Автор |
Тема: О «Чужой земле» ст. «о кораблекрушении» дог. 911г. (Прочитано 1364 раз) |
|
Doctor_Faust
Гость
|
В договоре 911 г. Олега с греками есть одна интересная статья о потерпевших крушение кораблях: цитата ------------------------------------------------------------------------ -------- Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и поможет сохранить ладью с грузом ее и отправить вновь в Греческую землю, то проводим ее через всякое страшное место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта бурей или на мель сев задержана и не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, и проводим их с товарами их поздорову. Если же случится около Греческой земли такая же беда с русской ладьей, то проводим ее в Русскую землю и пусть продают товары той ладьи, так что если можно что продать из той ладьи… ------------------------------------------------------------------------ -------- Кажется, можно конкретизировать и оживить ситуацию. Итак, есть различия: 1. В случае крушения русской ладьи, товары, на ней привезенные, продаются, что выдает цель поездки русских: торговля в греческих портах. 2. В случае крушения греческой ладьи, ее товары не продаются, ладья с товарами препровождается в Греческую же землю. Застигнута бедствием она может быть, судя по тексту, в море, в «чужой земле». В «чужой земле» много опасных мест для мореплавателей, причем там постоянно обретаются русские. Смысл второй части может быть понят как описание типичных злоключений византийских морских купеческих кораблей, следовавших по маршруту Византия – Херсонес. Раскрыт он А.Н. Щегловым, правда, применительно к античной эпохе (ВДИ, 1972, №2). Автор обратил внимание на сообщение Полибия о том, что напротив устья Истра в открытом море на расстоянии дня пути находится наносная коса (1000 стадиев длиной), называемая моряками «Груди» (Stethe), о которую моряки ночью, не замечая ее, разбивают свои корабли (Полибий, IV, 41, 1-2). В пояснение к данному тексту А.Н. Щеглов приводит выписку из лоции о том, что наиболее опасным («страшным» по летописи) местом на пути парусных судов шедших от Дуная и Босфора в Крым или из Буго-Днестровского лимана в море была западная оконечность о. Тендра. С лимана суда к ней сносило течением, а с моря корабли, неправильно легшие в дрейф, пригоняли сильные южные и юго-западные ветра. По выражению лоции суда стремились к гибельному месту как к магниту. Единственной песчаной косой в 1000 стадиев длиной на пути от устья Дуная к Крыму был знаменитый Ахиллов Дром (система кос: Остров Тендра – Джарылгач), до которой от устья Дуная было 20-30 часов плавания. Следовательно, заключал, А.Н. Щеглов, «Груди» - это название западной оконечности Тендры (Ахиллова Дрома). Западная оконечность Ахиллова Дрома, таким образом, была той «чужой землей» и «страшным местом», в окрестностях которой в начале 911 г. постоянно пребывали росы-дромиты. По договору они обязаны были проводить суда от опасных отмелых берегов («страшных мест») в Херсонскую фему. До заключения договора дромиты, видимо, занимались грабежом тех же кораблей. Корабли, шедшие от устья Дуная, относились к «Грудям» южными ветрами. Еще одна возможность - отнесение туда же сильным течением с лимана рыбацких кораблей, которые, судя по договору 944 г. были частыми гостями в устье Днепра: цитата ------------------------------------------------------------------------ -------- Если же застанут русские корсунцев в устье Днепра за ловлей рыбы, да не причинят им никакого зла. И да не имеют права русские зимовать в устье Днепра, в Белобережье и у святого Елферья; но с наступлением осени пусть отправляются по домам в Русь. ------------------------------------------------------------------------ --------
|
« Изменён в : декабря 15th, 2005, 11:40am пользователем: Doctor_Faust » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость
|
|
Re: О «Чужой земле» ст. «о кораблекрушении» дог. 9
« Ответить #1 В: декабря 16th, 2005, 4:29pm » |
Цитировать Править
Удалить
|
Весьма любопытные данные.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|