Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
Источник (при нем фотографии, весьма колоритные!) http://www.livejournal.com/users/greenbat_tramp/5742.html?view=87406& ;style=mine#t87406 Если спросить среднего человека, что ему известно о капитане Куке, во всяком случае можно рассчитывать на ответ: "Его съели аборигены". А между тем не кто иной, как Джеймс Кук, в 1770 году первым ступил на землю племени асмат - одного из самых известных в наши дни племени охотников за головами. Кук и его команда были поражены свирепостью асматов, но тем не менее с Новой Гвинеи отбыли благополучно, и съели его вовсе не они, а симпатичные гавайцы. Через несколько десятков лет на остров - второй в мире по величине, между прочим, - стали регулярно наведываться голландцы, и в конце концов наложили на него лапу. К счастью, никаких залежей полезных ископаемых они не нашли и асматов, в силу их не слишком добродушного вида и привычек, беспокоить не стали, и те спокойно жили в своих мангровых болотах, среди москитов и крокодилов, вплоть до начала двадцатого века. Тогда и началась в Европе и Америке мода на асматов. Обнаружилось, что они великолепные резчики по дереву, что верования их удивительны, и даже то, что островитяне привычно разнообразили свой рацион из овощей, рыбы, улиток и жирных личинок человечинкой, только приятно щекотало нервы обывателей. А что там время от времени пропадали миссионеры и случайные путешественники, - так это дело житейское. Профессиональный риск, так сказать. Асматов потихоньку изучали, фотографировали, в музеях создавали целые отделы асматской культуры. И в 1961 году на Новую Гвинею отправился сын известного миллиардера, Майк Рокфеллер, журналист и этнограф, - собирать материалы для Нью-Йорского музея этнографии. Судьба не была к нему так благосклонна, как к Куку. Рокфеллер исчез. Его долго искали, прочесывали леса, расспрашивали островитян, но поиски ни к чему не привели. Предполагается, что неудачливого этнографа съели. В общем-то, асматов даже нельзя слишком винить. Им просто было трудно удержаться. Дело в том, что основу их мировоззрения составляет вера в баланс. Смерть асмата обязательно должна быть уравновешена смертью кого-то из другого селения, и неважно, сгубила его вражеская стрела или несвежие улитки. Баланс должен быть, в противном случае дух покойника будет слоняться по деревне и пакостить живым односельчанам. Особенно опасен дух женщины, умершей при родах. Причем особенно опасен для мужчин. К тому же убийство имеет дополнительные приятные стороны. Съеденный противник передает свою силу, ум, удачливость и прочие положительные качества победителю. Хотя вот насчет удачливости я бы на месте победителя не обольщалась. Но просто поймать какого-то невезучего одиночку и обезглавить его мало. Нужно обязательно узнать о нем как можно больше - имя, где живет, что любит и не любит. Поэтому частенько случается, что жертвами асматов становятся гости, которых перед этим радушно поили-кормили и вели задушевные беседы. Головы жертв гостеприимства хранятся в хижинах, чем повышают статус владельца, но хранятся в несколько урезанном виде - без нижних челюстей - чтобы не смогли укусить. А челюсти гордо носятся на груди. Некоторые черепа служат подушками, но это другие черепа - дружественные, принадлежавшие предкам. Во время сна они передают асмату знания об этом сложном мире и, возможно, навевают приятные сны наподобие Оле-Лукойе. В отличие от своих восточных соседей, хули и яли, мужья живут вместе со своими женами, но в каждом селении все же имеется хижина для мужчин - там спят холостяки, проводятся собрания и прочие мужские глупости. Да, что касается деликатной сферы продолжения рода. Асматы полагают, что беременность - результат действий духов, вселяющихся в женщину в целях реинкарнации. А сами занятия любовью имеют очень важное значение - семя кормит будущего члена общества, а действия во время акта формируют его как человека. Фотографии взяты с сайтов: http://www.culturalportraits.com http://jpdutilleux.com http://www.pcweb.net/kss/irianjaya © Jean-Pierre Dutilleux И еще множество фотографий: http://www.galenfrysinger.com/syuru_village.htm
|