Автор |
Тема: Откуда взялись вампиры (Прочитано 54650 раз) |
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Меня попросили описать архетип вампира. Пишу конспективно, навскидку. В сознании современного человека посмертное бытие определяется праведностью/грешностью при жизни. В любом архаическом обществе дело было иначе: загробная судьба определялась типом смерти и ФОРМОЙ ПОГРЕБЕНИЯ. Что такое "форма погребения" - примерно ясно: по ПРАВИЛАМ похоронен или нет. Если по правилам - человек после смерти переходит в общую категорию "предков", и в составе всех предков рода помогает потомкам, получая от них в определенные дни - жертвы. Если похоронен не по правилам (особенно не похоронен вообще), то он не сможет попасть в страну мертвых и будет <b>бродить неприкаянным духом, более или менее опасным для живых</b>. Запомним это. Теперь - тип смерти. Считается, что если человек умер до "средне-смертного" возраста, то он <b>не может уйти в мир мертвых, пока не доживет "свой срок"</b>. Тела у него нет, умерло тело - и он останется бесплотным духом - доживать. Однако силы для жизни нужны - и он будет их тянуть... из родных, например. Самое интересное, что это же касается и долгожителей - считается, что они вытягивают жизнь из младших родичей. Но самый "нехороший" тип смерти - это, конечно, самоубийцы. Они "наиболее активно" тянут жизнь, причем не из родных, а из тех, кто их на с/у вынудил. У народов Поволжья был даже такой обычай - "сухая смерть": если, например, богатый совершенно замучивал долгами бедняка, то бедняк шел и вешался в сарае богача, - тем самым превращая себя в "голодного духа", который ближайшие годы будет вытягивать жизнь из богача. Сюда же: практически любая девушка хоть раз в жизни, страдая от несчастной любви, хотела покончить с собой, что ЕМУ, гаду, от этого ПЛОХО БЫЛО. То же самое представление - на уровне подсознания. Вот, собственно, и всё. Дальнейшее понятно. Потревожь могилу - вылезет оттуда неупокоенный дух и бу тя мучить. Утонул-сорвался со скалы-громом убило - будет возвращаться домой духом и выпивать жизнь из родных. А уж про самоубийц вообще говорить нечего. Но поскольку жизнь ассоциируетсчя с кровью, то образ "выпивания жизни" превращается в кровопийцу. Вам еще хочется про летучих вампиров, с крылУшками. Не знаю, откуда этот образ взялся в Европе, а на Руси это представления как раз о неупокоенных мертвецах - навьях, которые имели облик огромных черных птиц.
|
« Изменён в : апреля 10th, 2006, 12:28pm пользователем: Saeri » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Имярек
Гость
|
Поправка: не "сухая смерть", а "сухая беда". У Зеленина про это много и интересно.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Кар
Гость
|
Мня... А имеет ли "красота" вампиров (а их часто описывают как очень красивых, притягательных существ) истоки в архетипе? Или это большое спасибо романтикам с их "демонической красотой"?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Морвен
Гость
|
Кто-то в посиделках на макавитятнике излагал свою идею. Вампиры и из превращения в разных животных - это проекция основных страхов человека. Перед животными в том числе. Летучая мышь - не зверь и не птица, морда у нее жутенькая, принадлежит она ночи - вся такая пограничная. Многие из боятся просто так. Чего только из них не сотворит народная фантазия...
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Имярек, возможно. ПОмню, меня при чтении Зеленина поразило в названии слово "сухая". Кар. Насчет красоты вампирячьей. Потусторонний мир ВСЕГДА выглядит резко отличающимся по внешности, как с плюсом, так и минусом. Соответственно, любая нечисть либо омерзительна, либо прекрасна. Но и романтикам спасибо, это уж непременно! ТОлько эта демоническая красота из мифологии и берется. Морвен, про мышек - кАк вариант. А из зверюшек вампиры больше с волками связаны, а не с батками.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Имярек
Гость
|
Альвдис По Зеленину же - беспокойных упокойников регулярно угоманивали водой в больших количествах. Путем поливания. Возможно, от "сухой беды" таковое действо не помогало, оттого и сухая.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mike R.
Гость
|
Мне кажется, вышеописанное все же больше касается не вампиров, а призраков. Вред умерших досрочно и самоубийц не в вытягивании жизненной силы, а в проникновении в астральную сферу сознания "жертвы". Вампиры же -- вполне живые энергетические паразиты, вытягивающие жизненную силу.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Морьо
Гость
|
в октября 6th, 2005, 6:11pm, Альвдис Н. Рутиэн написал: А из зверюшек вампиры больше с волками связаны, а не с батками. |
| Разве с волками? Думал. что волки и медведи скорее по части оборотней, как и вороны с кошками, но вот вампиры.. интересно. Можно поподробнее рассказать?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Морьо
Гость
|
в октября 6th, 2005, 8:10pm, Mike R. написал:Мне кажется, вышеописанное все же больше касается не вампиров, а призраков. Вред умерших досрочно и самоубийц не в вытягивании жизненной силы, а в проникновении в астральную сферу сознания "жертвы". Вампиры же -- вполне живые энергетические паразиты, вытягивающие жизненную силу. |
| Не скажите... лично я не могу вспомнить, что призраки так уж особо вытягивали жизненную силу, по крайней мере по сравнению с вампирами.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mike R.
Гость
|
в октября 6th, 2005, 9:57pm, Морьо написал: Не скажите... лично я не могу вспомнить, что призраки так уж особо вытягивали жизненную силу, по крайней мере по сравнению с вампирами. |
| Эээ... Именно это я и говорю. Не об умерших предание про вампиров.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Имярек
Гость
|
Не об умерших предание про вампиров. Гм. А вот упыри с вурдалаками - они умершие, или нет? И чем от вампиров отличаются?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус
Пол:
Сообщений: 306
|
|
Re: Откуда взялись вампиры
« Ответить #11 В: октября 7th, 2005, 2:01pm » |
Цитировать Править
|
Упырь - вообще-то ничем. Это то же самое, что вампир. Вопрос транскрипции. Вурдалак - он же волколак, он же, соответственно, волк-оборотень. Хотя их все время путают.
|
|
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
Имярек
Гость
|
Mim Упырь - вообще-то ничем. Отож. Так он умерший - упырь-то, который вампир? А путают их с вурдалаками из-за Ляксандр Сергеича, наверное: "Это, верно, кости гложет Красногубый вурдалак... ... Съест упырь меня совсем..."
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
belik
Гость
|
Насчет вампиров и летучей мыши - первым это придумал Брэм Стокер, основываясь на натсоящих мышках-вампирах. которые в день 4 столовых ложки крови выпивают - есть такие в природе, не помню, как называются.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
в октября 7th, 2005, 2:16pm, Имярек написал:Mim Так он умерший - упырь-то, который вампир? |
| По этому поводу исчерпывающе написал Л.Леви-Брюль (цитирую по памяти): для мифологически мыслящего общества КАЖДЫЙ человек является в той или иной степени живым и в той или иной степени мертвых. ЛЮБОЙ потустороннний мир отчасти ассоцируется с миром смерти, соответственно, любое потустороннее существо до некоторой степени имеет черты мертвого. Но раз оно действует в мире живых, то оно имеет и черты живого. Вопрос лишь в "процентном соотношении". Так, обычный человек в обычное время "скорее жив, чем мертв", в ходе ритуала он "не здесь" и стал-быть "скорее мертв, чем жив". Упыри (в восточнославянской огласовке), они же вампиры (в западнославянской огласовке того же слова) - "скорее мертвы, чем живы". Но они не принадлежат полностью к миру смерти. Будь это так, они бы нас не беспокоили.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Имярек
Гость
|
Mim Леви-Брюль внушительно выразился, ага. Сразу на ум приходит кот в коробочке.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Имярек
Гость
|
Извините, Альвдис, промахнулся адресатом.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
(админское, шепотом) Имярек, а вы зарегистрируйтесь - и сможете исправлять свои сообщения. А про кота в коробочке - поясните, пожалуйста. Я не поняла.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Кошек мучают!!! Я протестую! - древние и неприкосновенные животные! Спасибо. Это, конечно, офф-топ, но офф-топ уместный. Мне в этой статье понравился один момент: ситуация не может быть описана логикой Аристотеля, подразумевающей "да" или "нет". Но мифология - не логика, это поток эмоций, который чужд категоричности определений. В мифологии НИКОГДА не будет жесткого "да" или "нет". Тождество противоположностей. Так что пример с котом уместен.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Имярек
Гость
|
Возращаясь к теме – мне кажется, что упырь-то (он же - вампир) в мифологии как раз ничуть не призрачен. И ни к какому астралу отношения не имеет. (И очень просто – вылезает из стены в землянке мужик, хвать тя за ногу, ежели убечь не успел – и жреть, даже чавкает. И как еще чавкает - шум такой стоит, что на улице слышно. Какая уж тут астральная сфера сознания – отъест ногу и все тут, безо всякой сферы. Встречались такие изустные предания. Собаку сожрал на дворе, упырь проклятый, и не подавился…) А призрак – мара или морок – они ничего такого не делает, пугает только и знаки показывает. Не отъесть ничего – нечем, да и незачем, но голову заморочит – это запросто. Разница. Это в художественной литературе они сознанием интересуются, упыри-то. А в байках – ищут, чего б съесть… И не особо переборчивы.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
ВСецело согласна. КСтати, аппетит упырей как раз и связан с тем, что мертвяк жизни срок не дожил, - вот и обедает, бо голодно ему.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус
Пол:
Сообщений: 306
|
|
Re: Откуда взялись вампиры
« Ответить #22 В: октября 11th, 2005, 9:17am » |
Цитировать Править
|
А.В.Сухово-Кобылин. Смерть Тарелкина Комедия-шутка в трех действиях ... В а р р а в и н (в сторону, хлопнув себя по лбу). А-а-а - мошенник, - это он!!! (Расплюеву.) Берегитесь!.. это... эт-то ужасно!!! Р а с п л ю е в (жмется к Варравину). А что? а?.. я ничего не понимаю. Тарелкин рвется на стуле и старается освободиться. Расплюев наталкивает на него Качалу. Держи, держи его, бездельника!.. Качала упирается, Расплюев берется за бумаги. Варравин тоже читает. Нет сомнения. Копылов умер. Умер от апоплексии! Умер в деревне Разгильдяевке, взрезан и в землю зарыт!! (Хлопает по бумаге.) В а р р а в и н. Ужасно! Р а с п л ю е в. Таперь опять это. Тарелкин умер! Умер - и мною!! - (бьет себя в грудь) мною в землю зарыт!!! Таперь этот-то: кто же он?!! В а р р а в и н. Стойте! Я знаю, кто он! Это... это величайшая опасность жизни. Р а с п л ю е в (оробев). Что вы говорите? К а ч а л а (тоже робея). С нами хрестная сила! В а р р а в и н. Слушайте меня, но только крепитесь. Расплюев крепится. Знаете ли вы, что такое вуйдалак? Р а с п л ю е в. Нет. В а р р а в и н. Вудкоглак? Р а с п л ю е в. Нет. В а р р а в и н. Упырь? Р а с п л ю е в. Нет. В а р р а в и н. Мцырь? Р а с п л ю е в. Нет! Нет! Нет! - но вижу - ужасно!! В а р р а в и н (показывая на Тарелкина). Видите ли - во-первых, он уже мертвый. Р а с п л ю е в (смущенно). Понимаю. В а р р а в и н. Похоронен и в землю зарыт. Р а с п л ю е в. Понимаю. В а р р а в и н. Но, естественно, он хочет жить. Р а с п л ю е в. Естественно. В а р р а в и н. И что же - он покидает теперь свое жилище, могилу - там что, - и ходит. Р а с п л ю е в (вздрагивая). Бррр... В а р р а в и н. Но питаться злаками или чем другим не может, ибо это уже будет пищеварение; а какое же у него там, черт, пищеварение; а потому и питается он теплою... человеческою крррровью - потому готовое кушанье. Р а с п л ю е в (хватает себя за голову). О боже мой! это... это целый ад... (Подходит к авансцене.) Верите ли, моррроз так по всем жилам и дерет. В а р р а в и н (подходя в это время тихо к Тарелкину). Теперь, змея, ты у меня в руках!.. Т а р е л к и н (с ужасом). Варравин!! В а р р а в и н (шипит). Я-я-а-а-а!! (Тем же ходом, берет стул и ставит его перед Расплюевым.) Теперь садитесь. Расплюев садится. У него, стало, хобот. Р а с п л ю е в. Фу а!!! В а р р а в и н. Хобот как жало скорпиона и крепости адамантовой. Р а с п л ю е в, Фу а! бррр!.. В а р р а в и н. Подкараулив теперь вас, он избирает в голове вашей место (выбирает у него в голове место), да хоботом-то как кокнет (кокает Расплюева по голове костылем). Ну, стало, и этим самым повергает вас в беспамятство - понимаете, в беспамятство. У Расплюева занимается дух, он делает знак, что понимает. и начинает он из вас сосать... сосать... крррровь сосать... Тарелкин с отчаянием рвется. Р а с п л ю е в. Ай, ай, держи! К а ч а л а (жмется к Расплюеву). Ух, ух!.. В а р р а в и н (бросается к Тарелкину и затягивает ему руки. Тихо). Отдай, злодей, мои бумаги! Т а р е л к и н. Не отдам!! В а р р а в и н (затягивая ему крепче руки). Берррегись! (Схватив шляпу и костыль, поднимает руки кверху; и вслух) боже праведный! Упаси мои косточки. Р а с п л ю е в (ухватываясь за него). Стойте - стойте, я вас не выпущу. В а р р а в и н (указывая на Тарелкина). Держите его - берегите, - это птица редкая; со дня сотворения мира не было!.. Какая честь, полиции честь - вам честь! Р а с п л ю е в. Не оставляйте нас. В а р р а в и н (уходя). Вам крест - непременно крррест!!! Р а с п л ю е в (уцепившись за Варравина). Нет, нет - я вас не выпущу!! В а р р а в и н (рвется). Не имеете права!.. Р а с п л ю е в (его держит). Имен... именем полиции вам приказываю... Качала! Шатала! - Сюда! Саркань ты мне этого зверя - саркань!! Я ему первый допрос при вас вкачу.
|
|
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
Имярек
Гость
|
Mim Респект!
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Мим, браво! Ну да, па-а-алезно читать классическую русскую литературу
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Rhiannon
Гость
|
И всё-таки я не согласна с точкой зрения, что вампирами становятся те, кто умер не сврей смертью или покончил с собой. Мне ближе другая версия, хотя возможно, её сочтут бредовой Но логика в ней всё-таки есть, и если кому-то любопытно, могу изложить))
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Имярек
Гость
|
Rhiannon Любопытно.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Rhiannon
Гость
|
Готовьте камни, господа, возможно, я слишком много играю в ролевые игры. Но не алогично предположение о том, что прародителем вампиров был библейский Каин. Он был обречен Господом на одиночество и бесконечные скитания, проклят, "отмечен". Библия ничего конкретного не говорит о том, КАК именно был отмечен Каин. Вполне возможно, что проклятие Каина-и есть дар вампиризма. Ну, а где один вампир, там и другие. Каин, не желая вечно скитаться в одиночестве, создал себе детей, несущих то же самое проклятие. Эти дети, в свою очередь, породили других, и так далее... Эта точка зрения, конечно, далековата от "классической" фольклорной, но, на мой взгляд, имеет право на жизнь
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Имярек
Гость
|
Библия ничего конкретного не говорит о том, КАК именно был отмечен Каин Немножко говорит. за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. Вомпёры же убиваемы. Правда, поскольку они всего лишь потомки, на них знамение может и не распостраняться. И еще так: когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле Каин не может быть земледельцем. Насколько я могу судить, байка о том, что Каина "земля не принимает" как это бывает и с упырями - она отсюда растет.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Quote:прародителем вампиров был библейский Каин |
| Гм. Здесь всё же научный форум...
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|