Форум портала «Миф» (http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl)
Научный форум >> Уголок историка >> Михайлов К.А. Киевский языческий некрополь
(Message started by: Doctor_Faust на декабря 15th, 2005, 11:57am)

Заголовок: Михайлов К.А. Киевский языческий некрополь
Прислано пользователем Doctor_Faust на декабря 15th, 2005, 11:57am
Михайлов К.А. Киевский языческий некрополь и церковь Богородицы Десятинная//Российская археология, 2004, 1, с.35-45.

//стр. 35

Судя по материалам недавних раскопок Подольской и Старокиевской экспедиций, в первой половине X века основные жилые и торговые кварталы находились на Подоле, вблизи берега Днепра.
Наоборот на Старокиевской горе находился огромный городской некрополь, который тянулся от Десятинной церкви и До Софийского собора. Каждые новые раскопки обнаруживают здесь все больше погребений X века, перекрытых постройками XI-XII веков. Попытки выявления «довладимирова» строительства на участках, занятыми могилами не увенчались успехом.
По-видимому и древнейшее киевское городище на Старокиевской горе, открытое Д.В. Милеевым, прекратило свое существование еще до появления Древнерусского киева и древнерусского некрополя X века.
Указанный Некрополь был уничтожен, а его курганы снивелированы во время строительства города Владимира в конце X века. Фактически в 990-е годы происходит полная перепланировка Киева с переносом княжеской резиденции, религиозного, административного центра на Старокиевскую гору из неизвестного и вероятно до сих пор не открытого места.
Могильник на Старокиевской горе был разрушен фактическе в ходе одномоментной акции: строительства Десятинной церкви и стен «города Владимира». Остатки некрополя за пределами Владимирова города были снивелированы позднее, во время строителства «города Ярослава».
В настоящее время на Старокиевской горе сохранилось почти 150 погребений X века. Значительную часть их составляют трупоположения, которые находятся на 50-70 см ниже снивелированной строителями поверхности. Уничтожению в основном подверглись погребения с трупосожжениями, из которых сохранилось около 10 могил.

//стр. 36

Судя по пространствам, оставленным между сохранившимися могилами с трупоположениями, основную часть могильника занимали могилы с трупосожжениями. 20 сохранившихся могил на Старокиевской горе (около 13%) – камерные. Соотнеся площадь могильника с числом сохранившихся камер можно представить, что это могильное поле было не меньше Центральной группы в Гнездово или могильника Hemlanden («Черная земля») в Бирке.
Хемладен – 17 га

//стр. 37
Группы в Гнездово: Лесная -17 га, Центральная – 28 га.
По подсчетам П.П. толочко в «городе Владимира» в XI веке было затроено не менее 10 га и все это пространство занимал могильник X века. Новые исследования позволяют присовокупить к этим 10 га еще не менее 10 га «города Ярослава».
Все камерные погребения могильника относятся к X веку. Традиция сооружения древнерусских камерных погребенийц как известно своим происхождением связана со скандинавами.
Наиболее тесное скопление богатых камерных погребений X века обнаружено вблизи фундамента Десятинной церкви и непосредственно под церковью. Все обнаруженные камеры за исключением №109 (по схеме М.М.Каргера) оказались не тронутыми, хотя строители несомненно обнаружили их при строительстве.
//стр. 38
Погребение 109, которое полностью при строительстве попало под фундамент апсиды оказалось пустым. Верхнее перекрытие камеры было снято. Очевидно при строительстве могила была вскрыта, а погребение изъято.
//стр. 39
Это кажется очень странным на фоне тотального разрушения всего остального Некрополя. Кроме того замечательно, что ни в одном из древнерусских могильников не встречается группы камерных погребений, расположенных так плотно.
//стр. 40
Некоторые исследователи считали эти погребения погребениями христиан. Однако христианская принадлежность могил не подтверждается археологическими находками. А сам обряд погребения в камере исчезает на Руси после принятия христианства.
//стр. 41
Автор статьи обращает внимание на неоднократно отмеченную традицию погребения (и даже перезахоронения) родичей-язычников в пределах церковной ограды. Эта практика, по мнению новокрещенных вождей, обеспечивала им своеобразную связь и посмертное воссоединение с родом, она отмечена неоднократно у германских народов и на Руси.
//стр. 42
Вывод к которому приходит автор статьи: в районе фундамента Десятинной церкви, до ее постройки находился участок фамильного некрополя княжеского рода, представленный рядом камерных погребений. В конце X века эти погребения видимо были отмечены на поверхности, возможно современники знали, кто и где похоронен. Строители намеренно не тронули эти могилы, ибо такова была воля киевского князя, донатора храма Владимира Святославича. После постройки храм превратился в усыпальницу княжеской семьи, что прекрасно вписывается в данную концепцию.

P.S. Да, как же теперь быть с летописной топографией ряда событий…

Заголовок: Re: Михайлов К.А. Киевский языческий некрополь
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на декабря 16th, 2005, 4:15pm
Спасибо, очень интересно!  :D



Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.