Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
октября 18th, 2018, 9:37am

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « "Фиг вам!" - с научной точки зрения »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Мифология
(Модератор: Mim)
   "Фиг вам!" - с научной точки зрения
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: "Фиг вам!" - с научной точки зрения  (Прочитано 1539 раз)
Альвдис Н. Рутиэн
Мифическая личность
*****





   
Просмотреть Профиль Е-мэйл

Сообщений: 2700
"Фиг вам!" - с научной точки зрения
« В: сентября 27th, 2004, 3:11pm »
Цитировать Цитировать Править Править

http://deja-vu4.narod.ru/Kukish.html
КУКИШ
Е. Е. Левкиевская
В книге: Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред.  Н.И.Толстого. Т. 3. М., 1994, с. 26-27.
 
КУКИШ, шиш, фига, дуля — жест, символизирующий коитус и имеющий обсценную семантику. Согласно правилам этикета, К. является неприличным жестом, имеющим целью оскорбить и унизить того, кому его показывают, а также способом выразить крайнее неприятие, резкий отказ, смешанный с презрением. В магической практике К., наряду с другими жестами, обозначающими коитус и гениталии, является универсальным оберегом, способным отгонять опасность, особенно сглаз и нечистую силу. К. входит в число жестов, распространенных у вост. и зап. славян. У юж. славян, за исключением словенцев, К. почти не известен и осмысляется как заимствова-
ние из в.-слав. традиции. Ю.-слав. жестами, синонимичными К., являются «кур» — поднятый вверх средний палец, когда остальные пальцы прижаты к ладони, а также жест, при котором кистью левой руки плашмя ударяют в согнутую в локте правую руку, поднятую вверх (см. Гениталии). Близкое К. охранительное значение имеют т. н. «рога», или «шипак», — ю.-слав. жест, при котором подняты вверх мизинец и указательный палец, а остальные прижаты к ладони. Этим жестом отгоняли от себя мору, вампира или вештицу.
      К. — жест, отвращающий сглаз и порчу, а также нечистую силу. Чтобы защитить себя или ребенка от сглаза, следовало незаметно сложить кукиш (в.-слав.). В Полесье, чтобы предотвратить порчу ткущегося полотна, хозяйка сквозь кросна показывала К. вошедшему в дом постороннему человеку, а когда он выходил из хаты, она показывала К. ему вслед; иногда в подобном случае показывали два кукиша через ниты (волын.). По словен. верованиям, чтобы никто не сглазил работу при сбивании масла, следовало плюнуть в маслобойку и показать К. Демонстрация К. в охранительных целях часто сопровождалась другими отгонными действиями, например, вслед обладателю «злого» глаза бросали уголь, соль, кусок кирпича от печки и т. п.
      В полесской традиции показывание К. было средством отгона вихря — при его приближении складывали К. правой рукой; впрочем, в некоторых случаях существовал запрет показывать К. вихрю, чтобы не разозлить его еще больше. При встрече с волком, чтобы отогнать его от себя, следовало отвернуться, а левой рукой показать ему К. (ПА, брест.); К. показывали и для того, чтобы отогнать собаку (ПА, гомел.). Для ограждения себя от возможного зла при встрече на дороге с незнакомыми людьми предписывался более сложный прием (на Рус. Севере его называли сеечкой) — следовало, повернувшись задом к встречным людям, наклониться и показать им К. между ног (с.-рус.). Согласно полесской быличке, К. отгоняет даже смерть — женщина не могла умереть, потому что показывала К. пришедшей за ней Смерти, но когда разжала руки, сразу умерла.
     У вост. и зап. славян К. — способ опознания ведьмы и колдуна, а также их обезвреживания. К. или два К. показывали ведьме, чтобы она не смогла испортить человека (полес.) или сглазить девушку (с.-пол.), два К. показывали колдуну, чтобы он не наслал на человека икоту (рус. архангел.). Часто при встрече с ведьмой или колдуном предписывалось показывать К. тайно — в рукаве или в кармане (бел.). Считалось, что колдун или ведьма не могут спокойно пройти мимо человека, сложившего в карманах два К., и обязательно чем-нибудь выдадут себя, например, начав ругать или задирать этого человека (укр.). В другом случае, чтобы опознать ведьму, следовало накануне воскресенья
пойти к дому предполагаемой ведьмы, стать спиной к глухой стене, повернуть назад голову, плюнуть, подуть и показать К. в сторону стены. На следующее утро ведьма придет к этому человеку и спросит его, зачем он показывал ей К. (укр.).
     Часто демонстрация К. источнику опасности сопровождалась приговором типа: «На тобё, штоб до пары, да иди» (ПА, ровен.); «Ражон табе у горла, дзяркач у зубы, соль у вочы» (ПДМ:141). В Полесье, показывая К. вихрю, говорили: «Ось тобй дуля, куда дуля, туда и ты» (ПА, Житомир.), или: «Вихор, вихор, на табё дуля» (ПА, гомел.). Приговор с упоминанием К. мог заменять соответствующий жест в охранительных целях. Например, чтобы предотвратить т. н. «зное» (болезнь ребенка, возникающую при встрече детей одного возраста), вынося ребенка на улицу, мать говорила: «А зное Бог понёс, а матерам дуля под нос» (ПА, гомел.).
     Имеется одно полесское свидетельство о том, что К. мог быть не только жестом, но и специально сделанным амулетом, вырезанным из дерева и прикрепленным к ткацкому станку, чтобы защитить полотно от сглаза (ПА, бреет.).
     В медицинской практике глазную болезнь «ячмень» лечили, поднося к глазу К. (в.-слав.) и произнося: «Глазной кукиш, на тебе шиш» или: «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, / Что хочешь, то купишь, / Купи себе топорок, / Руби себя поперек». После чего на глаз плевали (рус., СМ2:271). Иногда это делал сам больной, иногда неожиданно поднести К. к глазу больного должен был посторонний. К. упоминается в некоторых фольклорных текстах. Например, в полес. веснянках говорится, что весна принесла «Девкам цибули, а хлопцам по дули» (ПА).
 
 
Лит.: Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 1990; РСев 1992:119; ЖТК:288,461; Зеч.МБ: 148; Чаjк.СД 5:223; Möd.LMS:411.
« Изменён в : апреля 10th, 2006, 11:31am пользователем: Saeri » Зарегистрирован

Есть такая профессия - Родину просвещать!
Astale

***



Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль WWW

Пол: female
Сообщений: 148
Re: "Фиг вам!" - с научной точки зрения
« Ответить #1 В: сентября 28th, 2004, 12:13am »
Цитировать Цитировать Править Править

Quote:
При встрече на дороге с незнакомыми людьми предписывался более сложный прием (на Рус. Севере его называли сеечкой) — следовало, повернувшись задом к встречным людям, наклониться и показать им К. между ног

Культура, блин… (с) Масяня
Вообще, кукишы, плевки… Я-то всё понять не могла: почему многие позволяют себе на землю плевать? Помимо того, что это неприятно окружающим, еще и землю-матушку оскорбляет. А это, оказывается, имеет глубокие исторические корни.
 
Quote:
В магической практике К., наряду с другими жестами, обозначающими коитус и гениталии, является универсальным оберегом

А какая связь между гениталиями и магической защитой?
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Мифическая личность
*****





   
Просмотреть Профиль Е-мэйл

Сообщений: 2700
Re: "Фиг вам!" - с научной точки зрения
« Ответить #2 В: сентября 29th, 2004, 1:56pm »
Цитировать Цитировать Править Править

"Это нельзя понять, это можно только выучить" (с) анекдот
Любые изображения мужских и женских гениталий с глубокой древности являются оберегом. Я могу привести массу примеров этого.
Вопрос, однако, в том, ПОЧЕМУ.
Я не берусь утверждать, что скажу единственно правильную вещь, но объяснить попробую.
 
Мифология есть система переживаний, логикой не затронутая. Соответственно, все объекты, вызывающие сильное эмоциональное переживание, становятся магическими. С учетом высочайшего процента смертности в древнем мире, всё, что касается продолжения рода, представляет собой величайшую ценность - и вызывает этот самый всплекс эмоций. То есть мифологизируется.
А всё, что мифологизированно (ярко эмоционально окрашено) - служит защитой.  
Можно попытаться объяснить проще: гениталии - вместилище силы ЖИЗНИ, ergo - оберег.
Зарегистрирован

Есть такая профессия - Родину просвещать!
Дрель
Гость

Е-мэйл

Re: "Фиг вам!" - с научной точки зрения
« Ответить #3 В: августа 1st, 2006, 2:04pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

 Два вопроса:
  Что насчет "Куда фига, туда дым" пионерских костров?
  И - современное выражение "держать в кармане фигу" вроде бы не означает намерение разоблачить (типа выявить ведьму), а, я всегда думала, неискренность, что ли.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Мифическая личность
*****





   
Просмотреть Профиль Е-мэйл

Сообщений: 2700
Re: "Фиг вам!" - с научной точки зрения
« Ответить #4 В: августа 1st, 2006, 5:49pm »
Цитировать Цитировать Править Править

ПЕрвое - по-моему, это опять же оберег, в данном случае - от дыма.
А второе... просто смысл знака изменился. Это, ИМХО, тоже оберег - но от собственной лжи, поскольку подсознательно мы боимся солгать. Но страх лжи и обход этого страха - тема отдельная  Roll Eyes
Зарегистрирован

Есть такая профессия - Родину просвещать!
Дрель
Гость

Е-мэйл

Re: "Фиг вам!" - с научной точки зрения
« Ответить #5 В: августа 10th, 2006, 4:13pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Да-да, чтобы можно было соврать, надо пальчики указательный и средний скрестить незаметно, в кино видела. (Выходит за рамки темы, знаю.) Ну а "Он тебе говорит, а сам кукиш в кармане держит", - это стало быть, он хочет тебя обмануть.
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru