Автор |
Тема: Кельтский праздник Бельтайн. (Прочитано 10399 раз) |
|
murysia
Гость
|
Бельтайн 1 мая Отмечаемый в ночь на 1 мая праздник Бельтайн был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками - Самайном (Самхейн) 1 ноября и Бельтайном (Бельтэйн, Белтан) - 1 мая. Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря - выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период - к 1 ноября. С древности обряды, приуроченные к этим двум праздничным дням, имели большое сходство между собой, так как по существу смысловое значение их совпадало: обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния - скот и посевы. Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов. По своему происхождению этот обряд, судя по отдельным сохранившимся фрагментам и по описанию его в исторических источниках, связан с культом солнца, составлявшим важную часть языческих верований древних кельтов. Вот как описывался этот ритуал в средневековых источниках: в течении нескольких дней перед 1 мая жители общины собирали топливо для костров Бельтайна. Только определенные породы деревьев можно было класть в такой, считавшийся священным, огонь. На вершине горы приготовляли место и топливо для двух костров, а вокруг обоих костров рыли круглый ров, достаточно просторный, чтобы вместить всех собравшихся. В канун Бельтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева). Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге. Цель церемоний с огнем была двоякая: более древняя - умилостивление и почитание сил природы, и прежде всего бога солнца, направленное на то, чтобы сохранить невредимыми стада, получить хороший приплод скота, урожай на полях. На Шетландских островах белтанские костры горели обычно три дня, и в эти дни ранним утром каждый житель селения должен был приветствовать солнце, сказав ему: "Доброе утро!" ("Gude morneen!" Но огню костра придавалось и очистительное значение: уничтожение всех пагубных влияний и защита общины от всех бедствий, которые могут угрожать людям в течении этого времени года, - гром и молния, град, болезни, злые чары волшебников и колдунов. В древности, по-видимому, возле белтанских костров совершались и человеческие жертвоприношения. Хотя прямых свидетельств о человеческих жертвоприношениях не сохрагилось, следы таких обрядов можно было видеть в распространенных еще не так давно среди молодежи Хайланда играх вокруг первомайских костров. Так, в одном селении графства Перт парни выпекали в костре большую овсяную лепешку и разделяли ее на куски по числу присутствующих. Один кусок чернили углем. Каждый затем вынимал из шапки по куску. Считали, что тот, кому достался черный кусок, "посвящен", и он обязан был три раза прыгать через костер. В другом селении того же графства тот, кто вынимал отмеченный кусок, на весь год получал обидную кличку Cailleach bealtine - Beltan (труднопереводимое слово, примерно соответствующее русскому слову "мужик", "деревенщина" в пренебрежительном смысле). Как только черный кусок был вынут, парни сейчас же набрасывались на своего несчастливого товарища и делали вид, что бросают его в костер. Или же (в других местах) его клали на землю и якобы разрезали на части, а затем закидывали его яичной скорлупой. Позднее, в период средневековья, человеческие жертвы были заменены животными. И еще совсем недавно (в конце XIX в.) в качестве жертвы огню бросали в костер пирог или освященный в церкви хлеб. Как ни странно, но в весенний праздник Белтана растительность, зеленые ветки играли меньшую роль, чем в праздниках зимнего цикла. Особое значение придавалось в этот праздник лишь веткам рябины, которые употребляли в качестве оберега от всех нечистых, темных сил. Ветки рябины
|
« Изменён в : января 30th, 2007, 12:04pm пользователем: Saeri » |
Зарегистрирован |
|
|
|
zolotayakoshka
Гость
|
Как интересно. Спасибо!
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Мурысь, спасибо. МАтериал вполне "съедобный" Навскидку добавлю, что изначально этот праздник был по лунному календарю, это - день Богини-Матери, и, собссно, потому революционные рабочие и устраивали свои демонстрации в этот день, что он был ВЫХОДНЫМ! - вплоть до ХХ века. Еще хорошо почитать начальные сцены романа Гончарова "ОБломов", где к главному герою приходят гости с ПЕРВОМАЙСКОГО гуляния Так что обычай был крепок и прочен!
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Жирафа Анюта
Гость
|
"Как ни странно, но в весенний праздник Белтана растительность, зеленые ветки играли меньшую роль, чем в праздниках зимнего цикла." А про Майское дерево? Или я что-то путаю, и оно к Бэльтайну не относится?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Earlin
Гость
|
Во-первых, мое глубокое убеждение, что праздник сей появился никак не благодаря скотоводческому календарю.... Во-вторых, не стала бы называть Белтайн "солнечным" - скорее уж он лунный... тем более если дело касается Богини- матери... Да и вспомните Вальпургиеву ночь - не ведьминское это дело солнце прославлять...
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|