта статья Шакалипи:
http://zhurnal.lib.ru/editors/t/tkachenko_k_n/dharmaraja.shtml ,
а также переписка Вейрд и Пети о «правде короля» и «удаче короля» в кельтских мифах.
 
Я согласна с мнением автора статьи в том, что «Дхармараджа» – это не прозвище, и даже не просто титул, а реальная функция со своим кругом обязанностей. А вот с тем, как, по мнению автора , эта функция реализуется, я согласиться не могу.
 
Слово «Дхармаражда» у нас традиционно переводят как «Царь Справедливости». В переводе завершающих книг «Махабхараты» С.Л. Невелева и Я.В. Васильков попытались применить другой  вариант: «Царь Закона». Но прежняя версия к тому времени успела стать привычной и даже войти в художественную литературу. Слово «дхарма» допускает оба перевода, плюс еще целый ряд значений: «истина», «добродетель», «правильное поведение», «долг». Кроме Юдхиштхиры в индийской мифологии Дхармараджей именуется бог смерти Яма. Это обстоятельство породило путаницу, в результате которой образы богов Ямы и Дхармы частично слились. Но в «Махабхарате» эти божества еще четко различаются. Юдхиштхира – сын Дхармы, но не Ямы. Дхармараджей он именуется в авторском тексте, это постоянный эпитет. Невозможно определить, когда его стали так называть, и было ли это связано с какими-либо событиями и обстоятельствами.  
 
Юдхиштхира – старший в своем поколении царского рода Куру, и потому является законным наследником престола. По «Махабхарате» власть царя священна. Благополучие царства зависит от его добродетели, поведения, соблюдения традиций и обрядов. В «Араньякапарве» описывается случай, когда из-за ссоры царя с брахманами в его царстве настала засуха -  не из-за кары богов, а «автоматически», оттого, что дхарма оказалась нарушена (Мбх III гл 110 ст 19-23). Имеет значение также состояние здоровья царя и отсутствие телесных недостатков. Слепой Дхритараштра стал царем только после смерти своего младшего брата Панду, и лишь потому, что других взрослых претендентов на престол не осталось. Но как только сыновья и племянники Дхритараштры достигают совершеннолетия, подданные начинают требовать, чтобы царь возвел на престол молодого соправителя. Здесь не только забота об обеспечении преемственности власти, но и стремление избежать опасности, которую может навлечь на все царство слепота царя.  
 
Далее. В индийской культуре присутствует идея «чакраватина» – царя, объединившего под своей властью всю землю.  Существовали ли такие цари в действительности – большой вопрос. Традиционно захват чужих владений не приветствовался. Считалось правильным, если после вооруженного конфликта царь-победитель возвращал покоренное царство законному царю, или его наследнику, в обмен на дань и признание своего верховенства. Примерно так происходило покорение земли в ходе подготовки жертвоприношений раджасуя и ашвамедха. Совершающий эти жертвоприношения не объединяет землю в единую империю, но становится первым среди царей, и, кроме авторитета и военного превосходства, утверждает свою власть магически. Очевидно, наряду с преимуществами, которые давала такая власть, она влекла за собой ответственность за все покоренные царства.  
 
Наверно, корни образа «дхармараджи» следует искать здесь. Но Юдхиштхиру стали так называть задолго до совершения им раджасуи. Может, раджасуя и ашвамедха – не причина, а следствие этого то ли прозвища, то ли титула? Если принять такое допущение, то получается, что миру нужны священные правители, и сама структура мироздания выделяет того, кто способен взять на себя эту ношу.  
 
Теперь не трудно понять, почему такая судьба досталась Юдхиштхире. Во-первых, он законный наследник престола самого сильного на тот момент царства. Утверждения о спорности его права легко опровергнуть. В царстве Куру наследование идет не от отца к сыну, а от старшего родственника следующему по старшинству. Дхритараштра был обойден из-за слепоты, но получил власть после смерти младшего брата-царя. В следующем поколении старший – Юдхиштхира, и, обойдя его в пользу родного сына, Дхритараштра стал «корнем древа гнева».
 
Во-вторых, Юдхиштхира идеально подходит на роль священного правителя по своим личным качествам. О его благородстве, благочестии и высоком интеллекте пишут постоянно. Интереснее то, чего многие не замечают: сила характера, скрытая за сдержанностью и миролюбием. Среди Пандавов Юдхиштхира бесспорный лидер и объединяющее звено. Для того, чтобы настоять на своем, ему незачем даже повышать голос – он просто излагает те аргументы, которые ближе и понятнее данному оппоненту. В «Араньякапарве» от Пандавов исходит такое ощущение силы, отваги и уверенности в себе, что им не нужно демонстрировать агрессию: только очень глупый враг рискнет бросить им вызов. И чувствуется, что главная заслуга в этом принадлежит Юдхиштхире. После игры в кости братья не сразу сходятся в мнениях, следует ли спокойно ждать, пока истечет срок изгнания. Но в споре возобладала точка зрения Юдхиштхиры о том, что «гнев весьма далек от подлинных проявлений пыла», и «когда бы не являлись среди людей такие, которые смирением сравнялись с самой Землей, то не было бы меж людей согласия, царил бы один раздор, коренящийся в гневливости». Смирение Юдхиштхиры – это смирение с позиции силы, от уверенности: мы всегда добьемся своего, но ради сохранения мира и благополучия рода можно подождать. И ему удается внушить это ощущение Драупади – «неформальному лидеру» и главному оппоненту, – и братьям.  
 
В некоторых случаях слишком миролюбивое поведение Юдхиштхиры вызывает у читателей подозрение в пассивности и даже трусости. Покорять стороны света перед раджасуей он посылает братьев. В «Сказании о походе в становище пастухов» Юдхиштхира остается поддерживать жертвенные костры в то время, как остальные Пандавы сражаются с гандхарвами и выручают из беды Кауравов. На самом деле в этих случаях он просто «ведет себя по-царски», зная, что братья превосходно справятся с задачей, и реальная опасность им не грозит. При подготовке к раджасуе большинство тех, кого предстояло «завоевать», лишь изображало сопротивление. В стычке с гандхарвами решающую роль должно было сыграть божественное оружие Арджуны, что и произошло. Зато когда Джаядратха похитил Драупади, Юдхиштхира сражался наравне с братьями и внес немалый вклад в победу. В этом случае бой был не шуточным, а причина конфликта - более чем серьезной.
 
В чем же заключается функция Дхармараджи и как она осуществляется? Задача, как мы видим, состоит в поддержании благополучия царства, видимо, не только своего, но и «покоренных» в ходе раджасуи, а возможно, и всей вселенной, так как между мирами людей и богов существует постоянное взаимодействие. Механизм осуществления – неуклонное следование дхарме человека, кшатрия, царя. ИМХО: не было ли тринадцатилетнее правление Дурьодханы относительно благополучным только потому, что Юдхиштхира в изгнании оставался Царем Справедливости? Кроме того, не исключено, что Дхармараджа с помощью ритуальных действий восстанавливает нарушенный миропорядок. В «Махабхарате» есть два любопытных эпизода. Первый связан с гибелью Абхиманью, сына Арджуны и Субхадры. Смерть почти каждого героя – маленькое светопреставление. Абхиманью - наследник Пандавов и надежда рода. Для его родных мир рухнул. Арджуна в страшном горе клянется либо до заката следующего дня уничтожить виновника, либо взойти на костер. Кришна велит своему возничему завтра следовать за ними на снаряженной колеснице, чтобы, в случае необходимости, самому вступить в бой и помочь другу исполнить клятву. А рассказ о событиях следующего дня начинается с описания утренних царских обрядов, которые тщательнейшим образом выполняет Юдхиштхира. От этого описания остается впечатление, что царь своими действиями возвращает мир из вчерашней бездны горя к норме. Во второй раз похожее ощущение возникает от рассказа об ашвамедхе. После катастрофической битвы Пандавы совершают обряд, с помощью которого воссоздают и освящают мир. Он уже никогда не станет прежним, но в нем будет продолжаться жизнь.  
 
Похоже, где-то здесь происходит пересечение задач Дхармараджи Юдхиштхиры и аватары Хранителя мира Кришны. Эти двое скорее союзники, чем друзья. Друг с другом они предельно вежливы и корректны и обычно держат дистанцию – возможно, во избежание конфликтов. Оба стремятся к торжеству дхармы, но у богов и людей дхарма разная. Юдхиштхире междоусобица совершенно не нужна. Он не гонится за властью, но не может отступить от законов чести. Еще одно ИМХО: смею предположить, что Юдхиштхира борется за царство потому, что иначе перестанет быть Дхармараджей, а никого, способного выполнять эту функцию, больше нет. Чтобы сохранить мир и в то же время не уронить достоинства и не утратить свой статус, он предлагает очень красивое решение: все, произошедшее во время игры в кости, считать не враждебными действиями, а частью игры, следствием азарта и потери чувства меры. Для этого Пандавы должны выполнить все условия проигрыша, а Кауравы – по прошествии тринадцати лет вернуть им царство, хотя бы символически. К сожалению, для Дурьодханы идея оказалась слишком тонкой, а скромность требований – хотя бы пять деревень – он принимает за признак слабости.  
 
Кришна вначале, как будто, разделяет позицию Юдхиштхиры. Для него тоже предпочтительно мирное решение. Кроме того, выполняя обязательства, Пандавы следуют дхарме, а это, в конечном итоге, на пользу тройственной вселенной. Но после провала переговоров Кришна стремится обеспечить победу своих союзников любой ценой. Для Юдхиштхиры это недопустимо. Он пытается действовать в рамках воинской морали, но, в конце концов, вынужден отступить от своей позиции и пойти на жестокий и крайне неприглядный обман. Эту историю я подробно рассмотрю ниже.
 
Герои «Махабхараты» часто оказываются перед выбором, от которого зависит очень многое. Обычно, когда говорят о Юдхиштхире, вспоминают три эпизода, когда его испытывали боги. Первый известен под  названием «Вопросы якши», второй – когда у врат небесного царства Индра предлагает бросить собаку, и третий – видение братьев в аду. Мне кажется, испытаний такого рода, выпавших Юдхиштхире, было больше. Причем характерная черта этих испытаний – при внешней обыденности ситуации - крайняя жестокость выбора между плохим и еще худшим. Сюда можно причислить и игру в кости, когда решалось, что хуже: лишиться, помимо имущества, права на уважение со стороны окружающих, или же потерять все, даже свободу, пройти вместе с родными через неслыханное унижение, но сохранить право смотреть людям в глаза, не испытывая стыд. Возможно, в этом же ряду случай, когда Кичака ударил Драупади, а заступиться за нее значило потерять шанс на возвращение царства мирным путем. Сюда же следует отнести эпизод с Дроной, когда Пандавы, ради того, чтобы уничтожить непобедимого полководца, по совету Кришны идут на страшный обман: внушают наставнику, что его сын Ашваттхаман убит. Дрона обращается к никогда раньше не лгавшему Юдхиштхире с вопросом, правда ли это. Тот подтверждает слух. Дрона складывает оружие и умирает по собственной воле. Дхриштадьюмна отрубает голову уже мертвому наставнику.
 
Можно привести много смягчающих обстоятельств. Вспомнить, что перед тем армии сражались всю ночь, что воины были измотаны до предела, и только Дрона, как все герои кауравы перед лицом смерти, в этот час превосходит себя и сражается так, что даже Арджуна не может к нему подступиться. Упомянуть, что от руки наставника совсем недавно погибли Друпада и Вирата. Учесть, что по натуре Дрона далеко не подарок. Но эти детали не могут изменить того факта, что Юдхиштхира переступил грань дозволенного. Мне нравится версия, что Калиюга началась именно в этот миг.
 
Любопытно, насколько Пандавы боятся предстоящего обмана и как они пытаются формально «сделать» ложь правдой. Бхима убивает слона по кличке Ашваттхаман, а Юдхиштхира  говорит Дроне: «Ашваттхаман убит», невнятно прибавив: «слон». Почему же он, все-таки, пошел на такое? Вот какие аргументы привел, обращаясь к Юдхиштхире, Кришна: «Если Дрона будет сражаться, отдаваясь своей ярости, даже полдня, говорю тебе правду, войско твое придет к полной гибели. Спаси ты нас в таком случае от Дроны. При таких обстоятельствах ложь должна быть выше правды! Говорящий неправду ради спасения жизни не получает соприкосновения с грехом, вызванным неправдой!» В этом случае Кришна действительно говорит правду. Юдхиштхира вынужден пойти на страшный грех ради жизни своих соратников. Он исходит не из своих личных интересов. Только это его и спасает.
 
Остается ли Юдхиштхира Дхармараджей после преступного обмана? Точного ответа нет. «Перед этим колесница его находилась на высоте четырех пальцев от поверхности земли. Но после того, как он сказал так неправду, колесница и кони его коснулись земли». Мне кажется знаменательным моментом еще и то, что спустя два дня Юдхиштхира совершает ошибку, каких раньше не допускал: незаслуженно оскорбляет Арджуну, и Кришне приходится их мирить.
 
Зато на восемнадцатый день битвы Юдхиштхира действует безупречно. В ходе переговоров с Дурьодханой он наносит удар по инфантилизму царевича и вынуждает того думать и действовать, как подобает воину. Следующий шаг Юдхиштхиры полон благородства: он предлагает решить судьбу царства в ходе поединка Дурьодханы с одним из братьев. И, наконец, после боя он не позволяет Бхиме глумиться над поверженным противником. Возможно, тем самым Юдхиштхира удерживает брата от пути, ведущего к утрате человеческого облика, по которому чуть позже дошел до конца Ашваттхаман. Дурьодхана, благодаря проявленной доблести и открывшемуся ему пониманию собственного счастья, уходит в мир богов, как истинный герой. А Пандавы остаются людьми, и это дает им право хранить мир для нового поколения, пока Двапараюга окончательно не сменится Калиюгой. Такова единственная подлинная победа, которую они одержали.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Дхармараджа
« Ответить #1 В: октября 30th, 2007, 6:56pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

МНе к этому даже и добавить нечего. Очень четко, очень правильно  Cheesy
Зарегистрирован
Ларчик
Гость

Е-мэйл

Re: Дхармараджа
« Ответить #2 В: октября 30th, 2007, 9:08pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Спасибо, Альвдис.  Smiley
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Дхармараджа
« Ответить #3 В: октября 30th, 2007, 11:05pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Да это тебе спасибо. Студентов отправлю читать, пусть осваивают материал - разложенным по полочкам.
Ты смело свое выкладывай, у тебя же по МхБх много хооршего. Если что - поспорим  kaktus  Хотя вряд ли - я с тобой практически всегда согласна  Cheesy
Зарегистрирован
Ларчик
Гость

Е-мэйл

Re: Дхармараджа
« Ответить #4 В: ноября 1st, 2007, 9:53pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Студентам сочувствую - у них сложится не слишком объективное представление о предмете изучения.  Grin
 
Альвдис, если так, то, может, нужно разобрать какую-то определенную тему по Мбх, которая тебе пригодится для работы?
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Дхармараджа
« Ответить #5 В: ноября 1st, 2007, 10:36pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Да ты просто, если пишется обстоятельно, кидай на форум  Cheesy
 
А насчет объективности - ну стреляй в меня в упор, я не вижу субъективного начала в твоей зарисовке!  attack
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru