Автор |
Тема: "фольклорность" образов бажовских сказов (Прочитано 5768 раз) |
|
Илаидж
Гость
|
Приветствую! С вопросом по Бажову получил редирект от Альвдис с ЖЖужащих просторов на просторы "миф"-ические. [Была получена инфа об обитании на "мифе" специалиста, защитившего по этой теме диссер.] И вопрос таков. Насколько соответствуют образы персонажей сказов (Хозяйки Медной Горы, Синюшки, Огневушки-Поскакушки, Великого Полоза) тем фольклорным образам, с которых они были оформлены? И два небольших вопроса. Образ Великого Полоза и Голубой Змейки - это уральские образы, заимствованные, или выдуманные?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус
Пол:
Сообщений: 306
|
|
Re: "фольклорность" образов бажовских ск
« Ответить #1 В: июля 15th, 2005, 5:04pm » |
Цитировать Править
|
1. Персонажи сказов Бажова, несомненно, замешаны на фольклоре. К сожалению, что бы там ни рассказывал сам Бажов, ни жанра "сказ" в уральском фольклоре, ни невероятной специфики заводского фольклора, ни даже деда Слышко в природе никогда не было. Бажлов был не только фольклористом-любителем, но и блестяще образованным человеком, и в его текстах можно обннаружить следы фольклора башкир, обских угров, народов Алтая, грузинского, немецкого и т.п. Это помимо влияния мировой литературы - того же Гофмана, к примеру. При этом, соответственно, напрямую "спроецировать" образы Бажова на горнозаводской фольклор невозможно. С этой точки зрения приходится считать, что сказы Бажова - это авторская литература и, соответственно. практически полностью плод бажовского вымысла. Есть тут... некоторые основания сомневаться. Но очень уж они туманные. И - за пределами науки. 2. Хозяйка - образ не вымышленный на 100%, но, скажем так, на 99. Образ женщины - хранительницы подземных сокровищ существовал, но вся сюжетика и почти все черты характера - вымысел, как, собственно, и титул Хозяйки Медной Горы. Синюшка - результат фундаментальной обработки предания о сексуальном контакте со стихийным духом женска полу, к сокровищам и синему туману в исходном тексте (впрочем, известном только по неполному пересказу Бажова) отношения не имела и Синюшкой не звалась. Огневушка - полностью вымышленный персонаж. С Полозом несколько сложнее, образ "Урал-змей/змея" распространен у многих народов, некоторые змеи - ужи и медяницы прежде всего - рассматривались как хранители золота, что, впрочем, мотив весьма широко распространенный. Но, пожалуй, и только. Голубай змейка - обработка народных преданий о медянице. Но в конечном счете - опять же вымышленный персонаж.
|
« Изменён в : июля 15th, 2005, 5:07pm пользователем: Mim » |
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
Мим, спасибо! В ближайшее время займусь-таки выложением твоих статей.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Илаидж
Гость
|
Благодарю, Мим! Теперь мне значительно яснее ситуация. Если не затруднит, подскажите, плиз, где можно посмотреть инфу по поводу "исходников" бажовских образов. Работы такие были? Или, может быть, диссер вышел потом монографией? Еще. Образы женских "божеств" Уральских сказов лишены материнской ипостаси (наподобие Галадриэль Толкиена)? Или это так кажется с первого взгляда?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус
Пол:
Сообщений: 306
|
|
Re: "фольклорность" образов бажовских ск
« Ответить #4 В: июля 16th, 2005, 1:02am » |
Цитировать Править
|
1. Работ, как ни странно, немного. Бажов страшно заидеологизирован и им мало занимались всерьез. Могу порекомендовать монографии Батина (издания чем позднее, тем лучше; вообще совок страшный, но по источникам там кое-что есть - автор лично знал Бажова и т.д.), монографию Блажеса "П.П.Бажов и рабочий фольклор" - не новая, но качественная и местами вполне интересная работа, монографию Р.Р.Гельгардта "Стиль сказов Бажова" - там как раз процентов 70 по источникам, хотя работа старая и недописанная - читать тяжеленько. Можете попробовать посмотреть книги Слобожаниновой, хотя лично я оттуда так ничего и не почерпнул. Были статейки по фольклоризму Бажова в вестнике ЧГУ, кое-что попадается в материалах Дергачевских чтений. Многое, к сожалению, не опубликовано и уже не будет - за смертью потенциальных авторов и утерей материалов. Что касается моих работ, то они публиковались по большей части в изданиях малодоступных - вроде Вестника Уральского государственного университета. Статьи, которые поминает Альвдис, сочинались для Бажовской энциклопедии. В них как раз об источниках сравнительно мало, а вот в энциклопедии будет много. Ее обещают домучить к осени - если Вам не срочно, ждите, будет. Гранки, во всяком случае, уже повычитаны. 2. Про отсутствие материнства - все-таки кажется. Материнства лишены дочери Полоза, змеевки - но они же одновременно асексуальны, этакие золотые девы-воительницы и погубительницы (исключение - Золотой Волос, которая именно что рвет с традицией и бежит от отца - Полоза). С другой стороны, мотив материнства может быть связан с Хозяйкой и подобными ей персонажами (хотя напрямую - только с безымянной героиней сказа "Дорогое имячко", открывающего "Полевской цикл": там этот мотив заявлен как принципиально важный в идеологии сказа). В других текстах этот мотив присутствует в виде намеков (например, Танюшка в "Малахитовой шкатулке" - видимо, все-таки подменыш, дочь Хозяйки и Степана), но нигде - в виде прямых указаний. То же, впрочем, касается сексуальных контактов заводчан и мира "Тайной силы" - и мн.др.
|
|
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
Илаидж
Гость
|
спасибо! К библиотеке УрГУ доступа у меня, к сожалению, нет. Зато к библиотеке ЧГУ (если подразумевается нынешний ЧелГУ) есть. И выхода энциклопедии дождусь - мне не к спеху. В планах, вообще, было еще найти в Челябинске так называемых "бажовцев", заявленных в инете как "поклоняющихся Хозяйке". Но Бажовский фестиваль по датам я уже пропустил.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус
Пол:
Сообщений: 306
|
|
Re: "фольклорность" образов бажовских ск
« Ответить #6 В: июля 16th, 2005, 6:56am » |
Цитировать Править
|
Ха! А мне рассказывали, что они уже вымерли. Их для энциклопедии пытались найти, но, кажется, так и не нашли. Впрочем, по моим данным - редкостное отребье. Начинали как модифицированные рерихонавты, но даже агни-йоги исключили их за некомпетентность. Достоверно знаю, что они неоднократнозамечены в одном из главных грехов по моей шкале ценностей - в неквалифицированных, бесконтрольных и непрошенных экспериментах с чужой психикой. Впрочем, может быть, нынешние чем и отличаются. В библиотеке ЧелГУ вполне могут оказаться те же материалы Дергачевских чтений, да и вестник УрГУ тоже, в них стоит пошарить - в УрГУ чуть ли не в этом году защищалась девица как раз по фольклоризму Бажова. Может быть, и ее автореферат найдется. Если поспрошать, то может найтись и вся диссертация - наши обычно шлют тексты в Челябинск на рецензию. И в Челябинске такая диссертация писалась, только вот не знаю, чем дело закончилось. И еще есть недавний сборник тезисов, посвященный юбилею Бажова.
|
« Изменён в : июля 16th, 2005, 7:34am пользователем: Mim » |
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
none
Гость
|
Приветствую всех! Мим, можно ли узнать поподробнее на счет ваших статей в Вестнике УрГУ? Хотя бы номера журналов, в которых их надо искать?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус
Пол:
Сообщений: 306
|
|
Re: "фольклорность" образов бажовских ск
« Ответить #8 В: июля 16th, 2005, 6:57pm » |
Цитировать Править
|
Подробнее - это как? Известия Уральского государственного университета. Вып. 28 (Гуманитарные науки, выпуск 6), 2003 г. Автор - Д.В.Жердев. Но это, в общем-то, не о мифологии. Точно не помню, но вроде как еще что-то было в "Известиях", по крайней мере, они собирались перепечатывать мою энциклопедическую по ключу земли, но не знаю, собрались или нет.
|
|
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
Ilaidj
Гость
|
Ага, у меня тоже по бажовцам инфа противоречивая получилась. С одной стороны, народ говорит, что они сильно завязаны с Фондом Культуры Рериха (вроде, так называется), что собираются "официально" только на Бажовский фестиваль (около 21 июня), а остальное время занимаются прикладным искусством и всячески маскируются. С другой стороны, бажовцы названы РПЦ сектантским образованием в списке сект и других деструктивных организаций. Говорят, что связь с бажовцами есть через Пед.Университет (Челябинский), а не через ЧелГУ. Но на деле пока не подтвердил.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Goton
Гость
|
в июля 15th, 2005, 5:04pm, Mim написал: титул Хозяйки Медной Горы |
| Мим, а оно не ээ калька с "королевы полых холмов"?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус
Пол:
Сообщений: 306
|
|
Re: "фольклорность" образов бажовских ск
« Ответить #11 В: июля 17th, 2005, 5:06pm » |
Цитировать Править
|
Вряд ли, мода на кельтов и на эльфей тогда еще не пошла гулять по Европе. То есть по-моему так. Это если брать Бажова, а если брать фольклор, то это может быть разве что очень отдаленной параллелью. Женщина-дух, обитающая под землей (в "потустороннем мире", но таком, который вообще-то поблизости) и ищущая смертного супруга. Архетип. Но не заимствование. Такой уровень абстракции, на котором и Джауффре Рюдель со своей принцессой Мелисентой в ту же корзину попадают. Тоже ведь - любовь к потустороннему существу. А вот чего возможно - так это опосредованное воздействие - через "Сон в летнюю ночь" Шекспира. Ср. пары "Оберон-Титания" и "Хозяйка-Полоз".
|
« Изменён в : июля 17th, 2005, 5:13pm пользователем: Mim » |
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
Мим, но ведь пара "Хозяйка - Полоз" в текстах не фигурирует! То есть взаимоотношения этих двух персонажей никак не прописаны. И немношшшко офф-топ. Дай выходные данные "Бажовской энциклопедии". ДЛя библиотеки, шоб було. Фиг с ним, что в печати, но описание книги нужно грамотное. Кстати, нет ни у тя самих сказов в электоронном виде? Их бы заодно выложить было бы очень кстати.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус
Пол:
Сообщений: 306
|
|
Re: "фольклорность" образов бажовских ск
« Ответить #13 В: июля 19th, 2005, 9:16pm » |
Цитировать Править
|
Ну, на самом деле прописаны. Только не в сказах. Есть такой странный текст, типа очерка - на самом деле почти полное вранье. Называется "У старого рудника", более ранняя версия - "У караулки на Думной горе". Вот там как раз Слышко спрашивают о Хозяйке и Полозе: "Он ей хоть кто? Муж? Брат?" Слышко отделывается прибаутками. Вроде как не знает. Или говорить не хочет. Но! если учесть, что и Слышко, и Полоз, и Хозяйка - плоды Бажовского воображения, и если учесть, как вообще Бажов камуфлирует сексуальную тему, то это не хилый способ увильнуть от ответственности, переложив ее на персонажа, не так ли? Мой вариант ответа (но это, конечно, ИМХО и ИМХО): и то, и другое. Близнечная пара полузмей-прародителей. Об энциклопедии. А где ж я выходные данные возьму, если ее еше не печатают, только сверстали? Сказы я поищу. Когда-то я их оцифровывал. Но это было ОЧЕНЬ давно, еще в TXT-формате сохранял, на паршивых древних читалках работал... еще даже не файнридером... не факт, что я эти файлы найду. Даже не знаю, где бы они вообще могли лежать. А в сети Бажова нету?
|
« Изменён в : июля 19th, 2005, 9:17pm пользователем: Mim » |
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
Ты меня убедил, что Хозяйка и Полоз были связаны тайным браком. И венчал их лично дед Слышко, который в данном случае был не просто Слышко, а и Не-Говоришко! Энциклопедия: точное название и место, где канителятся над изданием. Сказы в тхт меня всецело устроят. Если не поймаются на удочку - бум ловить Сетью.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Мим, узри свою "ПОэтику" (и немноШШШко сказов): http://mith.ru/alb/lib/bazov/ Сказы - в зеленом мраморе, тебя облицевали зеленой яшмой
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус
Пол:
Сообщений: 306
|
|
Re: "фольклорность" образов бажовских ск
« Ответить #16 В: сентября 27th, 2005, 9:07pm » |
Цитировать Править
|
Спасибо. Очень и очень душевно. Буду хвастаться
|
|
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Хвастайся. Не каждого при жизни облицуют яшмой, да еще зеленой Вот чуток отдохну - отформатирую новую порцию сказов и твою статью про образ мастера.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Ilaidj
Гость
|
Альвдис, Мим, премного благодарю!! ЗЫ. А бажовцев уже не достать... разбежались по "фольклорным квартирникам", наверное.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|