Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
апреля 25th, 2024, 10:13pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Вавилонские башни »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Разности гуманитарных наук
(Модератор: Mim)
   Вавилонские башни
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Вавилонские башни  (Прочитано 8475 раз)
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Вавилонские башни
« В: февраля 21st, 2006, 8:40pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Д. Дубровская
http://distan.livejournal.com/155389.html
 
«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»
 
Апокалипсис
 
 
Старая хронология
 
Баб-Элои (по-аккадски – Баб-Илу), «Врата Бога», Вавилон возвысился на Земле совершенно симметрично нашему времени относительно универсальной точки исторического отсчета – Рождества Христова. К 2000 году до этого Рождества люди Ближнего Востока за предыдущие семь тысячелетий освоили «Плодородный полумесяц» – выделенный человеку огромный серп благодатных земель, лежащих между пустынями и морями. Полумесяц простирался от восточного побережья Средиземного моря – от того, что позже станет Финикией, а потом – Палестиной, от знака «козы», которым отделяет Красное море, безуспешно стремящееся пробиться к морю Средиземному, Африку от Аравийского полуострова (позже между стрелой Красного и лужицей Средиземного пророют ручеек Суэца), до Междуречья Тигра (это то, что на карте справа) и Евфрата (а это – то, что слева). Там было все, что нужно древнему человеку: дикие пшеница и ячмень, первобытные зубры, овцы, козы и кабаны, и уже за 9000 лет до Новой эры ближневосточный человек начинает возделывать в Месопотамии землю.  
 
Через тысячелетие Иерихон (ныне в 20 километрах от Иерусалима) превратится в процветающий город с двухтысячным населением. Еще через тысячу лет люди будут знать гончарное дело, прядение, ткачество и медь. Через новую тысячу в городе Чатал-Хююк (Анатолия) будут прекрасно уживаться 5-6 тысяч человек. Спустя тысячелетие, и до самого возвышения Вавилона, развернув боевые штандарты Ура, в Двуречье встанет великая Шумерская цивилизация, которая научится плавить золото, около 3400 г. изобретет колесо, а еще через сто лет – и письменность на глиняных табличках. Расцветшие параллельно с Шумером Аккадское царство и более позднее Государство хеттов мы оставим за скобками этого повествования, ибо наши дороги сегодня ведут под стены вавилонские.
 
Вся слава Месопотамии, которая получилась после Шумера, была относительно Шумера пришлой. Обладатель самого впечатляющего медного профиля древности, семитский царь Аккада Саргон Древний (ок. 2316-2261 гг. до н. э.) впервые объединил все Двуречье, но и его аккадский трон пал под ударами пришельцев – сначала гутиев, а потом других семитов – амореев.  
 
Шумерская цивилизация рухнула, на месте старых городов возникли новые владения, и мы, наконец, получаем Вавилонское и Ассирийское царства, могущественные и великолепные.
 
Вавилон как город был поначалу столицей одного из этих аморейских государств. В 1894 г. до н. э. Сумуабум основал Вавилонское царство, и уже при Хаммурапи Вавилон завладевает Аккадом, а потом и всей Месопотамией, и мы упираемся взглядом в один из первых сводов законов в истории – в черную диоритовую стелу, на стволе которой выбиты установления вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг.), властителя Междуречья.
 
Что выстроили в Месопотамии
 
Природа повелела строить в Двуречье так, чтобы на нее приходилось постоянно оглядываться. Равнина Тигра и Евфрата лишена леса и почти лишена камня (и первое и второе есть лишь на севере и на востоке, в горных районах), разливы рек, подобные морям, методически стирали постройки с лица земли, и поселения поэтому возводились на возвышенностях, что вело к нескончаемой строительной эстафете – для новых сооружений использовали развалины старых зданий. Использовали кирпич-сырец. Даже храмы и дворцы были вот такими сыростроенными, и лишь иногда здания облицовывали кирпичом обожженным, а хижины и хозяйственные постройки делали из тростника. Древесина поначалу использовалась одна – низкокачественное пальмовое дерево, но и она была редкостью; жилец, переезжающий с места на место, таскал за собой дверь дома. Потом в дело пошли привозные сорта дерева – сосна и кедр: надо же было из чего-то делать балки-перекрытия.  
 
...У той горы, которую за пяток тысяч лет навалила на Землю человеческая культура, все же есть основание, хотя и почти невидимое ныне под нагромождением мусора и новостроя. И основание это должно быть крепким, иначе гора-башня – обрушится. Оно должно быть прочным и уверенным в своих силах, оно должно быть красивым, ибо, как известно, уродливые самолеты не летают, а некрасивые здания долго не живут. Таким был город-и-символ Вавилон, таким был его легендарный зиккурат, Вавилонская башня. После череды войн и завоеваний он смог оставить на память нынешнему невежественному миру всего горсть золотых зерен, которые назовет любой, – стелу с выбитыми на ней законами Хаммурапи, глиняные таблички с клинописью, сияющие берлинской лазурью глянцевые врата богини Иштар. Строившуюся людьми, и Богом разрушенную башню. Всяк сущий на Земле язык.
 
Хаммурапи в законе
 
Французские археологи нашли стелу Хаммурапи в Сузах (ныне в Иране), в столице древнего Элама, в самом начале прошлого века. Как это часто бывает, завоеватели принялись корректировать историю, и твердость носителя информации были им в этом деле не помехой: часть надписей на лицевой стороне столба отбита. Столб, захваченный эламитами в результате успешного набега на Месопотамию, был ценен как трофей, а на зачищенном участке планировалось выполнить победную надпись. На голове стелы нашему взору открывается сам Хаммурапи, стоящий перед «Судьей богов», солнечным божеством Шамашем; от Шамаша же он и принимает свод законов. Точно так же позже примет скрижали завета от Саваофа Моисей. Остальная стела забита клинописью, которой выполнены введение, сами законы и заключение, – в лучших традициях логического построения официальных текстов. Всего законов 282.
 
Вавилонский царь Хаммурапи имел все основания прославлять себя и диктовать Месопотамии, как жить, ибо он был красой и гордостью того, что историки позже назовут «Старовавилонским периодом» (конец XX – начало XVI вв. до н. э.). Выдающийся «государственник», Хаммурапи был полководцем, ведомым глубокой верой в свою провиденциальность. После почти двухвекового господства амореев, снова расколовших объединенное «царство Шумера и Аккада», после нескольких лет владычества над Месопотамией пришлых эламитов, Хаммурапи идет походом против Элама и в буквально смысле принимается воевать со всеми остальными царствами Междуречья, поднимая на штандарты лозунги восстановления общемесопотамской державы Шумера и Аккада. Где-то к 1755 г. дерзкий вавилонянин одерживает полную победу, объединяет земли Тигра и Евфрата, между делом уничтожает единственное государство, которое помогало ему в войне, – Мари, и присоединяет к Вавилону даже кусок ненавистного Элама, в котором находилась столица страны Сузы.
 
Тут-то и пришла пора закона. Хаммурапи, человек двадцатого века, справедливо рассудил, что ему, устроителю и объединителю земель месопотамских, сами боги вложили в руки право на упорядочивание жизни между двух рек. Хаммурапи не попирал основ современного ему общества, он их просто причесал и авторизовал. Второе тысячелетие до Новой эры. Вавилон. Что же выбито на этой черной стеле на классическом вавилонском диалекте аккадского языка? Что повелел своему народу этот человек с уставшим лицом и кругами возле глаз?  
 
«...Когда высокий Анум и Эллиль, владыка небес и земли, определили Мардуку владычество над всеми людьми, возвеличили его, Вавилон назвали его высоким именем, сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля, – тогда меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы воссияла справедливость в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу восходить над черноголовыми и озарять страну, – Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения.
 
Я – Хаммурапи, пастырь, скопивший богатство и изобилие, сделавший все связи небес и земли, заботливый попечитель, могучий царь, очистивший ритуалы. Сокрушитель четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона, удовлетворивший сердце Мардука, своего владыки; семя царственности, обогативший город Ур, смиренный богомолец, принесший изобилие в Экишнугаль...»
 
Хаммурапи еще долго перечисляет свои титулы и заслуги, и, право же, само перечисление это – песня. «Благоразумный царь, послушный Шамашу, могучий, укрепивший фундамент Сиппара, одевший зеленью часовню Айи, поднявший храм Эбарру, подобно небесному чертогу... Владыка, даровавший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению, высоко поднявший главу Эанны, скопивший богатство для Анума и Иштар... Дракон среди царей... Западня для врагов... Ярый буйвол, попечитель, Бог царей, знающий мудрость... Владыка, достойный жезла и короны, которого сделала совершенным мудрая богиня Мама, укрепивший границы города Кеша...» через несколько абзацев, излагает свои постановления, значительная часть которых рифмуется словами «должен быть убит». Вавилонское государство не знало, что убийство от лица государства называется «казнью». Преступников не казнили, а убивали.
 
«Отныне:
 
Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.
Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит.
Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он – лжец, он возвел напраслину и должен быть убит.
Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.
Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь».
 
Однако вслед за уложениями уголовного права идут спокойные уложения экономического характера:
 
«Если жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет.
Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей».
 
Ну и семейное право:
 
«Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина – не жена.
Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба.
Если человек насильно овладел женою другого человека, которая еще не познала мужчину и которая еще проживала в доме своего отца, и возлежал на ее лоне, и его схватили, то этот человек должен быть убит, а женщина должна быть оправдана.
...Если она не блюла себя, была гулящей, дом свой разоряла и унижала своего мужа, эту женщину должны бросить в воду».
 
В общем, все приблизительно как сейчас.
 
Вавилон библейский: Башня
 
Составители что Ветхого, что Нового Заветов не любили Вавилон – ни его строения, ни его царей, ни его религию, которая, по словам Иоанна Богослова, уподоблялась блуднице: «облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; И на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откровение Иоанна. 17:1-6). Библия же сообщает нам и имя первого легендарного царя Вавилона, Нимрода (Немврода), который, как и положено герою, был огромен, мощен физически и прославился тем, что защищал соплеменников от диких зверей: «Нимрод был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом» (Быт. 10:8-9). А где есть централизованная борьба с бездушными силами природы, там есть и государство. Царство Нимрода и есть то первое царство, которое упоминается в Библии. Возвысившийся над людьми сильный Нимрод, оказывается «сильным» и против библейского Бога. Уже Иосиф Флавий пишет: «Это был Нимрод, кто возбудил людей к такому оскорблению и презрению Бога. Он также изменил прежнюю форму правления в тиранию, не видя другого способа отвратить людей от страха Божьего... Люди были хорошо подготовлены, чтобы повиноваться Нимроду, и они построили башню, не обращая внимания на боль, не проявляя ни в малейшей степени небрежности в работе, и по причине множества рабочих рук она выросла очень высоко. Место, где они построили башню, сейчас называется Вавилон».
 
Вавилонская башня – не выдумка древних историков или библейских сказителей. Еще шумеры начали строить зиккураты – ступенчатые храмы, самый известный из которых, зиккурат в Уре, был воздвигнут из обожженного кирпича около 2100 г. до н. э. По идее, ничего зловещего в месопотамских зиккуратах не было: их строили в каждом городе как местный храм, а то, что они имели широкое основание и ступенчатую форму, диктовалось не стремлением негативно повлиять на восприятие тех, кто впоследствии создаст свою, правильную, религию, а требованиями техники безопасности. Неудивительно же и то, что из всех зиккуратов Междуречья вавилонский был самым крупным, – главному городу полагался главный храм. В этом главном храме, в башне Этеменанки – «Доме основания небес и земли», вавилоняне поклонялись своему основному богу Мардуку. И не легендарный Нимрод строил ее, а еще при законодателе Хаммурапи была она возведена, постепенно разрушаясь от времени так, что в течение столетий ее приходилось неоднократно реставрировать, а то и отстраивать заново. Только Навуходоносор (608-562 гг. до н.э.), царь не легендарный, но реальный, при котором было создано самое известное произведение искусства Междуречья – ворота богини Иштар, доводит строительство зиккурата до конца, делая его снова великолепным и сияющим.  
 
На глиняной табличке с описанием башни все четко расписано. Здание в плане было почти квадратным, длина стороны нижней его ступени равнялась 91,55 метра. Считается, что эта башня в высоту имела 90 метров и состояла из семи ступеней. Каждый новый уступ был меньше предыдущего, красился другим цветом и являлся храмом, посвященным отдельному божеству. Первый, нижний, уступ был черным, второй – красным, третий – белым. Последний, седьмой, представлявший собой храм длиной 24 метра, шириной 21 метр и высотой 15 метров, был выложен снаружи бирюзовыми глазурованными плитками и украшен золотыми рогами, издалека сиявшими путникам, направлявшимся в Вавилон.  
 
В этой истории мы ясно видим то, что привело к возникновению легенды о строительстве, разрушении башни и смешении языков. Мы имеем древнее сооружение, построенное из кирпича, высушенного на солнце, и лишь облицованное глазурованным кирпичом, существовавшее на одном месте столетие за столетием, разрушавшееся и восстанавливавшееся постоянно, попиравшее небеса, несмотря ни на что. Подобный храм неизбежно ассоциировался со столь ненавидимой завоеванными провинциями столичной гордыней, с ее заносчивыми божествами, с золотым потоком, который всегда неуклонно течет через центральные города любого царства, с их излишествами и развращенностью, где даже сады – и те висят в воздухе, как во дворце царицы Семирамиды, супруги Нимрода. Такой город и такой храм не могут не стать фокусом отторжения носителей иной культуры.  
 
Для древних иудеев, для древних ассирийцев, для древних хеттов, – Вавилон всегда был бельмом на глазу, центром, который вечно восставал из руин и унижения военных поражений, возрождался раз за разом, упрямо тащил вверх к солнцу свой главный храм, не догадываясь о том, что при этом он был «блудницей» и идолопоклонником; Вавилон процветал, и, следовательно, должен был быть разрушен.
 
«И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню... И сказал Господь: сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». (Быт. 11:1-9)
 
Мене, Текел, Фарес
 
 
«Но Вавилон – это состоянье ума;  
понял ты или нет,  
Отчего мы жили так странно
две тысячи лет?»  
 
БГ, «Вавилон», 1981
 
Иудея плотно контактировала с Вавилонией. В марте 597 г. до н. э. Иерусалим пал под ударами армии Навуходоносора, в результате чего было захвачено и угнано в Вавилон около 10 000 пленных. Реальная история «Вавилонского пленения» вполне совпадает с описанной в Библии: иудейские заложники оставались на чужбине до самых времен господства над Междуречьем персов, и лишь победоносный царь Кир, как свидетельствует глиняный цилиндр, хранящийся ныне в Британском музее, отпустил их домой, позволил строить свои храмы и поклоняться собственным богам.
 
В Библии обстоятельства гибели ненавистного Вавилона описаны хорошо известным образом: последний вавилонский царь Валтасар, подобно пировавшим во время чумы европейцам, давал прием в своем дворце ровно в то время, когда стены города готовы были рухнуть под напором персов. Тут на стене и появились «персты руки человеческой и писали против лампады на извести черты чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала»: «Мене, текел, фарес» (или «перес», или «упарсин», – в зависимости от транслитерации). Слова никто не мог прочесть, кроме иудейского пророка Даниила, сделавшего синхронный перевод: «сочтено, взвешено, разделено» и объяснившего для непонятливых, что это означает: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам». Вышло все по сказанному. (Даниил 5:24).
 
Прославленное Навуходоносором II Ново-Вавилонское царство продержалось до вторжения в Месопотамию персов в 539 г. до н. э. и вошло в Персидскую империю. Ахеменидский царь Кир II занял Вавилон, в 331 г. до н. э. персы сдают его Александру Великому, через тридцать лет он переходит в руки Селевкидов, а те теряют свои земли, уступая их парфянам. К 200 г. до н. э. от города, которому суждено будет навеки олицетворять блеск и обреченность городской цивилизации, остаются лишь руины.  
 
Башня рухнула.
« Изменён в : сентября 14th, 2007, 1:21am пользователем: alwdis » Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru