Автор |
Тема: Россия глазами ЕВропы: вечный студент (Прочитано 727 раз) |
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/285655.html Ивэр Нойманн ("Использование «Другого»" делает заключение: в чем же специфика отношения европейцев к России на протяжении веков. Среди прочих стран, с которыми сравнивала себя Европа, Россия выделяется тем, что на протяжении пятисот лет всегда воспринималась как только недавно цивилизованная. Недавно стала частью европейской политики, недавно стала частью Европы. Россия всё время воспринималась Европой как ученик. Ученику давали разные оценки. В век Просвещения доминирующим мнением было: хороший ученик. Альтернативной версией всё того же Просвещения было: хороший…, но наученный дурному (ах, это влияние улицы…). Доминирующая версия XIX века: двоечник, не хочет учиться. ХХ век: лентяй. 90-е годы: способный, но упрямый ученик. Европа сомневалась в христианском статусе России в XVI и XVII вв., в европеизации в XVIII веке, в неагрессивности в XIX и ХХ, сейчас – в её ученических способностях. Отсюда – вечная метафора переходного периода. То есть: европейское мнение о России на протяжении 500 лет – в России переходный период. Разумеется, европейское мнение имеет хождение в России. Это очень занятная штука: у кого-то история, фазы, этапы, развитие, а у кого-то все время переходный период. Не удались вестернизация, индустриализация, построение правового государства, нации, социализма, капитализма… Наши реформы не заканчиваются, всё время происходит переход к новым реформам, новые повороты мешают старым… Нойманн: «Специфичность России как «Другого» Европы… находится не столько в пространственном, сколько во временном измерении, поскольку эта страна воспринимается как постоянно находящаяся в состоянии перехода к следующей стадии европеизации… Обороты «ещё не» и «только недавно» … беспрестанно повторяются вот уже полтысячелетия.» Сомневаться в ученических способностях России – это европейская точка зрения. Кто ещё не – может принять. Достаточно сказать, что Россия – это ученик, который из года в год вот уж пятьсот лет готовится влиться в Европу – и говорящий актом этого высказывания становится европейцем. Двери открыты – прошу.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Boris
Гость
|
//Достаточно сказать, что Россия – это ученик, который из года в год вот уж пятьсот лет готовится влиться в Европу – и говорящий актом этого высказывания становится европейцем. Двери открыты – прошу. // Да нет уж! И "они к нам" - тоже не надо!
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|