Автор |
Тема: Аллогия в саге об Олафе сыне Трюггви (Прочитано 1917 раз) |
|
Doctor_Faust
Гость
|
Аллогия в саге об Олафе сыне Трюггви выступает в качестве жены Владимира и покровительницы главного героя. В ПВЛ, среди известных имен жен Владимира Святославича, такое имя не упоминается. Наиболее близким по звучанию русским именем является имя Ольга, которое носила известная русская княгиня-христианка в X веке. Однако упоминание Ольги-Аллогии в качестве жены Владимира (на самом деле его бабки) – явный анахронизм и нелепица. Нелепица эта, однако, весьма просто разъясняется при попытке выяснения источников саги. Еще Е.А. Рыдзевская (Легенда о князе Владимире в саге об Олафе Трюггвасоне//ТОДРЛ, т.2, М.-Л., 1935) предположила, что одним из источником саги послужило «предание о крещении Руси из Греции, которое было связано с именем Владимира» и «могло быть известно на скандинавском севере». Однако исследовательница сделала весьма неосновательное заявление: цитата ------------------------------------------------------------------------ -------- «Что с древнерусской Корсунской легендой оно непосредственно не связывается, а тем более с известным испытанием вер, достаточно ясно из очерченного здесь содержания его». ------------------------------------------------------------------------ -------- Несмотря на это авторитетное заявление для любого, кто читал сагу не в кратких выжимках Т.Н. Джаксон, ясно, что источником легенды о крещении Руси Олафом стала летописная повесть об испытании вер князем Владимиром. Первый эпизод ПВЛ: цитата ------------------------------------------------------------------------ -------- Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой», и обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера - свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги - просто дерево». Владимир же спросил их: «В чем заповедь ваша?». И ответили они: «Пост по силе: «если кто пьет или ест, то все это во славу Божию», - как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого». ------------------------------------------------------------------------ -------- Находит соответствие в речах Олафа против идолов и упоминании апостола Павла. Из речей Олафа: цитата ------------------------------------------------------------------------ -------- «Гораздо лучше веровать в единого Истинного Бога, своего творца, того который сотворил небо и землю, и все видимое и невидимое, и подает вечное спасение всем истинно верующим в него и истинно служащим ему». ------------------------------------------------------------------------ -------- цитата ------------------------------------------------------------------------ -------- «Не боюсь я богов, потому что и них нет ни голоса, ни зрения, ни слуха, ни разумения в чем бы то ни было … сами они не могут тронуться не будучи снесены или совлечены другими». ------------------------------------------------------------------------ -------- цитата ------------------------------------------------------------------------ -------- «Епископ Павел был великий друг Божий, он сказал, что поедет в Гардарики, если Олаф поедет вперед» (своеобразно «объяснен» момент летописного сюжета, в котором учитель Павел почему-то не с учениками! – Николай Ф. ) ------------------------------------------------------------------------ -------- Второй эпизод легенды об испытании вер: цитата ------------------------------------------------------------------------ -------- «И, сказав это, философ показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». ------------------------------------------------------------------------ -------- Находит соотвествии в рассказе о видении Олафу рая и ада: цитата ------------------------------------------------------------------------ -------- «В одну ночь привиделось во сне великое и дотопримечательное видение, именно ему представился огромный каменный столп, поднимавшийся в воздух так высоко, сколько ему можно было видеть ему» ------------------------------------------------------------------------ -------- (Олаф взбирается по столбу и видет рай – Николай Ф.): цитата ------------------------------------------------------------------------ -------- «…цветущие удовольствия всякого рода, он увидел там светлых мужей, облеченных в белые одежды и украшенных всякою светлою славою, исполненных неизреченной радостью». ------------------------------------------------------------------------ -------- Затем ад: цитата ------------------------------------------------------------------------ -------- «Когда хотел сойти со столпа, то услышал вопли и горестный плач душ в геене. Узнал многих полководцев и друзей своих, там же он увидел муки, приготовленные конунгу Вальдмару и жене его Адлогии». ------------------------------------------------------------------------ -------- Известие ПВЛ о советах Владимира с боярами по поводу принятия новой веры: цитата ------------------------------------------------------------------------ -------- «Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира». ------------------------------------------------------------------------ -------- цитата ------------------------------------------------------------------------ -------- Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». ------------------------------------------------------------------------ -------- Находит соответствие в рассказе саги о принятии веры на тинге и в представлении авторов саги о том, что Владимир не сам, не по своему одному разумению, а по совету-примеру Ольги («бабы своей») принял христианство.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
ИМХО, вполне.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Виктор
Гость
|
Остается только недоуменно спросить называли ли князья своих жен отвратительным словом БАБА (типа, козлы, Ярославна баба Гошки НовгородCеверского)
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Сергей
Гость
|
Из приведенных цитат не видно, что известия саги основаны на Корсунской легенде. Корсунская легенда - явление относительно позднее (по моим рассчетам - 1030-1070-е гг.). Сам летописец сознается, что существовало несколько версий крещения князя у "несведущих". Ранние тексты говорят о крещении Владимира в 986-987 гг., за 2 года до взятия Херсонеса. Имена русских персонажей в сагах очень редко соответствуют именам в других источниках, поэтому нельзя надеяться на то, что Аллогия - настоящее имя одной из жен Владимира. Чаще всего Аллогию отождествялют с Ольгой, но лишь по созвучию имен. Ваша версия, конечно, более убедительна - рассказ о крещении Владимира связан с рассказом об Ольге. Крещеные варяги курсировали в 960-х-980-х гг. между Русью и Византией, у них имелись книги, в которых рассказывалось о крещении Ольги. Именно от них могла исходить инициатива крещения Владимира, как это описано в саге. Но, помнится мне, что Аллогия не утвердительно называется женой Владимира. Вариант - мать князя. Вполне разумно, что Владимир воспитывался после смерти отца дядей Добрыней в Новгороде, туда же могла прибыть и Малуша, мать Владимира, сестра Добрыни. Ведь в саге описываются события княжения Владимира-язычника в Новгороде. Разве имя Аллогия не может быть образовано как и славянский вариант - Малуша - от имени её отца Мала-Малка?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|