Автор |
Тема: Откуда взялся "досуг" (Прочитано 2160 раз) |
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/245271.html Замечательная статья В.М. Живова «Заметки о времени и досуге». Раньше время не считали, а потом стали – причем в Европе. У нас тогда еще не шибко считали, но Петр этим озаботился, ввел календарь и объединил до того различные часы дня и ночи в единые сутки. До сих пор живет это различение, запрещенное в 1706 г.: рабочие часы считаются, скажем например, до 18.00, а гулять можно с шести часов вечера. Деловой/официальный и разговорный язык поделили петровское время и допетровское меж собой. Живов проводит такую мысль: регламентация времени сделана как усилие абсолютного государства к всеобщей регламентации жизни подданных. Тут и монахом можно стать, только когда уж ни к чему не годен (регламент 1722 г.: только в преклонном возрасте, когда освободишься от любых обязательств в отношении государства и любого другого начальника). Тут и чуть не впервые часы службы введены… Хотя кто их отсиживал, если разобраться… Но это – присказка. Самое интересное – это как в русский язык входило дотоле неведомое понятие свободного времени. В Европе оно возникло вместе с буржуазией: для дворянства досуг – понятие непонятное: бал, охота и прием послов – это все однопорядковые занятия. А вот буржуазия различила: есть работа и рабочее врем, и есть досуг. Дальше начинается формирование общества, в котором свободное время становится ценностью, есть социальные группы, им обладающие, есть социальные практики, его заполняющие… А вот в России… Буржуазии-то нету. И время спускают сверху: через чиновников, от государства. Да, рабочие часы не соблюдают, дисциплина времени входит трудно… Но входит. Появляются какие-никакие реалии, а если есть реалия, то к ней полагается слово. В 18 веке переводят… междуделие. Там в английском стоит accomplishments, а в русском – вместо занятий личных и отнюдь неслужебных – стоит этакий неологизм; ну вот как сказать, ведь ежели дело на работе и домашнее дело, так это только англичанин отличить может, а смысл так и вьётся в пальцах, хорьком кусается – ну вот и неологизм. В английском понятие в 18 веке еще не устоялось – рой синонимичных выражений, во французском «досуг» с 17 века (ну, ясно, эти-то по такому поводу завсегда первые…). И в русском это самое «не могу сказать что» переводится по-разному: праздное время; скучное время; время, которое наипаче скучно бывает. Скучное время…И в самом деле – что ж делать в междуделии-то? Как дела нету, скучать пора. И не захочешь – а надо. Ведь ежели делом себя занять – это уж не досуг, верно? Слово «досуг» появляется в середине 18-го века. С оттенком значения – «способность, возможность» (фр. loisir от лат. licere со значением possibilite). Отсюда и всякие родственные слова… досужество. «Стефан же Божиею благодатию и своим досужеством всех сих препираше» (Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого). «Виде … пришествие двинских стрельцов в град и слыша… смельство и досуг их, - и зело устрашилися» (Иное сказание, повесть о Смутном времени). [Кому старых буков не хватает – вы извините, что я курю…] Ну вот с середины 18-го и пошел «досуг» как время, свободное от дел. У Тредиаковского (само собой, в Тилемахиде «Надобно мыслить о том в удобное время досуга…»), у Ломоносова… Тут начинается целое семейство: недосуги (препятствие); надосуге (когда есть время) и т.д. Параллельное хождение имеют ‘праздное время’ и ’свободное время’. Слово-то скалькировали (с leisure), а смысл не поддался. Социальная группа со свободным временем в России – это не буржуазия, а дворянство. И время ему дает собственник времени – государство. И потому досуг высвободился от смысла своего. Был он временем, отделенным от того времени, когда зарабатывают деньги, а стал… Имеется заданный государством порядок, служба и потребное к изъятию время. А досуг? То, что не изъято, что не отняло государство. Тут и чиновники подтянулись… Возможен ли досуг на работе? Какая ж тут бессмыслица, когда самый он, смысл, тут и есть. Досуг – это время, отбитое у государства. Ну, буржуазная культура не успела у нас, сразу советская пришла – и слово заимствовала. Цельностянула вместе со смыслом. Служилым стало все население, и вот досуг – это теперь уж не для элитного праздного класса, а для всех и каждого – умыкнутое у службы время, время отпущенное, службе ненужное. «Я на досуге подрабатываю переводами». Это по-английски не говорится. Свое свободное время я занимаю необходимыми мне делами. Как и прожить, если б служба не оставляла досуга… Вот тут и вспоминается, что служба – она счетная, до 18.00, а потом – свободное время, с шести вечера, и кто его считал… «Лишь официально-юридическое время вполне подчиняется модернистской калькуляции, тогда как бытовое время остается в значительной степени добуржуазным, вольным и индивидуальным, и именно этим несчитанным временем определяется свобода a la russe”. Мы своим досужеством всех препираше, и кто досуг наш увидит, - зело устрашится.
|
« Изменён в : апреля 14th, 2006, 4:07pm пользователем: Saeri » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус
Пол:
Сообщений: 306
|
|
Re: Откуда взялся "досуг"
« Ответить #1 В: октября 25th, 2005, 8:45pm » |
Цитировать Править
|
Я, конечно, очень извиняйт, но понятие "досуг" практически в современном смысле изобрели никак не в Новое время, а во 2-м в. до н.э. Изобрели его римляне-филэллины, называлось это дело otium и включало в себя все, что не есть деятельность, направленная непосредственно на хозяйственную выгоду или благо общины (negotium). Как раз кружок Сипионов вводит идеал otium post negotium, оно же "делу время, потехе час". При этом занятия философией, не-политическим красноречием, музыкой, литературой и тепе однозначно маркировались в Риме как оциум. Это раз. Регламентация времени появилась на Руси много раньше счета оного. См, например, тот же Домострой. Или указы Алексея Михайловича. которые как раз вообще все формы otium объявляли языческими и запретными. Так что нефиг все валить на Петра. Это два. Досужествовали государственные люди, а именно подьячие, и в допетровскую эпоху. Целые пласты русской городской литературы как раз на этом чиновном досужестве возникли. И мало ли, что слова для этого не имелось. В опчем, эффектно, но поверхностно. Не убеждает.
|
« Изменён в : октября 25th, 2005, 8:46pm пользователем: Mim » |
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Мим, но как быть с «на досуге подрабатываю переводами»? Ведь это не эллинский досуг, никак! Я не наезжаю, я вежливо спрашиваю.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус
Пол:
Сообщений: 306
|
|
Re: Откуда взялся "досуг"
« Ответить #3 В: октября 26th, 2005, 3:29am » |
Цитировать Править
|
А при чем наезд-то, хороший вопрос Тут получается чего. Истолкование "досуга по-русски" - по крайней мере, СЕЙЧАС - пожалуй что и правильное. То есть выводы. Хотя про "отбитое" у государства - это ненужная и, главное, не оправданная фактами лирика. Как раз не отбитое, а - по тысячелетней традиции - снисходительно дозволенное государством. Холопами были, холопами и остались. Днем барщину работаем, а на себя - так все ночи и праздники мои ((с) Радищев). Просто новое слово и понятие "досуг" накладывается на уже готовую схему. Так вот, истолкование вполне себе, а вот история вопроса сильно подкачала. Очень сильно. То есть было сделано не лишенное интереса наблюдение, а потом под него начали подгоняться ТИПА историческеи ТИПА факты в качестве мотивировки. Свалили в историческую кучу Петра, Тредиаковского и Стефана Пермского, а потом сразу скачком добежали до Страны Советов. Всю Европу свели к Новому времени, буржуа приравняли к буржуазии... ладно, надоело уже. В общем, наблюдение-то верное, а статья никакая. Это, конечно, как я понял по дайрикам, не сама статья. а пересказ оной. Но если в пересказе основыные положения и принципы использования материала переданы верно... Да, а об эллинах вот я как раз не помню, как там у них с досугом! О римлянах - в подробностях, а вот о греках - никак! Такое впечатление, что понятие "досуг" у них просто не могло возникнуть в силу того, что "дело" и "досуг" не были противопоставлены. Поскольку за норму считалось, что свободный грек НИЧЕМ, за исключением культуры, политики, спорта, торговли, войны либо ОБЫВАНИЯ принциально не занимается. У греков полисной системы не человек вписан в государство, а государство "вытекает" из человеческих интересов - государства в современном понимании ИЗВЕСТНЫЕ нам греки (была же еще, допустим, не оставившая богатой литературы монархическая Спарта) вообще не знали до эллинизма. Соответственно, и "негоциума" как чего-то отдельного просто не было. Работали - в собственном смысле, ручками - рабы, а грек занимался досугом, который - предположительно - оного грека развивал, а это и было благом государства, складывающимся из блага граждан (отсюда, собственно, "полис" как "множественность" - в противовес римскому "общему делу", "рес публика" ). Политика и война - долг, но и священное право, они обрастают культурным осмыслением и странным образом также оказываются формой досуга - по крайней мере, как "дело" не осмыслялись. Возможно, исменно отсюда странная, хулигански-состязательная, несерьезная манера греков вести войны. Не исключено, что точно так же воспринималась служба чиновника, администратора: как почетное, но бесприбыльное (в теории ) занятие. То есть - опять же - досуг! Именно отсюда возникает сама возможность идея "власти философов", т.е. людей ДОСУЖИХ, у Платона. Что характерно, работа чиновника как бы игнорируется греческой литературой - везде, кроме комедий, где представлены ПЛОХИЕ, своекорыстные чиновники ("Всадники" ). Которые, стало быть, пытаются извлечь неправедную прибыль, занимаясь благородным ДОСУГОМ. См. дискуссию между Правдой и Кривдой в "Облаках" Аристофана - ни одна из стороне не зовет героя РАБОТАТЬ, они просто предлагают РАЗНЫЕ формы проведения ДОСУГА. То есть с нашей точки зрения, конечно. Ну а эллинизм - опять особ статья, потому что там есть царский двор на восточный манер, с царедворцами - и есть все остальные СВОБОДНЫЕ ЭЛЛИНЫ, которые царя почитают, а в прочее не вмешиваются; тут уже ВЫДЕЛЕНИЕ себя из государства, база для будущего индивидуализма... но опять же выделение настолько полное, что для "негоциума" места не остается. Все - оциум, по крайней мере для огосударствлённого - на наш с вами манер - римлянина. Третий Рим, ... ... ... (вырезано цензурой)!! Но! Это мое представление о греках - оно, хм, вероятно, ошибочное, бо сложилось, в основном, на истории литературы. Переводной, что характерно. Я, собственно, даже древнегреческого не знаю. Может быть, кто знает лучше, как там дело было?
|
« Изменён в : октября 26th, 2005, 4:13am пользователем: Mim » |
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
Спасибо большое. Очень большое. На досуге я серьезно над этим подумаю.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|