Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
Институт истории культур Морской К.И. (студент II курса) КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Мифология тюрьмы и зоны Руководитель работы: кандидат филологических наук, доцент Баркова А.Л. МОСКВА 2005 СОДЕРЖАНИЕ Стр ВВЕДЕНИЕ 3 ВНУТРЕННИЙ МИР ТЮРЬМЫ. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 5 РИТУАЛЫ В ТЮРЕМНОЙ ЖИЗНИ 8 ГАДАНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ 13 СУД В ЖИЗНИ ЗАКЛЮЧЕННОГО 15 БЫТ В ТЮРЕМНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ 19 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31 ВВЕДЕНИЕ Обратившись к современной тюремной субкультуре, я обнаружил, что внутри нее существует древнейшие образы и семиотические тексты, интересные и важные не только для изучения современной “тюремной” культуры, но и для понимания древней картины мира человека, оказавшегося живым в мире смерти. В этой работе я попробую описать тюремную мифологию от “Общеарестантской” мифологизации тоски, тревоги и страха до “тюремно-воровской” символики, воплощающей нормы и ценности криминала, для которого тюрьма - “дом родной”. В мире созданным криминалом, я увидел самоорганизующееся сообщество, со своей отдельной культурой. Об универсальности и культурной специфике этого сообщества будет свидетельствовать и тюремная словесность (феня) во всем своем разнообразии, так же будет рассматриваться фольклор, литературное творчество заключенных, и быт заключенных. Исследований, посвященные языку, фольклору в русских тюрьмах очень много. Поэтому я, благодаря не только классическим произведениям, но и книгам, мало опубликованным, а так же рассказам многих моих знакомых, бывалых в тюрьмах, хочу представить тюремную субкультуру с новой точки зрения, раскрыть особый, знаковый смысл мифологии, обрядности, фольклора и письменности тюремного мира. ВНУТРЕННИЙ МИР ТЮРЬМЫ. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В начале несколько слов о самих заключенных. У каждого, кто попал в тюрьму и зону, случилась беда. Беда случилась из-за того, что человек нарушил запрет, в данном случае - закон. “Наказания без вины не бывает”, - говаривал Жеглов, или, как говорит В.Пропп: “После нарушения запрета наступает беда”. Дальше с нашим ”героем” происходит ритуальное унижение. На начальном этапе заключения в следственном изоляторе (СИЗО) значимыми элементами здесь являются: побои, раздевание, мытье и бритье “героя” (символизирущие унижение и ритуальную смерть). Арестант в ритуале играет пассивную роль: обряд совершается над ним. “Посвятителями” является тюремная власть. Заключенные описывают свой первый тюремный день с помощью неопределенно-личных предложений: взяли, повязали, раздели, закрыли. Бритье соотносится со смертью: “цирюльник” воспринимается как палач, арестант - как жертва. Бритье и обнажение как необходимый элемент обряда перехода и как сюжетное завершение пути трактуется в современных тюремных стихах: Что хотела - добилась, что искала – нашла Журавля не поймала, упустила синицу. В эти стены сознательно и уверенно шла, Но у входа “раздели”. Даже сняли спидницу. Нагота не страшит, просто холодно стало. Бьет озноб, веры нет, остывает душа. И на нарах железных помечтать лишь осталось. Вспомнить в%
|
« Изменён в : января 30th, 2007, 12:36pm пользователем: Saeri » |
Зарегистрирован |
|
|
|