Автор |
Тема: Дед Мороз и Санта Клаус во всех ракурсах (Прочитано 50150 раз) |
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
http://www.livejournal.com/users/levkonoe/1386075.html По ссылке можно найти огромное количество картинок. разно-всяких я всю жизнь представляла себе настоящего Деда Мороза в роскошном голубом тулупе, как в фильме "Морозко". Это Санта-Клаус - в короткой красной курточке и в колпачке, по сути дела одетый как гном. Большой такой гном. про длинный тулуп ДМ уже сказано, у ДМ шапка и валенки, у СК колпак и сапожки. у ДМ есть Снегурка, а у СК - миссис Санта-Клаус, но ее почти не видно. ДМ ходит пешком или ездит на тройке, а СК на оленях и летает. Подарки ДМ кладет под елку, а СК в чулок над камином. ДМ заходит в дом с помпой, громогласно ищет Снегурочку и прикапывается к детям насчет поведения, а потом дарит подарки. СК проникает через трубу (нечистая сила?) и тайно. Коллеги Деда Мороза У каждого уважающего себя профессионала, коим является и Дед Мороз, обязательно есть коллеги. Люди мало сведущие в вопросах образов и родословных новогодних персонажей обычно считают, что всё это один новогодний супер-волшебник. А потому безжалостно переводят Santa Claus как Дед Мороз и наоборот. Уверяем Вас, у Деда Мороза столько же общего с Санта Клаусом как, например, у Останкинской телебашни и Эйфелевой. Не верите? Судите сами ... Дед Мороз (Дед Трескун, Морозко и Карачун) - Белоруссия и Россия. Он немного суров на вид. Носит голубую шубу до земли и высокую шапку, в руках у него ледяной посох и мешок подарков. Наш Дед Мороз единственный женатый Дед среди всех остальных Дедов: у него есть жена - Зима. Да и "дедом", кстати, зовется не просто так, а потому, что внучка есть, Снегурочка. Joulupukki (Йоулупукки - "лесной человек" - "рождественский козёл" - "рождественский дед") - Финляндия - Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс. Обязательно - очки. Живёт на горе Корвантунтури ("гора-ухо") не то в избушке, не то в самой горе. Вместе с ним живёт жена (?) Муори (Мария) и гномы. В стародавние времена ходил под рождество по домам (колядовал) угощал послушных детей и наказывал непослушных (для чего носил с собой розги). В последствии воспитательный аспект образа был утерян. Современный образ и легенда во многом взяты с Американского Санта Клауса. Популярен в Финляндии и ряде Скандинавских стран. Проект инициирован летом 1950 года в связи с подготовкой к приезду г-жи Элеоноры Рузвельт. Официально проект открыт в 1985 году. Санта-парк и "деревню" Йоулупукки ежегодно посещают 250 тысяч туристов (большинство из Польши, Японии, Италии и Англии). Santa Claus (Санта Клаус) - США - Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. По сути это эльф-жизнелюб. Чаще всего на носу у него очки, а во рту - дымящаяся трубочка (в последние годы старается не "нажимать" на этот элемент образа). Ездит в оленьей упряжке и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина. Имя "Санта Клаус" впервые появилось в прессе в 1773 году. За основу образа взят Святой Николай Мерликийский (см. далее). Первое литературное описание образа принадлежит Уильяму Джилли, опубликовавшему в 1821 году стихотворение "Santeclaus". Годом позже появился целый стихотворный отчёт о визите Санта Клауса вышедшее из под пера Климента Кларка Мура (профессионального стоматолога). Существующий ныне внешний облик Санта Клауса принадлежит кисти Хандона Сандблома - американского художника, нарисовавшего в 1931 году серию рисунков для рекламы кока-колы. Sinter Klaas ("Синтер Клаас", "Сандеркласс") - Нидерланды, Голландия - Приплывает на пароходе в сопровождении чернокожих слуг. Дарит подарки. Василий - Кипр - Пожалуй самое странное имя новогоднего персонажа. Тем не менее дети на Кипре пишут своему волшебнику: "Святой Василий, приходи, счастье подари, исполни все мои желанья". Баббо Натале (Баббе Натале) - Италия - Оставляет свои сани на крыше и через печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей "для подкрепления". Святой Николай, епископ Мерликийский ("Ноэль Баба") - Турция - Один из прообразов всех новогодних персонажей. Добрый чудотворец и гонитель зла. Покровитель похищенных и потерянных детей. Жил в 300 году нашей эры. По легенде - шёл как то Николай Мерликийский по деревне мимо дома бедняка. А там отец собирался отправить своих дочерей "учиться" древнейшей профессии. Не понравилось это Николаю, и он ночью через дымоход подбросил в дом три кошелька с золотом (по другой версии - три золотые монеты). Угодили они в девичьи башмаки, которые сушились у камина. Счастливый отец накупил дочерям приданого и выдал их замуж. Паккайне ("Морозец") - Карелия - В отличии от большинства новогодних персонажей - это очень молодой человек. Его отличительная черта - озорной характер. О существовании Паккайне специалистам стало известно совсем недавно, так что этот персонаж молод и в прямом и в переносном смысле. Микулаш - Чехия, Словакия - Приходит в ночь с 5 на 6 декабря, накануне дня Святого Николая. Внешне похож на Российского Деда Мороза: та же длинная шуба, шапка, посох с закрученным в спираль верхом. Только вот подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Да и сопровождает его не Снегурочка, а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертёнок. Хороших и послушных детей Микулаш всегда рад одарить апельсином, яблоком или какой-нибудь сладостью (т.е. чем-нибудь вкусным и съедобным!). Зато если в "рождественском сапоге" у хулигана или бездельника обнаружилась картофелина или кусок угля - это точно Микулаш. Его работа. Как уживается Микулаш с ещё одним Новогодним персонажем Ежишкой (см. дальше) - непонятно! Ежишек (Ёжишек) - Чехия, Словакия - Наверняка это самый скромный новогодний персонаж в мире. Подбрасывая подарки в дома детей, Ежишек внимательно следит, чтобы его никто не увидел. Видимо именно по этой причине о внешности этого добряка ничего не известно. Зато, лишь звякнет на ёлочке рождественский колокольчик, тысячи чешских и словацких детей устремляются смотреть доставшиеся им подарки. "Кто это принёс?" - спросит иной несмышлёный малыш. "Конечно, Ежишек!" - отвечают счастливые родители. Корбобо - Узбекистан. И ходит он с верной спутницей Коргыз (Снегурочка). В узбекские кишлаки в новогоднюю ночь верхом на осле въезжает "снежный дедушка" в полосатом халате. Это и есть Корбобо. Увлин Увгун - Монголия. Он всегда появляется в сопровождении Зазан Охин (Снегурочка) и Шина Жила (мальчик-Новый год). Новый год в Монголии совпадает с праздником скотоводства, поэтому Дед Мороз носит одежду скотовода. Father Cristmas ("Рождественский дед"%2
|
« Изменён в : декабря 28th, 2009, 11:50pm пользователем: alwdis » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
http://www.livejournal.com/users/timtaler/188935.html Святой Николаус или Николай был исторической фигурой и прославился своей щедростью, бескорыстием и искренней и сильной верой. Настолько сильной, что он подрался с Арием на первом Никейском соборе, и его вышвырнули из собрания и заключили в темницу. Однако Дева Мария явилась епископам и уговорила их помиловать Святого Николауса, поскольку движим он был любовью к Христу. Святой Николаус славен многими чудесами и добрыми делами, в том числе спасением трех детей, убитых и расчлененных мясником, и тем, что он подбросил три мешка с золотом бедному отцу трех бесприданниц. Мешки, по легенде, угодили в башмаки, поставленные сушиться у камина (по другой версии в развешанные чулки). Этим, разумеется, список его дел не исчерпывается, но теперь нам ясно, почему Святой Николаус, кроме всего прочего, считался щедрым и добрым покровителем детей. День Святого Николауса приходится на 6 декабря (в западной традиции) и празднуется до сих пор, особенно в Нидерландах и Бельгии. Праздник Рождества Христова пришелся на время языческих праздников зимнего солнцестояния. Многие обычаи этих ранних празднеств были включены в рождественские. Например, еще в 17 веке в Лапландии в райoне Рождества (или Йоля) украшали оленьими внутренностями дерево с обрубленными ветвями. А в Финляндии до сих пор подарки на Рождество приносит "Козел Йoля" (Joulupukki). В Померании и Пруссии на Рождество приходил зловещий Мешок с Костями или Мохнатый Козел и требовал подарков для себя - отголосок жертв. Одеты они были в шкуры животных, соломы и тряпки. Некоторые исследователи утверждают, что обычай ставить в сенях (или на крыше) ботинки с морковью идет из дохристианских времен, когда морковь была нужна Слейпниру для подкрепления сил во время большой охоты Одина. Один платил за морковь сластями, оставляя их в тех же ботинках. До Реформации подарки делали в день Святого Николауса, но Мартин Лютер был недоволен тем, что католический святой приносит подарки, и вместо него появился Christkindlein, "Дитя Христово". Позднее это имя трансформировалось в английском в Крисс Крингля (Kriss Kringle), аналога Father Christmas. К щедрому и доброму ребенку присоединились его темные спутники, задачей которых было пугать и наказывать непослушных детей. По другим легендам, эти демоны первоначально занимались похищением детей, но святой поймал их и заставил служить себе. Например, в Австрии это был мохноногий, рогатый, с длинным красным языком Крампус, который носил в руке кнут или розги, а за спиной - корзинку, куда он складывал непослушных детей. Некоторые из этих жутковатых существ также носили имя "Николас", "Никкель", "Ник", например, "Мохнатый Никкель" (Pelznickel). Прообраз Санта Клауса - голландский Sinterklaas - приезжает из Испании вместе со своим спутником Черным Петером (кстати, тоже одно из имен дьявола). Черен он по одной версии от каминной сажи, а по другой это мавр, освобожденный святым из рабства и оставшийся его слугой. Хорошим детям Sinterklaas дарит сласти и игрушки, а плохих забирает в Испанию. Учитывая образ испанца, сложившийся в Нидерландах, это путешествие отнюдь не воспринималось как каникулярная поездка на пляжи Андалузии. Знакомый нам образ Санта Клауса - американского производства. Образ существа, приносящего на Рождество подарки, приехал в Америку вместе с иммигрантами из Европы. Выглядел он то как настоящий епископ в митре и с посохом, то как голландский моряк в зеленой куртке и с длинной трубкой. В 1821 году было напечатано стихотворение Клемента Кларка Мура "Ночь перед Рождеством". В нем впервые появляется образ добродушного старика с седой бородой, одетого в отделанную белым мехом красную шубу и ездящего на санках, запряженных летающими оленями. Возможно, эту деталь Муру подсказали финские легенды о "Старике Зиме", который вместе со снегом спускается с гор на оленьей упряжке. Мур принадлежал к группе зажиточных нью-йoркцев (в их числе был и Вашингтон Ирвинг), которая хотела сделать Рождество семейным праздником, а не пьяной гулянкой на улицах - отсюда и акценты, расставленные в стихотворении. Через сорок лет в Северной Америке началась гражданская война. Карикатурист Томас Наст решил использовать Санта Клауса для агитации за северян. В его рисунках, появлявшихся в журнале Harper's, Санта Клаус раздавал лакомства солдатам северян и утешал детей в тылу. Дети южан, естественно, тоже хотели конфет, но Санта Клаус объяснял, что из-за войны он не может к ним добраться. К концу войны образ Санта Клауса с его телескопом, в который он может увидеть любого ребенка и книгой, где записаны все добрые и плохие дела детей, можно сказать, выкристаллизовался. Однако его внешний вид все еще не был похож на знакомый нам. В 1920-х годах компания "Кока-Кола" провела рекламную кампанию, признанную одной из самых успешных в истории. Именно художник Hаddon Sundblom, к которому обратилась компания, нарисовал Санту таким, каким он и остался поныне. Другую метаморфозу, внутренную, не так просто датировать. Но к 70-80-м годам ХХ века Санта Клаус из строгого судьи, раздающего всем по заслугам, превратился в символ щедрости, прощения и обновленной надежды. Он позволяет родителям проявлять эти стороны своей любви к детям на Рождество, с тем, чтобы в остальные дни года они воспитывали в детях бережливость, самоконтроль и чувство ответственности.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Liberis
Гость
|
"Некоторые из этих жутковатых существ также носили имя "Николас", "Никкель", "Ник", например, "Мохнатый Никкель" (Pelznickel)." Ха! Кстати - все знают, что ирландцы довольно часто называют дьявола по свойски "Odl Nick" (старина Ник, то бишь). Интересно, эттто почему же такая связь с этим именем - да еще такая международная? С уважением Либерис
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Я не отвечаю за эту партию "зеленых", но на Руси-Матушке св. НИколай заменил собой кучу богов преисподней.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Marianna
читатель
Я люблю этот Форум!
Сообщений: 11
|
|
Re: Дед Мороз и Санта Клаус во всех ракурсах
« Ответить #4 В: декабря 24th, 2007, 1:23pm » |
Цитировать Править
|
Кнехта Рупрехта не забудьте еще) Самое известное, наверное, имечко спутника святого)
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
В Южном Уэльсе есть своя специфическая новогодняя традиция - это шествие ряженых с Мэри Луид (Mari Lwyd) - белой кобылой. Мери Луид - это конский череп, украшенный цветными лентами, а порой и колокольчиками и вечнозелёными растениями, водруженный на шест и укутанный тканью, под которой и прячется тот или те, кто в этот раз играет ее роль. Нередко к нижней челюсти черепа привязывают верёвку или делают рычаг, чтобы она могла клацать зубами. Шествие с Мери Луид обычно начинается в вечерних сумерках и длится до поздней ночи. Кроме самой Мэри, в шествии участвуют шесть-семь мужчин, порой в масках, чья одежда отмечена такими же цветными лентами, как и у самой кобылы. Кроме них в шествии всегда есть вожак - роскошно одетый, с праздничным посохом или с кнутом, который и выбирает, куда отправится вся компания, и этот же персонаж должен обладать весьма хорошо подвешенным языком, потому что в основном он будет общаться с людьми. Иногда к шествию присоединяются и классические для Британских островов карнавальные персонажи - например, Панч и Джуди. Как и в других случаях, это маскарадное шествие обходит дома, только если многих других ряженых пускают в дом охотно, с ночным шествием Кобылы все не так гладко: когда процессия стучится в дом, хозяева начинают выдумывать причины, почему компания не может к ним войти, а сами участники шествия доказывают, что все это ерунда, и войти им надо позарез, на улице ужасная стужа, они озябли и продрогли, добрый хозяин в такую погоду и собаки-то на улицу не выгонит, а тут целая Мери Луид, поэтому ему, как человеку доброму, следует впустить их в дом, обогреть у очага, налить по кружечке доброго эля и угостить пирогом. Прелесть заключается в том, что перебранка происходит в стихотворной форме, и не только процессия Мэри может изъясняться песней и стихом, но и хозяин должен делать то же самое. В этом ритуальном споре может выиграть и процессия, а могут и хозяева - тогда они не пускают в дом Мери Луид. Но если все же хозяев убедили, они пускают процессию в дом, взяв с них лишь одно обещание - не касаться их очага. Но, как и в других случаях, хозяева угощают участников шествия и ставят им спиртное, маски же развлекают хозяев песнями и благословляют дом, а сама Мери Луид всячески создает беспорядок и пугает детей, а порой и самих хозяев. Любопытно, кстати, что были и случаи, когда даже если хозяин побеждал, процессия Мери все равно вламывалась в его дом, и это может оказаться тоже частью традиции, т.к. шествие Мери представляет собой древние, могучие и совсем не добрые силы, которые могут такой символической «победы» просто не признать и не принять. У этого обряда нет точной даты - шествие с Мери Луид устраивают обычно между Рождеством и Новым годом, а иногда обряды Мери могут длиться и вовсе долго – чуть не весь январь. Именно с Рождеством традиция так и не была связана, хотя века с XVII распространилось мнение, что Мери Луид – это каким-то образом сама Дева Мария, хотя скорее всего параллель выстроили на простом сходстве по звучанию их имён и из желания легитимизировать обряд. Сама же традиция - часть общеевропейской зимней традиции ряжений и маскарадов в самое темное и самое страшное время года. Чаще всего учёные соглашаются с тем, что традиция эта имеет дохристианские корни, и связана со смертью, т.к. "белая кобыла" - частый образ смерти и ужаса, встречающийся по всей Европе, то есть Мери Луид представляет собой зиму и старый год, дух которого обходит дома и собирает с людей свою дань: порой малую, а порой страшную. текст: Шеллир (Наталья Никольская) © https://vk.com/wall-178244505_44745 картинки
|
« Изменён в : марта 5th, 2021, 12:15am пользователем: alwdis » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Кто такие Йоласвейнары, или Рождество в Исландии https://selyanka1.livejournal.com/341896.html Живет в Исландии страшная пара троллей-великанов, Грила и ее муж Леппалуди. Вернее, Леппалуди то только на вид страшный, он ужасно ленивый и все время спит в своей пещере, а вот Грила известна тем, что круглый год приходит забирать непослушных детей, чтобы потом сварить их в котле. Именно Грилой в Исландии пугают малышей, которые плохо себя ведут. У Грилы и Леппалуди есть 13 сыновей, называемых Йоласвейнарами или рождественскими парнями, которые на Рождество вылезают из пещеры и приходят один за другим в гости к детям, начиная с 12 декабря и до самого Сочельника 24 декабря. В это время дети оставляют на ночь на подоконнике свой ботинок, чтобы утром найти в нем или подарок в награду за хорошее поведение или картофелину в наказание за плохое. Рождественские парни любят похулиганить, причем каждый из них хулиганит по-своему. Поэтому им даны специфические имена, отражающие их повадки и как именно они вредничают. Да, каждый из них вредничает целую неделю, то есть приходит один, остается на неделю, на следующий день приходит еще один, потом еще один, и в результате они всемером начинают хулиганить. . 1 Capture.PNG Стеккьярстёйр и Гильягёйр Первым 12 декабря приходит Стеккьярстёйр или Жердина-из-Овчарни, который тайком высасывает молоко у овец и вообще их всячески изводит. Он очень неуклюжий, вместо ног у него деревянные протезы. Затем 13 декабря появляется Гильягёйр или Канавный Остолоп, снимающий пенку со свеженадоенного молока. Обычно он прячется во рвах и канавах, ожидая возможности забраться в хлев и стащить молоко. 2 Capture.PNG Стувюр и Твёруслейкир 14 декабря настает очередь Стувюра или Обрубка, маленького и низкорослого. Он известен тем, что крадёт тарелки, чтобы съесть оставленный на них черствый хлеб. 15 декабря появляется Твёруслейкир, он же Ложколиз. Этот парень очень худой, постоянно голодный и занимается воровством немытых ложек, чтобы их облизать. 3 Capture.PNG Поттаслейкир и Аскаслейкир 16 декабря детей навещает Поттаслейкир или Горшколиз, подчищающий уже не ложки, а горшки и кастрюли. 17 декабря появляется Аскаслейкир или Мисколиз. Он прячется под кроватями, ожидая, что кто-нибудь оставит без присмотра миску с едой, после чего быстро ее крадет. На картинке изображен специальный вид исландской миски с крышкой, за которой Мисколиз и охотится . 4 Capture.PNG Хюрдаскеллир и Скиргаумюр 18 декабря приходит очередь Хюрдаскеллира или Дверехлопателя начинать вредничать. Не знаю, чего он там ищет в доме, может просто хочет спать помешать, но по ночам именно он хлопает дверями. 19 декабря Скиргаумюр или Простоквашный Обжора приходит полакомиться понятно чем и без разрешения вестимо 5 Capture.PNG Бьюгнакрайкир и Глюггагайир 20 декабря некто Бьюгнакрайкир или Колбасохват залезает в коптильню и прячется там в стропилах, чтобы своровать коптящиеся колбасы, которые готовят к Рождеству. 21 декабря Глюггагайир или Подглядывающий-в-Окна начинает в эти самые окна высматривать, что бы такого ценного из дома можно было украсть, и этот ворует уже не еду, а вещи .6 Capture.PNG Гауттатевюр и Кеткроукюр 22 декабря Гауттатевюр или Дверевынюхиватель, парень с очень длинным носом, не не Буратино, начинает этим своим длинным носом вынюхивать, не испекли ли еще рождественский хлеб, и именно за ним он и охотится 23 декабря Кеткроукюр он же Мясной Крюк начинает пытаться крюком своим своровать мясо (не копченое, а какое-то другое, что в доме к празднику готовят) 7 24 Kertasníkir.png Кертасникир Ну и последним 24 декабря заявляется Кертасникир он же Свечной Попрошайка, который ходит за детьми и пытается украсть их рождественские свечи, которые раньше делались из сала и, следовательно, были съедобными. Йоулакёттюр У этой милой семейки троллей-великанов и гномов-рождественских парней есть любимый питомец - огромный черный кот величиной с быка по имени Йоулакёттюр (Йольский кот, Рождественский кот, Святочный кот). Он ночью нападает на тех, кто не успел и не захотел обзавестись к Рождеству шерстяными обновками. В старые времена, поскольку одежду пряли дома сами, это были лентяи и белоручки stufur_marcin-(9)_small.jpg Откуда взялись в Исландии все эти существа? Грила - очень старый образ, она упоминалась еще в Младшей Эдде (XIII век), а вот Йоласвейнары и кот появились намного позже Исландия была христианизирована в 1000 году, однако, поскольку это был географически далекий от Европы остров, там еще довольно долго одновременно сосуществовала вера в Одина и Христа, и одновременно праздновали Рождество Христово и старинный языческий германский праздник Йоль (праздник середины зимы). 2.jpg Уже к середине тысячелетия Исландия была полностью христианской, христианская католическая церковь была очень богата и владела примерно половиной всей земли на острове, а между материком и Исландией была налажена бойкая торговля. Остров по тем временам можно сказать, что процветал. Рождество было самым важным праздником года. Ни о каких pождественских парнях никаких упоминаний нет. А вот после 1600 года начались проблемы. Во-первых, они были климатические. Малый ледниковый период наступил и сильно похолодало. Во-вторых, Дания, которая тогда владела Исландией, запретила ей самостоятельно торговать с другими странами, вся торговля должна была идти только через Данию. В-третьих, началась Реформация, протестане католическую церковь начали обвинять во всех смертных грехах, то есть начались религиозные разброд и шатание. stufur_marcin-(1)_small Stubby.jpg Уровень жизни очень сильно понизился, и вообще жизнь стала очень тяжелой. Лютеранство, которое пришло на смену католичеству, было необыкновенно строгой религией всевозможных запретов.То, что там местной церковью внедрялось, называется "пиетизм" (изначально движение внутри лютеранской и реформатской церквей, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным "Божьим оком". До абсурда доходило, людям смеяться не разрешали, грех это. В карты играть было нельзя, танцы запрещали. Весь этот ужас официально длился где-то до 1900 года, неофициально слегка дольше. . 7.jpg И вот именно в это время, в XVII веке, не знаю, это была форма социального протеста, попытки внушения родителями детям определенной морали, когда религия не справлялась, или еще что, но в Исландии начали возрождаться языческие традиции, в том числе все, связанное с Йолем. Что вы думаете церковь в ответ попыталась сделать? А в 1746 году вышел официальный закон, запрещающий пугать детей всеми этими чудищами - котами, троллями и парнями-хулиганами. На закон все молча наплевали. 20.jpg Право свободно и самостоятельно торговать Исландия вернула себе только в середине XIX века, на острове начали появляться первые магазины, появилась возможность покупать импортные товары (Дания натурально держала Исландию все это в время в черном теле, как колонию какую). Более менее жизнь наладилась на уровне выше "выживания" только после Второй Мировой войны, из которой Исландия вышла достаточно успешной и относительно богатой страной (Европа то в руинах). 5.jpg Фольклорные традиции, связанные с Йоласвейнарами, окончательно определились где-то к 1930-м годам, рождественских парней стало 13 (раньше их число варьировалось), поскольку в европейском христианстве из-за разницы в 13 дней между католическим и православным Рождеством было сказано праздновать Рождество 13 дней. То есть, последняя 12-я ночь Рождества - это 6 января. . 8.jpg В наше время, все эти исландские чудища уже не такие страшные как раньше, типа как Кощей и Баба Яга стали почти совсем нестрашными в России. Новогодних утренников с Йоласвейнарами в Исландии не проводят, но проводят свои собственные мероприятия, где участвуют аниматоры, изображающие pождественских парней, Грилу, Леппалуди, насчет кота не уверена, не видела картинок sljolasveinarmyv365.jpg Всю вторую половину ХХ века шла американизация Рождества, с внедрением фигуры Санта Клауса на замену Иисусу Христу. И вот тут то вот исландские Рождественские парни и встали стеной. Ну прямо как Дед Мороз в России. Санта Клаус, значит, у вас, да? В носки подарки кладет, да? А у нас то же самое есть. Целых тринадцать штук! Подарки в башмаках, а не в носках. И вообще, не учите нас жить с вашим Санта Клаусом!
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
А вы знаете, кто такой Томтен?.. https://giant-pear.livejournal.com/24310.html А еще их называют ниссе. Ну что, отличная подсказка, стало понятнее? Угу. Вот и мне не становилось, пришлось книгу покупать. Смотрите какую: Томтен - это такой персонаж скандинавского фольклора, который охраняет определенный земельный участок и оберегает его обитателей. Если наш домовой шуршит исключительно в доме и по хозяйству, то томтен заботится и о животных, и о скоте, и о людях, которые живут в усадьбе. Правда, и обходится он дороже: домовому советуют оставлять блюдечко с молоком, а томтену - аж целую тарелку сладкой каши с маслом Вообще эта книга - пересказ перевода пересказа, если быть точной. Астрид Линдгрен давным-давно сделала прозаический пересказ стихотворения Виктора Рюдберга, а совсем недавно сотрудники издательства "Добрая книга" перевели этот пересказ на русский, причесали и издали. Правда, имя героя остаётся неизвестным - никакой информации о том, кто же всё-таки переводчик, я в книге не нашла. оригинальное стихотворение в книге то же есть, прямо на первой странице. Оно мне кажется более серьезным и глубоким, сложным, чем прозаическое переложение, и совсем недетским. А вот сказка Линдгрен получилась вполне детской и простенькой, подойдет даже малышам. Сюжет прост: томтен ночью обходит свои владения, поддерживает порядок и обещает обитателям двора скорую весну. То курам зерна подсыплет, то собаке в будку сена добавит, то кота тёплым молоком напоит. Хозяйственный. Текст медленный, неспешный, с постояными рефренами - он тихо убаюкивает и усыпляет. Книжка очень зимняя и уютная, так и хочется зарыться поглубже в тёплое пушистое одеяло с кружкой молока и слушать бормотание томтена... Есть и недостатки у неё, а как же. Мне не понравились иллюстрации. Сами по себе они прекрасны и волшебны, ибо взяты оригинальные иллюстрации Хиральда Виберга. Но напечатаны они странно, как будто сняты фотокопии, или сделаны фотографии с другой книжки, причесаны и напечатаны. И эта размытая фотографичность, конечно, книгу очень портит. А в остальном это очень хорошая, тёплая, уютная и засыпательная книжка. Есть еще вторая часть, её у нас пока нет, но я обязательно приобрету.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|