Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
Иванов-ПЕтров http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/168786.html Ефим Курганов выпустил книжку, где утверждает: как когда-то, триста лет назад, рождался жанр романа и все прочие жанры срочно романизировались, так теперь рождается, выходит из подполья жанр анекдота, и все жанры анекдотизируются, приобретают структуру анекдота, включают анекдот как мельчайший элемент, приобретают ритм анекдота. Так ли это для иностранных литератур – не знаю, вроде бы не похоже. Американские романы, в массе своей похожи на «документальную прозу». Но, может быть, это тоже превращение анекдота? Бесчисленные герои появляются, каждому пририсовывается как бы полная жизнь, и отдельной веточкой эта жизнь вплетается в сюжет. Наверное, главным жанром становится именно этакая «история», что, впрочем, не противоречит тому, что она же – анекдот. Наверное, интересно посмотреть отсюда на то, что публикуется в ЖЖ. Это «ненатужные истории» - то, что авторы пишут просто так, потому что не очень трудно. Хорошо бы, конечно, спросить литературоведа, разбирающегося в современных жанрах – как бы он классифицировал продукцию ЖЖ? Вроде бы выделяется несколько «жанров». Собственно анекдот – житейские смешные истории, наблюдения, лытдыбры. «Истории» - анекдотического свойства короткие рассказики, имеющие стилистику опять же анекдота, обычно с «простым» взглядом автора на события, пародирующие «Письмо ученому соседу». Политические мнения, - сюда анекдот вкрадывается потихоньку, когда аргументация для краткости отсылает к мудрости анекдота. Есть, конечно, и не анекдотические штуки – стихи, научные статьи, социополитическая аналитика, воспоминания. А почему, собственно, анекдот? Курганов говорит о подвижности жанра, о том, что люди устали, нет сил следить за разворотом длинного сюжета. Людям хочется быстрее посмеяться. Еще – наверное, функция обобщения. Фраза анекдота несет напоминание/объяснение ситуации, можно очень быстро сориентироваться в сложности происходящего, вспомнив анекдот. Современная мудрость – легкая, живая, смешливая. Конечно, за все приходится платить. Анекдот легко запомнить, зато нет правил применения мудрости. Одинаково легко засмеять верую мысль и правильное решение – и запретить неверное действие. И это тоже вполне подходит – плюрализм, нет однозначно верного. Анекдот легко превратить в максиму поведения. Мастер – тот, кто выбирает для данного случая подходящий анекдот. Сейчас больше любят число «три», хотя заповедей было больше. Интересно, многие ли люди способны сформулировать свои жизненные правила в звонких фразах анекдота? Разумеется, анекдота расширенного, не обязательно того, что продают в маленьких книжечках по сто штук в каждой. И что, в самом деле литература изменяется в сторону «анекдотизации» (не анекдотичности же… так не скажешь)? Из дискуссии: Сама человек пишущий (и немношшшко публикующийся) - и меня укоряют за "нехарактерную для жанра психологической прозы очевидную авторскую иронию". В общем, меня в анекдот тянет, причем не столько по юмору, сколько по ёмкости выражения. ivanov_petrov Нехарактерную?! Да как же писать психологическую прозу, если без... Кстати, мелькнуло - сейчас существует много разных классификаций личностей - психологические, соционические и тр.пр. Вы, конечно, знаете... Забавно было бы, наверно, к какой-нибудь из развернутых классификаций, с примерами и типами характерного поведения. составить комментарий из анекдотов - поясняющих характер персонажа. alwdis **Да как же писать психологическую прозу, если без... ** Вот и я считаю, что никак. Получится или очень тяжело, либо зашкалит за все шкалы патетики, либо слезно, либо... Тов. Шекспир (Великий Сакиспаче) хорошо в данном вопросе разбирался, выпихивая в соответствующих местах то Могильщика, то Шута, то Кормилицу...
|