Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
апреля 25th, 2024, 8:33pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Кельтский праздник Бельтайн. »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Мифология
(Модератор: Mim)
   Кельтский праздник Бельтайн.
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Кельтский праздник Бельтайн.  (Прочитано 10280 раз)
murysia
Гость

Е-мэйл

Кельтский праздник Бельтайн.
« В: мая 1st, 2006, 10:08am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Бельтайн
 
 
1 мая  
 
 
Отмечаемый в ночь на 1 мая праздник Бельтайн был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками - Самайном (Самхейн) 1 ноября и Бельтайном (Бельтэйн, Белтан) - 1 мая. Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря - выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период - к 1 ноября.  
 
С древности обряды, приуроченные к этим двум праздничным дням, имели большое сходство  
между собой, так как по существу смысловое значение их совпадало: обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния - скот и посевы. Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов.  
 
По своему происхождению этот обряд, судя по отдельным сохранившимся фрагментам и по описанию его в исторических источниках, связан с культом солнца, составлявшим важную часть языческих верований древних кельтов. Вот как описывался этот ритуал в средневековых источниках: в течении нескольких дней перед 1 мая жители общины собирали топливо для костров Бельтайна. Только определенные породы деревьев можно было класть в такой, считавшийся священным, огонь. На вершине горы приготовляли место и топливо для двух костров, а вокруг обоих костров рыли круглый ров, достаточно просторный, чтобы вместить всех собравшихся.  
 
В канун Бельтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева). Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге.  
 
Цель церемоний с огнем была двоякая: более древняя - умилостивление и почитание сил природы, и прежде всего бога солнца, направленное на то, чтобы сохранить невредимыми стада, получить хороший приплод скота, урожай на полях. На Шетландских островах белтанские костры горели обычно три дня, и в эти дни ранним утром каждый житель селения должен был приветствовать солнце, сказав ему: "Доброе утро!" ("Gude morneen!"Wink  
 
Но огню костра придавалось и очистительное значение: уничтожение всех пагубных влияний и защита общины от всех бедствий, которые могут угрожать людям в течении этого времени года, - гром и молния, град, болезни, злые чары волшебников и колдунов.  
 
В древности, по-видимому, возле белтанских костров совершались и человеческие жертвоприношения. Хотя прямых свидетельств о человеческих жертвоприношениях не сохрагилось, следы таких обрядов можно было видеть в распространенных еще не так давно среди молодежи Хайланда играх вокруг первомайских костров. Так, в одном селении графства Перт парни выпекали в костре большую овсяную лепешку и разделяли ее на куски по числу присутствующих. Один кусок чернили углем. Каждый затем вынимал из шапки по куску. Считали, что тот, кому достался черный кусок, "посвящен", и он обязан был три раза прыгать через костер.  
 
В другом селении того же графства тот, кто вынимал отмеченный кусок, на весь год получал обидную кличку Cailleach bealtine - Beltan (труднопереводимое слово, примерно соответствующее русскому слову "мужик", "деревенщина" в пренебрежительном смысле). Как только черный кусок был вынут, парни сейчас же набрасывались на своего несчастливого товарища и делали вид, что бросают его в костер. Или же (в других местах) его клали на землю и якобы разрезали на части, а затем закидывали его яичной скорлупой.  
 
Позднее, в период средневековья, человеческие жертвы были заменены животными. И еще совсем недавно (в конце XIX в.) в качестве жертвы огню бросали в костер пирог или освященный в церкви хлеб.  
 
Как ни странно, но в весенний праздник Белтана растительность, зеленые ветки играли меньшую роль, чем в праздниках зимнего цикла. Особое значение придавалось в этот праздник лишь веткам рябины, которые употребляли в качестве оберега от всех нечистых, темных сил. Ветки рябины
« Изменён в : января 30th, 2007, 12:04pm пользователем: Saeri » Зарегистрирован
zolotayakoshka
Гость

Е-мэйл

Re: Кельтский праздник Бельтайн.
« Ответить #1 В: мая 1st, 2006, 6:26pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Как интересно.
Спасибо! Smiley
Зарегистрирован
murysia
Гость

Е-мэйл

Re: Кельтский праздник Бельтайн.
« Ответить #2 В: мая 1st, 2006, 7:13pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

А ты еще вот это посмотри:  http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=geo;action=display;num=11 45896028
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Кельтский праздник Бельтайн.
« Ответить #3 В: мая 2nd, 2006, 8:44pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Мурысь, спасибо. МАтериал вполне "съедобный"  Cheesy
 
Навскидку добавлю, что изначально этот праздник был по лунному календарю, это - день Богини-Матери, и, собссно, потому революционные рабочие и устраивали свои демонстрации в этот день, что он был ВЫХОДНЫМ! - вплоть до ХХ века. Еще хорошо почитать начальные сцены романа Гончарова "ОБломов", где к главному герою приходят гости с ПЕРВОМАЙСКОГО гуляния  cat
Так что обычай был крепок и прочен!  sun
Зарегистрирован
Жирафа Анюта
Гость

Е-мэйл

Re: Кельтский праздник Бельтайн.
« Ответить #4 В: мая 4th, 2006, 10:09am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

"Как ни странно, но в весенний праздник Белтана растительность, зеленые ветки играли меньшую роль, чем в праздниках зимнего цикла."  
А про Майское дерево?
Или я что-то путаю, и оно к Бэльтайну не относится?
Зарегистрирован
Earlin
Гость

Е-мэйл

Re: Кельтский праздник Бельтайн.
« Ответить #5 В: июня 14th, 2006, 7:49pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Во-первых, мое глубокое убеждение, что праздник сей появился никак не благодаря скотоводческому календарю....
Во-вторых, не стала бы называть Белтайн "солнечным" - скорее уж он лунный... тем более если дело касается Богини- матери... Да и вспомните Вальпургиеву ночь  - не ведьминское это дело солнце прославлять... Grin
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru