Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
марта 29th, 2024, 4:58pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Аллогия в саге об Олафе сыне Трюггви »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Уголок историка
(Модераторы: , Mim)
   Аллогия в саге об Олафе сыне Трюггви
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Аллогия в саге об Олафе сыне Трюггви  (Прочитано 1844 раз)
Doctor_Faust
Гость

Е-мэйл

Аллогия в саге об Олафе сыне Трюггви
« В: декабря 15th, 2005, 11:54am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Аллогия в саге об Олафе сыне Трюггви выступает в качестве жены Владимира и покровительницы главного героя. В ПВЛ, среди известных имен жен Владимира Святославича, такое имя не упоминается. Наиболее близким по звучанию русским именем является имя Ольга, которое носила известная русская княгиня-христианка в X веке. Однако упоминание Ольги-Аллогии в качестве жены Владимира (на самом деле его бабки) – явный анахронизм и нелепица.  
 
Нелепица эта, однако, весьма просто разъясняется при попытке выяснения источников саги. Еще Е.А. Рыдзевская (Легенда о князе Владимире в саге об Олафе Трюггвасоне//ТОДРЛ, т.2, М.-Л., 1935) предположила, что одним из источником саги послужило «предание о крещении Руси из Греции, которое было связано с именем Владимира» и «могло быть известно на скандинавском севере».  
 
Однако исследовательница сделала весьма неосновательное заявление:  
 
цитата
------------------------------------------------------------------------ --------
«Что с древнерусской Корсунской легендой оно непосредственно не связывается, а тем более с известным испытанием вер, достаточно ясно из очерченного здесь содержания его».
------------------------------------------------------------------------ --------
 
 
 
Несмотря на это авторитетное заявление для любого, кто читал сагу не в кратких выжимках Т.Н. Джаксон, ясно, что источником легенды о крещении Руси Олафом стала летописная повесть об испытании вер князем Владимиром.  
 
Первый эпизод ПВЛ:  
 
цитата
------------------------------------------------------------------------ --------
Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой», и обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера - свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги - просто дерево». Владимир же спросил их: «В чем заповедь ваша?». И ответили они: «Пост по силе: «если кто пьет или ест, то все это во славу Божию», - как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».
------------------------------------------------------------------------ --------
 
 
 
Находит соответствие в речах Олафа против идолов и упоминании апостола Павла.  
Из речей Олафа:  
 
цитата
------------------------------------------------------------------------ --------
«Гораздо лучше веровать в единого Истинного Бога, своего творца, того который сотворил небо и землю, и все видимое и невидимое, и подает вечное спасение всем истинно верующим в него и истинно служащим ему».
------------------------------------------------------------------------ --------
 
 
 
цитата
------------------------------------------------------------------------ --------
«Не боюсь я богов, потому что и них нет ни голоса, ни зрения, ни слуха, ни разумения в чем бы то ни было … сами они не могут тронуться не будучи снесены или совлечены другими».
------------------------------------------------------------------------ --------
 
 
 
 
цитата
------------------------------------------------------------------------ --------
«Епископ Павел был великий друг Божий, он сказал, что поедет в Гардарики, если Олаф поедет вперед» (своеобразно «объяснен» момент летописного сюжета, в котором учитель Павел почему-то не с учениками! – Николай Ф.  )
------------------------------------------------------------------------ --------
 
 
 
 
Второй эпизод легенды об испытании вер:  
 
 
цитата
------------------------------------------------------------------------ --------
«И, сказав это, философ показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева».
------------------------------------------------------------------------ --------
 
 
 
Находит соотвествии в рассказе о видении Олафу рая и ада:  
 
 
цитата
------------------------------------------------------------------------ --------
«В одну ночь привиделось во сне великое и дотопримечательное видение, именно ему представился огромный каменный столп, поднимавшийся в воздух так высоко, сколько ему можно было видеть ему»
------------------------------------------------------------------------ --------
 
 
(Олаф взбирается по столбу и видет рай – Николай Ф.):  
 
цитата
------------------------------------------------------------------------ --------
«…цветущие удовольствия всякого рода, он увидел там светлых мужей, облеченных в белые одежды и украшенных всякою светлою славою, исполненных неизреченной радостью».
------------------------------------------------------------------------ --------
 
 
Затем ад:  
 
цитата
------------------------------------------------------------------------ --------
«Когда хотел сойти со столпа, то услышал вопли и горестный плач душ в геене. Узнал многих полководцев и друзей своих, там же он увидел муки, приготовленные конунгу Вальдмару и жене его Адлогии».
------------------------------------------------------------------------ --------
 
 
 
Известие ПВЛ о советах Владимира с боярами по поводу принятия новой веры:  
 
цитата
------------------------------------------------------------------------ --------
«Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира».
------------------------------------------------------------------------ --------
 
 
 
 
цитата
------------------------------------------------------------------------ --------
Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?».
------------------------------------------------------------------------ --------
 
 
 
Находит соответствие в рассказе саги о принятии веры на тинге и в представлении авторов саги о том, что Владимир не сам, не по своему одному разумению, а по совету-примеру Ольги («бабы своей») принял христианство.  
 
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Аллогия в саге об Олафе сыне Трюггви
« Ответить #1 В: декабря 16th, 2005, 4:36pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

ИМХО, вполне.  Roll Eyes
Зарегистрирован
Виктор
Гость

Е-мэйл

Re: Аллогия в саге об Олафе сыне Трюггви
« Ответить #2 В: февраля 24th, 2006, 1:53pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Остается только недоуменно спросить называли ли князья своих жен отвратительным словом БАБА (типа, козлы, Ярославна баба Гошки НовгородCеверского)
Зарегистрирован
Сергей
Гость

Е-мэйл

Re: Аллогия в саге об Олафе сыне Трюггви
« Ответить #3 В: февраля 26th, 2006, 1:20am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Из приведенных цитат не видно, что известия саги основаны на Корсунской легенде. Корсунская легенда - явление относительно позднее (по моим рассчетам - 1030-1070-е гг.). Сам летописец сознается, что существовало несколько версий крещения князя у "несведущих". Ранние тексты говорят о крещении Владимира в 986-987 гг., за 2 года до взятия Херсонеса.
Имена русских персонажей в сагах очень редко соответствуют именам в других источниках, поэтому нельзя надеяться на то, что Аллогия - настоящее имя одной из жен Владимира.  
Чаще всего Аллогию отождествялют с Ольгой, но лишь по созвучию имен. Ваша версия, конечно, более  убедительна - рассказ о крещении Владимира связан с рассказом об Ольге. Крещеные варяги курсировали в 960-х-980-х гг. между Русью и Византией, у них имелись книги, в которых рассказывалось о крещении Ольги. Именно от них могла исходить инициатива крещения Владимира, как это описано в саге.
Но, помнится мне, что Аллогия не утвердительно называется женой Владимира. Вариант - мать князя. Вполне разумно, что Владимир воспитывался после смерти отца дядей Добрыней в Новгороде, туда же могла прибыть и Малуша, мать Владимира, сестра Добрыни. Ведь в саге описываются события княжения Владимира-язычника в Новгороде. Разве имя Аллогия не может быть образовано как и славянский вариант - Малуша  - от имени её отца Мала-Малка?
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru