Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
марта 29th, 2024, 4:07pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Деформация черепов »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Мифология
(Модератор: Mim)
   Деформация черепов
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Деформация черепов  (Прочитано 13832 раз)
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Деформация черепов
« В: сентября 21st, 2007, 12:49am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

http://www.svobodanews.ru/Article/2007/02/19/20070219014813557.html
 
Зачем нужна искусственная деформация черепа в традиционном обществе
Искусственная деформация черепа была распространена в Меланезии еще в первой половине XX века. Александр Марков, Александр Костинский  
 
19.02.07  
Антропологи и археологи сходятся на том, что в дописьменную эпоху мышление наших предков сильно отличалось от нынешнего. Об этом можно судить, в частности, по широко распространенной в древности, сохранившейся до наших дней практике искусственной модификации человеческого тела.  
 
О древней традиции преднамеренной деформации черепа рассказывает доктор исторических наук, сотрудник института Археологии РАН Мария Медникова:  
 
– Мы сегодня поговорим о деформациях так называемых культурных или искусственных. Дело в том, что человек рождается с достаточно пластичной костной системой. Вы знаете, что после рождения на черепе существуют так называемые «роднички», которые постепенно зарастают. Вообще кости ребенка достаточно пластичны. Если положить ребенка в жесткую колыбель надолго, то задняя часть свода черепа может приобрести характерное уплощение. Собственно, с такой деформацией колыбельного типа антропологи достаточно часто сталкиваются. Но есть совершенно особенный обычай, распространенный во многих обществах традиционной культуры и даже отчасти у современного населения, например, на территории Африки.  
 
Этот обычай был распространен и в древности. Связано это с тем, что голова ребенка могла бинтоваться, на нее надевали специальные шапочки, конструкции, чтобы голова приобретала специфическую форму.  
 
Для разных традиций были свойственны свои методы деформирования головы, где-то использовались повязки, где-то дощечки, которыми стискивалась голова в переднезаднем направлении, где-то они накладывались так, чтобы происходила теменная деформация, то есть лобная кость выступала вперед. Каждый раз это были локальные культурные традиции, которые, по-видимому, иногда имели определенное религиозное обоснование.  
 
– Когда европейцы столкнулись с традицией деформации черепа?  
 
Европейцы впервые столкнулись с этой традицией в IV веке нашей эры, когда на территории Западной Европы появились племена, впоследствии сокрушившие Римскую империю. Это были гунны, но с ними пришли и другие племена, которые до этого населяли пространства восточно-европейских степей. Это были ираноязычные племена, такие как аланы, и среди этих народов обычай деформации головы, причем в достаточно экстремальных формах, оказался неожиданно широко распространен. Я думаю, что для тогдашнего населения Европы, которое развивалось под значительным влиянием Римской империи, столкновение с такими необычными по своему облику людьми было само по себе большим потрясением. И если учесть, что эти люди были еще воинами, которые вступили в боевые столкновения с римской армией, а потом были включены в Римскую империю, то мы можем предположить, что был большой интерес к этой традиции. И в общем она могла какое-то оказать влияние на формирование мировоззрения той эпохи.  
 
Это была кольцевая деформация: голове ребенка путем многократных бинтований придавалась удлиненная форма. Это делалось, наверное, вскоре после рождения. По крайней мере, несколько первых лет жизни ребенок носил такие повязки.  
 
Есть такая точка зрения, что деформация была признаком благородного происхождения. И по археологическим свидетельствам мы знаем, что среди народов аланского круга, деформации распространены именно среди элиты. Вообще переселенцы с Востока образовали так называемые варварские королевства на территории Западной Европы, которые в каком-то смысле послужили прообразом современных европейских государств. Интересно, что во многих из них использовалась искусственная деформация черепа.  
 
– Как долго традиция деформации черепа существовала в Европе и в мире?  
 
– Один из германских антропологов обращает внимание на то, что даже в V веке на территории Западной Европы нет останков деформированных детей. То есть, по-видимому, речь шла о мужской миграции, и уже первые переселенцы не передали традицию новому поколению. А на территории Венгрии эта традиция сохраняется долго. Потому что Венгрия – территория карпатской равнины, – представляет собой западное окончание огромного евразийского степного коридора, где и жили кочевые племена, практиковавшие эту традицию. И там в некоторых этнографических областях до XIX века доходит эта традиция. В Венгрии преимущественно женщинам на голову одевали деревянные конструкции под платки. То есть сама голова не деформировалась, но создавалась иллюзия, что она деформирована.  
 
Любопытное исследование было сделано в 40-е годы замечательным отечественным антропологом Максимом Григорьевичем Левиным. Он обследовал современных туркмен- теке в Туркменистане – у них традиция деформации черепа сохранялась до 40-х годов XX века. Причем наблюдения Левина помогают очень четко проследить, как развиваются гендерные различия в этом обществе. После рождения всем детям на голову одевалась глубокая тюбетейка, а потом еще сверху накладывались повязки – и мальчикам, и девочкам. Когда мальчику исполнялось пять лет, он получал тюбетейку, такую же как носили взрослые. А вот девочки носили деформирующие повязки до замужества – примерно до 12-13 лет. Тогда они снимали деформирующий головной убор и одевали головной убор взрослой замужней женщины.  
 
– Какую роль играла деформация черепа в системе традиционного мышления?  
 
И деформация головы, и специальные трепанации, и татуировки – все это так называемые неизгладимые знаки. То есть это некие знаки, следы модификации тела человека, которые наносятся прижизненно и остаются до конца жизни. Причем мы можем сказать, что эти знаки приобретаются в момент очень важных испытаний, которые обычно соответствуют обрядам посвящения. Дело в том, что по мысли представителя традиционного общества и тем более человека архаической культуры пространство человеческой жизни не было едино, оно было разделено на разные социальные и временные отрезки. О чем идет речь? Сначала человек являлся ребенком. Он воспринимался не так, как взрослый, он был в каком-то смысле недочеловеком. Для того чтобы перейти в другую категорию, и социальную в том числе, он должен испытать обряд инициации, после этого он часто получал новое имя.  
 
Неизгладимые знаки – это некий мнемонический символ. О чем тут может идти речь? О разных системах мышления, одни свойственны человеку архаической культуры, совсем другие – человеку современному, условно говоря, цивилизованному. Здесь противопоставляются две традиции – письменной культуры и дописьменной культуры. Начиная с того момента, когда возникла письменность, возникла новая форма мышления, новая форма памяти. С этого момента человечество стало обращать внимание на новости, он стал обращать внимание на историю, на новые факты, на события. Это совершенно другой тип организации мышления. А вот человек архаической, человек дописьменной культуры, для него истории нет, все что было до него – священно, потому что все создали первопредки и создали в момент происхождения универсума. И поэтому все, что происходит – это является копией исходной матрицы.  
 
Лотман писал, что устная традиция коллективной памяти требует использования большого количества символов, которые стоят на грани письменности, но они не относятся к письменности. Это так называемые мнемонические знаки. И, на мой взгляд, все то, что может сделать со своим телом человек, все манипуляции представителей традиционного общества, они являются этими мнемоническими символами, которые напоминают о сакральных ценностях традиционного общества
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Деформация черепов
« Ответить #1 В: сентября 21st, 2007, 1:02am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Это исходная статья. НО самого интересного там не сказано, даром что вынесено в заголовок: ЗАЧЕМ вытягивать башку?
 
Ответ, между тем, довольно прост. Все прекрасно знают, что есть такое хорошее слово: "высокий". И "высокий человек" означает не совсем то, что "высокая должность".
Столь же известно, что в мифологическом мышлении нет абстрактных категорий, точнее, они есть - но передаются через конкретику. Соответственно, дабы изобразить "высокого вождя" - его надо нарисовать ростом в 3-3,5 раза выше обычных людей. Откуда такая цифра - потом расскажу. А пока нетерпеливые могут поискать сами разные классические памятники и поискать подтверждения/опровежения этой цифре.
 
Идем дальше. ЛЮБОМУ нереалистическому искусству (ну, я не беру абстракционизм) свойственно гипервытягивание пропорций. Юношество рисует героев фэнтези - то ли вдвое уже обычных людей, то ли вдвое выше. Берем скульптуру романских соборов - то же самое.
В готике вертикаль ушла в архитектуру - и там сошла с ума от собственной крутости  kaktus Скульптура в готике - вполне человеческих пропорций.
А если мы посмотрим общий абрис герм, Сбручского идола, памятников на бульварах (считая от земли, то ись вместе с постаментом), фигур предков у традиционных народов Африки... да, я понимаю, что с моей стороны свинство не прилагать фото, но я ж не статью пишу, а форумный пост, и картинки мне искать сейчас банально некогда, уж простите.
 
Итак, тип гипервытянутого бога/героя/предка гуляет по народному, наивному, а то и совсем не наивному искусству. Это одна из универсалий мифологического мышления.
И деформация черепов - это одно из проявлений этой универсалии. НО не в дереве или камне, а на живом человеке.
Зарегистрирован
eyraruna
досточтимый гость

*




The winter is coming

82442312 82442312    
Просмотреть Профиль

Пол: female
Сообщений: 11
Re: Деформация черепов
« Ответить #2 В: сентября 21st, 2007, 1:40am »
Цитировать Цитировать Править Править

Если можно, добавлю пару фотографий к Вашей статье. Сделаны в Кисловодском музее краеведения.  
 
Как рассказала экскурсовод, считается, что этот обычай попал на современного Ставрополья из Древнего Египта. Конечно же, подобная деформация не проходила бесследно, люди с такой формой головы страдали головными болями, нарушениями зрения и даже галюцинациями. Возможно, из-за этого их считали способными к ясновидению или, например, приближенными к Богам. Деформировали как черепа мальчиков, так и девочек, данные черепа - женские.
 

Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Деформация черепов
« Ответить #3 В: сентября 21st, 2007, 2:18am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Спасибо!
 
Про галлюцинации и прочую биологию я не учла... Тогда всё совсем красиво  Roll Eyes
 
Кстати, о Ставрополье. От него до Осетии - один шаг, а осетины - потомки аланов. Про аланов и их "игру в черепки" - в исходной статье.
Так что насчет влияния Египта именно в данном случае  - не уверена, скорее это аланское.
 
И еще. Стремление удлинить голову - есснно, наиболее просто решается за счет головного убора. Понятно, что тот же кокошник не имеет никакого прагматического (бытового) назначения, это вам не сарафан!
Дальше мы уходим в безбрежное море выяснений, каких головных уборов больше - вытянутых вертикально, вытянутых горизонтально (гм, шляпы с широкими полями - прагматичны, в отличие от цилиндров) или не вытянутых вообще. Я не стану уверять, что все и всякие высокие шляпы, кокошники и т.д. символичны, но одно совершенно точно: изображение феи в массовом сознании  Cheesy На ней должен быть гинин, то ись высоченный колпак. И это то же самое вытягивание фигуры, что и все непропорциональные статуи и деформированные черепа.
« Изменён в : сентября 21st, 2007, 11:17am пользователем: alwdis » Зарегистрирован
Natalina
Гость

Е-мэйл

Re: Деформация черепов - заметки на бегу
« Ответить #4 В: сентября 21st, 2007, 2:08pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Если тут упоминается Египет, то не могу не вспомнить удлинняющий голову головной убор Нефертити.
А ещё вспоминаются головы царевен с удлинёнными черепами.
На экскурсии в Египетском музее экскурсовод рассказывал, что вытянутая форма черепа связана с вырождением семьи в результате близкородственных браков, практиковавшихся поколениями.
 
Массовое сознание не само "околпачило" фею. Это сделали художники-иллюстраторы, вдохновлявшиеся готикой и причудами средневековой моды. Smiley
Зарегистрирован
eyraruna
досточтимый гость

*




The winter is coming

82442312 82442312    
Просмотреть Профиль

Пол: female
Сообщений: 11
Re: Деформация черепов
« Ответить #5 В: сентября 21st, 2007, 2:18pm »
Цитировать Цитировать Править Править

Собственно, эти черепа тоже аланские, и я так понимаю, подразумевалось, что как раз к аланам данная традиция попала из Египта Smiley
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Деформация черепов
« Ответить #6 В: сентября 21st, 2007, 2:57pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Ох... насчет Египта я таки сомневаюсь. Ибо кроме семьи Эхнатона - нету у них "головастых". Про Эхнатона и иже - я видела обе версии, и про деформирование, и про следствие вырождения.
 
НАталина, про иллюстраторов - понятно, но в средневековье головных уборов было немало. И некоторые вытянуты по горизонтали. Антуражности в них не меньше, чем у гинина. Так что иллюстраторы выбирали не за красоту, а воплощая те самые универсальные представления.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Деформация черепов
« Ответить #7 В: сентября 21st, 2007, 9:58pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

И ссылочку принесли: http://kronk.narod.ru/library/trofimova-ta-1968.htm
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru