Автор |
Тема: Про эпос Ер-Саин (Прочитано 1113 раз) |
|
Бату
Гость
|
В автореферате диссертации А.Л. Барковой есть упоминание и несколько слов о содержании казахского эпоса "Ер-Саин". Хотелось бы узнать: Вы работали с самим текстом или только какими-то ссылками на него? Было бу очень инетесно ознакомиться с содержанием. А то узнавал даже у казахских знакомых - они не могут сказать, сохранился ли текст этой поэму сегодня. С уважением
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
Я работала с научным пересказом, увы. Вот фрагменты самой диссертации, где упоминается этот герой. В сравнительно небольших по объему эпических сказаниях казахов встречаем несколько интересующих нас персонажей. Так, например, в одном из сказаний о Кобланды фигурирует Ер-Саин, который по отношению к Кобланды играет роль младшего героя. Ер-Саин – герой, младший не только по месту в сюжете, но и по возрасту: сын стариков, он готов уйти с Кобланды в семилетнем возрас-те, но его отец выпрашивает отсрочку на три года, чтобы женить сына. Когда этот срок истекает, богатыри, взяв с собой дружины, отправляются в поход на калмыков. Дальнейшее чрезвычайно напоминает “Песнь о Роланде”. Вместо того, чтобы биться с врагом, Кобланды хочет повернуть назад (ср. отход Карла; в ка-захской песни это мотивировано дурными предзнаменованиями); Ер-Саин в са-мых решительных выражениях отказывается отступить, объясняя это, в частно-сти, тем, что иначе он будет навек опозорен. Тогда Кобланды со своей тысячей джигитов отступает, а Ер-Саин со своими сорока – едет в бой (ср. соотношение войск Карла и Роланда). Французского и казахского героев родит и мотив гро-мового крика, хотя сюжетная роль этих кличей различна: Роланд трубит в рог в конце боя, зовя на помощь, Ер-Саин кричит в начале боя, устрашая калмыков (ср. также Ахилла – тот же громовой крик перед боем с врагом). Наконец, оба героя гибнут; Ер-Саина, в одиночку одолевшего всех врагов, сгубила недоста-точная набожность (ср. былину “Как перевелись богатыри на Руси”); впрочем, потом его оживляет жена. Во второй части “Беовульфа” (бой с драконом) в роли группового ложного героя оказывается струсившая дружина Беовульфа. Подобное поведение дружи-ны – не редкость в мировом эпосе. Для примера укажем дружину Ер-Саина в казахском сказании, устремившуюся в бегство при виде врага. Кстати, в этой песни находим и одиночного ложного героя: в бой с калмыками вступают чу-десно выросшие сыновья Ер-Саина, и один из них во время штурма калмыцких укреплений падает вместе с конем в ров, но Кобланды вытаскивает его из пото-ка вражьей крови. Все остальные богатыри, включая и Ер-Саина, перескочили ров благополучно. Параллели с былиной об Илье и Калине очевидны . Сын бо-гатыря является “младшим героем” слабого типа. Увы, это всё, что я могу сказать об этом герое и об этом эпосе.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Бату
Гость
|
Большое спасибо! Во всяком случае, это - уже больше всего того, что мне удалось найти до сих пор!
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|