Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/115627.html Бенвенист, «Словарь индоевропейских социальных терминов» О том, что такое «дар». «Мы приступаем к исследованию группы экономических понятий, которые весьма трудно определить иначе, как через сумму индивидуальных признаков: «дарить», «обменивать», «торговать». Терминология, относящаяся к «обмену» и «дару», образует чрезвычайно обширную главу индоевропейского словаря. Начнем с идеи дарения. Принято считать, что эта идея является простой… Обмен и торговля характеризуются как специфические виды деятельности по отношению к идее, которая нам кажется отличной от них, - бескорыстному дару. Дело в том, что обмен предстает скорее как серия даров, чем как собственно коммерческая сделка.» Связь выясняется такая: «Это не только подарок, бескорыстный дар; это дар, предоставляемый по договору, согласно обязательствам, накладываемым соглашением, союзом, дружбой, гостеприимством; обязанность гостя, подданных по отношению к правителю или богу, а также обязательства, вытекающие из союзнических отношений». Как и многое другое, бывшее некогда единым, этот dosis, акт дарения, со временем приобрел совсем разные смыслы, отчасти и противоположные – что может быть противоположнее покупки и подарка? И дело ведь не только в дифференциации значений, дело в том, что в давние времена общество было устроено так, что это была одна реалия, а теперь – несколько разных. И тем самым – не «объекты» сами по себе различны (дарение, обмен и т.д.), а они сделаны такими – чтобы быть разными или одинаковыми. Столь же забавно происхождение geld, денег. Когда-то это была «дань за взаимность», ответная дань. Нечто вроде налога, взимаемого с человека за участие в распределении коллективных благ внутри корпорации (члены которой связаны общностью культа). Эти самые корпорации были «дружинами», гильдиями, называлась такая штука также «ганза». Такие корпорации, общества взаимопомощи, и сейчас организуются естественным образом – у Клиффорда Гирца они описаны с острова Бали. ПРелесть в том, что в архаическом обществе потребность "отдарка" идет изнутри. То есть если мне дали банан, то я попадаю в некое зависимое положение к дарящему, и я должен дать ему кокос, чтобы наше положение выровнять. И эта "зависимость" идет на уровне ощущений, а не логики. Конечно, изнутри. Примерно по Гидденсу - непрерывно повторяемые индивидуальные действия и есть институты общества. Это же и до сих пор так ощущается - возникает внутренняя необходимость отдарка.
|