Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
апреля 20th, 2024, 9:41am

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Целомудрие души... »

   Форум портала «Миф»
   Пристанище книжных детей
   Книжная полка
(Модератор: Mim)
   Целомудрие души...
« Нет темы | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Целомудрие души...  (Прочитано 756 раз)
Кар
Гость

Е-мэйл

Целомудрие души...
« В: сентября 21st, 2005, 6:45pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Знаете, мой любимый руский писатель XIX века - будете смеяться - Пушкин. И люблю я его за то, что он - удивительно целомудренен в описании душевных порывов, если можно так сказать. Будь проклят Гоголь, который начал великоросскую традицию "прпарирования" душ человеческих, будь прокляты Достоевский и Толстой, которые "раздели" души героев, разобрали по мускулу и объяснили, как эти мускулы дергаются. Пушкин - пишет штрихами, проявлениями, просто. Не касаясь глубин и не залезая к Психее под юбку. Он художник души, а не, простите, паталагоанатом.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Целомудрие души...
« Ответить #1 В: сентября 21st, 2005, 6:52pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Убей меня бог, не вижу я у ГОголя "препарирования души". Нет, я не утверждаю, что ее там нет, - но я не вижу.
Что касается ТОлстого и ДОстоевского.
ИМХО, Толстой именно что объяснил, как какой мускул дергается. А Достоевский - он тыкает в душу оголённым проводом, она, бедная , корчится, а он это демонстирует всем. Я не люблю ДОстоевского, жутко не люблю - вот за это самое. Я ненавижу, когда меня тычут носом в самое дурное, что есть в жизни, и говорят, что "это и есть жизнь". Жизнь - это не только благородное и мудрое, да, но это и не только дурное и омерзительное.
С Толстым у меня отношения сложные, я глубоко люблю "ВиМ", но терпеть не могу "Анну Каренину" - за то, что страдания женщины преподносятся только так отрицательный пример в морализаторстве.
Зарегистрирован
Кар
Гость

Е-мэйл

Re: Целомудрие души...
« Ответить #2 В: сентября 21st, 2005, 7:04pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Вот-вот. Подозреваю, что именно за морализаторский тон их многие не любили тогда и не любят по сей день.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Целомудрие души...
« Ответить #3 В: сентября 21st, 2005, 8:15pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Кого "их"? ДОстоевский не морализует, или я его совсем забыла...
Зарегистрирован
Кар
Гость

Е-мэйл

Re: Целомудрие души...
« Ответить #4 В: сентября 22nd, 2005, 1:39pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Достоевский не морализует напрямую, но у него есть несколько откровенно резонерских персонажей. Тот же (все ж таки любимый иной) Алеша, или Иван Карамазов... Словом, хватает.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Целомудрие души...
« Ответить #5 В: сентября 22nd, 2005, 3:18pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Нет, я до "Братьев Карамазовых" не дошла, я на "Идиоте" срезалась - духу не хватило дочитать.
 
Вот тебе еще одна мысль. Фильм "Анна КАренина" гораздо лучше книги - потому что для создателей фильма в центре ИХ работы именно внимание и сострадание к Анне, они не превращают героиню в манекен для идей. То же касается Пырьевских постановок "Идиота" и "Братьев Карамазовых" - все достоинства романа сохраняются, но отсекаются недостатки.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Целомудрие души...
« Ответить #6 В: декабря 22nd, 2005, 9:08pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

В тему.
http://www.livejournal.com/users/bowin/400122.html
 
Среди классиков русской литературы 19 века двумя глыбищами-человечищами высятся два великих - Толстой и Достоевский. Эти два автора, практически совпавших во времени, перестали быть просто авторами и стали архетипами. Помнится, я слышал от вполне оправдывающей своими линейными размерами гордую фамилию правнучки одного из этих двух, что все люди делятся на две категории - те, кто любит Толстого, и те, кто любит Достоевского. И эти категории совершенно различны по своими жизненным привычкам, устройству жизни, ценностям эт сетера. Наш с oyuna пример показывает, что "и все-таки они вместе".
О сходстве и различиях в творчестве Д. и Т. написаны тома и горы диссертаций. Не претендуя на профессиональное филоложество, в давишних обсуждениях свежепрочитанных "Воскресенья" и "Бесов" мы наткнулись на одну забавную грань различий.  
Достоевский, как никто другой, мастерски живописует характеры. Настолько мастерски, что не одна работа по психосоциальным типам была проиллюстрирована действующими лицами его произведений (вспомнить те же "Акцентуированные личности" Леонгарта). Персонажи выпуклы настолько, что просто выпирают, рвутся со страниц. Страсти, ворочающиеся между ними, приобретают космический, невиданный размер.
Толстой мягче, тоньше. Даже в жестоком конфликте - семейной ссоре или разводе - он пробирает не жестокими словами и жестами, а перебором мыслей и чувств каждого из участников. Его герои - индивидуальности, но индивидуальности обтекаемые, не стоящие на пути. Так же примерно играли потоком мыслей и чувств Стерн, Джойс или Пруст - последний настолько тонко, что в сахарной вате его истонченных ощущений можно увязнуть. Толстой ближе, земнее, физичнее, конфликтнее.
И тут мы приходим к очень важному различию этих двух писателей.  
Герои Достоевского входят в роман полностью сформированными, прочувствованными, словно отлитые в бронзе статуи. Они сталкиваются друг с другом - идет звон, летят искры, рушатся судьбы, свершаются смерти, но. Никто не меняется! Эволюции не происходит! Как зашли, так и вышли. Мерзавец останется мерзавцем до конца, развратник развратником, революционер революционером, игрок - игроком, а роковая женщина - все столь же роковой. Ничто не может сбить их с раз выбранного пути. Очень важно здесь обратить внимание вот на что - некоторые герои, которые у Достоевского пытаются сменить свою стезю, рисуются им комично, сатирически, они явно не в своей тарелке, не адаптированы, и - так или иначе - их ждет скорая гибель либо возврат на круги своя. Изредка, очень изредка в темную душу пробивается светлый луч (связанный у Д. всегда с христианством), но ненадолго, а если задерживается, то по исходной предрасположенности человека к светлому (таков, мне кажется, случай Раскольникова).
У Толстого иначе. Его герои менее рельефны, но и менее статичны. Они постоянно развиваются, растут, преодолевают один за другими кризисы, меняются и отстраняются от себя прежних. Взаимодействие сюжета тем сложнее, чем больше характеры не только накладываются друг на друга, но и модулируют друг друга. Все поиски и преодоления себя, о которых пишет Т., ведут к трансформациям, к трансмутациям, и пусть список героев к концу книги такой же, как в начале, по сути он совсем уже другой, люди там другие.
Вот какое получается различие - Достоевский механистичен, его персонажи двигаются по своим орбитам, как планеты в ньютоновой механике; Толстой же органичен, его персонажи прорастают друг сквозь друга, а он аккуратно, как садовник, подсаживает к ним новых или отселяет старых, наблюдая за получившейся биосферой.  
Зарегистрирован
Ryomoy
Гость

Е-мэйл

Re: Целомудрие души...
« Ответить #7 В: июня 4th, 2009, 10:30pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Всегда подозревал, что Достоевский литературный садист, вы меня в этом окончательно убедили Wink
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Нет темы | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru