Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
Т.А.Михайлова Плач Банши с точки зрения модальности Женщина-дух, по ирландским народным поверьям появляющаяся незадолго до кончины кого-либо из членов семьи, считается в фольклористике вестницей смерти. Плач и стон, которые она издает, лишь оповещают о событии, но никак не могут повлиять на него. Таким образом, как знак плач банши мыслится как синонимичный футуруму - т.е. констатирует близкое наступление события. Однако, учитывая вторичность самой категории футурума, достаточно позднего в языках гойдельский и так и не развившегося в бриттской группе, мы можем предположить что изначально появление банши и издаваемые ею звуки мыслились скорее как категория оптативная, т.е. плач духа мог быть причиной смерти. Ср. на этом фоне описание проклятия, которому подвергается в саге "Смерть Муйрхертаха сына Эрк", король, оскорбивший клирика: тот вырыл ему могилу и сказал, что это могила короля, "обреченного на смерть". Вскоре после этого король действительно трагически погиб. Таким образом, совершение элементов погребального обряда по живому человеку может расцениваться как вредоносный заговор: мы имитируем уже свершившуюся гибель и тем самым вызываем ее. В традиционном заговоре на уровне вербальном это может быть приравнено к употреблению глагольных форм с общей перфектной семантикой в качестве результатива - желая свершения действия мы объявляем его уже свершившимся. Но по своей форме плач банши напоминает традиционные плачи ирландских плакальщиц, которые своим поведением намеренно уподобляют себя представителям иного мира (кроме плача и громких стонов, они растрепывают себе волосы, разрывают одежды и блуждают по холмам). Не случайно в ирландских народных верованиях, кроме женщин, умерших не своей смертью, профессиональные плакальщицы также считаются группой лиц, которые после смерти превращаются в банши. Таким образом, как можем мы предположить - изначально плач банши был призван не оповестить о смерти, но вызвать ее. Ср. способность лешачих и русалок "навыть" смерть в русских поверьях. Смена социолекта привела к смене представлений о классе носителей сакрального слова и, одновременно, изменило саму систему представлений о его функциональной значимости. Оптативная семантика начинает восприниматься как чисто индикативная. На фоне сказанного - ср. опубликованный в журнале "Ревю сельтик" в 1916 г. некролог, в котором немецкий кельтолог Куно Мейер, вставший на позиции пангерманизма, был объявлен умершим его французскими коллегами. Меньше чем через год он заболел тифом и умер.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|